Решение №019/01/18.1-425/2019 Жалоба на неправомерные действия конкурсного управляющего-ор... от 25 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF1. Организатору торгов –
Конкурсному управляющему
2. Заявителю – Индивидуальному предпринимателю
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 019/10/18.1-425/2019
20.09.2019 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора в составе:
Председатель комиссии - |
<…>, врио руководителя управления, |
Члены комиссии: |
<…>, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
<…>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при отсутствии сторон:
1) Организатора торгов – конкурсного управляющего (далее – организатор торгов, конкурсный управляющий):
- <…>, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
2) Заявителя – <…>, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя на неправомерные действия конкурсного управляющего- организатора торгов ООО «ТеплоРесурс» при проведении торгов в форме публичного предложения № 6862-ОТПП по реализации дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение № 3936192 от 08.07.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 02.09.2019г. вх. № 1209 (направление жалобы по подведомственности ФАС России от 30.08.2019г. № ПО/44449/19) поступила жалоба Индивидуального предпринимателя <…>на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» <…> при проведении торгов в форме публичного предложения № 6862-ОТПП по реализации дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение № 3936192 от 08.07.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru).
В своей жалобе заявитель считает, что конкурсным управляющим в соответствии с сообщением об отмене сообщения об объявлении торгов или сообщения о результатах торгов № 4011475 от 30.07.2019г., размещенном на сайте ЕФРСБ, <…> не может принять участие в торгах, поскольку не имеет статуса управляющей организации и иной ресурсоснабжающей организации (согласно сообщению, размещенном а ЕФРСБ № 4080152 от 20.08.2019: Право на участие в торгах и на приобретение прав требований к физическим лицам ООО «ТеплоРесурс» предоставляется следующим субъектам: управляющие организации, созданные товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, иные ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами) а также погалает, что внесенные изменения конкурсным управляющим в порядок реализации имущества должника противоречащими действующему законодательству.
На основании изложенного, Заявитель просит:
1. Приостановить продажу имущества ООО «ТеплоРесурс» - Лот №1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб. до окончания рассмотрения настоящей жалобы по существу.
2. Провести проверку исполнения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в отношении конкурсного управляющего должника ООО «ТеплоРесурс» - <…>.
3. Признать действия по проведению торгов в отношении имущества ООО «ТеплоРесурс» - Лот № 1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб. конкурсного управляющего должника - <…> незаконными.
4. Выдать предписание о признании сообщением об отмене сообщения об объявлении торгов или сообщения о результатах, торгов № 4011475 от 30.07.2019г. недействительным.
5. Выдать предписание об обязании конкурсного управляющего должника ООО «ТеплоРесурс» - осуществить продажу имущества ООО «ТеплоРесурс» - Лот №1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб. в соответствии с действующим законодательством РФ.
09.09.2019 года вх. № 4836 в адрес Хакасского УФАС России от организатора торгов поступил пакет документов, в том числе письменные возражения на жалобу, в которой организатор торгов просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве)») торги по продаже имущества в ходе конкурсного производства являются обязательными, в связи с чем действия конкурсного управляющего как организатора торгов на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы в антимонопольный орган, который имеет право рассматривать такие жалобы.
Таким образом, настоящая жалоба рассматривается в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Хакасского УФАС России срок принятия решения продлен до 20.09.2019 13:30 часов.
В результате рассмотрения жалобы по существу, комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
Решением Арбитражного суда города Москвы № А40-225101/16-88-342 «Б» от 18.09.2017 года конкурсным управляющим должника – ООО «Теплоресурс» утверждена <…>.
Определением Арбитражного суда города Москвы № А40-225101/16-88-342 «Б» от 06.03.2019 года удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» <…> о продлении конкурсного производства в отношении должника на шесть месяцев до 18.09.2019г.
08.07.2019 года в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) организатором торгов размещена информация (сообщение № 3936192 от 08.07.2019 года) о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб.
Установлена следующие периоды проведения торгов:
Дата начала приема заявок на интервале |
Дата окончания приема заявок на интервале |
Цена на интервале, руб. |
Задаток на интервале, руб. |
---|---|---|---|
15.07.2019 - 00:00 |
20.07.2019 - 00:00 |
6 344 100,00 |
634 410,00 |
20.07.2019 - 00:00 |
25.07.2019 - 00:00 |
5 709 690,00 |
570 969,00 |
25.07.2019 - 00:00 |
30.07.2019 - 00:00 |
5 075 280,00 |
507 528,00 |
30.07.2019 - 00:00 |
04.08.2019 - 00:00 |
4 440 870,00 |
444 087,00 |
04.08.2019 - 00:00 |
09.08.2019 - 00:00 |
3 806 460,00 |
380 646,00 |
09.08.2019 - 00:00 |
14.08.2019 - 00:00 |
3 172 050,00 |
317 205,00 |
14.08.2019 - 00:00 |
19.08.2019 - 00:00 |
2 537 640,00 |
253 764,00 |
19.08.2019 - 00:00 |
24.08.2019 - 00:00 |
1 903 230,00 |
190 323,00 |
24.08.2019 - 00:00 |
29.08.2019 - 00:00 |
1 268 820,00 |
126 882,00 |
29.08.2019 - 00:00 |
03.09.2019 - 00:00 |
634 410,00 |
63 441,00 |
Начальная цена продажи имущества 6 344 100,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 15.07.2019 00:00.
Дата и время окончания приема заявок: 03.09.2019 00:00.
20.07.2019г. опубликовано объявление о проведении торгов в печатном издании «Коммерсантъ».
Кроме того, объявление о проведении торгов ООО «Теплоресурс» (идентификационный номер <...> -ОТПП) размещено на официальном сайте «Новые информационные сервисы».
Согласно Протокола № 6862-ОТПП/1 от 30.07.2019г. об определении участников торгов в форме публичного предложения по продаже имущества (по лоту №1: Дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб.) на участие в торгах ни подано ни одной заявки. Организатором принято решение о признании несостоявшимися открытых торгов в форме публичного предложения по продаже имущества.
На сайте ЕФРСБ было опубликовано сообщение №4011475 от 30.07.2019г. об отмене сообщения об объявлении торгов №3936192 от 08.07.2019г.
1. По вопросу отмены торгов в форме публичного предложения по реализации дебиторской задолженности.
Порядок реализации дебиторской задолженности в ходе процедуры конкурсного производства регламентирован статьей 140 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
В силу части 1.1 статьи 139 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», утверждение порядка продажи имущества должника относится к компетенции непосредственно собрания кредиторов.
Кроме того, порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
Так, собранием кредиторов ООО «ТеплоРесурс» от 26.03.2019г. было утверждено Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», содержащее порядок, сроки и условия продажи имущества должника.
Согласно пункту 2 статьи 139 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», утвержденного решением собрания кредиторов от 26.03.2019г., в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Такими обстоятельствами признаются:
- имущество не продано в порядке, установленном настоящим Положением;
- другие условия, которые могут вызвать необходимость изменения порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что у конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» <…> имелись правовые основания выступать инициатором внесения изменений порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а затем исполнять решение собрания кредиторов.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа установлено, что заявка <…> на участие в электронном аукционе не поступала.
В этом случае на основании части 17 статьи 110 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.
Также согласно части 18 статьи Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае признания торгов несостоявшимися и не заключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае не заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом «О несостоятельности (банкротстве)» для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом «О несостоятельности (банкротстве)». Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии Законом «О несостоятельности (банкротстве)» на первоначальных торгах.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» который регулирует проведение торгов, связанных с несостоятельностью, не содержит запрета на отмену торгов в форме публичного предложения. Следовательно, отмена конкурсным управляющим торгов в форме публичного предложения не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, отмена торгов в форме публичного предложения по реализации дебиторской задолженности является правомочной.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, требования подателя жалобы обязать конкурсного управляющего провести торги по утвержденному ранее положению, а также запретить конкурсному управляющему вносить изменения в положение о порядке реализации имущества должника, выносить на повестку дня собрания кредиторов вопрос о внесении изменений в положение о реализации имущества должника и предпринимать меры по реализации имущества также являются неправомерными.
2. По вопросу не размещения Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «Теплоресурс» и изменений в положение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Также перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, также утверждён Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013г. №178.
Однако, указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязательное размещение в открытых источниках и опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Положения о продаже имущества должника, а также все изменения к нему. В этой части довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По вопросу признания действий конкурсного управляющего незаконными, в части указании особого субъектного состава для подачи заявки, комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок реализации дебиторской задолженности в ходе процедуры конкурсного производства регламентирован статьей 140 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
В силу части 1.1 статьи 139 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», утверждение порядка продажи имущества должника относится к компетенции непосредственно собрания кредиторов.
Так, собранием кредиторов ООО «ТеплоРесурс» от 26.03.2019г. было утверждено Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», содержащее порядок, сроки и условия продажи имущества должника.
Согласно пункту 2 статьи 139 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», утвержденного решением собрания кредиторов от 26.03.2019г., в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Предложение конкурсного управляющего о внесении изменений в Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», утверждённое решением собрания кредиторов от 26.03.2019г. утверждено решением собрания кредиторов ООО «Теплоресурс» от 16.08.2019г., в которое внесено изменение, а именно, документ, подтверждающий наличие у заявителя статуса управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, иной ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В период проведения торгов посредством публичного предложения, 29.07.2019г. вступил в законную силу Федеральный закон от 26.07.2019г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», согласно которому ресурсоснабжающая организация не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
Согласно статье 382 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
На основании статьи 383 ГК РФ не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, целью введения требования конкурсного управлявшего стало не допущение оказания, на граждан давления со стороны представителей коллекторской деятельности, и защита граждан от грубых и не правовых способов воздействия на них.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что у конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» <…> имелись правовые основания выступать инициатором внесения изменений порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а затем исполнять решение собрания кредиторов.
Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что жалоба не обоснована.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 110, 139, 140 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», частями 1, 2, 11, 12, 14.1, 18, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа,
РЕШИЛА:
Признать жалобу № 019/10/18.1-425/2019 индивидуального предпринимателя на неправомерные действия организатора торгов – конкурсного управляющего при проведении торгов в форме публичного предложения № 6862-ОТПП в отношении имущества ООО «Теплоресурс» по лоту № 1: дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение № 3936192 от 08.07.2019г. на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Члены комиссии: |
<…> <…> <…> |