Решение №019/06/31-1010/2020 Решение по жалобе № 019/06/31-1010/2020 от 9 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Муниципальному заказчику – Управлению жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района

655650 Республика Хакасия, Алтайский р-он,

с. Белый Яр, ул. Ленина, 74

admalt@list.ru

 

2. Уполномоченному учреждению –

МКУ «Центр организации закупок» и его комиссии

ул. Ленина, 74, с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия, 655650

arpstorgi@mail.ru

 

3. Заявителю - Обществу с ограниченной ответственностью «Монолит»

109202, г. Москва, шоссе Фрезер, д. 5/1,

э подвал, пом. I, к. 1, оф. 15

monolitsd@mail.ru

 

4. Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 0880300004120000056

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/31-1010/2020

 

«09» сентября 2020 года                                                                            г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

«…», Врио руководителя управления;

Членов комиссии:

«…», начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при очном участии представителей сторон:

Муниципального заказчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района (далее — Управление ЖКХ администрации Алтайского района, Заказчик):

- «…», Руководителя Управления ЖКХ администрации Алтайского района на основании Распоряжения администрации Алтайского района № 192-к от 05.04.2017 и Дополнительного соглашения № 2 от 08.06.2017,

- «…», на основании доверенности № б/н от 07.09.2020г.,

Уполномоченного учреждения – Муниципального казенного учреждения «Центр организации закупок» (далее – МКУ «Центр организации закупок», уполномоченный орган):

- «…», Директора МКУ «Центр организации закупок» на основании Распоряжения администрации Алтайского района № 25-к от 20.01.2020г.,

без участия представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «МОНОЛИТ» (далее – ООО «МОНОЛИТ», заявитель, податель жалобы), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 019/06/31-1010/2020 ООО «МОНОЛИТ» на действия муниципального заказчика – Управления ЖКХ администрации Алтайского района при проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия (закупка 0880300004120000056), и результаты проведения внеплановой проверки действий муниципального заказчика и его комиссии, содержащих признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 02.09.2020 года входящий № 8124 поступила жалоба ООО «Монолит» на действия муниципального заказчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района при проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия (закупка 0880300004120000056).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

  1. Заказчиком в извещении и документации установлены дополнительные требования к участникам закупки не в соответствии положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99).
  2. В нарушение положений статьи 110.2 Закона о контрактной системе и приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр в документации об электронном аукционе в обосновании начальной (максимальной) цены контракта не содержится проект сметы контракта.

На основании чего, Заявитель просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку, обязать Заказчика привести документацию о закупке в соответствие с требованиями законодательства.

До рассмотрения жалобы по существу Заказчиком и Уполномоченным органом в адрес антимонопольного органа направлены запрашиваемые документы (вх. № 8389 от 08.09.2020г.), а также пояснения, в которых стороны выражают несогласие с доводами жалобы. На рассмотрении жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа устно озвучили представленные пояснения и просили признать жалобу необоснованной.

 

В результате анализа, оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, Комиссия пришла к следующим выводам.

26.08.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦК, локально-сметные расчеты, проектная документация, проект контракта) о проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия (закупка 0880300004120000056).

 

Документация об аукционе (электронный аукцион) на строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия утверждена 26.08.2020 года Директором МКУ «Центр организации закупок» «…» (документы и сведения, входящие в состав документации об аукционе утверждаются директором уполномоченного учреждения в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для нужд Алтайского района, утвержденного постановлением администрации Алтайского района от 27.12.2019. № 802 за исключением утверждения сведений и документов, относящихся непосредственно к полномочиям заказчика).

Начальная (максимальная) цена контракта 18 313 104,00 рублей.

Дата и время начала подачи заявок 26.08.2020 15:28.

Дата и время окончания подачи заявок 03.09.2020 10:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме 03.09.2020.

Согласно Протокола о признании электронного аукциона несостоявшимся от 03.09.2020 №0880300004120000056-0 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 03.09.2020 06:00:00 (по московскому времени) не подана ни одна заявка.

На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

По первому доводу жалобы Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Постановлением № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона установлены Заказчиком в извещении и пункте 21.2.1 аукционной документации об электронном аукционе:

«Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2(1) приложения № 1 Постановления № 99.

В пояснениях, представленных Заказчиком в адрес антимонопольного органа, в том числе указано, что «согласно определения «Спортивное сооружение», отраженном в пункте 17 статьи 2 Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» стадионы относятся к линейным объектам».

На рассмотрении жалобы по существу представители Заказчика и Уполномоченного органа настаивали, что стадион является линейным объектом, следовательно, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с положениями Постановления № 99, а именно требования как к линейному объекту, являются правомерными.

Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев в полном объеме аукционную документацию, представленные пояснения, а также заслушав доводы Заказчика и Уполномоченного органа, приходит к выводу, что Заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные требования не в соответствии с положениями Приложения № 1 Постановления № 99, исходя из следующего.

Предметом закупки является строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия.

В качестве подтверждения своего довода об отнесении объекта закупки к линейному, Заказчик ссылается на пункт 17 статьи 2 Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которому спортивное сооружение - это инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. Таким образом, из дословного прочтения указанной нормы не следует, что стадион является линейным объектом, как указывает Заказчик. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что спортивные сооружения отличаются большим разнообразием форм и размеров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ недвижимым имуществом (недвижимостью) являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, предприятия как имущественные комплексы.

Основным критерием отнесения того или иного объекта к недвижимости является наличие прочной связи объекта с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

Согласно пунктов 10 и 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ):

10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

10.1) линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

На основании вышеизложенных норм права, в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что стадион не может быть отнесен к линейным объектам.

Кроме того, в пункте 2.1 Положительного заключения государственной экспертизы № 19-1-1-2-038303-2020 от 14.08.2020г. проектной документации «Строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия» указано, что стадион является нелинейным объектом.

Таким образом, Заказчик, установив дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(1) приложения № 1 Постановления № 99, тогда как следовало установить дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99, нарушил требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя является обоснованным.

 

По второму доводу жалобы Комиссия сообщает следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

При этом из письма ФАС России от 13.01.2016 № ИА/699/16 «По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта» следует, что при рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в ЕИС в составе аукционной документации (закупка № 0880300004120000056) размещено, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по строительству стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия, которое определено проектно-сметным методом.

Таким образом, Заказчиком выполнено условие пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части включения в состав документации об электронном аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем, частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе закреплено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

 

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и её территориальных органов, в связи с чем, рассмотрение доводов жалобы ООО «МОНОЛИТ» о несоблюдении Заказчиком положений приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, которым утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, Комиссией Хакасского УФАС России не проводится.

Таким образом, часть доводов Заявителя нашла свое подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО «МОНОЛИТ» частично обоснованной.

 

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 019/06/31-1010/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений не установлено.

 

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента, в случае если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи Заказчику предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 2, 4, 5, 6 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 1 части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу 019/06/31-1010/2020 ООО «МОНОЛИТ» на действия муниципального заказчика – Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района при проведении электронного аукциона на строительство стадиона в с. Белый Яр, Алтайского района, Республики Хакасия (закупка 0880300004120000056) обоснованной в части установления в извещении и аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки не в соответствии положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

2. Признать муниципального заказчика – Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района нарушившим положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

«…»

Члены комиссии:

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны