Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 99-А-14 от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Министерству здравоохранения Республики Хакасия

ул. Крылова, 72, г. Абакан, 655019

 

2. Прокуратуре Республики Хакасия

ул. Чертыгашева, 80, г. Абакан, 655017

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 99-А-14

                                                                                                                         г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 09.04.2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:              Алехина А.А. – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                          Чиж Д.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует, в связи с нахождением в очередном отпуске;

Марова О.О. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

в присутствии представителей Министерства здравоохранения Республики Хакасия:

- «…», по доверенности от 01.04.2015 года № 72-д,

- «…», по доверенности от 01.04.2015 года № 71-д,

- «…», по доверенности от 01.04.2015 года № 70-д,

рассмотрев материалы дела № 99-А-14, возбужденного по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Хакасия части 1 статьи 15 и частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий при проведении торгов на оказание услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных препаратов: 0380200000114000795, 0380200000114000075, 0380200000113003812, 0380200000113002898, 0380200000113003040, 0380200000113002568, 0380200000113000170, 0380200000112002638, 0380200000112002158, 0380200000112001756, 0380200000112001752, 0380200000112001259 (указаны номера извещений, опубликованные на официальном сайте Российской Федерации), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также к ограничению доступа к участию в торгах,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по результатам участия совместно с Прокуратурой Республике Хакасия в проверке соблюдения требований федерального законодательства, в части установления ограничивающих конкуренцию требований к участникам при проведении торгов на оказание услуг по приему, хранению и отпуску медицинских препаратов, установило в действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия признаки нарушения части 1 статьи 15 и частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 26.09.2014 года № 499 возбуждено дело № 99-А-14 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Республики Хакасия.

Определением о назначении дела № 99-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.09.2014 года данное дело назначено на 29.10.2014 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 99-А-14 от 29.10.2014 года рассмотрение дела отложено на 26.11.2014 года.

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 99-А-14 от 26.11.2014 года срок рассмотрения дела продлен, дело назначено на 20.01.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 99-А-14 от 20.01.2015 года рассмотрение дела отложено на 18.02.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 99-А-14 от 18.02.2015 года рассмотрение дела отложено на 02.04.2015 года.

21.11.2014 года (входящий № 7016) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения Министерства здравоохранения Республики Хакасия, в которых министерство обуславливает требования, установленные к потенциальным участникам.

1) 1. Обеспечить прибытие представителя заказчика при необходимости, но не реже одного раза в месяц для проверки качества оказания услуг, ведения отчета, соблюдения условий хранения и отпуска препаратов.

Данное требование:

  • позволяет осуществлять заказчику контроль за соблюдением условий хранения и отпуска препаратов в соответствии с действующим законодательством, контроль за ведением Исполнителем учета и отчетности по формам, установленным Заказчиком.
  • является обязательным условием при выполнении Исполнителем требования Заказчика и является качественной характеристикой выполнения услуги.

Нормативно-правовое обоснование: ФЗ-61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»; приказ Минздрава РФ от 23.08.2010 №706 «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

2) 2.    Осуществлять доставку препаратов в пункты отпуска в соответствии с разнарядками Заказчика. По экстренным показаниям производить доставку препаратов в течение 2-4 часов.

3.        Производить перераспределение препаратов между пунктами отпуска, через аптечный склад по распоряжению Заказчика, с учетом доставки товара в течение 8 часов.

7. Аптечный склад должен находиться на расстоянии не более 100км. от г. Абакана.

Поставка лекарственных препаратов для обеспечения льготников через пункты отпуска осуществляется исполнителем по плановой заявке заказчика в соответствии с разнарядкой Заказчика ежемесячно.

Включение в аукционную документацию требования Заказчика осуществлять поставку препаратов по экстренным показаниям в течение 2-4 часов и перераспределение препаратов между пунктами отпуска в течение 8 часов обусловлено необходимостью экстренного обеспечения препаратами льготной категории граждан в случаях, не позволяющих гарантировать получение лекарственных препаратов по рецепту врача в рамках плановой ежемесячной поставки лекарственных препаратов со склада по разнарядке Заказчика, а именно:

а)        для обеспечения вновь выявленных пациентов;

б)        пациентам, у которых изменилась схема лечения, то есть не включенных в плановую заявку.

Расчет времени (2-4часа) и удаленность склада на расстоянии не превышающем 100 км. от г. Абакана основывается на возможности доставки препарата в точки отпуска, расположенные во всех муниципальных образованиях, в том числе удаленные от г. Абакана (места расположения склада) на расстоянии:

- Абакан - Копьево 235 км, среднее время доставки препаратов 3,5 часа

- Абакан - Абаза 190км, среднее время доставки препаратов 3 часа

- Абакан - Шира 165км, среднее время доставки препаратов 2,4 часа

- Абакан - Боград 120км, среднее время доставки препаратов 1,7 часа

- Абакан - Аскиз 90км, среднее время доставки препаратов 1час при расчетной скорости 70 км/час.

Расположение склада на расстояние, превышающим 100 км. не позволяет осуществлять доставку лекарственных препаратоз по экстренным показаниям в отдаленные муниципальные образования в течение предусмотренных 3-4 часов.

Таким образом, включение в аукционную документацию условий по расположению склада на расстоянии не более 100 км. и временной промежуток для экстренной поставки 3-4 часа, для перераспределения 8 часов являются критериями качества оказания услуги по обеспечению лекарственными препаратами льготной категории граждан, направленных на оперативное обеспечение лекарственными препаратами и характеризует доступность лекарственной помощи населению.

3) 4. Помещения для хранения препаратов должно соответствовать требованиям действующего законодательства.

5. Иметь в наличии специализированные складские помещения:

- помещения для хранения препаратов при особом температурном режиме (2-8 С) объемом не менее 100 куб. метров;

- помещения для хранения препаратов при особом температурном режиме (12-15 С) объемом не менее 50 куб. метров;

- термоконтейнеры не менее 100 шт. (для обеспечения препаратов при аварийном отключении электроэнергии, для транспортировки).

Наличие специализированных помещений (холодильных камер) в объеме не менее 100 куб. метров позволяет осуществлять хранение необходимого запаса лекарственных препаратов в соответствии с установленным требованием по соблюдению температурного режима (2-8С для термолабильных лекарственных препаратов, например иммунобиологические препараты, вакцины). На основании проведенного анализа ежедневно в указанных холодильных камерах хранится неснижаемый запас термолабильных лекарственных препаратов в количестве 17100 упаковок с учетом фармакологического принципа (по группам, формам выпуска).

Наличие помещений для хранения препаратов при температуре 12-15 С с объемом не менее 50 куб. метров для хранения лекарственных препаратов требующих защиты от света и соблюдения указанного температурного режима позволяет осуществлять хранение лекарственных препаратов в соответствии с установленным требованиям в объеме лекарственных препаратов (18500 уп.), находящимся на хранении, что составляет упаковок препаратов.

Наличие термоконтейнеров (не менее 100 шт.) позволяет осуществлять сохранность термолабильных препаратов при их транспортировке в пункты отпуска и лечебные учреждения и при возникновении аварийных ситуаций (отключение электроэнергии).

Нормативно-правовое обоснование: ФЗ-61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», ст. 58.; приказ Минздрава РФ от 23.08.2010 №706 «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»; санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.1248-ФЗ ОТ 20.03.03 гл.4-6.

Таким образом, указанные условия также характеризуется как критерий качества выполняемой исполнителем услуги.

4) 6. Обеспечить использование программно-технического комплекса, предоставленного «заказчиком», либо иного программно-технического комплекса, по согласованию с «заказчиком», обеспечивающего ведение предметно-количественного учета лекарственных средств по аптечным и лечебно- профилактическим учреждениям, персонифированный учет отпуска лекарственных средств, обслуженных рецептов, принятых на отсроченное обслуживание, формирование отчетов в формате dbf. Программный комплекс, используемый Исполнителем, должен осуществлять защиту информации в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», что должно подтверждаться действующим сертификатом ФСТЭК.

Данное требование позволяет:

- осуществлять персонифицированный учет выписки и отпуска лекарственных препаратов;

- вести предметно-количественный учет препаратов находящихся на хранении в пунктах отпуска;

- формировать необходимую отчетность по формам заказчика;

- вести учет препаратов находящихся на отсроченном обслуживании.

Таким образом, использование программного комплекса является мерой контроля за реализацией программы льготного лекарственного обеспечения.

В своих дополнительных пояснениях от 12.01.2015 года № 22-08 (входящий от 13.01.2015 года № 65) ответчик по делу представил перечень потенциальных участников, отвечающих требованиям заказчика: ГУП РХ «Ресфармация», ООО «Стрела», ООО «Яр-Фарм». Кроме этого также пояснил следующее.

Требования заказчика к потенциальным участникам, указанные в технических заданиях, условиях заказчика, информационных картах документаций об аукционе обеспечивают надлежащее выполнение заказчиком переданных полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами (своевременное, гарантированное и доступное обеспечение лекарственными препаратами).

Нормативными документами федерального законодательства по соблюдению условий хранения и транспортировке лекарственных средств являются: ст. 58 Федерального закона ФЗ-61 от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств»; Приказ Минздрава РФ ОТ 23.08.2010 №706 «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», раздел V, особенности организации хранения лекарственных средств в складских помещениях; санитарно-эпидемиологические правила, гл.4-6 СП 3.3.2.1248 от 20.03.03.

Для реализации комплекса организационных и технических мероприятий, обеспечивающих сохранность и качество лекарственных препаратов в конкретных условиях, заказчиком разрабатываются определенные требования, обеспечивающие качество выполнения услуги в рамках действующего федерального законодательства, а именно:

- доставка по экстренным показаниям в пределах 2-4 часов: v -перераспределение лекарственных препаратов в течение 8 часов;

- наличие специализированных складских помещений определенной площади, достаточного количества термоконтейнеров;

- удаленность склада от точек отпуска на расстоянии не более 100 км;

Все вышеперечисленные требования не противоречат действующему законодательству, направлены на достижение качественного выполнения услуги по приему, хранению и отпуску лекарственных препаратов.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по результатам участия совместно с Прокуратурой Республике Хакасия в проверке соблюдения требований федерального законодательства, в части установления ограничивающих конкуренцию требований к участникам при проведении торгов на оказание услуг по приему, хранению и отпуску медицинских препаратов, установило следующее.

В ходе анализа результатов проведения торгов в 2011 – 2014 годах антимонопольный орган установил, что Министерство здравоохранения Республики Хакасия при проведении торгов на оказание услуг по приему, хранению и отпуску медицинских препаратов № 0380200000114000795, 0380200000114000075, 0380200000113003812, 0380200000113002898, 0380200000113003040, 0380200000113002568, 0380200000113000170, 0380200000112002638, 0380200000112002158, 0380200000112001756, 0380200000112001752, 0380200000112001259 устанавливало следующие требования к потенциальным участникам:

 

1. Обеспечить прибытие представителя Заказчика при необходимости, но не реже одного раза в месяц для проведения проверки качества оказания услуг, ведения отчета, соблюдения условий хранения и отпуска антиретровирусных препаратов.

2. Осуществлять доставку препаратов в пункты отпуска в соответствии с приказом МЗ РХ, в соответствии с разнарядками Заказчика. По экстренным показаниям, производить доставку антиретровирусных препаратов в течение 2-4 часов.

3. Производить перераспределение антиретровирусных препаратов между пунктами отпуска, через аптечный склад по распоряжению Заказчика, с учетом доставки товара в течение 8 часов.

4. Помещение для хранения антиретровирусных препаратов должно соответствовать требованиями действующего законодательства.

5. Иметь в наличии специализированные складские помещения:

- помещения для хранения антиретровирусных препаратов при особом температурном режиме (t от 2 до 8 С) объемом не менее 100 кубических метров;

- помещения для хранения антиретровирусных препаратов при особом температурном режиме (t от 12 до 15 С) объемом не менее 50 кубических метров;

- термоконтейнеры не менее 100 штук (для обеспечения хранения антиретровирусных препаратов  при аварийном отключении электроэнергии, для транспортировки).

6. Обеспечить использование программно-технического комплекса, предоставленного «Заказчиком», либо иного программно-технического комплекса, по согласованию с «Заказчиком», обеспечивающего ведение предметно-количественного учета лекарственных средств по аптечным и лечебно-профилактическим учреждениям, персонифицированный учет отпуска лекарственных средств, обслуженных рецептов, принятых на отсроченное обслуживание, формирование отчетов в формате dbf. Программный комплекс, используемый Исполнителем, должен осуществлять защиту информации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», что должно подтверждаться действующим сертификатом ФСТЭК.

7. Аптечный склад должен находиться на расстоянии не более 100 километров от города Абакана.

 

С целью установления в действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган осуществил опрос хозяйствующих субъектов на предмет их соответствия требованиям торгов.

МП «Аптека № 3» в своем письме указало, что соответствует требованиям (из приведенной выше таблицы) № 2, 3, 7.

МУП «Фармация – Аптека № 5» в своем ответе указало, что соответствует требованиям (из приведенной таблицы) № 3, 7.

ООО «Яр-Фарм» в своем письме от 03.12.2014 года № 21 на запрос Министерства здравоохранения Республики Хакасия о возможности участия организации в конкурсе на логистические услуги по установленным выше требованиям указало, что соответствует всем требованиям, предъявляемым заказчиком к исполнителю при оказании услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан при оказании амбулаторной помощи, в связи с чем имеет возможность участвовать в данном конкурсе.

ООО «Стрела» в ответе от 06.03.2015 года № 80 общество указало, что может соответствовать данным требованиям в случае необходимости. Организация также сообщила, что ООО «Стрела» как и любая другая организация вправе про лицензировать аптечные учреждения на любой территории страны, либо заключить договора аренды, как про лицензированных помещений, так и имущества.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 99-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

Согласно положениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частях 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В виду имеющихся документов и сведений в материалах настоящего дела комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия считает, что в действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия отсутствуют нарушения в части принятия акта, осуществления действия (бездействия) при проведении торгов на оказание услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных препаратов: 0380200000114000795, 0380200000114000075, 0380200000113003812, 0380200000113002898, 0380200000113003040, 0380200000113002568, 0380200000113000170, 0380200000112002638, 0380200000112002158, 0380200000112001756, 0380200000112001752, 0380200000112001259 (указаны номера извещений, опубликованные на официальном сайте Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и к ограничению доступа к участию в торгах.

Требования заказчика к потенциальным участникам, указанные в технических заданиях, условиях заказчика, информационных картах документаций об аукционе обеспечивают надлежащее выполнение заказчиком переданных полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами (своевременное, гарантированное и доступное обеспечение лекарственными препаратами).

Включение Министерством здравоохранения Республики Хакасия рассматриваемых требований направлены на обеспечение доступности социальной помощи, соответствует целям Федерального закона от 17.07.1998 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», во исполнение которого проведены спорные торги.

Материалами дела № 99-А-14 обстоятельства об ограничении, устранении конкуренции не подтверждаются.

Таким образом, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела № 99-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства, так как отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

  1. В действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 и частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов на оказание услуг по приему, хранению и отпуску лекарственных препаратов: 0380200000114000795, 0380200000114000075, 0380200000113003812, 0380200000113002898, 0380200000113003040, 0380200000113002568, 0380200000113000170, 0380200000112002638, 0380200000112002158, 0380200000112001756, 0380200000112001752, 0380200000112001259 (указаны номера извещений, опубликованные на официальном сайте Российской Федерации).
  2. Прекратить рассмотрение дела № 99-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии:                                                               К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                           А.А. Алехина

 

                           О.О. Марова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны