Решение №019/06/34-272/2020 Решение по жалобе № 019/06/34-272/2020 от 7 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Муниципальному заказчику –

Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и его комиссии

655250, Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, с. Копьево,

пер. Юбилейный, 2

kopsowet@mail.ru

 

2. Уполномоченному органу – Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия

655250, Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок Копьево, ул. Кирова, 16

e21495@yandex.ru

 

3. Заявителю – Обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС»

603157, г. Нижний Новгород, ул. Буревестника, 9А, П8

s-res52@yandex.ru

 

4. Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 0180300007320000011

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/34-272/2020

 

«07» мая 2020 года                                                                             г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

 <…>, заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

<…>, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

<…>, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в отсутствии представителей муниципального заказчика Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее – Заказчик, Администрация), уполномоченного органа - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее – уполномоченный орган), Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» (далее – заявитель, податель жалобы, ООО «СТРОЙРЕСУРС»), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 019/06/34-272/2020 ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия муниципального заказчика - Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия (закупка № 0180300007320000011), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 27.04.2020 вх. № 2740 поступила жалоба ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия муниципального заказчика – Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия (закупка № 0180300007320000011).

В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контактной системе, поскольку Заказчиком в проекте контракта не учтены положения действующей редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042» (далее - Постановление Правительства РФ № 1011), а также должным образом не указано условие о сроке действия банковской гарантии.

На основании изложенного, заявитель просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу; обязать заказчика привести документацию в соответствие с требованиями законодательства.

До заседания комиссии по рассмотрению жалобы, в материалы дела от уполномоченного органа представлены письменные пояснения с запрашиваемой информацией (вх. № 2910 от 07.05.2020г.).

 

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

10.04.2020 года (изменения извещения от 20.04.2020 года) на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, локально-сметный расчет) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия (закупка № 0180300007320000011).

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 814 141,41 руб.

Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 28.04.2020 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 29.04.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме 30.04.2020 10:00.

Документация об аукционе (электронный аукцион) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия (закупка № 0180300007320000011) утверждена 20.04.2020 года Главой Орджоникидзевского района  <…>.

Согласно рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.04.2020 №0180300007320000011-0  аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и приняла решение о допустить к участию в аукционе всех участников.

Согласно протокола проведения электронного аукциона от 30.04.2020 №0180300007320000011-2 в аукционе принял участие единственный участник, сделавший предложение о цене контракта в размере 8 770 070 рублей 70 копеек.

На момент рассмотрения жалобы по существу протокол подведения итогов электронного аукциона не размещён.

 

 

По доводу жалобы о том, что заказчиком в проекте контракта не учтены положения Постановления Правительства РФ № 1011 в части ответственности за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе определяет, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанной нормы Закона, Правительством Российской Федерации 30 августа 2017 г. принято Постановление № 1042, которым утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042» в пункт 9 Правил внесены следующие изменения: слова «в виде фиксированной суммы, определяемой» исключены. Указанные изменения вступили в силу с 14.08.2019.

Вместе с тем, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в пункте 7.3.2 раздела 7 «Ответственность сторон» проекта контракта документации об Аукционе предусмотрен порядок определения размера штрафа в виде фиксированной суммы, что не соответствует действующей на момент размещения закупки редакции пункта 9 Правил, утв. Постановлением № 1042 и является нарушением требований части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя нашел свое подтверждение.

В действиях должностного лица, утвердившего документацию об электронном аукционе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Кроме того, как следует из части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 1011 внесены изменения
в Постановление Правительства РФ № 1042.
В частности, подпунктом и) пункта 2 Постановления Правительства № 1011 установлено, что «в пунктах 11 и 12 слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменить словами «начисленных штрафов».

Таким образом, пункты 11 и 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1042, изложены в следующей редакции:

11. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

12. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Однако в пункте 7.3.3 проекта контракта заказчиком установлено, что «Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта».

Также, пункте 7.4.3 проекта контракта заказчиком установлено, что «Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта».

Таким образом, указанное в пунктах 7.3.3 и 7.4.3 проекта контракта не соответствует пунктам 11 и 12 Правил и нарушает требования частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В действиях должностного лица, утвердившего документацию об электронном аукционе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод заявителя нашел свое подтверждение.

 

По доводу жалобы о том, что в проекте контракта должным образом не указано условие о сроке действия банковской гарантии.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

В пункте 8.1 проекта муниципального контракта указано следующее:

«Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком, с которым заключается Контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.»

При этом срок исполнения обязательств по контракту – с момента заключения Контракта по 30 сентября 2020 года (пункт 3.1 проекта контракта), а срок действия контракта – со дня его подписания сторонами и до 01 ноября 2020 года (пункт 9.1 проекта контракта).

Таким образом, поставив в зависимость расчёт срока действия банковской гарантии от срока действия контракта, Заказчик тем самым, возлагает на исполнителя дополнительные расходы по предоставлению банковской гарантии на больший срок, чем предусмотрено Законом.

Следовательно, указанное в пункте 8.1 проекта контракта условие о сроке действия банковской гарантии, превышающем срок действия контракта на один месяц (а не срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией), не соответствует и нарушает требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы Заявителя нашли своё подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» обоснованной.

В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 019/06/34-272/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.

1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На основании информации с ЕИС следует, что 18.04.2020 года на адрес электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе 0180300007320000011.

При этом 20.04.2020 года должностным лицом Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в ЕИС размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе следующего содержания:

«В ответ на запрос от 18.04.2020 (номер извещения 0180300007320000009) Администрация Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия поясняет, что значения объемов асфальтирования в техническом задании приведены в соответствие локально-сметному расчету.

В Документацию об электронном аукционе внесены соответствующие изменения.»

Таким образом, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС без указания предмета запроса, что свидетельствует о нарушении части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 4, 5, 8 статьи 34, части 4 статьи 64, пункта 8 части 1 статьи 64, частей 3, 4 статьи 65, части 3 статьи 96, пункта 1 части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу № 019/06/34-272/2020 ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия муниципального заказчика - Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия (закупка № 0180300007320000011) обоснованной.

2. Признать уполномоченный орган - Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия нарушившим части 5 и 8 статьи 34, часть 4 статьи 65, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Муниципальному заказчику – Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия выдать предписание об устранении нарушений.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны