Решение №019/01/16-243/2020 Решение по делу № 019/01/16-243/2020 от 22 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

ООО «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой»

«…»

 

Ответчикам по делу:

1) Министерству строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Хакасия

«…»

 

2) ООО «Специализированный застройщик «МК-Групп»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/16-243/2020

Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2020 года.                                г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:                

«…» – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:

«…» – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                                

                                                  

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                        

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует).

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

рассмотрев материалы дела 019/01/16-243/2020, возбужденного по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии, Министерство) и Обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МК-Групп» («…», далее – ООО «СЗ «МК-Групп», Общество) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между Минстроем Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп», которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно - ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов-застройщиков,

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» «…» по доверенности № «…».

в отсутствии представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МК-Групп», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии представителя ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

22.01.2020 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» (вх. № 240) в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии, Министерство) при осуществлении отбора юридических лиц, проводимого в соответствии с Порядком осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства, утвержденного Постановлением Республики Хакасия от 23.10.2019 г. № 542, в результате которого было принято решение о признании ООО «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» не прошедшим отбор по основанию, предусмотренному пунктом 1 пункта 2.78 вышеуказанного порядка.

03.02.2020 г. (вх. № 599) заявление ООО «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» также перенаправлено в адрес Хакасского УФАС России из Прокуратуры Республики Хакасия.

Усмотрев в действиях Общества с ограниченной ответственностью «СЗ «МК-Групп» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия признаки нарушения антимонопольного законодательства, Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15.04.2020 г. № 47/1 возбуждено дело 019/01/16-243/2020 по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и ООО «СЗ «МК-Групп» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 21.04.2020 г. (исх. № 04-2576/АК) рассмотрение дела было назначено на 27.05.2020 г., о чем были уведомлены лица, участвующие в деле.

На заседании комиссии 27.05.2020 г. представитель ООО «СЗ «Черногорскпромстрой» пояснила о том, что её доверитель отзывает своё заявление о нарушении антимонопольного законодательства. О причинах принятого решения пояснить затруднилась, на вопросы Председателя Комиссии о проводимом Минстроем Хакасии отборе застройщика ответить не смогла.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства не смогла пояснить причины заявленного ООО «СЗ «Черногорскпромстрой» отказа от жалобы, озвучила письменные пояснения, представленные в Хакасское УФАС России ранее (вх. № 3184 от 15.05.2020 г.).

Представитель ответчика - ООО «СЗ «МК-Групп» на рассмотрение дела не явился, предварительно заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя общества (вх. № 3351 от 20.05.2020 г.). В письменных пояснениях (вх. № 3350 от 20.05.2020 г.) Общество не согласилось с вменяемым нарушением.

Определением от 27.05.2020 заседание Комиссии было отложено на 18.06.2020 г.

На заседании комиссии 18.06.2020 г. представитель ООО «СЗ «Черногорскпромстрой» пояснил о причинах отзыва заявления о нарушении антимонопольного законодательства, а также о том, что Отбор изначально был организован неверно, исход Отбора был заранее спланирован, имелись грубейшие нарушения в его проведении.

Представитель Минстроя Хакасии поддерживала доводы, изложенные в письменных пояснениях (вх. № 4527 от 16.06.2020 г.), указала на то, что порядок проведения Отбора в настоящее время приводится в соответствие, соглашение с ООО «СЗ «МК-Групп» расторгнуто. Официальное размещение Постановления действительно произошло 20.12.2019 г., на сайте Минстроя Хакасии и портале Правительства Хакасии Постановление было размещено после его подписания, 19.12.2019 г., а информация об Отборе – 20.12.2019 г. Откуда сведения об Отборе появились у ООО «СЗ «МК-Групп», Представитель Минстроя Хакасии пояснить не смогла, реестр обманутых дольщиков появился у ООО «СЗ «МК-Групп» после заключения соглашения (от 17.01.2020 г.). В Минстрое Хакасии каких-либо совещаний перед проведением Отбора не проводилось, протоколов об этом в министерстве нет. В связи с чем на рабочее совещание в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия относительно проведения Отбора в декабре 2019 г. был приглашен «…» в качестве консультанта, представитель информацией не располагает.

Представитель ответчика - ООО «СЗ «МК-Групп» на рассмотрение дела не явился, генеральный директор ООО «СЗ «МК-Групп» в момент рассмотрения дела находится в ежегодном основном оплачиваемом отпуске с 01.06. 2020 по 21.06.2020 г. (Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику № 1 от 29.05.2020 г. представлен).

Определением от 18.06.2020 заседание Комиссии было отложено на 21.07.2020 г.

На заседании комиссии 21.07.2020 г. представитель ООО «СЗ «Черногорскпромстрой» пояснил, что Общество поддерживает ранее направленные требования о признании процедуры незаконной, требования о ее отмене и привлечении виновных лиц к ответственности.

На заседании комиссии 18.08.2020 г. представители сторон указали на отсутствие дополнительных пояснений по делу.

18.08.2020 г. также был произведен обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке строительства жилых и нежилых зданий, принято заключение об обстоятельствах дела, согласно которому Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия признано, что в рассматриваемых действиях Общества с ограниченной ответственностью «СЗ «МК-Групп» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия содержится нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения между Минстроем Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп», которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно - ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов-застройщиков.

Возражений на заключение об обстоятельствах дела в адрес антимонопольного органа по состоянию на 14.09.2020 г. не поступало.

Кроме того, 14.09.2020 г. представитель заявителя поддержал доводы заявления о нарушении требований Закона о защите конкуренции со стороны Минстроя Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп».

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В октябре 2019 г. Минстроем Хакасии был проведен первый отбор нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства (Приказ Минстроя Хакасии № 090-503-П от 28.10.2019 г.), куда были поданы заявки ООО «Механизированная колонна № 8» и ООО «Черногорспромстрой» (срок проведения отбора: с 05.11.2019 г. по 19.112019 г.).

Земельный участок, на котором предполагается строительство многоквартирного дома, находится в государственной собственности Республики Хакасия. Характеристики земельного участка:
адрес (местоположение): Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Абакан, г. Абакан, ул. Кирова, 214А.

Обе заявки признаны не соответствующими, так как названия Обществ не содержали словосочетание слов «специализированный застройщик».

20.12.2019 г. на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия опубликована информационная статья со следующим наименованием: «Проблема дольщиков на контроле Минстроя».

В списке нормативных правовых актов на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия размещена ссылка на Приказ от 19.12.2019 г. № 090-620-п «О проведении отбора юридических лиц», содержащий в себе извещение о проведении отбора юридических лиц, желающих реализовать масштабный инвестиционный проект, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 14.07.2017 № 56-ЗРХ «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» (далее - Закон Республики Хакасия от 14.07.2017 № 56-ЗРХ).

Приказом о проведении отбора были установлены сроки проведения отбора: начало приема документов 20.12.2019 г., окончание приема документов 26.12.2019 г.

В установленный срок было подано два заявления от ООО «Специализированный застройщик «МК Групп» (вх. № 090-12235 от 20.12.2019 в 10:56) и от ООО «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» (вх. № 090-12403 от 24.12.2019 г., без времени).

В соответствии с Приказом Минстроя Хакасии от 19.12.2019 г. под номером 090-620-п «О проведении отбора юридических лиц» в Извещение о проведении отбора уже включены документы, указанные в пп. 3-7 пункта 2.4 Порядка отбора (в ред. от 19.12.2019 г.), а именно:

- документы, подтверждающие наличие опыта участия в строительстве (создании) многоквартирных домов, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (копии договоров (контрактов), актов выполненных работ, разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома);

- копия приказа о приеме на работу главного бухгалтера юридического лица;

- копия паспорта руководителя юридического лица;

- копия паспорта главного бухгалтера юридического лица;

- согласие руководителя юридического лица и главного бухгалтера юридического лица на обработку персональных данных по форме, утверждаемой Министерством.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия при рассмотрении заявления ООО «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» было установлено, что заявителем на участие в конкурсе не представлены документы, указанные в пп. 3-7 пункта 2.4 Порядка отбора, а именно:

- документы, подтверждающие наличие опыта участия в строительстве (создании) многоквартирных домов, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (копии договоров (контрактов), актов выполненных работ, разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома);

- копия приказа о приеме на работу главного бухгалтера юридического лица;

- копия паспорта руководителя юридического лица;

- копия паспорта главного бухгалтера юридического лица;

- согласие руководителя юридического лица и главного бухгалтера юридического лица на обработку персональных данных по форме, утверждаемой Министерством.

В связи с чем, победителем прошедшего отбора было признано ООО «СЗ «МК-Групп», с Обществом заключено Соглашение об исполнении обязательств по строительству многоквартирного дома и реализации масштабного инвестиционного проекта от 17.01.2020 г.

После возбуждения дела № 019/01/16-243/2020 указанное выше соглашение расторгнуто новым соглашением сторон от 19.05.2020 г.

Исследовав материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Минстроя Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании следующих доказательств.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 данного Закона).

Согласно понятиям, данным в статье 4 Закона о  защите  конкуренции,  под конкуренцией  понимается – соперничество хозяйствующих  субъектов,  при  котором самостоятельными  действиями  каждого  из  них  исключается  или  ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия – условия  доступа  на  товарный  рынок,  условия  производства,  обмена,  потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько  хозяйствующих  субъектов  поставлены  в  неравное  положение  по  сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пунктам 2, 2.1 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство, в  порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 114-ЗРХ «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав граждан - участников долевого строительства, на территории Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 114-ЗРХ) правовую основу защиты прав граждан - участников долевого строительства составляют Конституция Российской Федерации, Закон № 214-ФЗ, другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Хакасия, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Хакасия.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Хакасия от 14.07.2017 г. № 56-ЗРХ «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» (далее – Закон № 56-ЗРХ) установлены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Хакасия, муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, предоставляются юридическим лицам по договору аренды без проведения торгов в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия.

В соответствии с пунктом 4 части 1 и части 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия № 114-ЗРХ и Законом № 56-ЗРХ Постановлением Правительства Республики Хакасия  от 23.10.2019 г. № 542 утвержден Порядок осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства (далее – Порядок).

Отбор юридического лица для последующего исполнения им обязательства по строительству многоквартирного дома с целью восстановления прав пострадавших участников долевого строительства проводился в соответствии с вышеуказанным Порядком.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка (в ред. от 23.10.2019 г.) для участия в отборе претендент представляет в адрес следующие документы:

1) заявление на участие в отборе юридического лица (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

2) план мероприятий по реализации Проекта (далее - план).

План представляется юридическим лицом на бумажном носителе и составляется в произвольной форме.

План должен содержать следующую информацию:

примерные характеристики многоквартирного дома, строительство которого будет осуществлено в рамках реализации Проекта;

сроки реализации Проекта, в том числе ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;

сумма средств, необходимых для реализации Проекта;

источники финансового обеспечения затрат юридического лица на реализацию Проекта;

иную информацию;

3) выписку из расчетного счета претендента в российской кредитной организации по состоянию на 01 число месяца подачи заявления.

Постановлением Правительства от 19.12.2019 г. № 640 «О внесении изменений в приложение к постановлению правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 г. № 542 «Об утверждении порядка осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и внесении изменений в некоторые постановления правительства Республики Хакасия» в рассматриваемый порядок были внесены изменения, в соответствии с которыми согласно пункту 2.4 Порядка для участия в отборе претендент представляет в адрес Министерства следующие документы:

1)       заявление на участие в отборе юридического лица по форме согласно приложению 1 к Порядку;

2)       план мероприятий по реализации Проекта (далее - план).

План представляется юридическим лицом на бумажном носителе и составляется в произвольной форме.

План должен содержать следующую информацию:

примерные характеристики многоквартирного дома, строительство которого будет осуществлено в рамках реализации Проекта;

сроки реализации Проекта, в том числе ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;

сумма средств, необходимых для реализации Проекта;

источники финансового обеспечения затрат юридического лица на реализацию Проекта;

иную информацию;

3) документы, подтверждающие наличие опыта участия в строительстве (создании) многоквартирных домов, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (копии договоров (контрактов), актов выполненных работ, разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома);

 4) копия приказа о приеме на работу главного бухгалтера юридического лица;

 5) копию паспорта руководителя юридического лица;

6) копию паспорта главного бухгалтера юридического лица;

7) согласие руководителя юридического лица и главного бухгалтера юридического лица на обработку персональных данных по форме, утверждаемой Министерством.

Согласно пункту 2.6 Порядка в течение 30 дней с даты окончания приема документов для участия в отборе комиссией проводится проверка претендента на соответствие (несоответствие) требованиям к застройщикам, установленным абзацами вторым, четвертым пункта 1 статьи 2, пунктами 2-6 части 2 статьи 3, пунктами 1-3 части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ, а также проверка документов на соответствие (несоответствие) Проекта критериям, установленным в пункте 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 14.07.2017 г. № 56-ЗРХ.

Согласно пунктам 2.7, 2.8 Порядка по результатам проверки комиссия принимает одно из следующих решений:

1)       признать претендента прошедшим отбор, а масштабный инвестиционный проект соответствующим критериям, установленным в пункте 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 14.07.2017 г. № 56-ЗРХ;

2)       признать претендента не прошедшим отбор, а масштабный инвестиционный проект несоответствующим критериям, установленным в пункте 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 14.07.2017 г. № 56-ЗРХ.

Основаниями для признания претендента не прошедшим отбор являются:

1)       непредставление в Министерство документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка;

2)       представление документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка, после даты окончания приема документов;

3)       несоответствие претендента требованиям к застройщикам, установленным абзацами вторым, четвертым пункта 1 статьи 2, пунктами 2-6 части 2 статьи 3, пунктами 1-3 части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ;

4)       несоответствие Проекта критериям, установленным в пункте 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 14.07.2017 г. № 56-ЗРХ.

Комиссией по отбору 27.12.2019 г. проведена проверка представленных претендентами документов.

К жалобе ООО «Специализированный застройщик «Черногорскпромстрой» приложены документы, ранее направлявшиеся в Минстрой Хакасии, среди которых: копия заявления на участие в отборе юридических лиц, копия плана мероприятий по реализации проекта, копия выписки с расчетного счета по состоянию на 01.12.2019 г., копия бухгалтерской отчетности за 2018 г., копия промежуточной бухгалтерской отчетности за 2019 г., копия квитанции о приеме бухгалтерской отчетности, копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Порядка информация о проведении отбора, состав комиссии по отбору утверждаются приказом Министерства. Приказ о проведении отбора, а также информация о сроках и месте приема документов для участия в отборе, количестве пострадавших участников долевого строительства и объеме их нарушенных прав, порядке и сроках определения результатов отбора размещается Министерством на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия (www.r-19.ru) и на сайте Министерства (www.minstroy19.ru) в течение трех дней со дня принятия такого приказа.

Соответствующий приказ принят Министерством 19.12.2019 г. под номером 090-620-п «О проведении отбора юридических лиц», а 20.12.2019 г. был размещен на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в разделе «Органы власти», подразделе «Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия», вкладка «Документы», «Приказы о деятельности-2019», а также на сайте Министерства в разделе «Документы», подразделе «Приказы о деятельности-2019».

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка прием и регистрация документов для участия в отборе в день их поступления осуществляются Министерством в течение 7 дней со дня размещения Министерством информации о проведении отбора.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 24 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» законы и иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию.

В соответствии со статьей 29 Закона Республики Хакасия № 18-ЗРХ Законы Республики Хакасия и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если законами и иными нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Согласно статье 25 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» Постановления Верховного Совета Республики Хакасия, Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия должны быть опубликованы в течение пяти дней со дня их принятия.

Согласно статье 28 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 г. № 18-ЗРХ 1 официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях:

1) в газете «Хакасия»;

2) в газете «Хабар»;

3) в бюллетене «Вестник Хакасии»;

4) или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно информации справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», источником публикации Постановления Правительства Республики Хакасия от 19.12.2019 г. № 640 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 № 542 «Об утверждении Порядка осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия» является бюллетень «Вестник Хакасии» (№ 94 от 20.12.2019 г.), а также официальный интернет-портал правовой информации» www.pravo.gov.ru (23.12.2019 г.)

Вместе с тем, ГАУ «Редакция газеты «Хакасия» пояснило, что в адрес редакции газеты Постановление Правительства Республики Хакасия от 19.12.2019 г. № 640 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 № 542 было направлено по электронной почте 20.12.2019 г. в 11:43 местного времени, а для опубликования печатного издания Постановления Правительства Республики Хакасия от 19.12.2019 г. № 640 потребовалось достаточное количество времени.

Заявка ООО «МК-Групп» в Минстрой Хакасии со всеми приложенными документами подана 20.12.2019 г. в 10:56 местного времени.

Таким образом, ООО «МК-Групп» при отсутствии заключенного антиконкурентного соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия не могло узнать об изменениях Порядка осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства, кроме как из сведений информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На сайте Правительства Республики Хакасия новость с заголовком «Проблема дольщиков на контроле Минстроя Хакасии» размещена 20.12.2019 г. в 16:23 местного времени (https://r-19.ru/news/obshestvo/95798/), что подтверждает акт осмотра Интернет-сайта № 2 от 07.04.2020.

На сайте Минстроя Хакасии новость с заголовком «Проблема дольщиков на контроле Минстроя Хакасии» размещена 20.12.2019 г., время не указано (http://www.minstroy19.ru/main/news/2019/dekabr/problema-dolshhikov-na-kontrole-minstroya.html). В тексте информационного сообщения указано, что дополнительную информацию о проведении отбора можно посмотреть на сайте Минстроя Хакасии (minstroy19.ru) в разделе Документы – Нормативно-правовые акты – Приказы о деятельности-2019 или на Официальном портале органов исполнительной власти Республики Хакасия (r-19.ru) в разделе Органы власти – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия – О деятельности – Приказы о деятельности-2019.

Приказ о проведении отбора на сайте Минстроя Хакасии датирован 20.12.2019 г., без времени (http://minstroy19.ru/docs/normativnye-pravovye-akty/novyj-resurs/prikaz-ot-19.12.2019-n-090-620-p-o-provedenii-otbora-yuridicheskih-lic.html) что подтверждает акт осмотра Интернет-сайта № 1 от 07.04.2020.

 Вместе с тем, из свойств скачанного с указанной Интернет-страницы документа следует, что временем создания файла «Приказ о проведении отбора юридических лиц» является дата создания: 20.12.2019 г. в 11:01 местного времени.

28.04.2020 Хакасским УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении Минстроя Хакасии, по результатам проведения которой установлено следующее.

1. Приказ о проведении отбора № 090-620-п от 19.12.2019 г. направлен в пресс-службу Правительства РХ юристом Минстроя РХ 20.12.2019 в 11:02.

2. Приказ о проведении отбора № 090-620-п от 19.12.2019 г. опубликован на сайте Правительства РХ 20.12.2019 в 11:37.

3. Приказ о проведении отбора № 090-620-п от 19.12.2019 г. опубликован на сайте Минстроя РХ 20.12.2019 в 07:41 (время московское).

4. Согласно системе регистрации документов Правительства «Дело» (скриншот), заявка ООО «СЗ-МК-Групп» поступила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия 20.12.2019 в 09:29, а уже в 10:55 передана исполнителю - 20.12.2019 в 10:56.

5. Новость о проведении отбора на сайте Минстроя РХ опубликована 20.12.2019 г. в 11:46.

6. Согласно объяснениям заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, в конце октября 2019 г. по поручению «…», к «…» были приглашены застройщики: ООО «СК «Людвиг», ООО «МЖФ г. Абакана», ООО «Мехколонна №8» для обсуждения вопроса об участии в отборе. ООО «СК «Людвиг», МЖФ г. Абакана» ответили отказом, ООО «Мехколонна №8» пояснило, что особой заинтересованности нет, но хозяйствующий субъект подумает.

7. Согласно объяснениям юриста Минстроя Хакасии и заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в декабре 2019 г. в Министерстве имущественных и земельных отношений Республике Хакасия состоялось совещание, на котором, помимо прочих, также присутствовал директор ООО «СЗ «МК-ГРУПП» «…».

28.04.2020 г. УФСБ по РХ также проведено оперативно-розыскное мероприятие в отношении Минстроя Хакасии совместно с сотрудниками Хакасского УФАС России, где «…» неоднократно упоминал о переговорах относительно необходимости внесения изменений в порядок проведения Отбора с юристом Минстроя Хакасии, в том числе после проведения первого отбора застройщика, прошедшего в октябре 2019 г.

Кроме того, 15.05.2020 г. (исх. № 04-3228/АК) Хакасским УФАС России направлен запрос в адрес ГАУ РХ «Центр информатизаций и новых технологий Республики Хакасия» о времени размещения Постановления Правительства от 19.12.2019 г. № 640 «О внесении изменений в приложение к постановлению правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 г. № 542» на портале www.r-19.ru. Согласно ответу от 25.05.2020 г. (вх. № 3495) документ был создан и загружен на сайт 24.12.2019 г. в 11:55 по местному времени.

Таким образом, ООО «МК-Групп» не могло знать об изменениях Порядка осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и представить в адрес Минстроя Хакасии документы в полном объёме в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.12.2019 г. № 640 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 № 542», не вступившим в законную силу на момент подачи заявки (20.12.2019 г. в 10:56 местного времени).

В связи с чем, доводы ответчиков о том, что ООО «СЗ «МК-Групп» узнало о проводимом отборе и необходимых документах, прилагаемых к заявке в соответствии с Постановлением Правительства от 19.12.2019 г. № 640 «О внесении изменений в приложение к постановлению правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 г. № 542 «Об утверждении порядка осуществления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства в виде подбора нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта либо для строительства нового объекта с последующей передачей жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и внесении изменений в некоторые постановления правительства Республики Хакасия» являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Материалами дела установлено, что ООО «СЗ «МК-Групп» было заранее осведомлено Минстроем Хакасии (организатором Отбора) о новых требованиях к заявкам и внесенных изменениях в Постановление Правительства Республики Хакасия от 23.10.2019 г. № 542 и Приказ № 090-620-п «О проведении отбора юридических лиц» от 19.12.2019 г., что позволило Обществу подать заявку первым. При этом в соответствии с новым (на 20.12.2019 г.) порядком, в случае поступления двух заявок, отвечающих всем требованиям Минстроя Хакасии, победителем признавался претендент, подавший такую заявку первым.  Следовательно, при поступлении заявки любого другого хозяйствующего субъекта, не состоящего в антиконкурентном соглашении с Минстроем Хакасии, победителем прошедшего отбора было бы определено ООО «СЗ «МК-Групп».

Кроме того, необходимо отметить, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «СЗ «МК-Групп» создано 09.12.2019 г., в настоящее время не ведет экономическую и финансово-хозяйственную деятельность, отсутствуют штатные сотрудники и правоотношения с контрагентами. При подаче заявки на участие в Отборе юридических лиц для завершения строительства проблемного объекта ООО «СЗ «МК-Групп» подтвердило свой опыт строительства многоквартирных домов опытом ООО «Механизированная колонна № 8».

ООО «Механизированная колонна № 8» и ООО «СЗ «МК-Групп» являются группой лиц по смыслу статьи 9 Закона о защите конкуренции исходя из следующего.

Группой лиц в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

Согласно выписке из ЕГРЮЛ размер доли ООО «Механизированная колонна № 8» в уставном капитале ООО «СЗ «МК-Групп» составляет 90 %.

Таким образом, заключение соглашения между Минстроем Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп» привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно - ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов-застройщиков.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения Соглашение об исполнении обязательств по строительству многоквартирного дома и реализации масштабного инвестиционного проекта от 17.01.2020 г., заключенное между Минстроем Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп» расторгнуто, а органом исполнительной власти проводится новый Отбор застройщика, у Хакасского УФАС России отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН «…», ОГРН «…») и Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МК-Групп» (ИНН «…», ОГРН «…») нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между Минстроем Хакасии и ООО «СЗ «МК-Групп», которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно - ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов-застройщиков.
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                      

 

 

  «…»

 

Члены комиссии:                                                           

                                                                              

  «…»

 

 

 

  «…»

                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Хакасия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны