Решение №019/05/5-449/2022 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 019/05/5-449/2022 от 22 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

Индивидуальному предпринимателю

«…»

 

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 019/05/5-449/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2022 г.                                г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 24.10.2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

 

 

 

Члены комиссии:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует),

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя «…», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела, возбужденного в отношении ИП «…» по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении по адресу: г. Абакан, ул. Крылова д. 74, на рекламной конструкции рекламной информации следующего содержания: «Ладошки гипермаркет детских товаров ул. Итыгина 17В 8(390) 230-57-35 15% скидка на товары для новорожденных * при предъявлении родового сертификата»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.06.2022 в ходе проведения мониторинга за соблюдением в Республике Хакасия законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудником Хакасского УФАС России по адресу: г. Абакан, ул. Крылова д. 74, на рекламной конструкции обнаружена рекламная информация следующего содержания: «Ладошки гипермаркет детских товаров ул. Итыгина 17В 8(390) 230-57-35 15% скидка на товары для новорожденных * при предъявлении родового сертификата», содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Определением от 26.07.2022 (исх. № 04-4786/ИР) возбуждено дело № 019/05/5-449/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено 31.08.2022 в 11 часов 00 минут.

До заседания Комиссии Хакасского УФАС России в адрес антимонопольного органа поступили пояснения ИП «…» о несогласии с вменяемым нарушением, а также договор № 856 от 25.02.2021 на размещение и изготовление рекламного материала на носителях формата 3м * 6м, стоимость размещения рекламы составила 20 000 рублей.

Определением Хакасского УФАС России от 31.08.2022 (исх. № 04-5710/ОЛ) рассмотрение дела отложено на 29.09.2022 в 11 часов 00 минут.

На 29.09.2022 сведения о надлежащем уведомлении ИП «…» у Хакасского УФАС России отсутствуют.

Определением Хакасского УФАС России от 29.09.2022 (исх. № 6444/22) об отложении рассмотрения дела, рассмотрение дела отложено на 24.10.2022 в 14 часов 00 минут.

19.10.2022 (вх. № 10063-ЭП/22) в адрес Хакасского УФАС России поступили документы и сведения ИП «…», имеющие следующее содержание.

ИП «…» считает, что если на рекламном баннере нет прямого указания на срок проведения акции, то из этого следует, что проводимая акция является бессрочной.

На баннере указаны все необходимые существенные условия акции, а именно размер скидки, адрес проведения акции, категория товара, на который распространяется акция, документ, необходимый для участия в акции.

ИП «…» считает, что с его стороны нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе не имеется.

Дополнительно к пояснениям приложены фото демонтажа спорной рекламной информации, перечень товаров, реализуемых ИП «…», относящиеся к категории товаров для новорожденных.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе -  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная реклама, распространена в общественном месте, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – акция магазина.

Таким образом, информация, распространенная на рекламном баннере ИП «…» полностью подпадает под понятие реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламном продукте приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.

Следует отметить, что положения части 7 статьи 5 Закона о рекламе распространяют свое действие и на все объекты рекламирования, поскольку являются общими по отношению абсолютно ко всем объектам рекламирования и не содержат каких-либо исключений из сферы своего действия.

В этой связи упоминание в рекламе акции без указания на наличие существенных условий по данным акциям: сроки, акционные товары, подарки, является признаком нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Вышеназванная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 № 16АП-162/2019 по делу № А25-1369/2018).

Согласно части 6 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. На основании имеющихся сведений, рекламодателем является ИП «…» (ИНН: «…»).

По смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление о рекламодателе, объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Предоставление скидок на товары является одним из наиболее распространенных способов стимулирования продаж. Снижение цены на товар стимулирует потребителей покупать товар в большем объеме. Поэтому указание в рекламе на более низкие цены, скидки - один из самых распространенных рекламных приемов. Указание на цены и скидки в рекламе должно быть достоверным.

Из содержания, размещенного ИП «…» рекламного продукта следует, что в магазине «Ладошки» ИП «…» возможно приобрести товары для новорожденных со скидкой 15 % при предъявлении родового сертификата.

Однако в размещенной ИП «…» рекламе отсутствует существенная информация об условиях проведения акции, связанной с реализацией товара по скидке, так как в качестве стоимостного показателя применена только фраза «скидка 15%» без указания сроков, на которые распространяется акция.

В силу статьи 11 Закона о рекламе если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Частью 2 статьи 437 ГК РФ признается офертой (публичной офертой) содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Поскольку спорная реклама не содержит существенного условия о цене товара, Комиссия приходит к выводу о том, что реклама не отвечает признакам публичной оферты, в связи с чем должна содержать информацию о сроке действия акции либо информацию о дате начала ее распространения либо о дате ее окончания.

В рассматриваемой ситуации ИП «…» выделил только наиболее привлекательное для потребителя условие - процент скидки. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по приобретению товара (первоначальная стоимость предлагаемого к продаже со скидкой товара и сроки действия акции), в рекламном продукте отсутствуют.

Отсутствие в рекламе существенной части информации о сроках предоставления скидок приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу о наличии в действиях ИП «…» нарушения рекламного законодательства, а именно в распространении рекламы акции на баннере, размещенном по адресу: г. Абакан, ул. Крылова д. 74, на рекламной конструкции рекламной информации следующего содержания: «Ладошки гипермаркет детских товаров ул. Итыгина 17В 8(390) 230-57-35 15% скидка на товары для новорожденных * при предъявлении родового сертификата» без указания проведения сроков акции.

Кроме того, Комиссией Хакасского УФАС России решено не выдавать предписание по настоящему делу, в связи с тем, что спорный рекламный баннер был демонтирован.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Ладошки гипермаркет детских товаров ул. Итыгина 17В 8(390) 230-57-35 15% скидка на товары для новорожденных * при предъявлении родового сертификата», распространяемую ИП «…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель комиссии:

«…»

 

Члены комиссии:          

 

 

 

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны