Решение №019/10/18.1-283/2021 РЕШЕНИЕ по жалобе № 019/10/18.1-283/2021 от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатору закупки –

Дальневосточному филиалу

АО «ТК РусГидро»

655619, Россия, Республика Хакасия,

г. Саяногорск, п. Черемушки, д 101

BunchukovaElA@rushydro.ru

 

Заявителю – ООО «АВТОСКЛАД95»

454081, Челябинская область,

г. Челябинск, ул. Шадринская, д.102, пом. 6

avtosklad9519@mail.ru

rus_tam.92@mail.ru

 

Оператору электронной площадки –

АО «Российский аукционный дом»

shaihutdinov@auction-house.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/10/18.1-283/2021

 

02.04.2021 года                                                                                    г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора (далее – Комиссия)

при участии представителей Заказчика, Организатора закупки – Дальневосточного филиала Акционерного общества «Транспортная компания РусГидро» (далее – Дальневосточный филиал АО «ТК РусГидро», Заказчик, Организатор закупки):

- …, на основании доверенности № 475 от 14.12.2020,

- …, на основании доверенности № 468 от 14.12.2020,

Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «АВТОСКЛАД95» (далее – ООО «АВТОСКЛАД95», Заявитель, Общество):

- …, на основании доверенности № 1 от 30.12.2020,

- …, на основании доверенности № 5 от 30.12.2020,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «АВТОСКЛАД95» на действия заказчика – Дальневосточного филиала АО «ТК РусГидро» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку бульдозера на гусеничном ходу для нужд АО "ТК РусГидро" (0061-ИНВ КОСВ-2021-ТК_Дальневост_фил0 (извещение № 32110099505), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 25.03.2021 года входящий № 2782 поступила жалоба ООО «АВТОСКЛАД95» на действия заказчика – Дальневосточного филиала АО «ТК РусГидро» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку бульдозера на гусеничном ходу для нужд АО "ТК РусГидро" (0061-ИНВ КОСВ-2021-ТК_Дальневост_фил0 (извещение № 32110099505).

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к объекту закупки, которым соответствует только бульдозер марки Shantui SD16, эквивалент по техническим характеристикам, установленным Заказчиком, предложить невозможно. Устанавливая такие характеристики к товару, Заказчик необоснованно ограничивает конкуренцию.

Приобретая бульдозер иностранного производства, Заказчик нарушает требования нормирования, установленные Постановлением Правительства РФ № 2013 от 03.12.2020 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

Кроме того, Заявитель в жалобе отмечает, что Заказчиком неверно выбран код ОКПД 45.19 - Услуги по торговле прочими автотранспортными средствами, тогда как к поставке требуется товар – бульдозер, следовательно, необходимо было установить код ОКПД 28.92.21 - Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом. Использование неверного кода ОКПД2 при осуществлении конкурентных закупок ведет к необоснованному ограничению конкуренции.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупках и Документацией.

 

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках установлено:

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с требованиями статьи 2 Закона о закупках Заказчиком - АО «ТК РусГидро» разработано «Единое положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденное Советом директоров ПАО «РусГидро» (приложение № 13 к Протоколу от 01.10.2020 № 316) (далее - Положение о закупке), которое размещено в ЕИС.

 

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Запроса предложений в электронной форме, документация о проведении закупочной процедуры (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 19.03.2021;

2) начальная (максимальная) цена договора – 10 000 000 рублей;

3) дата окончания подачи заявок – 05.04.2021;

4) дата рассмотрения заявок – 19.04.2021;

5) дата подведения итогов – 22.04.2021.

 

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

Положением о закупке также предусмотрено, что описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Предметом рассматриваемой закупки является поставка бульдозера на гусеничном ходу, технические требования к которому определены Заказчиком в Приложении № 1 к Закупочной документации по лоту № 0061-ИНВ КОСВ-2021-ТК_Дальневост_фил, где Заказчиком указано, что к поставке требуется Бульдозер SHANTUI SD16F либо эквивалент.

Таким образом, Заказчиком при описании предмета закупки выполнено условие, предусмотренное пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, об использовании слов «или эквивалент».

Согласно пояснений Заказчика, условиям закупки отвечают модели бульдозеров Zoomlion ZD 160-3, BEL-DOZER SD16. Кроме того, бульдозеры SHANTUI SD16F могут быть поставлены разными потенциальными участниками, круг которых не ограничен.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.15.2 Документации о закупке, победителем закупки признается Участник, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям Документации о закупке и содержит лучшие условия исполнения Договора на основании установленных критериев оценки, занявший первое место в ранжировке заявок. Таким образом, Закупочная комиссия может признать победителем участника, заявка которого не полностью соответствует требованиям Документации о закупке, в том числе руководствуясь знанием производственного процесса и областью задач, которые закупаемый товар призван решить.

Представители Заявителя, принимавшие участие в заседании комиссии, указывали, что бульдозеры российского происхождения (ЧЕТРА Т-9, ЧТЗ Б-11) не подходят под установленные Заказчиком требования, также как и бульдозер Zoomlion ZD 160-3 не соответствует техническим требованиям, установленным Заказчиком, по таким параметрам как «номинальная мощность», «ходовая скорость», «рабочий вес».

В свою очередь, представители Заявителя согласились, что бульдозер BEL-DOZER SD16 эквивалентен бульдозеру SHANTUI SD16F.

Учитывая изложенное, в отсутствие документальных доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки по предмету закупки продукции иных производителей, отличных от указанного в Документации, а также принимая во внимание, что при описании предмета закупки соблюдено условие, указанное в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссии Хакасского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о  необоснованном ограничении конкуренции в виду определенных Заказчиком характеристик к товару, под которые подходят, как минимум, бульдозеры двух производителей, с чем согласились представители Заявителя.

Как указано в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

 

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году. Так, для товара по коду ОКПД 28.92.21 – Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом такая доля в 2021, 2022, 2023 годах составляет 90 %.

Таким образом, оценить действия Заказчика, связанные с нарушением Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 возможно лишь по истечении отчетного года (соответственно 2021, 2022, 2023гг.), с учётом возможных внесенных в течении года Заказчиком изменений в план закупки (что допустимо в силу пункта 8 Правил формирования плана закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932) и фактически приобретенных товаров, работ, услуг.

 

Относительно довода Заявителя о неверном выборе Заказчиком кода ОКПД2 – 45.19, который указан в Плане закупок Заказчика, Комиссия Хакасского УФАС России отмечает следующее.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства при выборе кода ОКПД2, что ведет как указано в жалобе к необоснованному ограничению конкуренции, помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Вместе с тем поиск по предмету закупки в ЕИС возможен, что подтверждается тем, что податель жалобы смог найти ее в ЕИС. Обратного в материалы жалобы не представлено. Указание некорректного кода ОКПД2 в плане закупок Заказчика не приводит к ограничению, устранению конкуренции и в рассмотренном случае не нарушает принципы и положения Закона о закупках, а также Заявителем не представлено доказательств, что указание Заказчиком определенного кода ОКПД2 привело или приведет к нарушению прав и законных интересов Заявителя.

Таким образом, доводы Заявителя в ходе рассмотрения жалобы по существу не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АВТОСКЛАД95» необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны