Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 88-Р-14 от 19 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МТС»

<…>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 88-Р-14

 

Резолютивная часть решения оглашена  11.12.2014г.                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено  16.12.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Франскевич О.П. – заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены Комиссии:

Алехина А.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

Чиж Д.А. – ведущий специалист эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Митрофанова Е.И. – специалист 2 разряда  отдела  антимонопольного законодательства и рекламы

рассмотрев дело № 88-Р-14, возбужденное в отношении ОАО «МТС» по признакам нарушения части  7  статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») выразившегося в распространении на рекламной конструкции  вдоль проезжей части на въезде в г. Черногорск, рекламного баннера следующего содержания: «ВЕЗДЕ С ВАМИ, ВСЕГДА КСТАТИ ИНТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОСИИ 5 РУБ ДЕНЬ. *855# МТС ПЛАНШЕТ ОНЛАЙН опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Цена указана с НДС. Ценовое предложение действительно в период с 12.05.2014 по 30.06.2014. Подробные условия предоставления, тарификации, ограничения, информация о включенном трафике, а также стоимость опций с 01.07.2014 – на сайте www.mts.ru

 

В присутствии представителя ОАО «МТС» <…>, действующей на основании доверенности <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) мониторинга 07.07.2014 года  наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение ОАО «МТС» на рекламной конструкции  вдоль проезжей части на въезде в г. Черногорск, рекламы следующего содержания: «ВЕЗДЕ С ВАМИ, ВСЕГДА КСТАТИ ИНТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОСИИ 5 РУБ ДЕНЬ. *855# МТС ПЛАНШЕТ ОНЛАЙН опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Цена указана с НДС. Ценовое предложение действительно в период с 12.05.2014 по 30.06.2014. Подробные условия предоставления, тарификации, ограничения, информация о включенном трафике, а также стоимость опций с 01.07.2014 – на сайте www.mts.ru».

Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается  реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данной рекламе текст о существенных условиях, влияющих на стоимость предоставляемых услуг, представлен мелким нечитаемым шрифтом, тогда как привлекательное условие « интернет по всей России 5 руб в день» указан крупным. Следовательно, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы вводится в заблуждение относительно условий предоставления такой услуги, так в части надписи с нечитаемым шрифтом указано, что условия предоставления, тарификация, ограничения и стоимость опций указана на сайте www.mts.ru. К тому же ценовое предложение действует  с 12.05.2014 по 30.06.2014 года, однако, фотосъемка указанного баннера производилась 07.07.2014 года, следовательно 07.07.2014 года данная услуга не действовала.

В соответствии  с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя. Исходя из представленных договоров, рекламодателем определено ОАО «МТС».

Определением о возбуждении производства по делу № 88-Р-14, рассмотрение было назначено на 21 октября 2014 года. На рассмотрении присутствовала представитель ОАО «МТС» <…> (действующая на основании доверенности <…>).

По данному делу, представитель пояснила, что пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. ФЗ «О рекламе» не предусматривает обязательных требований ни к способу, ни к форме предоставления рекламной информации, а также не раскрывает понятие существенности информации о товаре. Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующей услуге. Так размещение рекламной информации, выполненной мелким шрифтом, якобы затруднительным для прочтения с расстояния, не может свидетельствовать об отсутствии части существенной информации о рекламируемой услуге. Основанной солган в материале является средством индивидуализации данного тарифного предложения. Рекламная информация указана таким способом, что потребитель, у которого вызовет данное предложение, может ознакомиться с ней с удобного ему расстояния, и узнать подробности на официальном сайте МТС либо в любом салоне-магазине МТС. Само по себе использование ОАО «МТС» такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещаемой информации, когда размер букв крупного шрифта превышает размер букв мелкого шрифта, не исключает возможность прочтения потребителем в конкретных условиях всего объема размещенной информации. Вся существенная информация о стоимости услуг содержалась в рекламе, информация об изменении стоимости услуг с 01.07.2014 также содержалась в рекламе.

Определением от 21 октября 2014 года, рассмотрение дела было назначено на 18 ноября 2014 года. На рассмотрении присутствовала представитель ОАО «МТС» <…> (действующая на основании доверенности <…>). Представитель поддержала доводы представленные ранее.

Комиссия Хакасского УФАС России приняла решение о приобщении к материалам дела протокола собрания очередного экспертного  совета по рекламе, в связи с чем, сочла необходимым отложить рассмотрение дела, для вынесения мотивированного решения.

Определением об отложении дела № 88-Р-14, рассмотрение было назначено  на 11.12.2014 года. На рассмотрении дела, представитель по доверенности <…> поддержала доводы изложенные ранее.

14 ноября 2014 года в Хакасском УФАС России прошел очередной экспертный совет по рекламе. В повестку дня экспертного совета кроме прочих вопросов был рассмотрен вопрос о нарушении ОАО  «МТС» части 7 статьи 5 Закона «О рекламе». В итоге, члены экспертного совета, рассмотрев фотокопию баннера ОАО  «МТС» с текстом «ВЕЗДЕ С ВАМИ, ВСЕГДА КСТАТИ ИНТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОСИИ 5 РУБ ДЕНЬ. *855# МТС ПЛАНШЕТ ОНЛАЙН опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Цена указана с НДС. Ценовое предложение действительно в период с 12.05.2014 по 30.06.2014. Подробные условия предоставления, тарификации, ограничения, информация о включенном трафике, а также стоимость опций с 01.07.2014 – на сайте www.mts.ru, пришли к единогласному мнению о том, что шрифт содержащий в себе существенную информацию об услуге  не читаем, в связи с выполнением данного шрифта  на пестром фоне, следовательно, потребителем будет восприниматься только привлекательное условие – ИТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОССИИ 5 РУБ ДЕНЬ. Изучив все факторы, влияющие на восприимчивость потребителя, а именно расположение рекламы, ее читаемость, члены экспертного совета пришли к обоюдному решению, что реклама, распространенная ОАО  «МТС» нарушает часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссия Хакасского УФАС России  подробно изучив все материалы дела, пояснения представителя, а также представленные документы, пришла к выводу, что факт нарушения ОАО  «МТС» части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» подтверждается:

  1. Актом проведенного мониторинга специалистом Хакасского УФАС России с приложением фотокопии спорной рекламы ОАО «МТС»
  2. Договором заключенным между ОАО «РА «Максима» (Исполнитель) и ОАО  «МТС» (Заказчик), в соответствии с которым, Заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по производству, размещению, техническому обслуживанию рекламно-информационных материалов  (п. 1.1. указанного договора);

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. (Постановление Пленума ВАС от 08.10 .2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального Закона «О рекламе»

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

Указание существенной информации в рекламе формальным способом, например мелким, неразборчивым, нечитаемым шрифтом или в течение короткого промежутка времени, лишает потребителей возможности получить сведения об объекте рекламы в полном объеме, и существенная информация является для них недоступной. Соответственно существенная информация, хотя и была формально указана в рекламе, не доводится до потребителей надлежащим образом, вследствие чего они вводятся в заблуждение.

Также учитывается то обстоятельство, что спорный рекламный баннер был расположен на въезде в г. Черногорск, соответственно был направлен на потребителей находящихся в транспортном средстве. Учитывая данный факт, у потребителя не хватит времени  изучить существенные условия предоставляемой услуг, он запомнит лишь привлекательное условие – ИТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОССИИ 5 РУБ ДЕНЬ, что дает преимущество ОАО «МТС» перед другими операторами связи.

На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России принимая во внимание решение членов экспертного совета по рекламе, пришла к выводу о том, что в рекламном баннере «ВЕЗДЕ С ВАМИ, ВСЕГДА КСТАТИ ИНТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОСИИ 5 РУБ ДЕНЬ. *855# МТС ПЛАНШЕТ ОНЛАЙН…» распространенном ОАО  «МТС» содержится нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу  с текстом «ВЕЗДЕ С ВАМИ, ВСЕГДА КСТАТИ ИНТЕРНЕТ ПО ВСЕЙ РОСИИ 5 РУБ ДЕНЬ. *855# МТС ПЛАНШЕТ ОНЛАЙН опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Цена указана с НДС. Ценовое предложение действительно в период с 12.05.2014 по 30.06.2014. Подробные условия предоставления, тарификации, ограничения, информация о включенном трафике, а также стоимость опций с 01.07.2014 – на сайте www.mts.ru», распространенную ОАО  «МТС» ненадлежащей, не соответствующей части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ОАО «МТС» об устранении нарушений законодательства о рекламе, а именно:

-демонтировать спорный рекламный баннер в срок до 25 декабря 2014 года;

-предоставить документы, подтверждающие факт демонтажа в срок до 31 декабря 2014 года.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии                                                          О.П. Франскевич

Члены комиссии:                                                                    А.А. Алехина

                                                                                                 Д.А. Чиж

                                                                                               Е.И. Митрофанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны