Определение №019/05/5-57/2022 ОПРЕДЕЛЕНИЕ об прекращении производства по делу № 019/05/5-5... от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО МКК «…»

 

«…»

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об прекращении производства по делу № 019/05/5-57/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации

 о рекламе

 

17.03.2022 г.                                                                                               г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

 

«…» - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует);

 

«…» – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

рассмотрев материалы дела, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «…»по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в действиях ООО МКК «…», выразившихся в распространении рекламы услуг по предоставлению денежных кредитов на баннере, размещенном по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 22, имеющей следующее содержание: «Новичкам везет! 0,4% 8 (913) 577-41-21. WWW.KREDITKASSA.RU... (далее мелкий нечитаемый текст)».

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (посредством видео-конференцсвязи) – от общества с ограниченной ответственностью «…» «…» (доверенность № 1/2022, действующая до 31.12.2022) (далее – представитель, «…»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

По результатам проведенного мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) наружной рекламы, а именно рекламы ООО МКК «…» от 09.12.2021, на рекламном баннере микрокредитной организации выявлена реклама следующего содержания: «Новичкам везет! 0,4%. 8 (913) 577 41 21 WWW.KREDITKASSA.RU …(далее мелкий нечитаемый текст)», содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе -  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Данная реклама, распространена в общественном месте, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – займы.

Таким образом, информация, распространенная на рекламном баннере магазина, полностью подпадает под понятие реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламном продукте приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.

Следует отметить, что положения части 7 статьи 5 Закона о рекламе распространяют свое действие и на все объекты рекламирования, поскольку являются общими по отношению абсолютно ко всем объектам рекламирования и не содержат каких-либо исключений из сферы своего действия.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы. Приведенные доводы подтверждаются складывающейся судебной практикой (дело А79-8624/2019).

Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения с расстояния, а также при движении на автотранспорте (рекламный щит расположен рядом с проезжей частью) свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре (услугах), формальное присутствие в рекламе таких условий не может расцениваться как их наличие. Невозможность восприятия информации, обозначенной мелким нечитаемым шрифтом, приводит к искажению смысла рекламы, вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

С учетом особенностей размещения рекламы (на рекламной конструкции - щите, размещенном возле проезжей части дороги), ограниченного времени считывания информации для потребителей, мелкого размера шрифта, которым зафиксированы существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоты расположения текста, потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом и за то время, в течение которого возможно восприятие данной информации.

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации (срок и сумма займа), что приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, и нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. На основании имеющихся сведений, рекламодателем является ООО МКК «…» (ИНН: «…»). 

Определением Хакасского УФАС России от 26.01.2022 (исх. № 04-536/ИР) в отношении ООО МКК «…» возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

15.02.2022 (вх. № 1177) в адрес Хакасского УФАС России поступили пояснения представителя ООО МКК «…», имеющие следующее содержание.

ООО МКК «…» сообщает, что реклама с указанным выше содержанием также размещалась на территории Республики Хакасия по адресам:

- 655111, Республика Хакасия, г. Сорск, ул. Кирова, д.11;

- 655154, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Космонавтов, д. 33;

- 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, д.22.

Общество указывает на то, что текст рекламы нанесен хорошо читаемым, контрастным шрифтом, размер которого позволяет осуществлять беспрепятственное прочтение. Текст рекламы находится на уровне глаз человека, стоящего на тротуаре, на расстоянии 5 метров, нижний текст читается невооруженным глазом. Руководствуясь совокупностью данных обстоятельств, можно сделать вывод о том, что рекламная информация позволяет потребителю однозначно и в полном объеме воспринимать данные сведения.

Дополнительно ООО МКК «…» сообщает, что объявление расположено в пешеходной зоне, предполагающей, что потенциальные потребители рекламируемых услуг имеют неограниченное время на детальное ознакомление с текстом рекламного объявления.

Тем не менее, в целях недопущения нарушения норм действующего законодательства, рекламный баннер был заменен Обществом на новый с более крупным шрифтом, напечатанным черным цветом на белом фоне.

В приложение к пояснению Обществом были направлены документы, запрашиваемые в определении от 26.01.2022 (исх. № 04-536/ИР).

15.02.2022 (вх. № 1178) в адрес Хакасского УФАС России поступило ходатайство ООО МКК «…» об участии в заседании путем использования видеоконференц-связи и о переносе времени рассмотрения дела.

Ходатайство Общества удовлетворено, что подтверждается скриншотом с электронной почты председателя Комиссии в адрес Общества с информацией о новом времени заседания Комиссии (в 16 часов 30 минут) и гиперссылкой https://fas1.tconf.rt.ru/c/0811126191 для проведения видеоконференц-связи через систему TrueConf.

На заседании Комиссии 17.02.2022 представитель ООО МКК «…» поддержал позицию, изложенную в пояснении от 15.02.2022 (вх. № 1177).

На вопрос председателя Комиссии о том, какая практика рассмотрения аналогичных данному дел, «…» сообщил, что практика складывается в пользу Общества, привлекаемого за распространение ненадлежащей рекламы, и производства по делам прекращаются.

«…» также сообщает, что судебной практики по схожим делам практически не существует.

На вопрос председателя Комиссии о том, на кого именно рассчитана спорная реклама, «…» сообщил, что рекламная информация рассчитана на пешеходов, так как она размещена на входе в офис Общества в пешеходной зоне.

На вопрос председателя Комиссии о том, могут ли проезжающие мимо водители в полном объеме воспринять рекламную информацию, «…» сообщил, что, если водителей заинтересует рекламная информация, они остановятся, выйдут из машины и подойдут к офису Общества, чтобы ознакомиться с текстом рекламы.

Определением Хакасского УФАС России от 17.02.2022 (21.02.2022, исх. № 04-1336/ИР) рассмотрение дела было отложено на 17.03.2022 в 14 часов 00 минут.

24.02.2022 (вх. № 1487) в адрес Хакасского УФАС России поступили запрашиваемые в определении от 17.03.2022 (21.02.2022, исх. № 04-1336/ИР) документы и сведения ООО МКК «…».

Кроме того, Общество обращает внимание на то, что ООО МКК «…» не применяет в отношении своих заемщиков какие-либо штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств по договору займа, не обязывает заемщиков нести какие-либо дополнительные расходы, связанные с заключением договора займа, расходы на страхование, на открытие/закрытие банковских счетов, также не требует предоставления заемщиками никакого обеспечения выданного займа и расчет полной стоимости кредита, осуществляемый Обществом по формуле, предусмотренной в статье 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», осуществляется только на основании следующих показателей: сумма займа, срок пользования займом, процентная ставка по займу. Все эти условия содержатся в тексте рекламного объявления, размещенного по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 22.

Дополнительно Общество сообщает, что в Российской Федерации для проверки остроты зрения взрослого человека применяется Таблица Сивцева. Согласно этой таблице, зрение считается нормальным, если человек с расстояния в 5 метров может прочитать 10-ую строку, которая напечатана шрифтом размером в 7 мм. То есть шрифт размером в 7 мм и крупнее считается нормальным для восприятия человеческого глаза с расстояния в 5 метров.

Также ООО МКК «…» просит учесть факт замены рекламного объявления, размещенного по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 22, на новый.

24.02.2022 (вх. № 1488) в адрес Хакасского УФАС России поступило ходатайство об участии в заседании путем использования видеоконференц-связи.

Ходатайство Общества удовлетворено, что подтверждается скриншотом с электронной почты председателя Комиссии в адрес Общества с информацией о новом времени заседания Комиссии (в 14 часов 00 минут) и гиперссылкой https://fas1.tconf.rt.ru/c/0811126191 для проведения видеоконференц-связи через систему TrueConf.

На заседании Комиссии 17.03.2022 представитель ООО МКК «…» поддержал позицию, изложенную в пояснениях от 15.02.2022, 24.02.2022 (вх. №№ 1177, 1487).

В ходе рассмотрения дела Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

Рекламный баннер имеет фон насыщенного зеленого цвета, буквы имеют белые, черные и красные цвета с черной обводкой. В верхней части рекламного баннера находится надпись «новичкам везет», выполненная крупными буквами, хорошо читаемым шрифтом. В центре рекламного баннера располагается надпись «0,4 %» очень крупным хорошо читаемым шрифтом, контрастного цвета. Слева от надписи расположены данные в белой рамке о том, кто предоставляет услугу, режим работы, фактический и юридический адрес организации. В нижней части рекламного баннера крупным шрифтом белым цветом напечатаны номер телефона «8 (913) 577-47-21», а также адрес сайта организации «www.kreditkassa.ru». Под номером телефона и адресом сайта организации располагается рамка белого цвета, в котором мелким шрифтом указана информация, следующего содержания: «Заём на условиях «Новый заёмщик» предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 лет при первом обращении в организацию. Заём предоставляется наличными денежными средствами на срок 32 дня, размер займа составляет от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Процентная ставка с 1 по 10 день пользования составляет 0,4 % в день (146 % для невисокосного или 146, 4 % годовых для високосного года), с 11 дня пользования займом процентная ставка составляет 1 % в день (365 % для невисокосного или 366 % годовых для високосного года); для пенсионеров по старости и выслуге лет 0,7 % в день (255,5 % для невисокосного или 256,2 % годовых для високосного года). Займы предоставляются ООО МКК «…» ОГРН 1143537000090 (зарегистрировано в реестре МФО 651403119005313 от 30.06.2014 г.) Сайт www.пенсионная-касса.рф».

Исходя из изученной Хакасским УФАС России антимонопольной и судебной практикой, а также письма ФАС России от 11.09.2012 № АК/29603 при оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы, как: месторасположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации об услуге, высоту расположения текста. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

Вышеназванная реклама расположена в месте большого пешеходопотока и рассчитана на пешеходов, которые могут воспринять информацию, расположенную на рекламном баннере на расстоянии больше 3 метров, кроме того информация нанесена на контрастном зеленом и белом фонах, что также улучшает восприятие информации.

Из рекламы следует, что Обществом изложены необходимые условия определяющие полную стоимость займа, в том числе о сумме займа, сроке действия договора, процентной ставке в процентах годовых.

Помимо этого, Обществом приложены доказательства демонтажа спорной рекламы и замены её на новую, где текст напечатан более крупным шрифтом, черными буквами на белом фоне, что позволяет любому лицу ознакомиться с полными условиями займа.

Таким образом, Хакасское УФАС России соглашается с доводами ООО МКК «…» об отсутствии в действиях Общества признаков нарушения законодательства о рекламе.

Состав нарушения, предусмотренного частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, не установлен.

В соответствии частью 40 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Прекратить производство по делу № 019/05/5-57/2022 в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Председатель комиссии                                                          

«…»

Члены Комиссии:                                       

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны