Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 63-А-Т-14 от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                     ЗАО «Байкалэнерго»

Бульвар Рябикова, 67, г. Иркутск, Иркутская обл.,664043

Промплощадка, тер. В5, 1, г. Саяногорск, 655603

 

ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр»

Промплощадка, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

м/р Советский, 41, г. Саяногорск,  Республика Хакасия, 655600

ya.srkc@yandex.ru

 

ООО «УК «Регион 19»

ул. Пионерская, 7 (дом быта), каб. 14, г. Саяногорск, 655600

ukrgd19@mail.ru

 

ООО «Жилищный трест г. Саяногорска»

Заводской м-он, д. 44-1Н, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

oooztrest@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 63-А-Т-14

                                                                                                                    г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2015

В полном объеме решение изготовлено 05.06.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии:

представителей ООО «УК «Регион 19»: директора общества <…> (приказ № 1к от 01.10.2013), представителя по доверенности от 23.07.2014 <…>;

<…> – представителя ЗАО «Байкалэнерго» (доверенность № 12 от 12.01.2015), ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» (доверенность № 5/15 от 12.01.2015);

ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» не обеспечило в заседание явку уполномоченных представителей,

рассмотрев дело № 63-А-Т-14, возбужденное по признакам нарушения ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» (далее ООО «СРКЦ») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27 мая 2014 года в адрес Хакасского УФАС России поступило заявление ООО «УК «Регион 19», указывающее на признаки нарушения ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» антимонопольного законодательства, выразившегося в неисполнении договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК «Регион 19» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Заводской микрорайон, д. 36.

Усмотрев в указанных действиях (бездействии) ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Хакасское УФАС России приказом № 447 от 27.08.2014 возбудило настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 08.10.2014 рассмотрение дела № 63-А-Т-14 Комиссией было приостановлено до вступления в законную силу решения по делу А74-4166/2014. Определением от 30.01.2015 рассмотрение названного дела было возобновлено, рассмотрение дела назначено на 03.03.2015, определениями от 03.03.2015 рассмотрение дела откладывалось на 22.04.2015. Определением от 22.04.2015 рассмотрение дела отложено на 05.05.2015 по ходатайству ответчика для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Жилищный трест г. Саяногорска». Однако привлеченное в качестве заинтересованного лица ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» на рассмотрение дела своих представителей не направило, письменных пояснений относительно существа рассматриваемого дела не предоставило.

 

12.03.2015 в материалы дела № 63-А-Т-14 поступили пояснения ООО «УК «Регион 19», которыми были уточнены требования заявителя, а именно общество посчитало необходимым в ходе рассмотрения настоящего дела рассмотреть ситуацию по уклонению ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8.

Уточнение требований ООО «УК Регион 19» мотивировало следующим.

На основании протокола № 2 от 28.11.2013 об избрании ООО «УК «Регион 19» с 01.01.2014 управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8, ООО «УК «Регион 19» 04.12.2013 направило заявку в ООО «СРКЦ» на заключение договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по указанному дому. ООО «СРКЦ» приостановило рассмотрение заявки ООО «УК «Регион 19» в связи с судебным обжалованием протокола № 2 от 28.11.2013.

Законность решения собственников многоквартирного дома по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8 об избрании ООО «УК Регион 19» управляющей организацией была подтверждена решением Саяногорского городского суда от 22.04.2014 и Апелляционным определением Верховного суда от 17.07.2014.

ООО «УК «Регион 19» неоднократно обращалось в ООО «СРКЦ» с просьбой заключить договор на поставку коммунальных ресурсов по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8. Однако до настоящего времени договор теплоснабжения и горячего водоснабжения между ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» и ООО «УК «Регион 19» не заключен.

Комиссия Хакасского УФАС России приняла уточнение ООО «УК Регион 19» о рассмотрении в рамках дела № 63-А-Т-14 действий ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ», выразившихся в уклонении от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по МКД № 8 Интернационального микрорайона, и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 10, частями  2, 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 05.05.2015 выдала ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» предупреждение о прекращении действий по уклонению от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК «Регион 19», для чего Ответчику в срок до 18 мая 2015 года было необходимо совершить действия по рассмотрению заявки от 04.12.2013 в совокупности с письмами ООО «УК «Регион 19», направленными после состоявшегося 17.07.2014 Определения Верховного суда Республики Хакасия.

В связи с выдачей ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» предупреждения в период рассмотрения дела № 63-А-Т-14 рассмотрение дела определением от 05.05.2015 было отложено на 22 мая 2015 года.

18.05.2015 ООО «СРКЦ» направило в Хакасское УФАС России доказательства исполнения предупреждения Хакасского УФАС России, приложив копию проекта договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 830 от 12.03.2015 с копией сопроводительного письма от 12.05.2015 исх. № 01-304 в адрес ООО «УК Регион 19», на котором имеется отметка о получении Заявителем данного письма, с приложением договора № 830.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «УК Регион 19»  поддержали требования, изложенные в заявлении, а также в письменных пояснениях от 19.01.2015, от 02.03.2015, от 11.03.2015, и просили признать ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части:

- незаконного расторжения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 24.04.2014 по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Заводской микрорайон, 36;

- не расторжения договорных отношений с ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» и не заключения с ООО «УК Регион 19» с 18.07.2014 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 8.

Кроме того, просят привлечь ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» к административной ответственности.

В пояснениях, озвученных на заседании комиссии 22.05.2015, и оформленных письменно исх. № 67 от 22.05.2015 (вх. № 2896 от 22.05.2015), ООО «УК Регион 19» указало следующее. Во исполнение предупреждения Хакасского УФАС России 12.05.2015 в адрес ООО «УК Регион 19» от ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» поступил проект договора ресурсоснабжения. 21.05.2015 ООО «УК Регион 19» сообщило ООО «СРКЦ» об отсутствии возможности заключить договор.

Представители ООО «УК Регион 19» полагают, что предупреждение Хакасского УФАС России о прекращении действий по уклонению от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по МКД по адресу: Интернациональный мкр., д. 8, не исполнено, так как ресурсоснабжающая организация до настоящего времени не расторгла договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «Жилищный трест г. Саяногорска», в связи с чем не имеет намерений исполнять условия договора, проект которого направлен в ООО «УК Регион 19», и ее действия являются попыткой заключить мнимую сделку.

Таким образом, Заявитель просит признать действия ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» по не заключению публичного договора теплоснабжения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Интернациональный мкр., д. 8, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; а также привлечь ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» к административной ответственности.     

Кроме того, представители ООО «УК Регион 19» считают, что условия договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 830 от 12.03.2015, направленного ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» 12.05.2015, являются невыгодными для Заявителя в части обязанности управляющей организации осуществлять оплату за коммунальные услуги с 01.01.2014, в связи с чем в действиях Ответчиков имеется нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (навязывание невыгодных условий договора).

Также Заявитель просит выделить в отдельное дело вопрос по не заключению с 18.07.2014 договора на поставку коммунальных ресурсов на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Интернациональный мкр., д. 8.

 В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО «Байкалэнерго» и ООО «СРКЦ» не согласился с доводами ООО «УК Регион 19», указал, что позиция Ответчика изложена в письменных пояснениях.

Полагает, что действия ЗАО «Байкалэнерго» и ООО «СРКЦ» по приостановлению рассмотрения заявок ООО «УК Регион 19» на заключение договоров ресурсоснабжения являлись правомерными, поскольку имелся неурегулированный спор между управляющими организациями по многоквартирному дому: Заводской микрорайон, 36.

После вступления в законную силу определения Верховного суда РХ от 28.10.2014 между ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» и ООО «УК «Регион 19» был заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014 (подписано дополнительное соглашение от 14.11.2014).

11.11.2014 в адрес ООО «СРКЦ» от ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» поступила заявка на заключение договоров предоставления коммунальных ресурсов с приложением протокола от 11.11.2014 общего собрания собственников МКД № 36, Заводского м-на, о выборе в качестве УК ООО «Жилищный трест г. Саяногорска». 01.12.2014 поступила повторная заявка от ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» о заключении договоров. В связи с тем, что данные об оспаривании протокола от 11.11.2014 у ООО «СРКЦ» отсутствовали, 01.12.2014 в адрес ООО «Регион 19» было направленно уведомление о расторжении договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014.

Однако 29.04.2015 ООО «СРКЦ» отозвало свое уведомление о расторжении договоров ресурсоснабжения, так обстоятельства, послужившие причиной разбирательств, устранены: 02.04.2015 было вынесено решение Саяногорского городского суда о признании протокола от 11.11.2014 недействительным.

Относительно уточненных требований Заявителя по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный мкр., 8, представитель Ответчиков пояснил, что предупреждение комиссии Хакасского УФАС России исполнено, в адрес ООО «УК Регион 19» направлен проект договора теплоснабжения и горячего водоснабжения, что подтверждается сопроводительным письмом от 18.05.2015.   

Из имеющихся в материалах дела материалов, документов и пояснения Комиссией установлены следующие обстоятельства.

ЗАО «Байкалэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица 12.07.2004 за основным государственным регистрационным номером 1043801024630. Основными видами деятельности ЗАО «Байкалэнерго» в соответствии с Уставом являются: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей.

В целях обеспечения гарантированного предоставления услуг теплоснабжения всем потребителям, расположенным в пределах существующих систем теплоснабжения МО г. Саяногорск, Постановлением администрации г. Саяногорска № 248 от 04.03.2014 ОП «СТС» ЗАО «Байкалэнерго» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в соответствии со Схемой теплоснабжения МО г. Саяногорск до 2027 года.

Приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 18.12.2013 № 242-т, № 243-т и от 17.12.2014 № 110-т для обособленного подразделения «Саяногорские тепловые сети» ЗАО «Байкалэнерго» установлены тарифы в сфере теплоснабжения (тепловую энергию, теплоноситель) на 2014 и 2015 годы соответственно.

ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» (ООО «СРКЦ») зарегистрировано 24.11.2011, ОГРН 1111902001661. Основными видами деятельности ООО «СРКЦ» в соответствии с Уставом являются: консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию электрической распределительной и регулирующей аппаратуры; установка и эксплуатация приборов учета количества потребленной воды и отведенной воды; реализация (сбыт) электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам; диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии; оказание услуг третьим лицам, в том числе, по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги; предоставление различных видов услуг; оказание услуг по организации коммерческого учета; разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий; оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам.

В соответствии с представленной ЗАО «Байкалэнерго» и ООО «СРКЦ» в материалы дела информацией (список аффилированнных лиц указанных хозяйствующих субъектов) ЗАО «Байкалэнерго» и ООО «СРКЦ» являются группой лиц в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Между ЗАО «Байкалэнерго» (Принципал) и ООО «СРКЦ» (Агент) заключен агентский договор № 539-11 от 20.12.2011, согласно которому Принципал поручает, а Агент обязуется от имени и за счет Принципала совершать с 01 января 2012 года юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии и горячей воды потребителям г. Саяногорска, в том числе осуществлять деятельность по приему от плательщиков  денежных средств, в том числе через банки и платежных субагентов, направленную на исполнение денежных обязательств плательщиков перед Поставщиком – Принципалом по настоящему договору по оплате тепловой энергии и горячей воды и перечислять денежные средства в соответствии с условиями договора, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

Пунктом 2.1.1 агентского договора предусмотрена обязанность Принципала выдать Агенту доверенность на совершение юридических и фактических действий, предусмотренных настоящим договором. Во исполнение агентского договора ЗАО «Байкалэнерго» доверенностями № 36 от 09.01.2014, № 18 от 12.01.2015 уполномочило директора ООО «СРКЦ» совершать от имени ЗАО «Байкалэнерго» действия, связанные с заключением, изменением, расторжением и исполнением договоров (контрактов) купли-продажи тепловой энергии и горячей воды, теплоснабжения, поставки тепловой энергии и горячей воды с потребителями тепловой энергии и горячей воды в г. Саяногорске, пгт. Майна, п. Черемушки.

 

ООО «Управляющая компания «Регион 19» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.09.2013, ОГРН 1131902000801. Согласно Уставу предметом деятельности Общества является организация и (или) предоставление услуг, выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирными домами  деятельности.

Протоколом № 2 от 25.03.2014 внеочередного собрания собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Саяногорск, Заводской микрорайон, 36, ООО «УК «Регион 19» избрано в качестве управляющей организации указанного МКД с 01.05.2014. С собственниками помещений МКД заключен договор управления от 01.05.2014, копия которого предоставлена в материалы дела.

01.04.2014 ООО «УК «Регион 19» подало заявку в ООО «СРКЦ», в том числе на заключение договора теплоснабжения и горячего водоснабжения на многоквартирный дом по адресу: Заводской микрорайон, 36 (получено ООО «СРКЦ» 01.04.2014 вх № 430).

21.04.2014 в адрес ООО «УК «Регион 19» поступил проект договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014 с исполнителем коммунальных услуг, подписанный со стороны ресурсоснабжающей организации – ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ».

24.04.2014 ООО «УК «Регион 19» подписало договор теплоснабжения с протоколом разногласий.

06.05.2014 письмом № 379 ООО «СРКЦ» сообщило в адрес ООО «УК Регион 19» о том, что в период рассмотрения разногласий (06.05.2014) в адрес ООО «СРКЦ» поступила копия искового заявления собственника жилого помещения Соловьевой Т.В. о признании недействительным решения (протокола) общего собрания собственников МКД Заводского мкр. № 36 об избрании ООО «УК Регион 19» управляющей компанией данного дома. И поскольку имеется спор собственников относительно выбора управляющей организации МКД согласно пункту 9 Правил № 124, рассмотрение заявки ООО «УК «Регион 19» было приостановлено до принятия соответствующего решения суда, договорные отношения были продолжены с ООО «Жилищный трест г. Саяногорска».

Как следует из материалов дела, исковое заявление Соловьевой Т.В. о признании недействительным решения (протокола) общего собрания собственников МКД Заводского мкр. № 36 было возвращено Соловьевой Т.В. в связи с отказом от иска (определение Саяногорского городского суда от 12.05.2014).

12.05.2014 исх. № 392 ООО «СРКЦ» указало ООО «УК Регион 19» на существенность условий договора, которые оспариваются ООО «УК Регион 19», сообщило о необходимости согласования данных условий договора, и о невозможности считать договор теплоснабжения заключенным. А также повторно отмечено о приостановлении рассмотрения заявки управляющей организации на заключение договора теплоснабжения.

27.05.2014 (исх. № 36) ООО «УК «Регион 19» отозвало протоколы разногласий к договору от 24.04.2014 № 582.

Протоколом собственников помещений МКД Заводской микрорайон, 36 от 31.05.2014 ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» выбрано управляющей компанией данного дома.

Решением Саяногорского городского суда от 08.08.2014, оставленным без изменения Верховным судом Республики Хакасия от 28.10.2014, решение (протокол) внеочередного собрания собственников МКД Заводского микрорайона, д. 36 от 31.05.2014 был признан недействительным.

14.11.2014 между ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» и ООО «УК Регион 19» заключено соглашение к договору теплоснабжения № 582 от 24.04.2014, которым стороны пришли к соглашению считать указанный договор теплоснабжения и горячего водоснабжения заключенным. Пункт 1.11. договора стороны изложили в следующей редакции: «Настоящий договор считается заключенным по 31 декабря 2014 года. Условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.11.2014, и он считается продленным на год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одной из сторон не заявлено о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора».

 11.11.2014 протоколом общего собрания собственников помещений МКД Заводского микрорайона, 36 ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» избрано управляющей организацией данного дома с 10 ноября 2014 года.

Письмом № 1822 от 11.11.2014 ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» сообщило в ООО «СРКЦ» о том, что приступает к обслуживанию МКД № 36 Заводского микрорайона с 11 ноября 2014 года, приложив в подтверждение копию протокола общего собрания собственников помещений от 11.11.2014.

Письмом № 1919 от 01.12.2014 (вх. № 1385 от 01.12.2014) ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» обратилось в ООО «СРКЦ» с заявкой на заключение договоров ресурсоснабжения по указанному дому.

Письмом № 796 от 01.12.2014, отправленном ООО «СРКЦ» согласно почтового штампа 09.12.2014) и полученном ООО «УК Регион 19» 11.12.2014 (вх. № 94), ООО «СРКЦ» уведомило управляющую организацию о расторжении договора энергоснабжения с 24.11.2014, так как получена заявка от ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» на заключение договоров ресурсоснабжения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Заводской микрорайон, 36. ООО «СРКЦ» в данном уведомлении указало, что на 01.12.2014 в распоряжении ООО «СРКЦ» не имеется сведений об обжаловании протокола собственников об избрании ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» управляющей компанией дома, также отсутствуют заключение Государственной жилищной инспекции о незаконности избрания ООО «Жилищный трест» управляющей компанией.

26.12.2014 ООО «СРКЦ» (исх. № 845) повторно указало ООО «УК Регион 19» на то, что договоры ресурсоснабжения расторгнуты с 24.11.2014.

Таким образом, ООО «СРКЦ» продолжило договорные отношения с ООО «Жилищный трест г. Саяногорска». Об указанном обстоятельстве свидетельствуют выставляемые ООО «СРКЦ» счета на оплату коммунальных услуг в адрес ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» (копия счета за январь 2015 года представлена в материалы дела).

В материалах настоящего дела имеется письмо Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ГЖИ РХ) от 09.12.2014 № 12-5029 (на № 330-1035 от 17.11.2014), адресованное ООО «СРКЦ» и полученное им 10.12.2014 (согласно оттиску факса). Из указанного письма ГЖИ РХ следует, что представленный ООО «СРКЦ» для проверки легитимности протокол общего собрания собственников МКД № 36 Заводского микрорайона, не соответствует требованиям закона, так как общее количество участвовавших голосов составляет 48,39%, т.е. отсутствует кворум.

Аналогичная позиция высказана заместителем прокурора г. Саяногорска в письме от 11.12.2014 № 649-2014.

17.12.2014 собственник МКД № 36 Заводского микрорайона обратился в Саяногорский городской суд с исковым заявлением о признании недействительным решения собственников от 11.11.2014 об избрании ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» управляющей организацией дома.

13.03.2015 исковое заявление удовлетворено, протокол общего собрания собственников помещений в МКД № 36 Заводского микрорайона г. Саяногорска от 11.11.2014 был признан недействительным. Указанное решение суда вступило в законную силу.

Представителем Ответчика на заседании комиссии 05.05.2015 в материалы дела представлены письменные пояснения б/д и б/н о том, что 29.04.2015 ООО «СРКЦ» отозвало свое уведомление о расторжении договоров ресурсоснабжения, так как Саяногорским городским судом принято решение о признании недействительным решения собственников от 11.11.2014 об избрании ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» управляющей организацией МКД № 36 Заводского микрорайона. Вместе с тем, представителем Ответчика названа дата решения суда – 02.04.2015, комиссия отмечает, что решение Саяногорского городского суда принято 13.03.2015. К письменным пояснениям ООО «СРКЦ» приложена копия письма ООО «СРКЦ» от 29.04.2014 № 01-269 (получено ООО «УК Регион 19» 29.04.2015 вх. № 37), согласно которому ООО «СРКЦ» отзывает уведомление о расторжении договоров энергоснабжения и просит считать договор теплоснабжения действующим.      

 

Согласно протоколу № 2 от 28.11.2013 ООО «УК Регион 19» избрано с 01.01.2014 управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8

04.12.2013 ООО «УК Регион 19» направило заявку на заключение договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по указанному дому.

ООО «СРКЦ», являясь согласно агентскому договору № 539/11 от 30.12.2011 уполномоченным лицом ЗАО «Байкалэнерго» по осуществлению действий, связанных с обеспечением реализацией тепловой энергией и горячей воды потребителей Саяногорска, и руководствуясь пунктом 9 Правил № 124, приостановило рассмотрение заявки ООО «УК Регион 19» в связи с судебным обжалованием протокола № 2 от 28.11.2013.

Апелляционным определением Верховного суда от 17.07.2014 было оставлено без изменения решение Саяногорского городского суда от 22.04.2014, согласно которому протокол собрания собственников № 2 от 28.11.2013 был признан законным.

Письмом от 04.08.2014 ООО «УК Регион 19» обратилось в ООО «СРКЦ» с просьбой заключить договор на поставку коммунальных ресурсов по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8 в связи с вступившим в законную силу решением суда, которым протокол № 2 от 28.11.2013 признан законным.

Письмом от 19.08.2014 ООО «УК Регион 19» вновь обратилось в ООО «СРКЦ» с просьбой в трехдневный срок заключить договор на поставку коммунальных ресурсов в связи с началом управления названным домом с 25.08.2014.

Письмом № 626 от 19.09.2014 ООО «СРКЦ» сообщило ООО «УК «Регион 19» о поступлении протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, д. 8 о выборе с 01.09.2014 управляющей организацией ООО «Жилищный трест г. Саяногорска», в связи с чем исполнение заявки ООО «УК Регион 19» невозможно.

Впоследствии ООО «УК Регион 19» еще дважды обращалось в ООО «СРКЦ» для заключения договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения (письма от 14.10.2014 и 19.11.2014), указывая при этом на безосновательность обслуживания многоквартирного дома № 8 Интернационального микрорайона ООО «Жилищный трест г. Саяногорска».

Однако ответов от ООО «СРКЦ» на указанные письма не последовало, договор теплоснабжения и горячего водоснабжения между ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» и ООО «УК «Регион 19» заключен не был.

Рассмотрев указанные действия ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ», Комиссия Хакасского УФАС России квалифицировала их как уклонение от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК «Регион 19» (пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Учитывая изложенное, в связи с наличием в указанных действиях ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России выдала предупреждение о прекращении действий по уклонению от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК «Регион 19», а именно о совершении действий  по рассмотрению заявки от 04.12.2013 в совокупности с письмами ООО «УК «Регион 19», направленными после состоявшегося 17.07.2014 Определения Верховного суда Республики Хакасия.

18.05.2015 ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» исполнило предупреждение Хакасского УФАС России, представив копию сопроводительного письма от 12.05.2015 исх. № 01-304 в адрес ООО «УК Регион 19» о направлении проекта договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 830 от 12.03.2015.

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ также не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для установления в действиях ЗАО «Байкалэнерго» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции, необходимо, чтобы Ответчик занимал доминирующее положение на товарном рынке и совершал действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Согласно подпункту «в» пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, одним из этапов анализа состояния конкуренции на товарном рынке является определение географических границ товарного рынка.

Географические границы товарного рынка – это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для рынка теплоснабжения характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого присоединены теплопотребляющие установки потребителя.

Как установлено комиссией в ходе рассмотрения дела, объекты коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки (в том числе тепловые сети и котельные), переданы ЗАО «Байкалэнерго» по Концессионному соглашению от 11.11.2012.

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться границы тепловых сетей, расположенные в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки, находящиеся в пользовании и эксплуатируемые ЗАО «Байкалэнерго». Продуктовыми границами товарного рынка является услуга теплоснабжения в географических границах тепловых сетей, расположенных в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки, находящихся в пользовании и эксплуатируемые ЗАО «Байкалэнерго».  

Хакасским УФАС России установлено, что доля ЗАО «Байкалэнерго» на рынке оказания услуг теплоснабжения в вышеназванных географических границах эксплуатируемых тепловых сетей составляет 100%, то есть положение Ответчика в описанных границах является доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета, подготовленного в ходе рассмотрения дела.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Доказательств того, что положение ЗАО «Байкалэнерго» на товарном рынке теплоснабжения не может быть признано доминирующим, не представлено.

Комиссией Хакасского УФАС России вменяется ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» расторжение с 24.11.2014 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014, заключенного с ООО «УК Регион 19» по многоквартирному дому № 36 Заводского микрорайона, в отсутствие на то законных оснований, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; а также уклонение от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК «Регион 19» на основании заявки от 04.12.2013 (в совокупности с письмами ООО «УК «Регион 19», направленными после состоявшегося 17.07.2014 Определения Верховного суда Республики Хакасия) – нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с пунктом 11) и 16) статьи 2  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей), а теплосетевая организация – это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).   

Как  указано выше, ЗАО «Байкалэнерго» Концессионным соглашением от 11.11.2012 передано муниципальное имущество для оказания деятельности по теплоснабжению. И согласно Уставу общества указаны виды деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); эксплуатация электрических и тепловых сетей.

ЗАО «Байкалэнерго» является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Саяногорска, рп. Майна, рп. Черемушки.

Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» совершило действия по незаконному расторжению с 24.11.2014 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК Регион 19» по многоквартирному дому № 36 Заводского микрорайона, которые нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из следующего. 

К рассматриваемым правоотношениям применяются положения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (Правила № 124).

Пунктом 4 Правил № 124 установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Руководствуясь данной нормой ООО «УК Регион 19» 01.04.2014 обратилось в ООО «СРКЦ» с заявкой на заключение договоров ресурсоснабжения. Ресурсоснабжающей организацией направлен в адрес ООО «УК Регион 19» проект договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 24.04.2014, который был подписан со стороны управляющей организации с протоколом разногласий.

ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» и ООО «УК Регион 19», являясь сторонами по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014, пришли к соглашению распространить действия договора № 582 от 24.04.2014 к отношениям, возникшим с 01.11.2014. Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России, учитывая волеизъявление сторон договора, принимает дату начала правоотношений 01.11.2014.

Однако комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ»  незаконно расторгло договор теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014 с 24.11.2014 в связи с получением заявки ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» на заключение аналогичного договора по рассматриваемому дому.

Пунктом 9 Правил № 124 предусмотрено, что в случае обращения в ресурсоснабжающую организацию 2 и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома либо представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами), в том числе путем проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации к созданию и деятельности юридических лиц и деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, которые проводятся в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, или до принятия судом решения (в случае рассмотрения судом вопроса о законности создания и деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами).

Из положений указанной нормы следует, что ресурсоснабжающая организация, получив заявку от ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» в период действия ранее заключенного с ООО «УК Регион 19» договора теплоснабжения и горячего водоснабжения, должна приостановить рассмотрение данной заявки до подтверждения правомочия управляющей организации путем проверки законности решения общего собрания Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия или до принятия решения судом, в случае обжалования такого решения.

Комиссия пришла к выводу, что Ответчиком не исполнены требования пункта 9 Правил № 124.  

На момент подачи заявки ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» (11.11.2014 и 01.12.2014) решение собственников МКД № 36 Заводского микрорайона о выборе ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» с 11.11.2014 управляющей компанией обжаловано в судебном порядке не было.

Однако после получения первой заявки ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» от 11.11.2014 на заключение договора ресурсоснабжения, ООО «СРКЦ» 17.11.2014 обратилось в орган исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющий государственный жилищный надзор, для проверки легитимности решения общего собрания собственников МКД № 36 Заводского микрорайона от 11.11.2014 о выборе ООО «Жилищный трест г. Саяногорска». Ответ ГЖИ РХ от 09.12.2014 был получен ООО «СРКЦ» 10.12.2014 по факсимильной связи.

Вместе с тем, не дождавшись ответа на свое обращение от 17.11.2014, ООО «СРКЦ» уже 01.12.2014 подготовило в адрес ООО «УК Регион 19» уведомление о расторжении договора энергоснабжения и агентского договора со ссылкой на имеющуюся заявку от ООО «Жилищный трест г. Саяногорска». А получив 10.12.2014 ответ от ГЖИ РХ о незаконности протокола от 11.11.2014 об избрании ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» управляющей организацией, ООО «СРКЦ» не предприняло мер, направленных на соблюдение закона.

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России соглашается с доводом заявителя о том, что ООО «СРКЦ» было обязано приостановить рассмотрение заявки  ООО «Жилищный трест г. Саяногорска» до получения результатов проверки легитимности протокола собрания от 11.11.2014, а не совершать незаконные действия по расторжению договора теплоснабжения с ООО «УК Регион 19» в нарушение пункта 9 Правил № 124, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Относительно уклонения ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 8, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Частью 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлено, что договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

         Учитывая названные нормы Закона о теплоснабжении, ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» было обязано заключить договор теплоснабжения и горячего водоснабжения на основании заявок ООО «УК Регион 19» после установления судебными инстанциями (17.07.2014) законности избрания ООО «УК Регион 19» управляющей организацией многоквартирного дома № 8 Интернационального дома. Однако ресурсоснабжающая организация уклонялась от заключения публичного договора, о чем свидетельствует ответ ООО «СРКЦ» от 16.09.2014 № 626, продолжая договорные отношения с ООО «Жилищный трест г. Саяногорска», данное обстоятельство подтверждается также и решением Саяногорского городского суда РХ от 12.02.2015, вступившим в законную силу.

В соответствии с положениями части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, выдается предупреждение. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела (часть 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Поскольку при рассмотрении дела № 63-А-Т-14 комиссия Хакасского УФАС России выявила признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части уклонения от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по многоквартирному дому № 8 Интернационального дома, которые не были известны на момент возбуждения настоящего дела, то ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» было выдано предупреждение от 05.05.2015 о необходимости в срок до 18 мая 2015 года прекратить действия по уклонению от заключения договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ООО «УК «Регион 19», для чего совершить необходимые действия по рассмотрению заявки от 04.12.2013 в совокупности с письмами ООО «УК «Регион 19», направленными после состоявшегося 17.07.2014 Определения Верховного суда Республики Хакасия.

Анализируя уведомление ООО «СРКЦ» об исполнении предупреждения от 18.05.2015, комиссия приходит к выводу о том, что ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» исполнило предупреждение, о чем свидетельствует направление в адрес ООО «УК Регион 19» проекта договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 830 от 12.03.2015, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции со стороны ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» устранены путем выполнения предупреждения Хакасского УФАС России.

Комиссия отклоняет ходатайство Заявителя о выделении вопроса по уклонению от заключения договора ресурсоснабжения по МКД № 8 Интернационального микрорайона в отдельное дело, поскольку исходя из требований части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Как было указано ранее предупреждение Ответчиком было исполнено.

Также комиссия не соглашается с доводами представителей ООО «УК Регион 19» о наличии в действиях  ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания невыгодных условий договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 830 от 12.03.2015, направленного во исполнение предупреждения Хакасского УФАС России.

Навязыванием невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора условий является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента или не относящихся к предмету договора условиями, которые контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Однако на момент рассмотрения настоящего дела у комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что несмотря на указание ООО «УК Регион 19» на невыгодность условий договора № 830 от 12.03.2015 в письме № 62 от 21.05.2015 (вх. № ООО «СРКЦ» 01-679 от 21.05.2015), ресурсоснабжающая организация отказывается от согласования спорных условий договора или принятия предложений ООО «УК Регион 19».

Одним из требований ООО «УК Регион 19», заявленных в ходе рассмотрения дела, является привлечение ЗАО «Байкалэнерго» к административной ответственности. Оценив данное требование, комиссия приходит к следующему.

По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии (частью 2 статьи 41 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся:

1) выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;

2) выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;

3) выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;

4) выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции);

5) выводы по делам о нарушении антимонопольного законодательства, сделанные на основе обстоятельств, установленных в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, за исключением дел, для рассмотрения которых проведение такого анализа не является обязательным.

В силу части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

1) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;

2) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;

3) определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

4) устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

5) разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Следовательно, у Комиссии отсутствуют полномочия по привлечению Ответчика к административной ответственности, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия антимонопольного органа устанавливает наличие или отсутствие нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, за нарушение антимонопольного законодательства Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в частности статьей 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за злоупотребление доминирующим положением. В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу требований п. 3 части 2 статьи 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе по статье 14.31 КоАП РФ вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения предписания.

Учитывая отзыв Ответчиком 29.04.2015 уведомления о расторжении договора теплоснабжения, в котором он просит считать договоры ресурсоснабжения и агентский договор по МКД № 36 Заводского микрорайона действующими, у комиссии Хакасского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении злоупотребления ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» доминирующим положением.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 10, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ЗАО «Байкалэнерго» на рынке теплоснабжения в географических границах тепловых сетей, расположенных в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки, находящихся в пользовании и эксплуатируемые ЗАО «Байкалэнерго», доминирующим.

2. Признать действия ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ», выразившиеся расторжении с 24.11.2014 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения № 582 от 24.04.2014, заключенного с ООО «УК Регион 19» по многоквартирному дому № 36 Заводского микрорайона, в отсутствие на то законных оснований, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. В связи с выполнением ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «СРКЦ» предупреждения комиссии Хакасского УФАС России от 05.05.2015 о совершении действия по рассмотрению заявки ООО «УК Регион 19» о заключении договора теплоснабжения и горячего водоснабжения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саяногорск, Интернациональный микрорайон, 8, прекратить рассмотрение дела в данной части.

4. Предписание по делу не выдавать.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

С.В. Мальцева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны