Решение б/н Решение и предписание по жалобе ОАО "Страховое общество ЖАСО... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 92
18 августа 2011 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Широкова О.В., и.о. руководителя управления;
Члены комиссии: Кирьян М.Г., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Козгова Н.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Самрин И.П., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
при участии сторон:
1) Муниципального заказчика – администрации МО Алтайский район: Шапкиной Ирины Ивановны на основании доверенности от 16.08.2011,
2) ОАО «Страховое общество ЖАСО» (далее ОАО «ЖАСО»): Пьяновой Елены Алексеевны на основании доверенности от 29.03.2010 № 22/29032010,
рассмотрев жалобу ОАО «ЖАСО» на действия муниципального заказчика – администрацию МО Алтайский район и ее комиссию при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2011 году (заказ № 0180300001611000002) путем проведения конкурса и в результате проведения внеплановой проверки действий указанного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),

УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия жалоба ОАО «ЖАСО» поступила 12.08.2011.
В своей жалобе заявитель считает, что согласно Федеральному Закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ), Постановлению Правительства РФ от 08.12.2005г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление № 739) и Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ 07 мая 2003г. № 263 (далее Правила ОСАГО), участник размещения заказа производит расчет цены муниципального контракта по представленной заказчиком, организатором торгов информации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 40-ФЗ, страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Начальная максимальная цена контракта составляла 11337,29 руб.
С 28.07.2011 вступили в силу изменения к страховым тарифам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 574 от 13.07.2011 «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление № 574).
С учетом изменений, установленных указанным Постановлением № 574, начальная максимальная цена контракта должна была составить 12683,93 руб.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе по собственной инициативе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Датой окончания подачи заявок на участие в конкурсе являлось 02.08.2011. Однако изменения страховых тарифов ОСАГО, установленные Постановлением Правительства и вступившие в силу 28.07.2011, не были учтены конкурсной комиссией.
Учитывая вышеизложенное, ОАО «ЖАСО» применило данные изменения к страховым тарифам по конкурсу ОСАГО и 29 июля подало изменения к заявке с полученной ценой контракта 12683,93 руб.
В Протоколе № 1 не отражено, что ОАО «ЖАСО» была подана заявка с ценой контракта 11337, 29 руб., а 29.07.2011. поданы изменения к заявке с ценой контракта 12683,93 руб.
ОАО «ЖАСО» отказано в допуске к участию в конкурсе на основании превышения заявленной цены контракта, что отражено в Протоколе № 2. Таким образом, победителем конкурса был признан участник, предложивший цену контракта ниже, чем установленный законом размер премии по ОСАГО.
Заявитель считает, что конкурсной комиссии следовало изменить цену контракта с учетом изменений согласно требований Постановления Правительства РФ № 574 от 13.07.2011 и внести изменения в конкурсную документацию.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель ОАО «ЖАСО» Пьянова Е. А. подтвердила доводы, изложенные в жалобе, и пояснила, что обжалует действия (бездействия) заказчика в части изменения заказчиком конкурсной документации и действия комиссии заказчика в части неправомерного отказала в допуске общества к участию в конкурсе.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 17.08.2011 поступило письмо муниципального заказчика, в котором представлены следующие возражения на жалобу.
Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2011 году для нужд Администрации муниципального образования Алтайский район было опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 01.07.2011.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Во исполнение вышеуказанной нормы начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана в соответствии с действующим на момент размещения извещения о проведении открытого конкурса Постановлением № 739 и составила 11337,31 рублей.
Постановлением № 574 в Постановление № 739 были внесены изменения, которые вступили в силу 28.07.2011.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Из извещения о проведении открытого конкурса усматривается, что дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 02.08.2011.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, необходимость внесения изменений в конкурсную документацию в части уточнения начальной (максимальной) цены контракта возникла у заказчика 29.07.2011, после вступления в силу Постановления № 574.
Однако внесение изменений в конкурсную документацию 29.07.2011 не представлялось возможным, потому что повлекло бы нарушение части 3 статьи 24 Закона о размещении заказов, так как до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе оставалось 3 дня.
Отказ от проведения открытого конкурса также был невозможен, так как повлек бы нарушение части 5 статьи 21 Закона о размещении заказов.
При таких обстоятельствах заказчик полагает, что обоснованно победителем открытого конкурса был признан участник размещения заказа, предложивший наименьшую начальную (максимальную) цену контракта.
Более того, начальная (максимальная) цена контракта была установлена в соответствии с действующим на момент ее расчета законодательством, что является законным и обоснованным, так как в соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На основании вышеизложенного просим в удовлетворении жалобы Открытого акционерного общества «СО «ЖАСО» отказать.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика Шапкина И.И. подтвердила доводы, изложенные в возражениях заказчика.

Комиссия антимонопольного органа установила, что все истребованные у заказчика и его комиссии документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
В соответствии с положением части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение конкурсной документации может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок.
Жалоба подана 12.08.2011, после размещения на сайте Протокола вскрытия конвертов №0180300001611000002-1 от 03.08.2011, следовательно, жалоба на заказчика - на положение конкурсной документации подана с нарушением установленного срока, что дает основание признать жалобу на заказчика в этой части необоснованной.

Конкурсной документацией установлена начальная (максимальная) цена контракта – 11337, 31 руб.
ОАО «ЖАСО» подало на участие в конкурсе заявку с ценой 12683,93 руб.
Следовательно, конкурсная комиссия заказчика Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 05.08.2011 № 0180300001611000002-2, правомерно на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов отказала в допуске к участию в конкурсе ОАО «ЖАСО» по причине наличия в заявке общества предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, установленную конкурсной документацией, что дает основание признать жалобу необоснованной.

В соответствии с положениями части 3.25 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС России), утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов при данном размещении заказа. Проверка проводилась в соответствии с положениями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
В результате проведения указанной проверки установлено, следующее.

Заказчик нарушил часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов – неправомерно потребовал от участника размещения заказа представить следующие сведения:
• в пункте 17 Информационной карты конкурсной документации – срок действия заявки,
• в Форме 3. Анкета участника размещения заказа, части IV. Образцы форм – банковские реквизиты участника.

Положения Закона № 40 распространяются на страховщиков и страхователей, в рассматриваемом случае страхователем является муниципальный заказчик – администрация МО Алтайский район. Статьей 4 данного закона установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности.
В соответствии с положениями статьи 8 Закон № 40-ФЗ, государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования; Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик разместил на сайте Извещение о проведении конкурса 01.07.2011. Начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана в соответствии с действующим на момент размещения извещения о проведении открытого конкурса Постановлением № 739 и составила 11337,31 рублей.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе назначено заказчиком на 02.08.2011.
Правительство Российской Федерации Постановлением № 574 внесло изменения в страховые тарифы. В частности увеличились коэффициенты в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, и как следствие увеличились страховые тарифы. Данное постановление опубликовано в следующих официальных изданиях: "Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4495, "Российская газета", N 156, 20.07.2011. В соответствии с Российским законодательством, Постановление № 574 вступило в силу 28.07.2011 по истечении 7 дней после дня официального опубликования.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, с момента официального опубликования Постановления № 574 (18.07.2011 и 20.07.2011) у заказчика имела возможность до 28.07.2011 внести изменения в конкурсную документацию, в части изменения цены контракта, согласно Постановления № 574, тем самым выполнить обязанность страхователя.
В соответствии со статьей 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу с момента уплаты страховой премии или его первого взноса.
Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.
Поскольку в пункте 7.1 проекта муниципального контракта не указано начало срока действия контракта (стоит прочерк), то Комиссия руководствовалась положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 7.2 муниципального контракта установлено, что срок оказания услуг: с момента заключения контракта и до полного его исполнения обоими сторонами.
Следовательно, заказчик нарушил часть 3 статьи 24 Закона о размещении заказов – бездействовал и не внес изменений в конкурсную документацию.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пунктов 3,25, 3.32, 3.35 Регламента ФАС России, частью 4 статьи 25, частью 3 статьи 24, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия,

РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО «Страховое общество ЖАСО» на муниципального заказчика – администрацию МО Алтайский район и его комиссию при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2011 году (заказ № 0180300001611000002) путем проведения конкурса необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика нарушившим часть 4 статьи 25, часть 3 статьи 24 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.В. Широкова

Члены Комиссии М.Г.Кирьян

Н.П.Козгова

И.П. Самрин

 

ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
о размещении заказов
18 августа 2011 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии: Широкова О.В., и.о. руководителя управления;
Члены комиссии: Кирьян М.Г., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Козгова Н.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Самрин И.П., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Кирьян М.Г., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
на основании решения от 18.08.2011 по жалобе № 92 ОАО «Страховое общество ЖАСО» на муниципального заказчика – администрацию МО Алтайский район и его комиссию при размещении заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2011 году (заказ № 0180300001611000002) путем проведения конкурса,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному заказчику – администрации МО Алтайский район устранить нарушение части 4 статьи 25, части 3 статьи 24 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для чего:
1. Аннулировать конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2011 году (заказ № 0180300001611000002) для чего:
- отменить Протокол вскрытия конвертов от 02.08.2011 № 0180300001611000002-1, Протокол рассмотрения заявок от 05.08.2011 № 0180300001611000002-2, Протокол оценки и сопоставления заявок от 08.08.2011 № 0180300001611000002-3,
- разместить на сайте в данном размещении соответствующее информационное сообщение об отмене протоколов и аннулировании размещения,
- уведомить участников аукциона об аннулировании торгов и о возможности подать новые заявки на новый конкурс.
2. Привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства о размещении заказов с учетом решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов от 18.08.2011 по жалобе № 92.
3. Повторно провести размещение заказа (в случае необходимости).
4. В срок до 30.08.2011 сообщить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, с подтверждением исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания с приложением копии информационного сообщения с сайта об аннулировании конкурса.
5. В случае повторного проведения конкурса в трехдневный срок со дня размещения информации о проведении конкурса на официальном сайте представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия копии информации с сайта о проведении конкурса (копии извещения и документацию).

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии О.В. Широкова
Члены Комиссии М.Г.Кирьян
Н.П.Козгова
И.П. Самрин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны