Решение б/н Решение по делу, возбужденному по признакам нарушения законо... от 5 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе

 

Обществу с ограниченной ответственностью «…»

ул. «…», г. Абакан, Республика Хакасия

 

ул. «…», г. Абакан

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 31-Р-17

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2017                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2017

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

«…»;

 

Члены комиссии:

«…»;

«…»;

«…»,

рассмотрев дело № 31-Р-17, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «…» (далее по тексту – ООО «…»  по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе), выразившаяся в распространение рекламы, в виде двух баннеров, размещенных у входа в ломбард «…», расположенного по адресу: г. Абакан, «…», следующего содержания:

 «Срочно нужны деньги? Приходите к нам! Займы под залог. 0,17 % в день. Просто, быстро, выгодно.  г. Абакан, «…», «…». Ломбард «…».

В отсутствии ООО «…», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 14.06.2017 г. выявлено распространение рекламы, имеющей признаки нарушения статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в виде двух баннеров, размещенных у входа в ломбард «…», расположенного по адресу: г. Абакан, ул. «…», следующего содержания:

 «Срочно нужны деньги? Приходите к нам! Займы под залог. 0,17 % в день. Просто, быстро, выгодно. г. Абакан, ул «…».«…». Ломбард «…».

Указанное распространение рекламы зафиксировано актом проведения мониторинга от 14.06.2017г. и путем проведения фотофиксации указанных баннеров.

Хозяйствующую деятельность по выдаче займов под залог по указанному адресу осуществляет общество с ограниченной ответственностью «…» (ОГРН «…», ИНН «…»), согласно свидетельства о постановке на учет в Российской Федерации в налоговом органе по месту ее нахождения (фотофиксация от 06.14.2017г. свидетельства, находящегося в помещении, расположенном по адресу: г. Абакан, ул. «…», где при входе расположены указанные выше баннеры).

Хакасским УФАС России 16.06.2017 г. за исх. № «…» был направлен запрос ООО «…».

30.06.2017 г. (вх. № «…») был получен ответ, в котором ООО «…» представило следующие документы:

- копия товарного чека №«…» от 01.06. ИП «…» на сумму 1995 рублей, за печать баннера;

- копия залогового билета № «…» Серия ПА ООО «…»;

- копия свидетельства серия <...> «…» о государственной регистрации юридического лица от 12.12.2014г. за основным государственным регистрационным номером «…»;

- копия свидетельства серия <...> «…» от 12.12.2014г. о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

- копия листа записи ЕГРЮЛ от 29.03.2016г.;

- копия Устава ООО «…», утвержденного Решением №1 от 10.12.2014г.;

Согласно представленной  копии залогового билета №«…» серии  ПА ООО «…» имеет обособленное подразделение по адресу: г. Абакан, ул. «…», юридический адрес организации: РХ, г. Абакан, ул. «…».

Изучив имеющиеся и полученные материалы, Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 Определением от  28.08.2017 г. возбуждено дело № 31-Р-17 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе  в отношении ООО «…» как рекламодателя, рассмотрение дела назначено на 26.09.2017 г.

26.09.2017г. Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела №31-Р-17 рассмотрение дела назначено на 27.10.2017г.

27.10.2017г. Определением об отложении рассмотрения дела №31-Р-17 рассмотрение дела назначено на 27.11.2017г.

20.11.2017г. вх. № «…» ООО «…» представило пояснения по делу, из которых следует, что допущенные нарушения ООО «…» в части распространения ненадлежащей рекламы устранило, баннеры демонтировало. Также ООО «…» сообщило, что по займам применяются процентные ставки: - 5% в месяц, - 60% в год, иных процентных ставок не применяется.

 Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения заседания.

Комиссия Хакасского УФАС России, изучив представленные материалы приходит к следующим выводам:

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация полностью подпадает под понятие – реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовой услуги «заём», предоставляемой ООО «…».

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах), ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В размещенной Обществом рекламе на рекламном баннере указана только процентная ставка «0,17 % в день». Каких-либо иных сведений об услуге, которые могут повлиять на сумму расходов клиента, в рекламе не содержится.

Вместе с тем, согласно представленной копии залогового билета № «…» серия ПА следует пункт 5.4. условий договора займа в ломбарде: процентная ставка по займу исчисляется из расчета на один календарный год, составляет от 146 до 182,5 процентов годовых.

Также в  пункте 5.4.1. условий договора займа в ломбарде указано, что минимальная сумма процентов по займу – 100 руб. На сумму кредита от 10 000 руб. минимальный процент рассчитывается за 7 дней пользования кредитом.

Пункт 5.5. условий договора займа в ломбарде предусматривает, что в случае невозвращения в установленный срок суммы обязательств, ломбард вправе по истечении льготного месячного срока обратить взыскание на имущество и реализовать его в порядке определенном ломбардом.

Таким образом, стоимость рекламировавшейся ООО «…»  финансовой услуги по займу под залог вещей для заемщика (потребителя услуги) объективно не могла складываться только из указанной в рекламе одной составляющей: процентной ставки.

Поскольку распространяемая ООО «…» реклама финансовой услуги (займа) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу пункта 4 статьи 54 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Согласно пункту 1 части 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

В соответствии с частью 2 статья 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

В рекламе, распространенной ООО «…», отсутствует наименование юридического лица, а также его организационно-правовая форма.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

На основании имеющихся материалов в деле рекламодателем является ООО «…».

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Хакасского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Срочно нужны деньги? Приходите к нам! Займы под залог. 0,17 % в день. Просто, быстро, выгодно. г. Абакан, ул. «…».«…». Ломбард «…», ненадлежащей, не соответствующей требованиям  части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

  2. Признать ООО «…» ответственным за нарушение требований установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе

2. Предписание ООО «…» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии:

«…»

 

Члены комиссии:

«…»

«…»

«…»


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны