Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 88/КС от 1 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. Заказчику - Муниципальному казенному учреждению города Абакана «Архитектура и градостроительство»

а/я 201, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

  1. Уполномоченному органу - Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана

ул. Щетинкина, 10, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. Обществу с ограниченной ответственностью «Контракт»

пер. Вишневый, 85Б, пом. 12, г. Сочи,

Российская Федерация, 354003

 

4. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 88/КС

 

«01» августа 2018 года                                                                              г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок

при участии сторон:

1. Муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения города Абакана «Архитектура и градостроительство» (далее – заказчик, МКУ «Архоград»):

2. Уполномоченного органа – Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - уполномоченный орган, КМЭ г.Абакана):

3. В отсутствие заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее – ООО «Контракт»), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 88/КС ООО «Контракт» на действия заказчика – МКУ «Архоград» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Гагарина (ул. Ломоносова – проезд Нефтяной) I очередь (закупка № 0180300000218000594), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 27.07.2018 года входящий № 4091 поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика – МКУ «Архоград» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Гагарина (ул. Ломоносова – проезд Нефтяной) I очередь (закупка № 0180300000218000594).

В жалобе заявитель указывает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и приводит следующие доводы.

  1. Заказчиком неправомерно установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
  2. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов.
  3. В техническом задании аукционной документации заказчик указал товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент».
  4. Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при выполнении работ недействующим/неопределяемым стандартам.

В адрес антимонопольного органа 30.06.2018 года вх. № 4149 поступил пакет документов от заказчика, а также представлены письменные пояснения, в которых указывается на соответствие положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Представитель уполномоченного органа поддержал доводы заказчика, указанные им в письменных пояснениях и устно озвученные на заседании комиссии.

 

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением Администрации г. Абакана от 05.02.2014 N 166 «О Порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее – Порядок взаимодействия).

Пунктом 2 Порядка взаимодействия определены следующие функции заказчиков, уполномоченного органа при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

2.1. Заказчик:

1) выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляет планирование закупок;

2) создает Комиссии, осуществляет организационно-техническое обеспечение их деятельности;

3) определяет начальную (максимальную) цену контракта и приводит ее обоснование в извещениях, документации об осуществлении закупок, приглашениях принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) в случаях, предусмотренных Законом, определяет и обосновывает цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

5) осуществляет подготовку, в том числе в соответствии с информацией, содержащейся в плане закупок, плане-графике закупок, утверждение и согласование извещений, документации об осуществлении закупок, проектов контрактов, приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, внесение изменений в указанные документы;

6) осуществляет подготовку извещений об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае принятия такого решения;

7) приводит описание объекта закупки в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке;

8) публикует по своей инициативе извещения об осуществлении закупок в любых средствах массовой информации или размещает их на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при условии, что такое опубликование или размещение осуществляется наряду с предусмотренным Законом размещением;

9) подготавливает и направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке;

10) обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных при осуществлении закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

11) возвращает заявки на участие в закупках, поступившие после истечения срока для их подачи;

12) привлекает экспертов, экспертные организации;

13) обеспечивает заключение контрактов;

14) организует в соответствии с Законом включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупок;

15) направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти необходимые документы для согласования определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытым способом, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, предусмотренном п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона;

16) направляет необходимые документы в контрольный орган в сфере закупок для согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона;

17) уведомляет контрольный орган в сфере закупок об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 93 Закона;

18) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта обосновывает в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

19) обеспечивает в соответствии с Законом предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

20) обеспечивает в соответствии с Законом осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

2.2. Уполномоченный орган:

1) размещает в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС):

- извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках, изменения в извещение и (или) документацию о закупках, проекты контрактов, извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и протоколы, предусмотренные Законом;

- разъяснения положений документации о закупках;

2) осуществляет подготовку протоколов заседаний Комиссий на основании решений, принятых членами Комиссий;

3) обеспечивает прием, регистрацию и сохранность конвертов с заявками на участие в закупках, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

4) предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

5) обеспечивает возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;

6) осуществляет аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

7) осуществляет передачу заказчику заявок на участие в закупках, поданных после истечения срока, установленного для их подачи, в день их поступления;

8) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности заказчиков при осуществлении закупок, оказывает информационно-методологическое содействие.

 

11.07.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, документация об аукционе в электронной форме, проектная документации) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Гагарина (ул. Ломоносова – проезд Нефтяной) I очередь (закупка № 0180300000218000594).

Заказчиком электронного аукциона является МКУ «Архоград», уполномоченным органом выступает КМЭ г. Абакана, которые при проведении закупки руководствуются Порядком взаимодействия, утв. Постановлением Администрации г. Абакана от 05.02.2014 N 166.

Начальная (максимальная) цена контракта – 12 722 307,40 рублей.

Документация об аукционе в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Гагарина (ул. Ломоносова – проезд Нефтяной) I очередь утверждена 10.07.2018 года директором МКУ «Архоград».

На момент рассмотрения жалобы по существу, протоколы работы комиссии на официальном сайте ЕИС в сфере закупок не размещены (при этом, в материалы дела представлена заявка единственного участника закупки – НО «МЖФ г.Абакана»).

 

Первый довод заявителя не обоснован в виду следующего.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (начало действия которого – 01.07.2018 года) часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок изложена в следующей редакции:

«3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».

Таким образом, поскольку объектом рассматриваемой закупки, размещенной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 11.07.2018 года, является выполнение работ, то заказчик правомерно, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 действующей редакции Закона о контрактной системе в сфере закупок, в пункте 14 раздела 1 аукционной документации указал, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Второй, третий и четвертый доводы заявителя не обоснованы в виду следующего.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того, как указано в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Кроме того, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В пункте 6.2 «Описание объекта закупки» раздела 1 аукционной документации указано, что работы включают в себя капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части и тротуаров, выполняются в соответствии с Техническим заданием (раздел 3. «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» документации об аукционе в электронной форме), проектно-сметной документацией, утвержденной Заказчиком, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами.

Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, указанные заявителем жалобы ГОСТы 5781-82, 31947-2012 являются действующими.

ГОСТ Р 51256-2011 на момент разработки проектной документации также являлся действующим, а на сегодняшний день заменен на ГОСТ Р 51256-2018. Указание в техническом задании на ГОСТ Р 52256-2011 является ошибкой технического характера, как пояснил представитель заказчика, и при наличии проектной документации (с верной ссылкой в таковой на ГОСТ Р 51256-2018), получившей положительное экспертное заключение, не может свидетельствовать о нарушении норм действующего законодательства.

Согласно пункта 27 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»:

- предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

Государственной экспертизе подлежат все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляются для проведения государственной экспертизы.

Проектная документация была разработана в апреле 2018 года, муниципальный контракт № 25-Г/18 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий заключен 31.05.2018 года, в рамках проведения государственной экспертизы получено положительное заключение экспертизы (№ 19-1-1-3-0031-18 от 22.06.2018).

Таким образом, довод заявителя жалобы о неправомерном установлении заказчиком требования о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам является несостоятельным.

Проектно-сметная документация, размещённая в полном объёме в составе документации о закупке, содержит конкретный перечень товаров и материалов, используемых для реализации определённых проектом конструктивных и инженерно-технических решений, разработанных в соответствии с назначением строящегося объекта и применяемых к данному объекту требований СНиПов, СанПиНов и иных установленных норм. В свою очередь, сметная документация разработана в соответствии с методическими положениями по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства (МДС 81-35.2004), согласно которым при составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта.

Частью 6 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием Заказчика и проектной документацией, при этом, согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации не допускается, следовательно, в документации об аукционе отсутствует указание максимальных и (или) минимальных показателей материалов.

Таким образом, довод заявителя жалобы об отсутствии в аукционной документации максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определять соответствие работы установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться, является несостоятельным.

Ссылки заявителя жалобы на товарные знаки DKS, IEK, HEGEL, указанные, как отмечает сам же заявитель, в выписке № 3 из локального сметного расчета № 02-02-03, не могут свидетельствовать о нарушении требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части описания объекта закупки, поскольку выписки из локальных сметных расчетов служат лишь обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (раздел 4 аукционной документации) и соответственно для расчета сметной стоимости принимались цены материалов из базы данных программного комплекса «ГРАНД-Смета». В техническом задании документации об аукционе (раздел 3) указание на товарные знаки отсутствует.

Таким образом, ни один из доводов заявителя не нашел своего подтверждения, что дает основание признать жалобу ООО «Контракт» необоснованной.

В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 88/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по
результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы
принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66, пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – МКУ «Архоград» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ул. Гагарина (ул. Ломоносова – проезд Нефтяной) I очередь (закупка № 0180300000218000594) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны