Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 70-А-Т-14 от 13 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница»

Главному врачу <…>

ул. Дзержинского, 18а, г. Черногорск, 655158

 

                                                                                                                    ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (ООО «Хакасский ТЭК»)

Генеральному директору <…>

ул. Гоголя, 44 – 201, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630112

 

ул. Красноярский тракт, д. 05, а/я 125, г. Черногорск, 655158

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 70-А-Т-14

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  05.02.2015

В полном объеме решение изготовлено 12.02.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

В рассмотрении дела приняли участие:

- представитель ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» <…> на основании доверенности б/н от 12.01.2015;

- представитель ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» <…> на основании доверенности № 03-2015 от 12.01.2015;

рассмотрев дело № 70-А-Т-14, возбужденное по признакам нарушения ООО «Хакасский ТЭК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Хакасское УФАС России 06.11.2014 поступило заявление ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» (далее также заявитель, учреждение) о злоупотреблении ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее ООО «Хакасский ТЭК») доминирующим положением в части взимания платы в размере 4912 рублей за разработку технических условий на установку прибора учета тепловой энергии в здании детской больницы.

Усмотрев в указанных действиях ООО «Хакасский ТЭК» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 599 от 08.12.2014 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 22.12.2014 дело № 70-А-Т-14 было назначено к рассмотрению на 05.02.2015.

Определением от 05.02.2015 комиссией была исправлена допущенная в определении о назначении дела к рассмотрению от 22.12.2014 описка, ошибочно было указано, что признаки нарушения антимонопольного законодательства ООО «Хакасский ТЭК» выразились во взимании с ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» платы за разработку технических условий при подключении к тепловым сетям, вместо платы за подготовку и выдачу технических условий на установку прибора учета тепловой энергии.  

На заседании комиссии представитель ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» поддержал заявленные требования, указав, что вынуждено было оплатить услуги за подготовку и выдачу технических условий на установку прибора учета тепловой энергии в размере 4912 рублей, так как подготовка и выдача технических условий на установку прибора учета была поставлена в зависимость от оплаты данных услуг.

Представитель ООО «Хакасский ТЭК» пояснил, что 28.11.2014 общество вернуло полученные денежные средства, о чем свидетельствует платежное поручение № 716, представленное в материалы дела.

 

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и доказательств, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 70-А-Т-14 установлено следующее.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Хакасский ТЭК» общество осуществляет следующие виды деятельности: основной – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительные – передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей разборка и снос зданий, производство строительных и земляных работ.

ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» обратилось в адрес ООО «Хакасский ТЭК» с заявлением от 29.07.2014 о выдаче технических условий на установку прибора учета тепловой энергии (вх. № 2002 от 29.07.2014).

Письмом от 30.07.2014 № 2140 ООО «Хакасский ТЭК» направило в адрес учреждения 2 экземпляра договора № 146 возмездного оказания услуг от 29.07.2014, подписанных и скрепленных печатью, с просьбой данный договор подписать и 1 экземпляр возвратить в адрес общества.  

В соответствии с договором возмездного оказания услуг № 146 от 29.07.2014, заключенным между ООО «Хакасский ТЭК» и ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница», ООО «Хакасский ТЭК» обязано подготовить технические условия на установку прибора учета тепловой энергии здания детской больницы, содержащие сведения: максимальная тепловая нагрузка, располагаемый напор в точке подключения, требования к системам теплопотребления, требования к узлам учета тепловой энергии, срок действия технических условий, а заказчик (ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница») обязуется оплатить оказанные услуги.

Согласно пункту 1.3 названного договора исполнитель оказывает услуги на основании письменной заявки от заказчика в течение 14 дней с момента заключения настоящего договора, при условии исполнения заказчиком обязанности по внесению авансового платежа.

Стоимость услуг по настоящему договору составляет 4912 рублей, в т.ч. НДС 18% (пункт 2.1 договора).

Оплата по настоящему договору производится заказчиком в следующем порядке:

а) аванс в размере 30% в течение 3 рабочих дней с момента подписания настоящего договора;

б) окончательный расчет в течение 3 рабочих дней с момента получения технических условий и подписания акта об оказании услуг (пункт 2.2 договора).

Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что оплата производится перечислением денежных средств на расчетный счет исполнителя, либо иным способами, согласованными сторонами.   

ООО «Хакасский ТЭК» был выставлен ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» счет от 29.07.2014 на сумму 4912 рублей, который был оплачен ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» 30.07.2014 (платежное поручение № 555200).

12.09.2014 ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» направило в ООО «Хакасский ТЭК» письмо (исх. № 732) с просьбой возвратить оплаченную сумму в срок до 25.09.2014 в связи с тем, что согласно действующему законодательству выдача технических условий осуществляется без взимания платы, указанное письмо получено обществом 15.09.2014 вх. № 2744.

На момент обращения ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» в Хакасское УФАС России с заявлением о нарушении ООО «Хакасский ТЭК» антимонопольного законодательства (06.11.2014) денежные средства не были возвращены, ответа от ООО «Хакасский ТЭК» на письмо учреждения от 12.09.2014 не получено.

Из письменных пояснений ООО «Хакасский ТЭК» от 28.11.2014 (вх. № 7208 от 01.12.2014), полученных на запрос Хакасского УФАС России от 14.11.2014, следует, что согласно ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, в связи с чем был заключен договор от 29.07.2014 № 146. 28.11.2014 ООО «Хакасский ТЭК» возвратило полученные средства в сумме 4912 рублей, ранее возвратить денежные средства не представлялось возможным в связи с тяжелым материальным положением общества, в подтверждение тяжелого материального положения ответчиком были представлены справки из банков, подтверждающие отсутствие денежных средств на расчетных счетах общества.  

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

Следовательно, для установления в действиях ООО «Хакасский ТЭК» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы общество занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия, которые ущемляют или могут ущемлять интересы других лиц.

ООО «Хакасский ТЭК» является теплоснабжающей организацией, правовые основы деятельности которой определяются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), регулирующим отношения в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что ООО «Хакасский ТЭК» занимает доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей, который включает в качестве части комплексного рынка осуществление естественно-монопольного вида деятельности по передаче тепловой энергии.

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее Правила № 1034).

Пунктом 17 Правил № 1034 предусмотрено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 1034 выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

Таким образом, Правилами № 1034 прямо предусмотрен безвозмездный характер оказания услуги по выдаче технических условий на установку приборов учета тепловой энергии.

 

Комиссией не принимается довод ООО «Хакасский ТЭК» о том, что стороны заключили договор № 146 от 29.07.2014 на основании статьи 421 ГК РФ, устанавливающей свободу заключения договора, так как такая позиция основана на ошибочном толковании указанной нормы.

В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Частью 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, положение договора о возмездности услуг по выдаче технических условий на установку прибора учета тепловой энергии не соответствует Правилам № 1034.

Также комиссией не оцениваются документы, представленные ООО «Хакасский ТЭК» и свидетельствующие о тяжелом материальном положении общества, так как они не имеют отношения к предмету рассмотрения настоящего дела.

Учитывая изложенное, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о не правомерности включения в договор № 146 от 29.07.2014 на оказание услуг по подготовке и выдаче технических условий на установку прибора учета условий об оплате данных услуг, а также взимания с ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» денежных средств в размере 4912 рублей за выдачу технических условий. 

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в описанных действиях ООО «Хакасский ТЭК» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В данном случае основания для выдачи ООО «Хакасский ТЭК» предписания отсутствуют, поскольку платежным поручением от 28.11.2014 № 716 общество возвратило  ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» денежные средства в размере 4912 рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «Хакасский ТЭК» в связи с добровольным устранением совершенного нарушения антимонопольного законодательства, а также его последствий.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО «Хакасский ТЭК» на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей доминирующим.
  2. Признать ООО «Хакасский ТЭК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного взимания с ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская больница» платы за подготовку и выдачу технических условий на установку прибора учета тепловой энергии.
  3.  Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

 

                          К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

                          Т.В. Темерева

 

                          Е.А. Исакова

 

                                         С.В. Мальцева

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны