Решение б/н РЕШЕНИЕ № 77-А-15 от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

МУП «Коммунальные системы»

ул. Геологов, 2, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

Заинтересованные лица:

Администрация города Сорска

ул. Кирова, 3, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

Прокуратура

Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске

ул. Кирова, 2, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

 

РЕШЕНИЕ

 № 77-А-15

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена 08 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:              Темерева Т.В.  – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Тукачева А.А. – главный специалист-эксперт отдела АЗР;

Чиж Д.А.  – главный специалист - эксперт отдела АЗР;

в присутствии представителей МУП «Коммунальные системы» - <-> , <->, представителей Администрации города Сорска – <->, <->, представителя  Прокуратуры Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске – <->, рассмотрев дело № 77-А-15, возбужденного по признакам нарушения МУП «Коммунальные системы» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокуратурой Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске (далее по тексту – Прокуратура) проведена проверка деятельности МУП «Коммунальные системы» (далее по тексту – МУП «КС») в части соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что 17.12.2014г. между МУП «КС» и ООО «Региональная топливная компания» (далее по тексту – ООО «РТК») заключен договор № КС17/12-14 на поставку твердого топлива (угля). Срок действия данного договора установлен до 31.12.2015г.

Указанный договор заключен МУП «КС» без проведения процедуры торгов.

Прокуратура, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «КС», направила материалы проверки в Хакасское УФАС России для оценки действий предприятия на соблюдение требований антимонопольного законодательства.

В связи с этим, Приказом № 326 от 12.10.2015г. Хакасским УФАС России в отношении МУП «КС» возбуждено дело № 77-А-15 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Определением от 27.10.2015г. дело № 77-А-15 назначено к рассмотрению на 08.12.2015г.

 

На заседании комиссии Ответчик пояснил, что МУП «КС» является ресурсоснабжающей организацией муниципального образования город Сорск на основании заключенных с Администрацией города Сорска договора безвозмездного пользования № 369/14 от 31.12.2014г. и договора аренды № 18/15 от 29.01.2015г.

В соответствии с данными договорами МУП «КС» были переданы объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения города Сорска, находящиеся в муниципальной собственности.

По мнению Ответчика, рассматриваемый договор от 17.12.2014г. № КС17/12-24 заключен с соблюдением требований действующего законодательства. Оплата по данному договору производилась за счет собственных средств МУП «КС», Администрацией города Сорска каких-либо субсидий МУП «КС» не выдавалось.

15.12.2014г. директором МУП «КС» было утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «КС». Данное Положение было согласовано МУП «КС» с Администрацией города Сорска.

На официальном сайте zakupki.gov.ru Положение о закупке МУП «КС» было размещено 15.09.2015г.

В декабре 2014 года в ООО «Горизонт» заканчивался запас угля в связи с чем город Сорск оставался без запаса топлива на отопление на праздничные дни. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, а также то факт, что на объявление соответствующих торгов требуется значительное время, МУП «КС» было решено закупить уголь у единственного поставщика – ООО «РТК».

В ООО «Горизонт» оставался запас угля всего на несколько дней, поэтому ситуация носила действительно чрезвычайный характер. Оставшийся уголь, закупленный Администрацией города Сорска по муниципальному контракту № 322/14 от 11.11.2014г., впоследствии был куплен МУП «КС» у ООО «Горизонт».

Уголь был куплен МУП «КС» у ООО «Горизонт» на сумму 877 000 по товарной накладной от 31.12.2014г. Поставка угля от ООО «РТК» по заключенному договору № КС17/12-24 от 17.12.2014г. последовала лишь в январе 2015 года, в связи с чем МУП «КС» до данного периода использовала уголь, приобретенный у ООО «Горизонт».

Объемов купленного у ООО «Горизонт» угля хватило бы на отопление в течении двух-трех дней. В соответствии с условиями договора № КС17/12-24 от 17.12.2014г., за месяц до начала поставки угля стороны согласовывают его объемы. В последующие месяцы 2015 года, МУП «КС» согласовывались с ООО «РТК» дополнительные объемы, для чего были заключены дополнительные соглашения к ранее заключенному договору, в связи с чем, соразмерно увеличивалась цена договора.

Ответчик пояснил, что Положения о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru в установленный законом срок не размещено. После размещения 15.09.2015г. Положения о закупке на официальном сайте, МУП «КС» дважды размещала извещение о проведении торгов по закупке угля, однако в связи с отсутствием поданных заявок торги были признаны МУП «КС» несостоявшимися.

В настоящее время МУП «КС» осуществляет закупку угля у ООО «РТК» в связи с отсутствием альтернативных поставщиков. ООО «РТК» является единственным поставщиком, изъявившим желание заключить договор на поставку МУП «КС» твердого топлива. В 2015 году МУП «КС» обращалось к разрезам Республики Хакасия для покупки угля напрямую, на что получило отказ.

Заинтересованное лицо – Администрация города Сорска пояснило, что в ноябре 2014 года от ООО «Горизонт» в Администрацию направлено уведомление об отсутствии денежных средств для покупки угля. В связи с этим Администрацией приняты меры по созданию унитарного предприятия, которым будет заменено ООО «Горизонт», более неспособное осуществлять деятельность по тепло- водоснабжению муниципального образования город Сорск.

Не размещение МУП «КС» Положения о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru в установленный законом срок, по мнению Администрации, вызваны отсутствием опыта работы с положениями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также срочной необходимостью предпринять меры по ликвидации сложившийся ситуации.

Представитель Прокуратуры полагает, что рассматриваемый договор заключен с нарушением действующего законодательства, считает, что МУП «КС» не соблюдены процедуры, установленные Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что приводит к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

При рассмотрении настоящего дела, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с договорами № 27/14 от 13.02.2014г. и № 32/14 от 13.02.2014г. обслуживание котельной города Сорска и сетей тепло-водо-снабжения, водоотведения передано Администрацией города Сорска в ведение ООО «Горизонт».

10.11.2014г. (исх. № 675) от ООО «Горизонт» в адрес Администрации города Сорска поступило обращение о невозможности приобрести уголь для работы городской котельной в связи с отсутствием денежных средств, а также о том, что на городской котельной остается шестидневный запас угля, что не соответствует нормативному запасу.

В связи с этим, Распоряжением Главы Администрации города Сорска от 11.11.2014г. № 337-р в муниципальном образовании город Сорск введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» с 11.11.2014г. с 14 часов 00 минут.

Пунктом 2 указанного Распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования г. Сорск приказано организовать контроль и координацию работ по созданию нормативного запаса угля на котельной.

Пунктом 3.1 Распоряжения исполняющему обязанности начальника отдела правового регулирования приказано заключить контракт с ООО «РТК» на оплату услуг по поставке угля в количестве 931 тн. в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в рамках пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

 Пунктом 4.1 Распоряжения на оплату поставки угля выделены денежные средства из резервного фонда Администрации в размере 893 760 рублей.

11.11.2014г. Администрацией на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 322/14 на поставки угля в количестве 931 тонн на сумму 893 760 рублей с единственным поставщиком – ООО «РТК».

Соглашением от 11.11.2014г. № 325/14 уголь, поставленный ООО «РТК» в объеме, предусмотренным муниципальным контрактом № 322/14 от 11.11.2014г., передан Администрацией города Сорска в ООО «Горизонт», о чем составлен акт приема-передачи от 17.11.2014г.

Постановлением Администрации города Сорска «О создании муниципального унитарного предприятия» от 04.12.2014г. № 542-п создано МУП «КС» (п.1) и утвержден его устав (п.2). Пунктом 4 указанного Постановления определено, что размер уставного фонда предприятия составляет 100 000 рублей и формируется за счет денежных средств, перечисленных на счет предприятия.

11.12.2014г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании МУП «КС».

Пунктом 2.1 Устава МУП «КС» установлено, что предприятие создано с целью реализации социальных и экономических интересов населения муниципального образования город Сорск и получения прибыли.

Пунктом 2.2 Устава МУП «КС» установлены виды деятельности предприятия, в том числе организация водоснабжения, теплоснабжения и снабжения населения топливом, выработка тепловой энергии.

15.12.2014г. Директором МУП «КС» - <-> утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «КС».

15.12.2014г. в МУП «КС» с участием представителей Администрации г. Сорска проведено заседание комиссии по приобретению угля, на котором было решено: МУП «КС» в связи с чрезвычайными событиями и возникновением срочной потребности в закупаемых товарах, отсутствием времени, необходимого для проведения иных закупочных процедур, вынести на комиссию по закупкам вопрос о заключении договора с ООО «РТК», поставляющей уголь.

17.12.2014г. МУП «КС» заключен договор № КС17/12-14 на поставку угля с ООО «РТК». Согласно пункта 5.1 данного договора сумма по договору составляет 18 049 400 рублей. В приложении № 1 к указанному договору поставки указано, что количество угля, предполагаемого к поставке, составляет 18 665 тонн.

В адрес Хакасского УФАС России МУП «КС» предоставлена справка (приложение к письму от 30.07.2015г. исх. № 1334) о том, что по указанному выше договору оплата за поставку угля производилась МУП «КС» за счет собственных средств.

Распоряжением Главы Администрации города Сорска от 24.12.2014г. № 389 режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» снят, в связи с ликвидацией его последствий.

30.12.2014г. между Администрацией города Сорска и ООО «Горизонт» заключено соглашение о расторжении договора аренды коммунальной инфраструктуры № 32/14 от 13.02.2014г. В связи с этим, ООО «Горизонт» прекращает свою деятельность в качестве ресурсоснабжающей организации.

31.12.2014г., между Администрацией города Сорска и МУП «КС» заключен договор безвозмездного пользования № 369/14, согласно которому муниципальное имущество – объекты коммунальной инфраструктуры переданы МУП «КС» с целью осуществления деятельности по обеспечению водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования город Сорск.

20.01.2015г. между Администрацией города Сорска и МУП «КС» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору безвозмездного пользования № 369/14 от 31.01.2014г., согласно которому часть канализационных и тепловых сетей возвращаются Администрации (акт приема-передачи от 20.01.2015г.).

Письмом от 31.12.2014г. № б/н Администрация города Сорска одобрила совершение сделок МУП «КС», заключаемых по результатам открытых аукционов в электронной форме на электронной торговой площадке. Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 20 000 000 рублей. Письмом от 14.05.2015г. размер максимальной суммы указанных сделок увеличился и не должен превышать 40 000 000 рублей.

В период с января по ноябрь 2015г. (12.01.2015г., 01.09.2015г., 17.09.2015г., 22.09.2015г., 21.10.2015г., 26.10.2015г., 02.11.2015г., 09.11.2015г., 16.11.2015г., 23.11.2015г.) к договору поставки угля № КС17/12-14 от 17.12.2014г. заключались дополнительные соглашения (№№ 1-10), согласно которым количество предполагаемого к поставке угля увеличивалось сторонами пропорционально увеличению суммы договора:

- соглашение № 1, сумма договора – 23 577 912 рублей, дополнительно подлежит поставке 23 066 тонн;

- соглашение № 2, сумма договора – 24 845 976 рублей 14 копеек, дополнительно подлежит поставке 1224 тонна;

- соглашение № 3, сумма договора – 26 254 36 рублей 14 копеек, дополнительно подлежит поставке 1360 тонна;

- соглашение № 4, сумма договора – 26 959 416 рублей, количество поставляемого в сентябре 2015 года угля увеличилось на 680 тонну;

- соглашение № 5, сумма договора – 28 016 136 рублей 87 копеек, количество поставляемого в октябре 2015 года угля увеличилось на 1020 тонны;

- соглашение № 6, сумма договора – 29 072 856 рублей 44 копеек, количество поставляемого в октябре 2015 года угля увеличилось на 1020 тонны;

- соглашение № 7, сумма договора – 30 129 576 рублей 02, количество поставляемого в октябре-ноябре 2015 года угля увеличилось на 1020 тонны;

- соглашение № 8, сумма договора – 31 186 296 рублей 59 копейки, количество поставляемого в ноябре 2015 года угля увеличилось на 1020 тонны;

- соглашение № 9, сумма договора – 32 243 016 рублей 17 копеек, количество поставляемого в ноябре 2015 года угля увеличилось на 1020 тонны;

- соглашение № 10, сумма договора – 33 370 184 рублей 05 копеек, количество поставляемого в ноябре 2015 года угля увеличилось на 108 тонны.

29.01.2015г. между МУП «КС» и Администрацией города Сорска заключен договор аренды № 18/15, согласно которому МУП «КС» в аренду были переданы объекты коммунального хозяйства, являющиеся составной частью инфраструктуры, предназначенной для организации и обслуживания процесса водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Пунктом 1.1. договора установлено, что данный договор заключен на основании договора № 369/14 от 31.12.2014г. и структурных схем расположения объектов инфраструктуры.

Из пояснений МУП «КС» следует, что договор № КС17/12-14 от 17.12.2014г. был заключен МУП «КС» на основании статьи 57 главы 11 Положения о закупке МУП «КС», согласно которой проведение процедуры закупки у единственного поставщика без использования конкурентных процедур может осуществляться в случае возникновения чрезвычайного события, в результате которого возникает срочная потребность в закупаемых товарах.

При этом, исходя из пункта 57 Положения о закупке МУП «КС» под чрезвычайным событием понимается срочная восстановительная работа, которую необходимо выполнить в кратчайшие сроки ввиду производственной необходимости, в целях ликвидации последствий чрезвычайного события, в том числе ликвидация аварийных ситуаций или предотвращения аварийных ситуаций, а также необходимости соблюдения требований безопасности на предприятии, являющемся объектом повышенной опасности. Срочная восстановительная работа определяется по критериям: выполнение работы силами предприятия невозможно; необходимость обеспечения безопасной и бесперебойной поставки потребителям водоснабжения и теплоснабжения, оказание услуг по водоотведению; необходимость обеспечения качественной и бесперебойной хозяйственной деятельности предприятия; отсутствие времени на проведение конкурентной закупки.

Ответчик пояснил, что осуществляет деятельность по закупке товаров, работ, услуг на основании Положения о закупке МУП «КС», утвержденного 15.12.2014г. и разработанного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно данным с единой информационной системы - zakupki.gov.ru, а также сведений, полученных от Прокуратуры Усть-Абаканского района с дислокацией в городе Сорске (письмо от 24.07.2015г. исх. № 7-17-2015), положение о закупке МУП «КС» размещено 15.09.2015г. План закупок на 2014, 2015 год МУП «КС» на сайте в сети интернет zakupki.gov.ru по состоянию на сегодняшний момент не размещены.

Из материалов дела также установлено, что МУП «КС» в 2015 году на официальном сайте zakupki.gov.ru размещало извещения о проведении закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на поставку угля (21.09.2015г. – извещение о проведении открытого конкурса № 31502775654, 23.11.2015г. – извещение о проведении открытого конкурса № 31502985850). Предметом данных закупок являлась поставка угля для обеспечения котельных МУП «КС» в осенне-зимний период 2015г. (по извещению № 31502775654), в зимне – весенний период 2016г. (по извещению № 31502985850).

Согласно протокола вскрытия конвертов № 31502775654-01 от 20.10.2015г. на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку угля по извещению № 31502775654 не было подано ни одной заявки.

Дата и время вскрытия конвертов открытого конкурса по извещению № 31502985850 установлена МУП «КС» 14.12.2015г.

Согласно представленным Ответчиком справок расхода угля, в период с января по ноябрь 2015 года ООО «РТК» было поставлено следующее количество угля: на городскую котельную в январе 2015 года – 3857,05 тонн (2БР), на котельную п. Геологов – 386 тонн (2БР); на городскую котельную в феврале 2015 года – 4715,80 тонн (2БР) на котельную п. Геологов – 420 (2БР); на городскую котельную в марте 2015 года – 5050,80 тонн (2БР), 88,74 тонн (3БСШ) на котельную п. Геологов – 420 тонн (2БР); на городскую котельную в апреле 2015 года – 5440,10 тонн (2БР), 700,34 тонн (3БСШ) на котельную п. Геологов – 299 тонн (2БР); на городскую котельную в мае 2015 года – 680 тонн (2БР) на котельную п. Геологов – 90 тонн (2БР); на городскую котельную в июне 2015 года – 1264,40 тонн (2БР); на городскую котельную в сентябре 2015 года – 1835,55 тонн (2БР), на котельную п. Геологов – 90 тонн (2БР); на городскую котельную в октябре 2015 года – 4403,45 тонн (2БР), 843,70 (3БР), на котельную п. Геологов – 291 тонн (2БР); на городскую котельную в ноябре 2015 года – 5199,35 (2БР), на котельную п. Геологов – 306 тонн (2БР), на котельную п. Геологов – 306 тонн (2БР). Указанные объемы поставки угля также подтверждаются товарными накладными и счетами-фактурами (в период с декабря 2014 года по июль 2015 года).

Согласно плана расхода топлива на городской котельной МУП «КС» на 2015-2016г.г., расход условного топлива в МУП «КС» в январе составляет 3530,4 тн., в феврале 2926,3 тн., в марте 2408,6 тн., в апреле 1730,3 тн., в мае 835,1 тн., в июне 713,2 тн., в июле 806,3 тн., в августе 797,6 тн., в сентябре 1049,8 тн., в октябре 1789,6 тн., в ноябре 2435,9 тн., в декабре 5965 тн.

Согласно письма Администрации города Сорска от 23.11.2015г. исх. № 4656 МУП «КС» денежные средства из бюджета на осуществление капитальных вложений, на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства не выделялись.

В целях исследования и сопоставления ценовых предложений иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу твердого топлива (угля) в границах Республики Хакасия, 07.10.2015г. Хакасским УФАС России в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» направлен запрос (исх. № 04-6456/дч) о предоставлении сведений об отпускных ценах на уголь марки «2БР» и «ДПК» в период с 01.12.2014г. по 01.02.2015г.

В ответ на указанный выше запрос Хакасского УФАС России, письмом от 09.10.2015г. исх. № 4011, ООО «СУЭК-Хакасия» сообщило о том, что отпускная цена продукции – угля марки «ДПК» (60-130) данного хозяйствующего субъекта составляет 1600 рублей за тонну (с 01.12.2014г. по 31.12.2014г.) и 1520 рублей за тонну (с 01.01.2015г. по 01.02.2015г.). Угольную продукцию марки «2БР» ООО «СУЭК-Хакасия» не выпускает, договорных отношений с МУП «КС» не имеет.

Письмом от 29.07.2015г. № 2976 Администрация города Сорска пояснила, что Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.12.2005г. № 112-П для города Сорска установлен неснижаемый нормативный запас топлива в количестве 2364 тн. Для оказания услуг по теплоснабжению от отопительной котельной в течении трех зимних месяцев необходимо 14 400 тн. угля.

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

МУП «КС» является муниципальным унитарным предприятием и осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и, следовательно, при проведении закупок обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.

Согласно положениям части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В части 1 статьи 3 Закона о закупках установлены следующие принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из того, что положения Закона о закупках распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, за исключением случаев, установленных указанным законом, заказчик должен разработать нормативные правовые акты, регулирующие процедуру проведения закупки, в отношении всех проводимых им закупок.

Частью 1 статьи 4 Закона о закупках установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Как установлено комиссией, положение о закупке МУП «КС», утвержденное 15.12.2014г., размещено в единой информационной системе 15.09.2015г., то есть за пределами пятнадцатидневного срока, указанного в пункте 1 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона № 223-ФЗ, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 данной статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.

В случае невыполнения данного требования, в силу прямого указания части 5 статьи 8 Закона о закупках, такой заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из правового анализа вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что правило, установленное частью 5 статьи 8 Федерального закона № 223-ФЗ, действует до момента, как заказчик разместит в установленном порядке утвержденное положение о закупке в единой информационной системе. Соответственно, с момента такого размещения заказчик при закупке руководствуется этим положением о закупке.

Как было указано выше, Положение о закупке МУП «КС» было размещено в сети интернет лишь 15.09.2015г.

Таким образом, в данном случае МУП «КС» при определении поставщиков до даты размещения соответствующего положения о закупках, то есть до 15.09.2015г., было обязано руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Соответственно, МУП «КС» Закон о закупках может применять только после размещения положения о закупках на официальном сайте, то есть после 15.09.2015г.

Следовательно, договор/контракт на поставку твердого топлива – угля, МУП «КС» вправе было заключать только посредством применения процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть посредством организации конкурентной основы заключения соответствующего договора/контракта.

Вместе с тем, данный порядок МУП «КС» не соблюден, договор заключен с единственным поставщиком – ООО «РТК», без проведения процедуры торгов.

Часть 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определены случаи возможности закупки товара у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако, ни один из пунктов, указанных в вышеуказанном положении Закона о контрактной системе, не применим к рассматриваемым правоотношениям.

Следовательно, при заключении договора/контракта МУП «КС» необходимо провести процедуру торгов, порядок которых регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Факт заключения МУП «КС» договора с ООО «РТК» на бесконкурсной основе ставит данного хозяйствующего субъекта в преимущественное положение по сравнению с его конкурентами, лишает возможности заключения соответствующего договора/контракта иных хозяйствующих субъектов-конкурентов, представленных на рынке поставки твердого топлива.

 

Согласно части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный Закон не регулирует отношения, связанные с:

1) куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);

2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

3) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;

5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

6) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

7) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности;

8) осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

9) определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

10) открытием головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключением ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Таким образом, вышеуказанным положением Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного закона.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.

Закупка у единственного поставщика не входит в исчерпывающий перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие Закона о закупках, из чего следует, что такой вид закупки относится к иным способам закупки.

Следовательно, законодатель относит закупку у единственного поставщика к одной из форм проведения торгов, в связи с чем на такую процедуру распространяются общие требования, устанавливаемые Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с требованиями части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Вся вышеуказанная информация, подлежащая обязательному размещению в информационной системе, при закупке МУП «КС» твердого топлива у единственного поставщика – ООО «РТК» размещена не была.

Таким образом, в нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках МУП «КС» при осуществлении закупки не размещена информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке в единой информационной системе.

Информация о возможности заключения договора поставки угля, как и информация об условиях соответствующего договора, в следствии не размещения МУП «КС» предусмотренной частью 5 статьи 4 Закона о закупках информации, была доведена заказчиком исключительно до ООО «РТК».

Предоставление МУП «КС» доступа к информации о закупке исключительно ООО «РТК» приводит к созданию для данного лица преимущественных условий участия в торгах и ставит его в неравное положение относительно других хозяйствующих субъектов – конкурентов, осуществляющих свою деятельность на рынке реализации твердого топлива (угля).

 

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Из изложенных выше фактических обстоятельств рассматриваемого дела следует, что:

  1. МУП «КС» был заключен договор № КС17/12-14 от 17.12.2014г. на поставку твердого топлива (угля) без проведения процедуры торгов, установленных Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что лишило возможности заключения соответствующего договора/контракта иных хозяйствующих субъектов-конкурентов ООО «РТК», представленных на рынке поставки твердого топлива;
  2. Информация о возможности заключения договора поставки угля, как и информация об условиях соответствующего договора, вследствие не размещения МУП «КС» предусмотренной частью 5 статьи 4 Закона о закупках информации в информационной системе, была доведена исключительно до ООО «РТК», что привело к созданию для данного лица преимущественных условий участия в торгах путем доступа к необходимой информации, а также ограничило круг хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение с МУП «КС» соответствующего договора поставки твердого топлива.

 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции

Согласно пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются ограничивающие конкуренцию действия по созданию участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 данного закона распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выявленные в рассматриваемых действиях МУП «КС» по заключению договора № КС17/12-24 от 17.12.2014г. с ООО «РТК» привели к нарушению положений Закона о защите конкуренции, а именно:

  • части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части заключения договора № КС17/12-14 от 17.12.2014г. на поставку твердого топлива (угля) с ООО «РТК» без проведения процедуры торгов, установленных Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что лишило потенциальной возможности заключения соответствующего договора/контракта иных хозяйствующих субъектов - конкурентов ООО «РТК», действующих на рынке поставки твердого топлива (угля);
  • пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части не размещения МУП «КС» предусмотренной частью 5 статьи 4 Закона о закупках информации в информационной системе и доведении ее исключительно до ООО «РТК», что привело к созданию для данного лица преимущественных условий участия в торгах путем доступа к необходимой информации, а также ограничило круг хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение с МУП «КС» соответствующего договора поставки твердого топлива.

 

Ссылка МУП «КС» на статью 57 главы 11 Положения о закупке МУП «КС», согласно которой проведение процедуры закупки у единственного поставщика без использования конкурентных процедур закупки может быть осуществлена вследствие чрезвычайного события, при котором возникает срочная потребность в закупаемых товарах, работах, услугах, и применение других видов закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения и соответствующие доводы об отсутствии нарушения действующего законодательства отклоняются комиссией, поскольку, как указывалось выше, применять нормы Положения о закупке МУП «КС» имело право только после опубликования его в информационной системе, то есть после 15.09.2015г.

Доводы МУП «КС» о недостатке угля для отопления муниципального образования город Сорск, о невозможности закупки угля у иных контрагентов, отсутствие времени на проведение конкурентных процедур и о возможности наступления необратимых последствий в случае непринятия своевременных мер реагирования также отклоняются комиссией, поскольку МУП «КС» допущены формальные нарушения действующего законодательства, и данные факты, безусловно, не свидетельствуют об отсутствии этих нарушений.

Кроме того, по мнению комиссии у МУП «КС» имелась объективная возможность приобретения у единственного поставщика угля в объеме, достаточном для обеспечения теплоснабжения муниципального образования город Сорск, в течении промежутка времени, необходимого для проведения процедуры торгов, а затем производить закупку твердого топлива в соответствии с требованиями законодательства, а именно обеспечив конкурентные процедуры. Однако, МУП «КС» такой возможностью пренебрегло, в нарушение закона осуществляло закупку угля у единственного поставщика в течении всего отопительного сезона 2015 года.

МУП «КС» пояснило, что в 2015 году обращалось к разрезам Республики Хакасия для покупки угля напрямую, на что получило отказ. Однако, МУП «КС» в материалы настоящего дела каких-либо доказательств в подтверждение данных обстоятельств не представило. В связи с этим, данный довод МУП «КС» отклоняется комиссией как документарно не подтвержденный.

Доводы Администрации города Сорска о том, что поскольку Администрация не выделяла МУП «КС» денежные средства из муниципального бюджета, и обязательства по рассматриваемому договору оплачивались из собственных средств предприятия, то на МУП «КС» не распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отклоняются комиссией как противоречащие части 5 статьи 8 Закона о закупках, в котором содержится прямое указание на то, что в случае не размещения утвержденного положение о закупке, заказчики при закупке обязаны руководствуются положениями Закона о контрактной системе до дня соответствующего размещения утвержденного положения о закупке, вне зависимости от того, на какие средства осуществляется закупка.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение МУП «КС» части 1 статьи 17 и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Поскольку в настоящее время ООО «РТК» продолжает осуществлять поставку твердого топлива для МУП «КС» на бесконкурсной основе, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии дополнительных соглашений, согласно которым цена договора № кс/1712-14 от 17.12.2014г. ежемесячно увеличивается пропорционально увеличению объема поставляемого твердого топлива, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи МУП «КС» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

 

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора № КС17/12-14 от 17.12.2014г. на поставку твердого топлива (угля) с ООО «РТК» без проведения процедуры торгов, установленных Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что лишило возможности заключения соответствующего договора/контракта иных хозяйствующих субъектов - конкурентов ООО «РТК», действующих на рынке поставки твердого топлива;
  2. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части не размещения предусмотренной частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» информации в информационной системе, и доведении ее исключительно до ООО «РТК», что привело к созданию для данного лица преимущественных условий участия в торгах путем доступа к необходимой информации, а также ограничило круг хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение соответствующего договора поставки твердого топлива;
  3. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего, с учетом и в соответствии с настоящим решением провести необходимые процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в срок до 30.12.2015г.

 

Председатель комиссии:                                                      К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                  Т.В. Темерева

 

                                                                                                А.А. Тукачева

 

                                                                                                Д.А. Чиж

                                                                                               

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

МУП «Коммунальные системы»

ул. Геологов, 2, г. Сорск, Республика Хакасия, 655111

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу № 77-А-15

 

18 декабря 2015 года                                                                         г. Абакан

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:              Темерева Т.В.  – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Тукачева А.А. – главный специалист-эксперт отдела АЗР;

Чиж Д.А.  – главный специалист - эксперт отдела АЗР;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 18 декабря 2015 года по делу № 77-А-15 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» части 1 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы» в целях прекращения нарушения части 1 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего, с учетом и в соответствии с решением по настоящему делу провести необходимые процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в срок до 30 декабря 2015 года;
  2. Копии документов, свидетельствующих об исполнении данного предписания представить в Хакасское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии:                                                                К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                            Т.В. Темерева

 

                                                                                                А.А. Тукачева

 

                                                                                                Д.А. Чиж

 

                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны