Решение №019/05/5-92/2022 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 019/05/5-92/2022 от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

«…»

 

«…»

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 019/05/5-92/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.03.2022 г.                                г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 15.03.2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

 

 

 

Члены комиссии:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы(отсутствует);

«…» – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – «…» (доверенность б/н от 02.01.2022, выданная сроком на 3 года).

Рассмотрев материалы дела, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «…» (ИНН: «…») по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении рекламы следующего содержания:

«ССУДЫ ПОД ЗАЛОГ движимого имущества от 5 % в месяц ООО «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) наружной рекламы, а именно рекламы ООО «…» от 11.11.2021, на рекламном баннере Общества выявлена реклама следующего содержания: «ССУДЫ ПОД ЗАЛОГ движимого имущества от 5 % в месяц ООО «…», содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

20.01.2022 (вх. № 352) в ответ на запрос антимонопольного органа поступили документы и сведения ООО «…» следующего содержания.

Никаких документов, касающихся изготовления, установки и оплаты установленной Обществом рекламы, расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Аскизская, д. 160, не сохранилось.

Рекламный щит был исправлен, сведения о процентной ставке убраны из рекламной информации.

К пояснению была приложена фотография нового рекламного щита.

Других документов и сведений в адрес антимонопольного органа не поступало.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе -  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация полностью подпадает под понятие – реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Данная реклама, распространена в общественном месте, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – ссуды под залог, предоставляемые ООО «…».

Таким образом, информация, распространенная на рекламном баннере Общества, полностью подпадает под понятие реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

Согласно пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах) ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламном продукте приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.

Следует отметить, что положения части 7 статьи 5 Закона о рекламе распространяют свое действие и на все объекты рекламирования, поскольку являются общими по отношению абсолютно ко всем объектам рекламирования и не содержат каких-либо исключений из сферы своего действия.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 689 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно части 1 статьи 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя).

Согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Согласно части 1 стать 339 ГК РФ в договоре залога должны быть указаны предмет залога, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. Условия, относящиеся к основному обязательству, считаются согласованными, если в договоре залога имеется отсылка к договору, из которого возникло или возникнет в будущем обеспечиваемое обязательство. Стороны могут предусмотреть в договоре залога условие о порядке реализации заложенного имущества, взыскание на которое обращено по решению суда, или условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке.

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации (срок и сумма финансовой услуги), что приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, и нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Частью 3 статьи 7 Закона о ломбардах установлено, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

На рекламном баннере указана только процентная ставка – от 5 % в месяц. Каких-либо иных сведений об услугах, которые могут повлиять на сумму расходов клиента, в рекламе не содержится.

Таким образом, стоимость рекламируемой заявителем финансовой услуги для заемщика (потребителя услуги) объективно не могла складываться только из указанной в рекламе одной составляющей: процентной ставки в месяц.

Поскольку распространяемая ООО «…» реклама финансовой услуги (займа) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

На основании имеющихся сведений, рекламодателем является ООО «…» (ИНН: «…»).

Определением Хакасского УФАС России от 16.02.2022 (исх. № 04-1219/ИР) о возбуждении дела № 019/05/5-92/2022 рассмотрение дела назначено на 15.03.2022 в 10 часов 00 минут.

На Заседании Комиссии представитель Общества «…» пояснила, что документы, касающиеся изготовления, установки и оплаты установленной Обществом рекламы, расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Аскизская, д. 160, не сохранились.

Правил предоставления финансовых услуг, о которых идет речь в рекламе, у Общества не имеется. При выдаче ссуды под залог движимого имущества Общество руководствуется Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

Также «…» сообщила, что никаких ухудшающих условий для залогодателя не предусмотрены.

На вопрос Председателя Комиссии о том, на любое ли движимое имущество выдается ссуда, «…» ответила утвердительно.

На вопрос Председателя Комиссии о том, какие документы должен представить залогодатель для выдачи ему ссуды, «…» пояснила, что залогодателю необходимо представить только паспорт.

На вопрос Председателя Комиссии о том, почему на спорной рекламе указана формулировка «от 5 % в месяц», «…» пояснила, что увеличение процента ссуды не предусмотрено, только от 5 %, а такая формулировка была использована на перспективу, исходя из экономической ситуации в стране.

На вопрос Председателя Комиссии о том, на какую сумму выдается ссуды по залог движимого имущества, «…» пояснила, что сумма может быть любая, все зависит от конкретной ситуации.

На вопрос Председателя Комиссии о том, где ещё размещалась вышеуказанная реклама, «…» пояснила, что щит с рекламной информацией размещался только по адресу: г. Абакан, ул. Аскизская, д. 160.

Дополнительно Фролова Н.Г. сообщила, что ООО «…» состоит в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время спорная реклама демонтирована. С вменяемым нарушением согласилась.

Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав представителя Общества, пришла к выводу о наличии в действиях Общества нарушения рекламного законодательства, а именно в распространении ненадлежащей рекламы следующего содержания: «ССУДЫ ПОД ЗАЛОГ движимого имущества от 5 % в месяц ООО «…», распространяемую ООО «…» по адресу: г. Абакан, ул. Аскизская, д. 160.

Поскольку в настоящее время нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе прекращено, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении соответствующего нарушения.

 В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ССУДЫ ПОД ЗАЛОГ движимого имущества от 5 % в месяц ООО «…», распространяемую ООО «…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель комиссии:

«…»

 

Члены комиссии:          

 

 

 

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны