Решение №019/01/16-77/2020 Решение по делу № 019/01/16-77/2020 от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчикам

Администрации Таштыпского района Республики Хакасия

ул. Ленина, 35, с. Таштып, Таштыпский район, Республика Хакасия, 655740

 

Управлению образования Администрации Таштыпского района

ул. Ленина 35, с. Таштып, Таштыпский район, Республика Хакасия, 655740

 

Управлению муниципального имущества Администрации Таштыпского района

ул. Ленина 35, с. Таштып, Таштыпский район, Республика Хакасия, 655740

 

МБДОУ детский сад «Колокольчик»

ул. Титова, д. 7, с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия, 655740

 

ООО «ХакасИВОЛ-Строй»

ул. Площадь 30 лет Победы, д. 122,

г. Черногорск, Республика Хакасия, 655154

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/16-77/2020

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2020 года.             г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:                

<…>

Члены комиссии:

<…>

                                                

                                                  

<…>

                                        

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

рассмотрела материалы дела № 019/01/16-77/2020, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Таштыпского района (далее – Администрация), Управлением образования Администрации Таштыпского района (далее – Управление образования), Управлением муниципального имущества Администрации Таштыпского района (далее – Управление муниципального имущества), Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Колокольчик» и обществом с ограниченной ответственностью «ХакасИВОЛ-Строй» (далее – ООО «ХакасИВОЛ-Строй», Общество) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между Администрацией, Управлением образования, Управлением муниципального имущества, Обществом и МБДОУ детский сад «Колокольчик», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,

в отсутствии представителя Управления образования Администрации Таштыпского района, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела;

в отсутствии представителя Администрации Таштыпского района, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

в отсутствии представителя Управления муниципального имущества администрации Таштыпского района, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «ХакасИВОЛ-Строй» <…>,

в отсутствии представителя МБДОУ детский сад «Колокольчик», поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Приказом Хакасского УФАС России от 06.02.2020 № 13 в отношении Администрации Таштыпского района и ООО «ХакасИВОЛ-строй» возбуждено дело № 019/01/16-77/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.02.2020 г. о назначении дела № 019/01/16-77/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 06 марта 2020 года.

26.02.2020 (вх. № 1140) от Администрации Таштыпского района поступили письменные пояснения с приложением документов.

26.02.2020 (вх. № 1157) в антимонопольный орган поступили письменные пояснения с приложением документов ООО «ХакасИВОЛ-Строй».

Определением об отложении рассмотрения дела №019/01/16-77/2020 от 06.03.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 07.04.2020 г.  Данным определением к рассмотрению дела также в качестве ответчиков были привлечены: Министерство образования и науки Республики Хакасия, Управление образования Администрации Таштыпского района, Управление муниципального имущества Администрации Таштыпского района.

31.03.2020 г. (вх. № 1963) поступили письменные пояснения с приложением запрашиваемых документов от Управления муниципальным имуществом.

В соответствии с вышеуказанным определением от Министерства 01.04.2020 г. (№ 1967, № 1975) поступили письменные пояснения с приложением копий запрашиваемых документов.

Определением от 07.04.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-77/2020 рассмотрение дела отложено на 11.06.2020 г. Данным определением к рассмотрению дела также в качестве ответчика было привлечено МБДОУ детский сад «Колокольчик».

19.05.2020 г. (вх. № 3303) в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения с приложением документов МБДОУ детский сад «Колокольчик».

22.05.2020 (вх. № 3422) от Администрации Таштыпского района поступили пояснения на определение об отложении рассмотрения настоящего дела.

25.05.2020 (вх. № 3500) поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Хакасия.

02.06.2020 (вх. № 4027) ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представлена копии документов.

Определением от 16.06.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-77/2020 рассмотрение дела отложено на 22.07.2020 г.

14.07.2020 (вх. № 6108) поступили письменные пояснения с приложением документов Управления образования, подтверждающие размещение объявления о приобретении нежилого помещения для детского сада в газете «Земля Таштыпская».

20.07.2020 (вх. № 6342) поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Хакасия относительно определения суммы субсидии для приобретения нежилого здания под детский сад в с. Арбаты.

21.07.2020 (вх. № 6361) на определение об отложении рассмотрения настоящего дела МБДОУ детский сад «Колокольчик» представлены письменные пояснения с запрашиваемыми документами, согласно которым по результатам осмотра 20.12.2019 г. спорного нежилого помещения были установлены качественные, технические и функциональные характеристики, соответствующее требованиям технического задания.

Определением от 22.07.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-77/2020 рассмотрение дела отложено на 11.08.2020 г.

07.08.2020 г. (вх. №7026) поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Хакасия с указанием сумм расчета субсидий для приобретения спорного нежилого здания.

Определением от 11.08.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-77/2020 рассмотрение дела отложено на 08.09.2020 г.

01.09.2020 г. (вх. № 8101) в соответствии с вышеуказанным определением поступил ответ Министерства образования и науки Республики Хакасия, согласно которому в Министерство проектно-сметная документация, смета одноэтажного нежилого здания не поступали.

Определением от 14.09.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-77/2020 рассмотрение дела отложено на 12.10.2020 г.

12.10.2020 г. (вх. № 10144) поступили письменные пояснения Управления образования с приложением документов относительно приобретения спорного здания под детский сад.

Также 12.10.2020 г. проведен анализ конкурентной среды на товарном рынке по строительству и продаже собственных нежилых зданий и помещений.

12.10.2020 антимонопольным органом принято Заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-77/2020.

Определением от 12.10.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-77/2020 рассмотрение дела отложено на 11.11.2020 г.

03.11.2020 (вх. № 10733) поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-77/2020 от Управления муниципальным имуществом Таштыпского района, согласно которым земельный участок для строительства нежилого помещения под детский сад представлен ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Кроме того, Управление муниципальным имуществом полагает, что вывод Хакасского УФАС России об осуществлении строительных работ до заключения договора аренды земельного участка не обоснован, поскольку основывается только на пояснениях заведующей детского сада «Колокольчик» <…>

Управление считает, что <…> не могла достоверно утверждать, какие строительные работы проводятся на земельном участке, поскольку на территории школы, находящейся в непосредственной близости от спорного земельного участка, также в ноябре 2019 г. велись работы по демонтажу хоккейной площадки.

03.11.2020 (вх. № 10736) от Администрации Таштыпского района поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-77/2020, исходя из которых следует, что Администрация не согласна с выводами антимонопольного органа, поскольку справка, выданная Арбатским сельсоветом об отсутствии на территории с. Арбаты помещения под детский сад, была представлена относительно помещений из числа муниципального имущества.

Постановление Администрации Таштыпского района от 27.12.2019 № 685 «О приобретении нежилого имущества для образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в селе Арбаты Таштыпского района» принято на основании коммерческих предложений, поступивших в адрес Управления образования администрации Таштыпского района.

Также Администрация полагает, что вывод антимонопольного органа относительно того, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано с нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, основывается на решении Арбитражного суда Республики Хакасия, которое, в свою очередь, оспаривается в арбитражном суде апелляционной инстанции.

Кроме того, Администрация поясняет что <…> не присутствовала лично при встрече главы Таштыпского района <…> и заместителя главы <…> на территории с. Арбаты и не могла знать истинную причину приезда.

Администрация также пояснила, что письмом от 06.03.2020 № 632, направленном в адрес Министерства образования и науки Республики Хакасия, запрашивались денежные средства на проведение капитального ремонта старого помещения МБДОУ детский сад «Колокольчик».

03.11.2020 (вх. № 10737) от Управления образования поступили письменные пояснения, согласно которым возражения на заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-77/2020 у Управления отсутствуют.

11.11.2020 на заседании комиссии представитель ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представил отзыв на заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-77/2020, согласно которому муниципальный контракт № 28 от 27.12.2019 на приобретение нежилого здания под детский сад заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), предметом контракта являлось именно нежилое здание.

ООО «ХакасИВОЛ-Строй» осуществляло строительство объекта на основании выданного разрешения на строительство от 12.12.2019.

Право собственности на спорный нежилой объект было зарегистрировано Обществом на основании полученного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2019, которое, в свою очередь, выдано Администрацией Таштыпского района в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Право на земельный участок под строительство детского сада ООО «ХакасИВОЛ-Строй» приобретено по результатам проведенных торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

Строительство спорного объекта осуществлялось за счет собственных средств. Муниципальным контрактом предусмотрено, что в случае если приемочной комиссией выявлены несоответствия характеристик недвижимого имущества требованиям контракта, покупатель в праве отказаться от исполнения контракта. Вместе с тем, покупателем несоответствий характеристик недвижимого имущества выявлено не было.

В связи с чем, ООО «ХакасИВОЛ-Строй» полагает, что выводы антимонопольного органа являются необоснованными и не соответствует действительности, а также в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении требований антимонопольного законодательства ООО «ХакасИВОЛ-Строй», Администрацией Таштыпского района, Управлением образования и МБДОУ детский сад «Колокольчик» при заключении спорного муниципального контракта.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства просвещения от 26.04.2019 № 214 «О контроле и мониторинге хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» Департамент управления имущественным комплексом и конкурсных процедур совместно с ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» обязуется обеспечить контроль и мониторинг хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография».

Из пояснений Министерства образования и науки Республики Хакасия установлено, что 07.08.2019 из Министерства просвещения Российской Федерации в Правительство Республики Хакасия поступило информационное письмо, в котором в рамках подготовки мер, связанных с высвобождением средств у отдельных субъектов Российской Федерации, не начавших строительство отдельных объектов по состоянию на 10.08.2019, Минпросвещения России просило предоставить информацию о готовности к освоению в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию в 2019 году.

08.08.2019 г. Министерство образования и науки Республики Хакасия направило ответ на вышеуказанный запрос, согласно которому Республика Хакасия в 2019 г. отказывается от дополнительных объемов средств. Причиной отказа явилось то, что до окончания 2019 г. не представлялось возможным освоить высвободившиеся средства от других регионов именно на строительство.

Несмотря на то, что Министерством образования и науки Республики Хакасия официально был направлен отказ, в начале августа 2019 года руководителем «Дирекции «Школа 2025» <…> проведено совещание с Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия <…> относительно мероприятий, направленных на строительство и выкуп дошкольных образовательных организаций, за счет дополнительного предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных на создание мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

По итогам встречи было принято решение о том, что Республика Хакасия примет участие в освоении в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию в 2019 году.

В связи с чем, 09.08.2019 Министерством образования и науки Республики Хакасия было проведено совещание с представителями муниципальных образований относительно возможности участия в реализации вышеуказанной федеральной субсидии, для выкупа нежилых зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.

После анализа полученной информации, в сентябре 2019 года Министерством образования и науки Республики Хакасия было направлено письмо ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» с предварительной информацией о потребностях региона в детских садах и указанием перечня предполагаемых объектов.

Согласно письму Министерства от 19.09.2019 № 100-5991 выкуп зданий и помещений у инвесторов будет осуществлен до 20.12.2019, а также представлен перечень планируемых для строительства объектов, это детский сад на 25 мест в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Сапогов Усть-Абаканского района, детский сад на 45 мест в д. Чапаево Усть-Абаканского района.

Вместе с тем, 02.10.2019 в Министерство просвещения Российской Федерации за № ВК-М-2296 направлено письмо за подписью Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия <…> уже с утвержденным перечнем объектов для выкупа, в который вошли детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 25 мест на первом этаже многоквартирного трехэтажного дома в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в с. Табат Бейского района, детский сад на 45 мест в с. Арбаты Таштыпского района.

Информация о потребности участия муниципального образования в реализации данного мероприятия поступила в Министерство образования и науки Республики Хакасия от ряда муниципальных учреждений, в том числе от Управления образования Администрации Таштыпского района Республики Хакасия за № 549/1 от 30.08.2019 о рассмотрении вопроса о необходимости проведения капитального ремонта или строительства нового детского сада в с. Арбаты.

Исходя из пояснений Министерства образования и науки Республики Хакасия, в Таштыпском, Бейском и Аскизском районах в обозначенных населенных пунктах не было готовых помещений под выкуп. В Министерство от муниципальных образований поступила информация о том, что в рамках реализации вышеуказанных мероприятий во всех населенных пунктах будут построены новые здания, предназначенные для выкупа под детские сады.

Вместе с тем, Министерством, а также органами местного самоуправления вышеуказанные письма в адрес антимонопольного органа не представлены.

В материалах настоящего дела имеется только справка Арбатского сельсовета, выданная Администрации Таштыпского района об отсутствии на территории с. Арбаты помещения под детский сад.

Между тем, довод Администрации о том, что справка представлена относительно помещений из числа муниципального имущества является не обоснованным, поскольку из содержания спорной справки не следует, что речь идет именно о муниципальном имуществе. 

В соответствии с распоряжением Управления муниципальным имуществом Администрации Таштыпского района от 23.10.2019 № 107-р «О проведении открытого аукциона на «Право заключения досрочной аренды (три года) на земельный участок», расположенный по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В проведены торги на право заключение договора аренды спорного земельного участка.

Извещение размещено 25.10.2019 на официальном сайте http://torgi.gov.ru, на официальном сайте Администрации Таштыпского района, а также опубликовано в газете «Земля Таштыпская».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 25.11.2019 аукцион признан несостоявшимся в связи с поступлением одной заявки ООО «ХакасИВОЛ-Строй».

06.12.2019 между Администрацией Таштыпского района и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» заключен Договор аренды земельного участка № 32/ОА-ЮЛ, по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В, общей площадью 2646 кв.м., разрешённое использование – детские дошкольные учреждения (детские сады).

12.12.2019 в Администрацию Таштыпского района от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» поступило заявление о выдаче разрешения на строительство одноэтажного нежилого здания на спорном земельном участке.

12.12.2019 ООО «ХакасИВОЛ-Строй» получено разрешение на строительство одноэтажного нежилого здания.

20.12.2019, спустя 8 дней, в Администрацию от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» поступило заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного здания.

20.12.2019 Администрацией Таштыпского района ООО «ХакасИВОЛ-Строй» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В.

В свою очередь, Управлением образования 20.12.2019 г. в газете «Земля Таштыпская» опубликовано объявление о планировании приобрести нежилые здания (помещения) под детские сады в с. Арбаты, с указанием основных требований: площадь здания – не менее 445 кв. м, строительный объем здания – не менее 1980 куб. м, высота жилых помещений – 3,0 м от пола до потолка. В нежилом здании должны быть предусмотрены три входных группы с пристроенными тамбурами. Отдельно стоящая котельная с инженерными коммуникациями.

26.12.2019 поступило коммерческое предложение от ООО «Митрикс» о возможности предоставления нежилого помещения общей стоимостью 44 350 000, 00 руб.

Также, 26.12.2019 поступило коммерческое предложение ООО «ПроектСтройМонтаж» о наличии нежилого помещения под детский сад, общей площадью 570 кв.м, стоимостью 42 374 00,45 руб.

Кроме того, ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представило коммерческое предложение о готовности продажи нежилого помещения стоимостью 34 152 773, 81 руб.

26.12.2019 Управлением образования в адрес ООО «ХакасИВОЛ-Строй» направлено письмо (исх. № 874/1) о предложении по продаже здания.

Постановлением Администрации Таштыпского района от 27.12.2019 № 685 «О приобретении нежилого имущества для образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в селе Арбаты Таштыпского района» установлено, покупателю МБДОУ детский сад «Колокольчик» приобрести недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В, общей площадью не менее 446,4 кв.м, стоимость которого составила 34 152 773, 81 руб.

27.12.2019 между МБДОУ детский сад «Колокольчик», МКУ «Управление образования Администрации Таштыпского района» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» заключен муниципальный контракт № 28 на приобретение недвижимого имущества в селе Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия.

Муниципальный контракт заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также 27.12.2019 подписан акт приемки спорного помещения, исходя из которого здание полностью соответствовало требованиям технического задания к вышеуказанному контракту.

Кроме того, 27.12.2019 ООО «ХакасИВОЛ-Строй» направлено в адрес Управления образования письмо о гарантийных обязательствах по выполнению в срок до 09.01.2020 работ по монтажу окон и дверей, а также устройству кровли здания.

Платежными поручениями № 98041 от 30.12.2019 года на сумму 29 327 619,07 рублей, № 96716 от 30.12.2019 года на сумму 4 777 380,93 рублей, № 96717 от 30.12.2019 года на сумму 47 773,81 рублей Управлением образования администрации Таштыпского района зачислены денежные средства на счет ООО «ХакасИВОЛ-Строй».

06.02.2020 между ООО «ХакасИВОЛ-Строй» и Управлением муниципальным имуществом Администрации Таштыпского района подписан акт приема-передачи спорного земельного участка.

Согласно вышеуказанному контракту и акту приема-передачи МБДОУ детский сад «Колокольчик», МКУ «Управление образования Администрации Таштыпского района» приобрели у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» нежилое здание с внутренними отделочными работами и коммуникациями, без оснащения здания (отсутствовала мебель, посуда, мягкий инвентарь, бытовая техника, оборудование площадки и т.д.).

 

Исследовав материалы дела № 019/01/16-77/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Администрации Таштыпского района, Управления образования Администрации Таштыпского района, Управления муниципального имущества Администрации Таштыпского района, МБДОУ детский сад «Колокольчик» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

 

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

          В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик.

На основании части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Федерального закона.

          Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, согласно требованиям пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт без проведения конкурентных процедур может быть заключен только в отношении здания, существующего в качестве объекта недвижимости на момент заключения контракта. Возможность приобретения у единственного поставщика незаконченного строительством объекта, будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает.

Исходя из представленных пояснений муниципальных учреждений на момент заключения муниципального контракта характеристики построенного здания полностью соответствовали техническому заданию и градостроительному законодательству.

Вместе с тем, проведенной 21.01.2020 Федеральным казначейством, Прокуратурой Таштыпского района совместно со специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия выездной проверкой соблюдения федерального законодательства на объектах капитального строительства - зданиях детских садов, в том числе в с. Арбаты Таштыпского района, установлено, что во время обследования проводятся строительные работы: территория не зонирована, не благоустроена, не ограждена, отсутствует подключение к инженерным сетям (водоснабжение, канализация, теплоснабжение) и оборудование во всех помещениях; не выполнена внутренняя отделка, не проведен монтаж осветительных приборов, что является нарушением требований глав 3, 5, 6, 7, 8, 9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (акт осмотра от 21.01.2020 с приложением фотографий, информация Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия от 23.01.2020 № 19-00-0722-520-2020).

Согласно акту внеплановой выездной проверки Федерального казначейства от 26.03.2020 МБДОУ детский сад «Колокольчик» на момент проведения проверки выявлены нарушения строительных норм и правил, а именно: установлены двери эвакуационных выходов, имеющих запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа; эвакуационный выход из помещений спален не обеспечен тамбуром или тепловой завесой;     в помещениях пожароопасных технических помещений (кладовые для хранения белья, узла управления) применены двери с пределом огнестойкости менее EI 30; при производстве работ по устройству отмостки и входных групп из бетона не применены специальные меры по выдерживанию уложенного бетона при отрицательных температурах, что привело к разрушению указанных конструкций.

Также Федеральным казначейством установлено, что в нарушение требований, части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчиком - МБДОУ детский сад «Колокольчик» не было проведено определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то есть было допущено нарушение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Кроме того, в нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, комиссией МБДОУ детский сад «Колокольчик» осуществлена приемка поставленного товара, не соответствующего условиям, изложенным в Техническом задании, являющимся приложением № 1 к муниципальному контракту от 27.12.2019 № 28, и в акте приемки от 27.12.2019, являющимся приложением № 2 к муниципальному контракту от 27.12.2019 № 28.

Таким образом, на дату заключения спорного муниципального контракта от 27.12.2019 предметом контракта являлось не нежилое здание, а объект незавершенного строительства, который фактически не существовал на день заключения контракта и по своим характеристикам нежилым зданием не являлся.

В соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

Пунктом 6 части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим, в том числе и акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).

Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства от 20.12.2019 № 19-RU 19506000-3-2019 Администрацией Таштыпского района выдано ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в отношении здания детского сада на 45 мест по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В, строительство которого на дату выдачи разрешения в полном объеме не завершено. Таким образом, в данном случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в нарушение требований части 1, пункта 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, с целью легализации данного объекта в качестве существующего здания для осуществления его закупки для муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур.

Выводы антимонопольного органа подтверждаются решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.08.2020 по делу №А74-5302/2020, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по тому же делу (резолютивная часть от 10.11.2020).

Таким образом, доводы Администрации и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» о правомерной выдаче1 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются необоснованными.

Как указано выше, договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В, заключен между ООО «ХакасИВОЛ-Строй» и Управлением муниципальным имуществом лишь 06.12.2019.

Вместе с тем, в материалах уголовного дела четвертого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия №12002950001000001 имеются объяснения заведующей МБДОУ детский сад «Колокольчик» <…>, согласно которым примерно в конце октября 2019 г. глава Таштыпского района <…>, заместитель главы <…> и глава Арбатского сельсовета <…> находились на территории с. Арбаты с целью выбора земельного участка под строительство детского сада. Также заведующая пояснила, что строительство спорного нежилого здания началось в первой половине ноября 2019 г. Также согласно представленным объяснениям следует, что в декабре 2019 г. нежилое здание не было достроено, а именно отсутствовали крыша, окна, и не было проведено отопление.

Таким образом, на момент проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9В, уже велись строительные работы ООО «ХакасИВОЛ-Строй».   

Доводы Администрации Таштыпского района и Управления муниципальным имуществом о том, что <…>, не располагала сведениями о строительстве на территории земельного участка (возможно демонтаж хоккейной коробки), расположенного рядом с детским садом «Колокольчик», по мнению антимонопольного органа, следует признать не состоятельными, поскольку из пояснений <…>, следует, что в начале  ноября 2019 г., по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Арбаты, ул. Титова, д. 9 «В», строители начали выкапывать котлован, а в конце 2019 г. уже возводили коробку здания из бетонных блоков, следовательно <…> располагала сведениями о строительстве именно здания под детский сад, а не сведениями о демонтаже хоккейной коробки (рытье котлована не требуется).

ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представило письменные пояснения, согласно которым спорный объект недвижимости построен Обществом с привлечением субподрядных организаций на средства Общества для собственных нужд.

ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на момент заключения муниципального контракта имело все разрешительные документы, не представляло подложных документов или сведений и действовало в рамках российского законодательства.

Общество полагает, что характеристики построенного здания на момент подписания контракта полностью соответствовали Техническому заданию.

Кроме того, представитель ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на заседаниях Комиссии антимонопольного органа, пояснил, что полное оснащение помещения, а именно мебель, посуда, мягкий инвентарь, бытовая техника, и т.д. Общество подарило МБДОУ детский сад «Колокольчик» без заключения каких-либо договоров. 

Вместе с тем, исходя из представленных актов внеплановых выездных проверок, проведенных Федеральным казначейством и Прокуратурой Таштыпского района, следует, что на момент заключения муниципального контракта № 28 от 27.12.2019 на приобретение нежилого помещения под детский сад, здание не соответствовало требованиям технического задания.

Хакасское УФАС России полагает, что ООО «ХакасИВОЛ-Строй» заблаговременно было известно о необходимости приобретения для муниципального учреждения нежилого помещения для нужд детского сада, поскольку ранее, до принятия решения Администрации Таштыпского района о необходимости выкупа здания для нужд детского сада в с. Арбаты, Обществом в данном населенном пункте строительные работы не велись. Строительство нежилого помещения началось только после направления письма Министерства образования и науки Республики Хакасия в адрес Минпросвещения России о готовности Республики Хакасия к участию в реализации межбюджетных трансферов, для выкупа нежилых зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.

Таким образом, последовательность установленных по делу обстоятельств, предшествующих заключению контракта, свидетельствует о том, что ООО «ХакасИВОЛ-Строй» изначально было определено в качестве единственного продавца не построенного на момент заключения муниципального контракта здания детского сада, в связи с чем, Обществу предоставлены условия для строительства объекта для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур, ограничен доступ на рынок по оказанию услуг по строительству детского сада иных хозяйствующих субъектов.

Следовательно, муниципальный контракт фактически заключался не для приобретения, а для строительства здания в нарушение требований частей 1, 2 статьи 24, пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Осуществление закупки без соблюдения установленной законом конкурентной процедуры исключает возможность участия потенциальных претендентов в аукционе на заключение контракта, посягает на публичные интересы в сфере закупок, ограничивает конкуренцию. Согласно выраженной в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правовой позиции посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.

Искусственное («в обход закона») отступление от необходимости осуществления публичных процедур при возведении (строительстве) объекта не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентного отбора поставщиков. Иной правовой подход дезавуирует применение положений законодательства о контрактной системе при реализации и обеспечении государственной (муниципальной) нужды (письмо Минпросвещения России от 26.12.2018 № 09-581).

Также, необходимо отметить, что Хакасским УФАС России в адрес строительных организаций были направлены запросы относительно готовности организаций при проведении конкурентных процедур на строительство или продажу готовых нежилых помещений для нужд детских садов участвовать в данных торгах.

В свою очередь, от ООО «Квартирный вопрос» поступил ответ, согласно которому Общество готово было участвовать в торгах на строительство или продажу нежилого здания под детский сад в с. Арбаты.

Совместные действия Администрации Таштыпского района, Управления образования Администрации Таштыпского района, Управления муниципального имущества Администрации Таштыпского района, МБДОУ детский сад «Колокольчик» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» привели или могли привести к ограничению конкуренции иных хозяйствующих субъектов, что подтверждается письмом ООО «Квартирный вопрос».

Исходя из вышеизложенного Хакасское УФАС России считает, что действиями ответчиков нарушены требования антимонопольного законодательства в части заключения антиконкурентного соглашения выразившегося в следующем:

 в действиях Администрации Таштыпского района: в выборе главой Таштыпского района <…>, заместителем главы <…> и главой Арбатского сельсовета <…>земельного участка под строительство детского сада в конце октября 2019 г., то есть до проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под детский сад; в оперативной выдаче разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию нежилого здания под детский сад, в свою очередь, разрешение ввода в эксплуатацию выдано в нарушение требований  градостроительного законодательства (Решение Арбитражного суда от 28.08.2020 № А74-5302/2020); принятии  Постановления Администрации Таштыпского района от 27.12.2019 № 685 «О приобретении нежилого имущества для образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в селе Арбаты Таштыпского района», согласно которому МБДОУ детский сад «Колокольчик» необходимо приобрести недвижимое имущество;

в действиях Управления муниципального имущества Администрации Таштыпского района: в предоставлении земельного участка ООО «ХакасИВОЛ-Строй» для осуществления строительства детского сада в с. Арбаты без проведения торгов; заключении между Управлением муниципального имущества и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» договора аренды земельного участка, на котором уже осуществлялось строительство;

в действиях Управления образования Администрации Таштыпского района: в заключении муниципального контракта между МБДОУ детский сад «Колокольчик», МКУ «Управление образования Администрации Таштыпского района» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на приобретение нежилого помещения в с. Арбаты под детский сад, которое не соответствовало требованиям технического задания;  подписании акта приема-передачи, несмотря на то, что помещение не отвечало требованиям технического задания и по факту являлось незавершенным строительством объектом (данный факт подтверждается актами проверок Прокуратуры Таштыпского района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия и Федерального казначейства);

в действиях МБДОУ детский сад «Колокольчик»: в заключении муниципального контракта между МБДОУ детский сад «Колокольчик», МКУ «Управление образования Администрации Таштыпского района» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на приобретение нежилого помещения в с. Арбаты под детский сад, которое не соответствовало требованиям технического задания;  подписании акта приема-передачи, несмотря на то, что помещение не отвечало требованиям технического задания и по факту являлось незавершенным строительством объектом (данный факт подтверждается актами проверок Прокуратурой Таштыпского района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия и Федерального казначейства);

в действиях ООО «ХакасИВОЛ-Строй»: в строительстве детского сада до заключения договора аренды земельного участка, продаже нежилого помещения под детский сад как незавершенного строительством объекта.

В свою очередь, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Хакасское УФАС России направляет материалы настоящего дела в отношении Министерства образования и науки Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» в Управление по борьбе с картелями ФАС России для дальнейшего рассмотрения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссией Хакасского УФАС России не выявлены основания для выдачи Администрации Таштыпского района, Управлению муниципального имущества Таштыпского района, Управлению образования администрации Таштыпского района, МБДОУ детский сад «Колокольчик» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с завершением его реализации.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Таштыпского района (ИНН: 1909051438), Управление муниципальным имуществом администрации Таштыпского района (ИНН 1909051727), Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Таштыпского района» (ИНН 1909051565), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» (ИНН 1909050730), общество с ограниченной ответственностью «ХакасИВОЛ-Строй» (ИНН 1901115841) нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между Администрацией, Управлением образования, Управлением муниципального имущества, Обществом и МБДОУ детский сад «Колокольчик», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещённого соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Передать материалы дела № 019/01/16-77/2020 ответственному структурному подразделению ФАС России для дачи оценки на предмет наличия (отсутствия) в действиях Министерства образования и науки Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                      

 

 

  <…>

 

Члены комиссии:                                                           

                                                                              

  <…>

 

 

 

  <…>

                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Хакасия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны