Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 65-А-15 от 29 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

АО «Транспортная компания РусГидро»

 

«…»

 

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 65-А-15

                                                                                                                         г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 28.01.2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 28.01.2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Темерева Т.В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:              Тукачева А.А. – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует, в связи с участием в судебном заседании;

                                          Чиж Д.А. – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Марова О.О. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

в присутствии:

1) «…», представителя АО «Транспортная компания РусГидро» на основании доверенности от 20.01.2016 года № 152 (выданной сроком по 31.12.2016 года);

2) «…», представителя АО «Транспортная компания РусГидро» на основании доверенности от 20.01.2016 года № 153 (выданной сроком по 31.12.2016 года);

3) «…», представителя АО «Транспортная компания РусГидро» на основании доверенности от 20.01.2016 года № 154 (выданной сроком по 31.12.2016 года),

рассмотрев материалы дела № 65-А-15, возбужденного по признакам нарушения АО «Транспортная компания РусГидро» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК) (закупка № 31502415012), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части установления технических характеристик предмета торгов на поставку единственной конкурентной марки автомобилей Renault Duster 4х4 и Renault Logan,

УСТАНОВИЛА:

В отдел антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы жалобы ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург» (филиала «Лахта Рено») на действия закупочной комиссии по аукциону на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК) (закупка № 31502415012), в ходе рассмотрения которых установлено следующее.

29.05.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликована закупка № 31502415012 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК).

Предмет закупки: поставка автомобилей Renault Duster 4х4 или аналог в количестве 6 автомобилей и Renault Logan или аналог в количестве 4 автомобилей.

В Аукционной документации по аукциону на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК) содержится перечень установленных заказчиком технических требований на поставку указанных автомобилей (для каждого автомобиля свои требования).

Из проведенного анализа требований заказчика – ОАО «ТК РусГидро» установлено, что под технические характеристики предмета открытого аукциона в электронной форме № 31502415012 не подпадают иные автомобили кроме марок Renault Duster 4х4 и Renault Logan.

На основании изложенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в отношении АО «Транспортная компания РусГидро» Приказом от 29.09.2015 года № 318 возбуждено дело № 65-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 65-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.09.2015 года рассмотрение дела назначено на 27.10.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 65-А-15 от 27.10.2015 года рассмотрение дела отложено на 10.12.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 65-А-15 от 10.12.2015 года рассмотрение дела продлено и отложено на 28.01.2016 года.

26.10.2015 года (входящий № 5856) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения ответчика, в которых указано следующее.

Закупочная документация и технические требования подготовлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, где указано «поставка автомобилей Рено или аналог». Предпочтение автомобилям марки Рено отдано по ряду факторов: развитая дилерская сеть сервисного обслуживания, доступность и приемлемая стоимость запасных частей, оптимальные потребительские качества (такие как безопасность, комфорт, вместительный салон и багажное отделение). Не маловажным фактором является адаптация автомобилей к российским климатическим условиям эксплуатации и большой межсервисный пробег в 15 000 км, что значительно сокращает расходы на эксплуатацию.

На сегодняшний день автоконцерн «Renault-Nissan» имеет развитую дилерскую сеть и насчитывает 195 официальных дилеров автомобилей марки Renault по всей территории Российской Федерации, в связи с чем круг потенциальных участников аукциона достаточно обширен. Кроме того, предъявленным техническим требованиям подходят ряд аналогичных транспортных средств сегмента «Крассовер», позиция № 1 и «В» класса позиции № 2 технических требований, в связи с чем в конкурентной закупочной процедуре могли принять участие не только официальные дилеры автомобилей марки Renault.

В технических требованиях указаны характеристики автомобиля, которые максимально удовлетворяют требованиям заказчика, но они не являются неизменными, поскольку к поставке допускается аналогичный автомобиль, а именно (если исходить из понятия «аналог») автомобиль, того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков, понятие аналогичности не означает абсолютной идентичности. Наличие незначительных расхождений в технических характеристиках транспортных средств не являются существенными, и не рассматриваются техническим экспертом как достаточное условие для отклонения предложения участника закупки.

Таким образом, ответчик считает, что проведенная организатором ООО «СО Рустендер» закупка не содержит признаков нарушения антимонопольного законодательства и соответствует требованиям как Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), так и требованиям Закона о защите конкуренции.

04.12.2015 года (входящий № 6701) и 21.01.2016 года (входящий № 221) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили дополнения к пояснениям ответчика, в которых также содержится, что указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает положения Закона о закупках. Такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика.

Действия заказчика, установившего в технических требованиях определенные характеристики, в том числе товарный знак, производителя, место происхождения, не противоречат положениям части 10 статьи 4 Закона о закупках, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении пунктов 1 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).

Факт указания конкретных производителей товара не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, поскольку в соответствии с Протоколом о результатах аукциона № 3\8-ОНМ-2015-ИА-ТК от 22.07.2015 года заявки на участие в аукционе подали 2 претендента, все участники, подавшие заявки, допущены к участию в аукционе.

Наиболее подходящими в качестве аналога по предмету закупки автомобилями являются:

- для автомобиля Renault Logan 1.6 – ЛАДА ГРАНДА,

- для автомобиля Renault Duster 2.0 – НИССАН ТЕРРАНО.

В связи с чем в конкурентной закупочной процедуре могли принять участие не только официальные дилеры автомобилей марки Renault. В технических требованиях указаны характеристики автомобиля, которые максимально удовлетворяют требованиям заказчика. Участники вправе предложить автомобиль с аналогичными характеристиками, наиболее приближенными к требуемым, поскольку в технических требованиях содержится указание на допустимость «аналога». Кроме того, на рынке присутствуют поставщики, имеющие возможность осуществить поставку как автомобиля Рено, так и аналогов. Это AA MAJOR AUTO, Инком авто, Автомир, АвтоГермес-Запад, Автоавангард. Указанные хозяйствующие субъекты могли предложить к поставке как сам автомобиль, так и его аналог и в любом случае получили бы доход. Из чего можно сделать вывод, что для потенциальных поставщиком марка автомобиля, подлежащего поставке, не является ограничивающим фактором и конкуренция между потенциальными участниками присутствует в нужном объеме.

Все предложения, поступившие от участников, подвергаются оценке на предмет соответствия требованиям аукционной документации. В соответствии с пунктом 6.9 Положения о закупке заказчика, для оценки предложений участников закупки привлекаются эксперты.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.

29.05.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликована закупка № 31502415012 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК).

Заказчик: ОАО «Транспортная компания РусГидро».

Предмет закупки: поставка автомобилей Renault Duster 4х4 или аналог в количестве 6 автомобилей и Renault Logan или аналог в количестве 4 автомобилей.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 8 540 000 рублей 00 копеек.

В Аукционной документации по аукциону на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК) содержится перечень установленных заказчиком технических требований на поставку указанных автомобилей (для каждого автомобиля свои требования).

Из содержания аукционной документации следует, что аукционная заявка должна соответствовать требованиям, установленным в аукционной документации.

По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить аукционные заявки, которые поданы участниками аукциона, которые не соответствуют требованиям аукционной документации; содержат предложения, не соответствующие установленным условиям аукционной документации (пункт 2.8.2.4 Аукционной документации).

Из анализа требований заказчика – ОАО «ТК РусГидро» следует, что под технические характеристики предмета открытого аукциона в электронной форме № 31502415012 не подпадают иные автомобили кроме марок Renault Duster 4х4 и Renault Logan (при полном их соответствии).

На запросы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия об эквивалентных транспортных средствах, заказчик сообщил (письмо от 01.09.2015 года № 320 и письмо от 22.09.2015 года № 345), что:

- аналогичными автомобилями Renault Duster 4х4 являются: Chery Tiggo 5, Chevrolet Niva и Nissan Terrano;

- аналогичными автомобилями Renault Logan являются: LADA Granta, LADA Priora и Volkswagen Polo.

ОАО «ТК РусГидро» также пояснил, что анализ аналогов показывает, что имеются отклонения по различным пунктам, как в положительную, так и отрицательную сторону. Но эти несоответствия не носят критического характера и не позволяют техническому эксперту их трактовать как достаточным условием для отклонения предложения участников закупки. Эти несоответствия техническим требованиям вызваны конструктивными особенностями и проводимой технической политикой производителей автомобилей.

Однако, технические характеристики вышеуказанных автомобилей также не соответствуют техническим характеристикам предмета открытого аукциона в электронной форме.

Так по результатам анализа представленных документов и сведений Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлено, что все представленные аналоги автомобилей не соответствуют требованиям технического задания, а именно:

1) представленный аналог LADA Granta не соответствует следующим пунктам Технического задания: 2.1, 5, 6, 7, 9, 10 и 11.

2) представленный аналог LADA Priora не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.1, 1.8, 2.1, 2.6, 5, 6, 7, 9, 10 и 11.

3) представленный аналог Volkswagen Polo не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.2, 1.4, 1.8, 2.1, 2.5, 3, 4.1, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11.

4) представленный аналог Brilliance H230 – Brilliance Motor не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.1, 1.4, 1.8, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 4.2, 4.4, 5, 6.1, 7, 8.2, 9.1, 9.2, 10 и 11.

5) представленный аналог Hyundai Solaris не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.1, 1.4, 1.8, 2.1, 2.3, 2.5, 2.6, 3.3, 5, 6, 7, 8.2, 9.2, 9.3, 10 и 11.

6) представленный аналог DATSUN on-DO не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.4, 2.1, 2.4, 2.5, 3.3, 5, 6, 8.2, 9, 10 и 11.

7) представленный аналог KIA Rio не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.1, 1.8, 2.1, 2.6, 3.1, 3.2, 4.1, 5, 7, 6.2, 9, 10 и 11.

8) представленный аналог Chery Tiggo 5 не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.1, 1.2, 1.3, 1.7, 1.10, 1.11, 3.2, 3.3, 3.4, 4, 5.1, 6.2, 7, 9.1, 10 и 11.

9) представленный аналог Chevrolet Niva не соответствует следующим пунктам Технического задания: 1.3, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3, 4.2, 4.3, 4.4, 5.1, 6, 7, 10 и 11.

10) представленный аналог Nissan Terrano не соответствует следующим пунктам Технического задания: по всем пунктам.

Представленные заказчиком аналоги автомобилей Renault Duster 4х4 и Renault Logan таковыми не являются, так как не соответствуют установленным аукционной документации требованиям, а соответственно не могут быть предметом закупки и предлагаться участниками к поставке.

Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии от 17.07.2015 года на участие в данном аукционе поступило две заявки, которые признаны соответствующими условиям аукциона.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 65-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно положениям части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено следующие принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не содержит требований к порядку формирования лотов закупки, к правилам установления требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара указанной нормой Закона о закупках не предусмотрено.

Из содержания аукционной документации следует, что аукционная заявка должна соответствовать требованиям, установленным в аукционной документации. По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить аукционные заявки, которые поданы участниками аукциона, которые не соответствуют требованиям аукционной документации; содержат предложения, не соответствующие установленным условиям аукционной документации (пункт 2.8.2.4 Аукционной документации).

В Положении о закупке продукции для нужд ОАО «ТК РусГидро» (на дату размещения закупки) указано, что закупочная комиссия при принятии решений учитывает мнение экспертов, но она вправе принимать любые (в том числе противоречащие мнениям экспертов) решения (пункту 6.9.2 положения). Оценка заявок осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в конкурсной документации. При ранжировании заявок закупочная комиссия принимает оценки и рекомендации экспертов, однако может принимать любые самостоятельные решения (пункты 7.2.8.7 и 7.2.8.8 положения). Закупочная комиссия при принятии решений учитывает мнение экспертов, но она вправе принимать любые (в том числе противоречащие мнениям экспертов) решения (положения пункта 6.9.2 Положения о закупках).

Учитывая изложенное и соглашаясь с доводами ответчика, принимая во внимание нормы Положения о закупках и документации об аукционе общества, количество заявок, поданных для участие в данном аукционе, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что указание АО «Транспортная компания РусГидро» в закупочной документации конкретных показателей (конкурентных данных транспортных средств) в данном случае не противоречит требованиям Закона о закупках и не проводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Потенциальные участники закупки не ограничены в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у какого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий запрашиваемым характеристикам, не свидетельствует о нарушении АО «Транспортная компания РусГидро» прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.

Для целей применения статьи 17 Закона о защите конкуренции кроме установления факта, что заказчиком, действующим в рамках Закона о закупках, выбран определенный товар, необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции

Доказательства, свидетельствующие о том, что содержащиеся в документации аукциона требования к поставляемому товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки, материалы дела № 65-А-15 не содержат.

Таким образом, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях АО «Транспортная компания РусГидро» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела № 65-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, так как отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях АО «Транспортная компания РусГидро».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

  1. В действиях АО «Транспортная компания РусГидро» отсутствуют нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобилей Рено или аналог для нужд ТК РусГидро (лот № 8-ОНМ-2015-ИА-ТК) (закупка № 31502415012), в части установления технических характеристик предмета торгов на поставку единственной конкретной марки автомобилей Renault Duster 4х4 и Renault Logan.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 65-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии:                                                               Т.В. Темерева

 

Члены комиссии:                                                                           Д.А. Чиж

 

О.О. Марова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны