Решение №ОЛ/1095/24 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/11-764/2023 от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

Прокуратуре Республики Хакасия

ул. Чертыгашева, д. 80, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

oon@19.mailop.ru

 

Ответчикам:

Государственному автономному учреждению Республики Хакасия «…»

«…»

«…»

Индивидуальному предпринимателю «…»

«…»

 

Индивидуальному предпринимателю «…»

 

«…»

 

Индивидуальному предпринимателю «…»

 

«…»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/11-764/2023

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 февраля 2024 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

«…» - заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в присутствии:

от заявителя – Прокуратуры Республики Хакасия «…» (далее – «…».) (служебное удостоверение),

от ответчика – государственного автономного учреждения Республики Хакасия «…», по доверенности № 16 от 19.01.2024 сроком действия по 30.06. «…», по доверенности № 14 от 19.01.2024 сроком действия по 30.06.2024 «…», по доверенности № 15 от 19.01.2024 сроком действия по 30.06.2024 «…»,

от ответчиков - от индивидуальных предпринимателей «…», «…», «…». адвокат «…» (удостоверение адвоката) на основании ордеров,

рассмотрев материалы дела № 019/01/11-764/2023, возбужденного по признакам нарушения Государственным автономным учреждением Республики Хакасия «…» (далее – ГАУ РХ «…», Учреждение) (ИНН: «…») и индивидуальными предпринимателями «…» (далее – ИП «…») (ИНН: «…»),«…» (далее – ИП «…») (ИНН: «…»),«…» (далее – ИП «…») (ИНН: «…») пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части совершения действий по поставке мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви, при которых ИП «…», ИП «…», ИП «…» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, чем был ограничен доступ на рынок услуг поставки товаров, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви,

 

УСТАНОВИЛА:       

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В адрес Хакасского УФАС России 26.04.2023, 13.06.2023 поступили обращения Прокуратуры Республики Хакасия (вх. №№ 3725-ЭП/23, 5311-ЭП/23) об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства в согласованных действиях ГАУ РХ «…» и хозяйствующих субъектов ИП «…», ИП «…», ИП «…» при заключении договоров без организации и проведения процедуры торгов.

Приказом Хакасского УФАС России от 21.07.2023 № 63/23 в отношении ГАУ РХ «…» и ИП «…», ИП «…», ИП «…»

возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по поставке мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви, при которых ИП «…»., ИП «…», ИП «…» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, чем был ограничен доступ на рынок услуг поставки товаров хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви.

Определением о назначении дела № 019/01/11-764/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.07.2023 дело назначено к рассмотрению на 31.08.2023 в 09 часов 00 минут.

Определением Хакасского УФАС России от 31.08.2023 (исх. № ОЛ/7091/23) рассмотрение дела отложено на 03.10.2023 в 10 часов 00 минут.

Определением Хакасского УФАС России от 03.10.2023 (исх. № ОЛ/8439/23) рассмотрение дела отложено на 08.11.2023 в 10 часов 00 минут.

Определением Хакасского УФАС России от 08.11.2023 (исх. № ОЛ/9701/23) рассмотрение дела отложено на 19.12.2023 в 10 часов 00 минут.

19.12.2023 Хакасским УФАС России проведен обзор конкурентной среды на рынке поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви на территории Республики Хакасия. Период исследования товарного рынка определен периодом с 02.03.2021 по 02.08.2023, то есть с момента заключения первых договоров поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» и по дату заключения последнего договора по указанному выше предмету между Учреждением и ИП «…» Нарушения антимонопольного законодательства рассматривается на рынке поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви. Деятельность по поставке мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви осуществляется на территории Республики Хакасия. Таким образом, географическими границами товарного рынка поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви определены границами Республики Хакасия.

В соответствии со сведениями Единой информационной системы в сфере закупок на территории Республики Хакасия следующие хозяйствующие субъекты осуществляли рассматриваемый вид деятельности: ООО «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…», ИП «…», ООО «…», ООО МП «…», ИП «…», ООО Фирма «…», ИП «…», ИП «…», ООО «…», ИП «…», ООО «…», ООО «…», ИП «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…», ФКУ «…», ООО «…», ИП «…», ИП «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…», ООО «…».

Доли хозяйствующих субъектов (исполнителей), действовавших на рынке оказания услуг поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви.

Общий объем выполненных работ – 41 546 552,11 рублей.

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем выполненных работ, руб.

Доля ХС

в рассматриваемый период

ИП «…»

2 642 500,00

6.36%

ИП «…»

3 590 280,00

8.64%

ИП «…»

4 866 245,00

11.71%

ООО «…»

1 726 159,44

4.15%

ООО «…»

3 347 504,69

8.06%

ООО «…»

173 125,25

0.41%

ООО «…»

175 978,6

0.42%

ООО «…»

741 181,63

1.78%

ООО «…»

559 000,02

1.35%

ИП «…»

436 846,87

1.05%

ООО «…»

2 525 720,93

6.08%

ООО МП ««…»»

309 334,83

0.74%

ИП «…»

542 850,00

1.31%

ООО Фирма «…»

332 238,95

0.8%

ИП «…»

576 596,73

1.39%

ИП «…»

1 304 560,12

3.14%

ООО «…»

1 089 611,97

2.62%

ИП «…»

185 063,62

0.45%

ООО «…»

3 696 819,12

8.9%

ООО «…»

58 634,89

0.14%

ИП «…»

5 378 878,55

12.95%

ООО «…»

532 917,96

1.28%

ООО «…»

359 061,82

0.86%

ООО «…»

3 032 542,82

7.3%

ООО «…»

605 065,00

1.46%

ФКУ «…»

634 373,94

1.53%

ООО «…»

324 996,00

0.78%

ИП «…»

444 944,50

1.07%

ИП «…»

710 000,00

1.71%

ООО «…»

12 195,00

0.03%

ООО «…»

247 998,24

0.6%

ООО «…»

160 601,97

0.39%

ООО «…»

222 723,65

0.54%

Уровень концентрации товарного рынка является низким.

По мнению антимонопольного органа, к барьерам входа на товарный рынок относятся: административные ограничения и поведение хозяйствующих субъектов, направленные на создание барьеров входа на рынок, в том числе, непроведение торгов на поставку мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви при наличии денежных средств, и заключение договоров без организации и проведения процедуры торгов, при которых ИП «…», ИП «…», ИП «…» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Доводы ГАУ РХ «…» сводятся к следующему:

1) Учреждение полагает, что не нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также Положения о закупках Учреждения. Учреждение также проводит закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Закупка с единственным поставщиком возможна на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей. Такие закупки не ограничены временным промежутком и количеством заключенных договоров.

2) Ранее Учреждение проводило торги, но с учетом отрицательного опыта в части качества товаров принято решение о закупках мягкого инвентаря с единственным поставщиком.

Доводы ИП «…», ИП «…», ИП «…» сводятся к следующему:

1) Положение о закупках Учреждения не опротестовано, является действующим. На протяжении 2021-2023 гг. поставки товаров на сумму более 500 тысяч рублей не допущены, стоимость договора всегда составляла до 500 тысяч рублей.

2) Объективная сторона действий индивидуальных предпринимателей не установлена, также как не установлено как именно поставщик (в лице ИП «…», ИП «…», ИП «…») создал иным хозяйствующим субъектам препятствия доступа на товарный рынок.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

20.12.2023 (исх. № ОЛ/11137/23) Хакасским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 019/01/11-764/2023.

Определением Хакасского УФАС России от 20.12.2023 (исх. № ОЛ/11136/23) рассмотрение дела отложено на 30.01.2024 в 11 часов 00 минут.

22.01.2024 (вх. № 574-ЭП/24) в адрес Хакасского УФАС России от Учреждения поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела, имеющие следующее содержание.

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, в каком порядке он заключает договоры (каким способом и в каких случаях).

Порядок запроса коммерческих предложений не прописан в Законе № 223-ФЗ, поэтому его можно провести любым доступным способом. Учреждением полагает, что письменные запросы коммерческих предложений – это право, а не обязанность Заказчика.

Учреждение в своей финансово-хозяйственной деятельности применяет Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Учреждения, утвержденное Наблюдательным советом Учреждения от 23.11.2018 № 10. При проведении закупки у единственного поставщика Заказчик не ограничен процедурными требованиями и может установить любой порядок заключения договора в своем положении о закупках.

Законом № 223-ФЗ не установлено ограничений по объему закупок у единственного поставщика или сумме таких договоров, поэтому Учреждение полагает, что ошибочно считать, что если сумма заключенных договоров с единственным поставщиком превышает 500 000,00 рублей, то это нарушение действующего законодательства. В Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд Учреждения указано, что закупки у единственного поставщика могут заключаться во многих случаях, при этом договоры могут заключаться на максимальную цену 500 000,00 рублей, которые не ограничены временным промежутком, а также не ограничены количеством заключаемых договоров с совокупной суммой.

 

24.01.2024 (вх. №№ 681/24, 682/24, 683/24) в адрес Хакасского УФАС России от хозяйствующих субъектов поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела, имеющие следующее содержание.

Несмотря на установление родственных, дружеских связей и знакомств между руководителем Учреждения и хозяйствующими субъектами, каждый из индивидуальных предпринимателей действовал в собственным интересах, в соответствии с требованиями статьи 23 ГК РФ.

В возражениях также указано, что цены на пододеяльник у ИП «…», ИП «…» ниже, чем у ООО «…», в связи с чем, указание на возможность снижения цены договора в проверяемом периоде является абстрактным.

Также хозяйствующие субъекты полагают, что анализа единичной сделки недостаточно для вывода о наличии неэффективного использования денежных средств Учреждения.

 

На заседании Комиссии Хакасского УФАС России 30.01.2024 лица, участвующие в деле, пояснили следующее.

«…» поддержала позицию, изложенную в обращении, считает, что имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчиков. Замечаний к заключению об обстоятельствах по делу не имеется. На сегодняшний день нарушение устранено, поскольку Учреждением были проведены конкурентные процедуры в части поставки мягкого инвентаря.

Представители ГАУ РХ «…» поддержали доводы, изложенные возражениях на заключение об обстоятельствах по делу, и сообщили следующее.

Учреждение не является коммерческой организацией и вся его работа направлена на содержание получателей социальных услуг, которые проживают в Учреждении. Для обеспечения получателей социальных услуг всего необходимого для нормального проживания в Учреждении, Учреждением проводятся закупки согласно утвержденному Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд Учреждения.

Представитель Учреждения сообщает, что основанием для проведения закупок у единственного поставщика без организации и проведения процедуры торгов также является COVID-19.

Документов, подтверждающих позицию Учреждения относительно необходимости проводить закупки у единственного поставщика во время пандемии COVID-19, кроме ссылки на письмо Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324, письмо ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, не имеется.

«…» поддержала позицию хозяйствующих субъектов, изложенную возражениях на заключение об обстоятельствах дела.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В адрес Хакасского УФАС России 26.04.2023, 13.06.2023 поступили обращения Прокуратуры Республики Хакасия (вх. №№ 3725-ЭП/23, 5311-ЭП/23) об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства в согласованных действиях ГАУ РХ «…» и хозяйствующих субъектов ИП «…», ИП «…», ИП «…» при заключении договоров без организации и проведения процедуры торгов.

Из представленных материалов следует, что за период 2021-2023 гг. между Учреждением (заказчик) и хозяйствующими субъектами ИП «…», ИП «…», ИП «…» было заключено 115 договоров по поставке мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви для Учреждения, расположенного по адресу: «…» на общую сумму 11 099 025,00 руб.

В соответствии с Уставом ГАУ РХ «…» «…» (ИНН: «…», ОГРН: «…»), Государственное автономное учреждение Республики Хакасия «… «…» создано путем изменения типа существующего Государственного учреждения Республики Хакасия «… «…» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия в сфере социального обслуживания граждан. В связи с чем, ГАУ РХ «…» …» является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.

Основанием заключения договоров между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» являются положения Закона № 223-ФЗ, а также пункт 1.1 Приложения Д Положения о закупах товаров, работ, услуг ГАУ РХ «… «…» (далее – Положение). Приложением Д регулируется осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), пункт 1.1, в свою очередь, допускает проведение закупок у единственного исполнителя в случае если стоимость договора не превышает пятисот тысяч рублей.

Указанное Положение в установленном законом порядке размещено в Единой информационной системе в сфере закупок и доступно для ознакомления неограниченному кругу лиц.

Положением предусмотрены следующие способы закупки товаров, работ и услуг для нужд ГАУ РХ «…»: закупка путем   проведения конкурса, путём проведения аукциона, проведения запроса предложений, проведения запроса котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно материалам дела, с ИП «…» за период 2021-2023 гг. были заключены 27 договоров на поставку товаров для нужд Учреждения («…») на общую сумму 2 642 500,00 руб.

 

№ договора

Дата заключения договора

Срок действия договора

Предмет договора

Стоимость контракта (рубли)

2021 год

148

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

89 280,00

149

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

91 550,00

150

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

96 660,00

151

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 360,00

152

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 840,00

296

28.04.2021

28.04.2021 по 30.05.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 900, 00

301

30.04.2021

30.04.2021 по 30.05.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 900,00

635

30.08.2021

30.08.2021 по 30.09.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 680,00

636

30.08.2021

30.08.2021 по 30.09.2021

Поставка мягкого инвентаря

84 320, 00

736

06.10.2021

06.10.2021 по 06.11.2021

Поставка мягкого инвентаря

62 500,00

2022 год

45 

14.01 2022

14.01 2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

38 250, 00

46

14.01 2022

14.01 2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

74 500. 00

47

14.01 2022

14.01 2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 400, 00

243

14.04.2022

14.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

84 000, 00

244

14.04.2022

14.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

95 000, 00

245

14.04.2022

14.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 900, 00

246

14.04.2022

14.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

94 600, 00

247

14.04.2022

14.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

89 280, 00

248

14.04.2022

14.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 720, 00

598

02.09.2022

02.09.2022 по 30.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

88 400, 00

599

01.09.2022

02.09.2022 по 30.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 600, 00

600

02.09.2022

02.09.2022 по 30.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

95 200, 00

601

02.09.2022

02.09.2022 по 30.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

91 800, 00

602

05.09.2022

02.09.2022 по 30.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

52 000,00

733

30.11.2022

30.11.2022 по 30.11.2022

Поставка мягкого инвентаря

325 960,00

2023 год

33

02.06.2023

02.06.2023 по 30.06.2023

Поставка мягкого инвентаря

98 000,00

34

21.06.2023

21.06.2023 по 21.07.2023

Поставка мягкого инвентаря

98 900,00

Согласно материалам дела, с ИП «…» за период 2021-2023 гг. были заключены 36 договоров на поставку товаров для нужд Учреждения («…») на общую сумму 3 590 280,00 руб.

             

№ договора

Дата заключения договора

Срок действия договора

Предмет договора

Стоимость контракта (рубли)

2021 год

153

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

88 580,00

154

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

90 440,00

155

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

97 500,00

156

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 840, 00

297

28.04.2021

28.04.2021 по 30.05.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 900, 00

302

30.04.2021

30.04.2021 по 31.12.2021

Поставка мягкого инвентаря

97 750, 00

303

30.04.2021

30.04.2021 по 31.12.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 900, 00

305

30.04.2021

30.04.2021 по 31.12.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 680,00

672

13.09.2021

13.09.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 840, 00

673

13.09.2021

13.09.2021

Поставка мягкого инвентаря

93 160, 00

674

13.09.2021

13.09.2021

Поставка мягкого инвентаря

72 000, 00

2022 год

42

13.01.2022

13.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 000, 00

43

13.01.2022

13.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

87 000, 00

44

13.01.2022

13.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

79 000, 00

249

14.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 680,00

250

14.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

83 820, 00

251

14.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

90 300, 00

252

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

96 000, 00

253

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

70 270, 00

254

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

75 600, 00

731

28.11 2022

28.11.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 900, 00

732

30.11.2022

30.11.2022 по 30.11.2022

Поставка мягкого инвентаря

350 800,00

2023 год

19

09.01.2023

9.01.2023 по 9.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

92 880, 00

20

09.01.2023

9.01.2023 по 9.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 690, 00

21

10.01.2023

10.01.2023 по 10.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 000, 00

22

10.01.2023

10.01.2023 по 10.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

87 570, 00

23

10.01.2023

10.01.2023 по 10.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 190, 00

24

11.01.2023

11.01.2023 по 11.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

98 750, 00

25

11.01.2023

11.01.2023 по 11.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 500, 00

21

01.06.2023

01.06.2023 по 30.06.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 400,00

22

16.06.2023

16.06.2023 по 16.07.2023

Поставка мягкого инвентаря

98 000,00

23

03.07.2023

03.07.2023 по 03.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 540,00

24

04.07.2023

04.07.2023 по 04.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 960,00

25

06.07.2023

06.07.2023 по 07.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

52 500,00

26

13.07.2023

13.07.2023 по 14.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 000,00

27

18.07.2023

18.07.2023 по 18.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

98 340,00

 

Согласно материалам дела, с ИП «…» за период 2021-2023 гг. были заключены 52 договора на поставку товаров для нужд Учреждения («…») на общую сумму 4 866 245,00 руб.

 

№ договора

Дата заключения договора

Срок действия договора

Предмет договора

Стоимость контракта (рубли)

2021 год

157

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

38 500, 00

158

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

92 770, 00

159

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 420, 00

160

02.03.2021

02.03.2021 по 02.04.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 840, 00

294

28.04.2021

28.04.2021 по 30.05.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 900,00

295

28.04.2021

28.04.2021 по 30.05.2021

Поставка мягкого инвентаря

97 750, 00

304

30.04.2021

30.04.2021 по 31.12.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 960, 00

306

30.04.2021

30.04.2021 по 31.12.2021

Поставка мягкого инвентаря

73 360,00

668

10.09.2021

10.09.2021 по 10.10.2021

Поставка мягкого инвентаря

40 105, 00

669

10.09.2021

10.09.2021 по 10.10.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 900,00

670

10.09.2021

10.09.2021 по 10.10.2021

Поставка мягкого инвентаря

98 780, 00

671

10.09.2021

10.09.2021 по 10.10.2021

Поставка мягкого инвентаря

99 440, 00

721

01.10.2021

01.10.2021 по 01.11.2021

Поставка мягкого инвентаря

90 000, 00

722

01.10.2021

01.10.2021 по 01.11.2021

Поставка мягкого инвентаря

28 800, 00

734

30.11.2022

30.11.2022 по 30.11.2022

Поставка мягкого инвентаря

301 240,00

2022 год

29

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 900,00

30

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 900,00

31

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

96 600,00

32

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 700, 00

33

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 200, 00

34

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 900, 00

35

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 400, 00

36

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 400, 00

37

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 200,00

38

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 300, 00

39

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 200, 00

40

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 200,00

41

12.01.2022

12.01.2022 по 31.01.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 300, 00

255

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 560, 00

256

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 440, 00

257

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 560, 00

258

15.04.2022

15.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

54 560, 00

272

20.04.2022

20.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

93 440, 00

273

20.04.2022

20.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 840, 00

274

20.04.2022

20.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

26 880,00

275

20.04.2022

20.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

96 000, 00

276

20.04.2022

20.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 280, 00

277

20.04.2022

20.04.2022 по 31.12.2022

Поставка мягкого инвентаря

98 560, 00

538

19.08.2022

19.08.2022 по 19.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 250,00

539

19.08.2022

19.08.2022 по 19.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

81.250,00

540

19.08.2022

19.08.2022 по 19.09.2022

Поставка мягкого инвентаря

97 760, 00

637

03.10.2022

03.10.2022 по 31.10.2022

Поставка мягкого инвентаря

36 000,00

638

03.10.2022

03.10.2022 по 31.10.2022

Поставка мягкого инвентаря

80 500, 00

639

03.10.2022

03.10.2022 по 31.10.2022

Поставка мягкого инвентаря

94 160, 00

640

03.10.2022

03.10.2022 по 31.10.2022

Поставка мягкого инвентаря

99 840, 00

2023 год

26

11.01.2023

11.01.2023 по 11.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

95 200, 00

27

12.01.2023

12.01.2023 по 12.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 800, 00

28

12.01.2023

12.01.2023 по 12.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

88 960, 00

29

13.01.2023

13.01.2023 по 13.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 840, 00

30

13.01.2023

13.01.2023 по 13.02.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 800, 00

61

01.08.2023

01.08.2023 по 31.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

98 900,00

62

02.08.2023

02.08.2023 по 31.08.2023

Поставка мягкого инвентаря

99 900,00

Согласно пункту 1.1 приложения Д Положения под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Решение о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) принимает руководитель Заказчика. Закупка у единственного поставщика может осуществляться если стоимость договора не превышает пятьсот тысяч рублей.

Вместе с тем, например, 02.03.2021 между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 1 183 580,00 рублей, что превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

Также 14.04.2022 между Учреждением и ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 561 500,00 рублей, что также превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

14.04.2022, 15.04.2022 между Учреждением и «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 515 670,00 рублей, что превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря. Также в период с 09.01.2023 по 11.01.2023 между Учреждением и ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 676 580,00 рублей, что превышает пятьсот тысяч рублей.

Также 12.01.2022 между Учреждением и «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 1 276 200,00 рублей, что также превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

Комиссия Хакасского УФАС России считает, что указанные выше факты свидетельствуют о том, что заключение вышеназванных договоров без проведения конкурентных процедур на основании Положения, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать аналогичные услуги, участвовать в конкурентных процедурах, что привело к созданию преимущественного положения для конкретных хозяйствующих субъектов (ИП «…», ИП «…», ИП «…»).

Кроме того, не во всех случаях при заключении договоров без организации и проведения процедуры торгов хозяйствующими субъектами в адрес Учреждения направлялись коммерческие предложения.

Также из материалов дела следует, что потребности Учреждения в поставке мягкого инвентаря сообщались сотрудниками Учреждения ИП «…», ИП «…», ИП «…» в телефонном режиме.

Учитывая тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого они заключены (последовательно с незначительным перерывом между заключением договоров), а также учитывая единую цель контрактов – поставка мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви, непроведение торгов на поставку мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви при наличии денежных средств, Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что фактически заключенные между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» договоры образуют единые сделки, искусственно раздробленные и оформленные несколькими договорами.

Кроме того, из плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2023 год предусмотрен такой показатель как «мягкий инвентарь» с суммой 6 000 000,00 рублей. Планами финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2021-2022 гг. также предусмотрен такой показатель с суммами 5 999 989,00 рублей и 6 978 000,00 рублей соответственно. Указанные обстоятельства подтверждают, что на закупочные процедуры по поставке мягкого инвентаря Учреждению выделялись денежные средства, следовательно, у Учреждения была возможность проводить торги, чего не было сделано до возбуждения антимонопольным органом дела № 019/01/11-764/2023 о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

                  

Исследовав материалы дела 019/01/11-764/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу об установлении в действиях ГАУ РХ «…» и хозяйствующих субъектов ИП «…» ИП «…» ИП «…» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции на основании следующих доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции целью названного является, помимо прочего, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума № 2) с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Вместе с тем, схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.

С учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота обязанность установить, что между хозяйствующими субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона, а также определить состав участников соглашения возлагается на антимонопольный орган.

В силу части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, по смыслу приведённых положений в их совокупности, а также с учётом специфики правоотношений, складывающихся при заключении государственных (муниципальных) контрактов, следует, что одним из обязательных элементов, позволяющих сделать вывод об ограничении заказчиками (и другими вышеуказанными лицами) конкуренции, является противоречие действий заказчиков требованиям Закона № 223-ФЗ, в том числе его принципам.

Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона № 223.

Конкурентной закупкой, согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (части 3.1. статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с частью 3.2. статьи 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. При этом указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Правоприменительная и судебная практика показывает, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности» (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 г. № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016)

На особенности рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с доказыванием антиконкурентного согласованного поведения, указал Высший Арбитражный Суд в пункте 2 постановления Пленума от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»: арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно, о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут в том числе доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

Названный подход применим и к доказыванию соглашений, то есть договоренностей, которые, по их существу, не могут быть подтверждены прямыми доказательствами; о наличии таких договоренностей косвенно могут судить иные доказательства, которые могут убедить суд в наличии или отсутствии таких договоренностей. Иной подход означает, что антиконкурентные соглашения недоказуемы в принципе.

При этом, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают факт заключения антиконкурентного соглашения, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2019 г. № Ф06-48455/2019 по делу № А06-3333/2018).

Достаточность доказательств в каждом случае определяется на основании оценки всей совокупности фактов, в том числе, исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2017 г. № Ф04-4375/2017 по делу А74-388/2017).

Кроме того, Учреждением в лице директора «…», 30.11.2022 заключены 3 договора поставки продукции без проведения конкурентных процедур у единого поставщика № 732, 733, 734 с ИП «…»., ИП «…», ИП «…», на поставку мягкого инвентаря на суммы 350, 8 тыс. руб., 326 тыс. руб., 301,2 тыс. руб. Срок исполнения договоров, при наличии значительного объёма поставки товаров, установлен в день их заключения, т.е. 30.11.2022.

Аналогичные договоры на поставку мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви заключаются Учреждением с указанными поставщиками на протяжении длительного периода времени.

При этом, ИП «…» и ИП «…» являются между собой аффилированными лицами (мать и дочь). Короткий срок исполнения договора, в большинстве случаев в день подписания, значительного объёма товаров, которые могут быть поставлены и иными хозяйствующими субъектами, свидетельствуют о заранее имеющейся договорённости поставки товаров.

Необходимо отметить, что в представленных Прокуратурой Республики Хакасия договорах между Учреждением и ИП «…» и ИП «…» указан одинаковый номер телефона хозяйствующих субъектов – «…», а также совпадает юридический адрес, кроме номера квартиры – «…».

Также в договорах ИП «…» и ИП «…» указан одинаковый адрес электронной почты – «…».

Из объяснений ИП «…», полученных 20.02.2023 помощником прокурора «…», следует, что ИП «…»  поставки в Учреждение в основном осуществляет самостоятельно, в редких случаях «…»  (мать) занимается разгрузкой товара из транспортного средства. Также ИП «…» сообщила, что, когда ей известен перечень товаров, необходимых для поставки в Учреждение, ИП «…» может поставить одну часть необходимых товаров, а ИП «…» - другую часть товаров.

Из объяснений ИП «…», полученных 16.02.2023 помощником прокурора «…», следует, что ИП «…» с 2001 года осуществляет поставки своего товара в рамках заключаемых договоров в адрес Учреждения. В качестве склада для хранения ассортимента товаров ИП «…» использует гараж, расположенный по адресу: «…», который принадлежит ей на праве собственности.

На сегодняшний день, путем получения телефонных звонков от закупочного отдела Учреждения «…» поступает информация о наличии у Учреждения потребности в товаре. После того, как ИП «…» озвучивает цену за товар, в случае принятия Учреждением положительного решения, заключается договор поставки.

Дополнительно ИП «…» сообщила, что «…» является ее дочерью, «…» ИП «…» знает, поскольку раньше жили в одном городе («…»), при этом приятелями, подругами или родственниками ИП «…» и ИП «…» не являются. 

Из объяснений ИП «…», полученных 17.02.2023 помощником прокурора «…», следует, что ИП «…» с 2013 года осуществляет поставки товара в рамках заключенных договоров в адрес Учреждения.

В качестве склада для хранения ассортимента товаров ИП «…» использует гараж, находящийся по адресу: «…», который арендуется у «…».

На сегодняшний день, путем получения телефонных звонков от закупочного отдела Учреждения «…» поступает информация о наличии у Учреждения потребности в товаре. После того, как ИП «…» озвучивает цену за товар, в случае принятия Учреждением положительного решения, заключается договор поставки.

Дополнительно ИП «…» сообщила, что ИП «…», «…» она знает, поскольку они живут в одном городе («…»), при этом приятелями, подругами или родственниками ИП «…», ИП «…» и ИП «…» не являются. Также ИП «…» и ИП «…» иногда вместе ездят за товаром.

Согласно штатному расписанию Учреждения, «…» является работником Учреждения в должности электрогазосварщика, а также рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 4 разряда ЕТКС (совмещение, временно, 0,75 ставки). Предположительно, «…» является супругом ИП «…».

На заседании Комиссии Хакасского УФАС России от 31.08.2023 ИП «…» подтвердила, что является матерью ИП «…», а также, что в Учреждении работает её бывший супруг.

Кроме того, директор «…», а также главный бухгалтер Учреждения находятся в дружеских отношениях с «…». К примеру, в декабре 2022 года «…» совместно со специалистом по закупкам Учреждения «…», а также «…» и её бывшим супругом «…», работающим электрогазосварщиком в Учреждении, выезжали на отдых в Таиланд, что подтверждается ответом ООО «…» от 30.01.2023 (исх. № 00166/23) на запрос Прокуратуры Республики Хакасия (№ 86-103-2023 от 25.01.2023) о том, что авиабилеты на имя пассажиров «…»,«…»,«…»,«…» для перелета рейсами «…» от 18.12.2022 по маршруту Красноярск – Утапао,  «…» от 31.12.2022 по маршруту Утапао – Красноярск оформлялись и оплачивались у туроператора ООО «…», перелет данными рейсами указанные лица совершили.

Также дружеские отношения между директором «…» и ИП «…» подтверждаются совместными фотографиями с отдыха, представленными Прокуратурой Республики Хакасия.

По рассматриваемым фактическим обстоятельства дела Прокуратурой Республики Хакасия Министру труда и социальной защиты Республики Хакасия внесено представление (от 11.04.2023 исх. № 86-103-2023) для устранения нарушений федерального законодательства, в связи с чем, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия от 19.05.2023 № 8лс директору Учреждения «…» был объявлен выговор.

Из пояснений Учреждения от 07.06.2023 (вх. № 5067-ЭП/23) следует, что инициаторами заключения договоров на поставку мягкого инвентаря являются кастелянши «…» и «…», так как они составляют заявки и в их должностные обязанности входит составление заявок на приобретение мягкого инвентаря в соответствии с потребностями Учреждения.

Торги на поставку мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви в 2019 – 2023 гг. не проводились.

По мнению Учреждения, заключение договоров с указанными хозяйствующими субъектами способствовало качественному исполнению по предоставлению социальных услуг в стационарной форме. Кроме того, для правильной оценки договорных отношений за указанный период, необходимо учитывать действие и влияние пандемии КОВИД в указанный период времени. 

Между тем, антимонопольным органом установлено следующее.

Из ответа ООО «…» от 01.07.2023 (вх. № 6084-ЭП/23) следует, что Общество осуществляет деятельность в сфере изготовления и реализации матрасов. Стоимость матрасов ООО «…» составляет:

1) пружинный (размер 900х2000 мм) – 5 100,00 рублей;

2) ватный (размер 900х2000 мм) – 1100,00 рублей.

Между тем, из коммерческих предложений ИП «…» и ИП «…» следует, что указанные хозяйствующие субъекты готовы поставить матрасы по цене 1300,00 рублей и 1250,00 рублей, соответственно, из чего следует, что в случае проведения Учреждением конкурсных процедур на поставку мягкого инвентаря – матрасов, у иных хозяйствующих субъектов была бы возможность поставить необходимый товар по стоимости ниже, чем поставляют ИП «…» и ИП «…» (договор № 732 от 30.11.2022).

Стоит отметить, что представленные коммерческие предложения ИП «…», ИП «…», ИП «…» направлялись без запросов Учреждения.

Кроме того, не во всех случаях при заключении договоров без организации и проведения процедуры торгов хозяйствующими субъектами в адрес Учреждения направлялись коммерческие предложения.

Также из материалов дела следует, что потребности Учреждения в поставке мягкого инвентаря сообщались сотрудниками Учреждения ИП «…», ИП «…», ИП «…» в телефонном режиме.

Кроме того, согласно ответам ООО «…» (от 25.11.2023 вх. № 11279-ЭП/23), ООО «…» (от 03.12.2023 вх. № 11617-ЭП/23), ИП «…» (от 03.12.2023 вх. № 11629-ЭП/23) указанные хозяйствующие субъекты – конкуренты имеют возможность участвовать в торгах на поставку мягкого инвентаря. ООО «…» также указало, что готово поставлять товар без предоплаты.

Таким образом, заключение вышеназванных договоров без проведения конкурентных процедур на основании Положения, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные поставки товаров, участвовать в конкурентных процедурах, что привело к созданию преимущественного положения конкретных хозяйствующих субъектов.

Между тем, в период рассмотрения настоящего дела на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 29.09.2023 была опубликована закупка с реестровым № «…», заказчик Государственное автономное учреждение Республики Хакасия «…», объект закупки – поставка мягкого инвентаря (постельное белье), начальная максимальная цена контракта составила 366 740 рублей 00 копеек.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок было подано 8 заявок:

1) ООО «…»;

2) ООО «…»;

3) ИП «…»;

4) ООО «…»;

5) ИП «…»;

6) ООО «…»;

7) ООО «…»;

8) ООО «…».

Рассмотрев заявки участников, а также их ценовые предложения, победителем было признано ООО «…» с ценой договора 241 500,00 рублей (34.15% снижения).

Кроме того, Комиссией Хакасского УФАС России был проведен сравнительный анализ цен поставляемых товаров ИП «…», ИП «…», ИП «…» и цены товара по результатам проведенных конкурентных процедур.

Так, согласно договору № 475 от 17.10.2023, заключенному между Учреждением и ООО «…», цена за единицу товара составляет:

1) Пододеяльник – 540,00 рублей,

2) Простынь – 278,00 рублей,

3) Наволочка – 148,00 рублей.

Тогда как, согласно договору № 640 от 03.10.2022, заключенному между Учреждением и ИП «…», цена за единицу товара составляет:

1) Пододеяльник – 660,00 рублей,

2) Простынь – 340,00 рублей,

3) Наволочка – 280,00 рублей.

Также, согласно договору № 303 от 30.04.2021, заключенному между Учреждением и ИП «…», цена за единицу товара составляет:

1) Пододеяльник – 650,00 рублей,

2) Простынь – 320,00 рублей,

3) Наволочка – 180,00 рублей.

Из договора № 733 от 30.11.2022, заключенного между Учреждением и ИП «…», следует, что цена за единицу товара составляет:

1) Пододеяльник – 660,00 рублей,

2) Простынь – 340,00 рублей,

3) Наволочка – 280,00 рублей.

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что цена товара при заключении прямых договоров с хозяйствующими субъектами-ответчиками по настоящему делу выше, чем в договоре, заключенном по результатам проведения конкурентных процедур.

Рассмотрев доводы ответчиков по настоящему делу, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о их несостоятельности на основании следующего.

Довод Учреждения о том, что им не нарушены требования Закона № 223-ФЗ, а также Положения о закупках Учреждения, прямые закупки не ограничены временным промежутком и количеством заключенных договоров, следует признать несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии с частью 3.2. статьи 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. При этом указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Из объяснений ИП «…», полученных 17.02.2023 помощником прокурора «…», следует, что ИП «…» с 2013 года осуществляет поставки товара в рамках заключенных договоров в адрес Учреждения.

Из пояснений Учреждения от 07.06.2023 (вх. № 5067-ЭП/23) следует, что торги на поставку мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви в 2019 – 2023 гг. не проводились.

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что Учреждением систематически проводилась закупка товаров (мягкий инвентарь, предметы одежды и обуви) с единственным поставщиком без организации и проведения процедуры торгов, при этом, как уже указывалось выше, указанный товарный рынок является высококонкурентным, в связи с чем, Учреждению необходимо было проводить закупочные процедуры и только в случае признания закупочной процедуры несостоявшейся, производить закупку товаров у единственного поставщика.

Хакасское УФАС России полагает, что в действиях Учреждения имеются нарушения требования Положения Учреждения. Так, например, 02.03.2021 между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 1 183 580,00 рублей, что превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

Вместе с тем, например, 02.03.2021 между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 1 183 580,00 рублей, что превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

Также 14.01.2022 между Учреждением и ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 772 650,00 рублей, что также превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

14.04.2022, 15.04.2022 между Учреждением и ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 515 670,00 рублей, что превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

Также 12.01.2022 между Учреждением и ИП «…» заключались договоры без организации и проведении процедуры торгов на общую сумму 1 276 200,00 рублей, что также превышает пятьсот тысяч рублей, в связи с чем необходимо было провести конкурентные процедуры на поставку мягкого инвентаря.

Учитывая тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого они заключены (последовательно с незначительным перерывом между заключением договоров), а также учитывая единую цель контрактов – поставка мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви, непроведение торгов на поставку мягкого инвентаря и предметов одежды и обуви при наличии денежных средств, Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что фактически заключенные между Учреждением и ИП «…», ИП «…», ИП «…» договоры образуют единые сделки, искусственно раздробленные и оформленные несколькими договорами.

Утверждение о том, что ранее Учреждение проводило торги, но с учетом отрицательного опыта в части качества товаров принято решение о закупках мягкого инвентаря с единственным поставщиком не дает оснований для несоблюдения требований антимонопольного законодательства. Кроме того, проведенная Учреждением закупка № «…», а также ответы иных хозяйствующих субъектов-конкурентов подтверждают наличие на рынке мягкого инвентаря широкого перечня хозяйствующих субъектов, готовых поставить/произвести товар на различных условиях, в том числе, без предоплаты.

Проведенная Учреждением закупка № «…» подтверждает, что проведение конкурентных процедур позволяет сэкономить бюджетные и внебюджетные средства Учреждения (34.15% снижения).

Отсылку Учреждения на письмо Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324, письмо ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, в обоснование позиции о возможности проводить закупки у единственного поставщика во время пандемии COVID-19 следует признать несостоятельной, поскольку в указанных письмах речь идет о Федеральном законе от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», тогда как Учреждение осуществляет проведение закупочных процедур на основании Закона № 223-ФЗ.

Доводы ИП «…», ИП «…», ИП «…» о том, что положение о закупках Учреждения не опротестовано, является действующим, а также о том, что между хозяйствующими субъектами и Учреждением не было заключено антиконкурентное соглашение, комиссия Хакасского УФАС России признает несостоятельными на основании следующего.

Хакасское УФАС России, полагает, что хозяйствующие субъекты - ИП «…», ИП «…», ИП «…», имея деловые и личные взаимосвязи как между Учреждением, так и между друг другом («…» является матерью «…»,«…» в документах использует электронную почту, которую также использует «…» и т.д.) заключили с Учреждением прямые договоры без проведения конкурентных процедур по единому предмету – поставка мягкого инвентаря в короткий промежуток времени, что является недопустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 №14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение конкурентных торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, исполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.

Искусственное разделение (дробление) единой закупки на множество закупок для исключения публичных процедур не соответствует целям установления возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Заключение без проведения конкурентных процедур нескольких самостоятельных контрактов, фактически образующих единую сделку (с целью формального соблюдения условий, предусмотренных положением Учреждения) противоречит публичным интересам, поскольку нарушает порядок привлечения хозяйствующих субъектов на товарный рынок, лишает возможности других лиц, осуществляющих аналогичную деятельность, предложить свои условия исполнения контракта.

Указанная выше позиция антимонопольного органа согласуется со сложившейся судебной практикой (дела №А38- 5835/2018, А65-14774/2018, А33-6164/2017, А69-3715/2015, А74-9132/2019).

Довод ИП «…», ИП «…», ИП «…» о том, что объективная сторона действий индивидуальных предпринимателей не установлена, также как не установлено как именно поставщик (в лице ИП «…», ИП «…», ИП «…») создал иным хозяйствующим субъектам препятствия доступа на товарный рынок, является несостоятельным, противоречит собранным материалам дела, а также статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения.

Указанная позиция также подтверждается сложившейся судебной практикой (дело № А74-9132/2019).

Частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения Учреждением были проведены закупочные процедуры, по результатам которых был заключен договор № 475 от 17.10.2023 с ООО «…», у Комиссии Хакасского УФАС России основания для выдачи обязательного для исполнения предписания не имеются.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации в действиях ГАУ РХ «…» и хозяйствующими субъектами ИП «…», ИП «…», ИП «…» имеется нарушение положений пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части нарушения ГАУ РХ «…» основополагающих принципов Закона № 223-ФЗ а также совершения действий по поставке мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви, при которых ИП «…», ИП «…», ИП «…» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, чем был ограничен доступ на рынок услуг поставки товаров хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

        1. Признать ГАУ РХ «…» (ИНН: «…») и ИП «…») (ИНН: «…»), ИП «…» (ИНН: «…»), ИП «…» (ИНН: «…») нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по поставке мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви, при которых ИП «…», ИП «…», ИП «…» были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, чем был ограничен доступ на рынок услуг поставки товаров, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере поставки мягкого инвентаря, предметов одежды и обуви.
        2. Предписания по настоящему делу не выдавать.
        3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председатель комиссии                                                             «…»

 

Члены комиссии:                                                                          «…»

                                                                                                     «…»                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны