Решение №019/01/16-75/2020 Решение по делу № 019/01/16-75/2020 от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчикам

МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района

ул. Суворова, 2, с. Аскиз, Аскизского район, Республика Хакасия, 655700

 

МКУ «Управление образования Администрации Аскизского района»

ул. Щетинкина, д. 13Б, Аскиз, Аскизского район, Республика Хакасия, 655700

 

Комитет по управлению муниципальным имуществом Аскизского района

ул. Суворова, 2, с. Аскиз, Аскизского район, Республика Хакасия, 655700

 

МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек»

ул. Школьная, д. 121, аал Катанов, Аскизский район, Республика Хакасия, 655150

 

ООО «ХакасИВОЛ-Строй»

ул. Площадь 30 лет Победы, д. 122, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655154

 

Администрация Аскизского района Республики Хакасия,

ул. Суворова, 2, с. Аскиз, Аскизский район, Республика Хакасия, 655700

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/16-75/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2020 года.             г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:                

<…>;

Члены комиссии:

<…>

                                                

                                                  

<…>

                                        

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

рассмотрев материалы дела № 019/01/16-75/2020, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Аскизского района, МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района (далее - Управление по градостроительной и жилищной политике), МКУ «Управление образования Администрации Аскизского района» (далее – Управление образования), Комитетом по управлению муниципальным имуществом Аскизского района (далее - Комитет), МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и обществом с ограниченной ответственностью «ХакасИВОЛ-Строй» (далее – ООО «ХакасИВОЛ-Строй», Общество) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между Администрацией, Управлением по градостроительной и жилищной политике, Управлением образования, Комитетом, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и Обществом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,

в отсутствии представителя Администрации Аскизского района, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела,

в отсутствии представителя МКУ «Управление образования администрации Аскизского района», извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела,

в отсутствии представителя МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек», извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела,

в отсутствии представителя МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела,

в отсутствии представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения рассмотрения дела,

в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «ХакасИВОЛ-Строй» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Приказом Хакасского УФАС России от 06.02.2020 № 11 в отношении МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района Республики Хакасия и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» возбуждено дело № 019/01/16-75/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.02.2020 г. о назначении дела № 019/01/16-75/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 02.03.2020 г.

18.02.2020 г. (вх. № 973) от Управления по градостроительной и жилищной политике поступили копии учредительных документов и письменные пояснения с приложением.

26.02.2020 (вх. № 1156) в антимонопольный орган поступили письменные пояснения с приложением документов ООО «ХакасИВОЛ-Строй», исходя из которых следует, что спорный объект недвижимости построен Обществом с привлечением субподрядных организаций.

Определением об отложении рассмотрения дела №019/01/16-75/2020 от 02.03.2020 г. к рассмотрению дела также в качестве ответчиков были привлечены: Министерство образования и науки Республики Хакасия, Управление образования Администрации Аскизского района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Аскизского района.

11.03.2020 г. (вх. № 1461) в адрес антимонопольного органа от Управления по градостроительной и жилищной политике поступили копии запрашиваемых документов.

24.03.2020 (вх. № 1778) от Комитета по управлению муниципальным имуществом поступили письменные пояснения, согласно которым земельный участок ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на строительство детского сада в аале Катанов предоставлен в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку проведен открытый аукцион.

31.03.2020 (вх. № 1966) Управлением образования в адрес Хакасского УФАС России предоставлены письменные пояснения с приложением документов, согласно которым в действиях Управления, а также в действиях заказчика (Катановский детский сад «Ручеек») отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку на приобретение детского сада в аале Катанов выделены субсидии Министерством образования и науки Республики Хакасия, в связи с чем, муниципальный контракт заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с вышеуказанным определением от Министерства образования и науки Республики Хакасия 01.04.2020 г. (№ 1967, № 1974) поступили письменные пояснения с приложением копий запрашиваемых документов.

Определением от 08.04.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 рассмотрение дела отложено на 10.06.2020 г. Данным определением к рассмотрению настоящего дела также привлечено в качестве ответчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Катановский детский сад «Ручеек».

13.05.2020 г. (вх. № 3085) в соответствии с вышеуказанным определением МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района» представлена информация о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А.

22.05.2020 (вх. № 3413) МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» представлены письменные пояснения с приложением документов, исходя из которых следует, что Учреждение приобрело спорное нежилое помещение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

25.05.2020 (вх. № 3501) поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Хакасия.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-75/2020 от 11.06.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений, рассмотрение дела отложено на 17.07.2020 г. Данным определением к рассмотрению настоящего дела в качестве ответчика привлечена Администрация Аскизского района.

07.07.2020 (вх. № 5191) от Администрации Аскизского района поступили письменные пояснения.

08.07.2020 (вх. № 5935) поступили письменные пояснения с приложением документов Управления образования, согласно которым приобретение спорного нежилого помещения проводилось в соответствии с Правилами принятия решения о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Аскизский район на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность и предоставление указанных субсидий, утвержденных постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 08.11.2019 № 772-п.  

13.07.2020 г. (вх. № 6020) от Министерства образования и науки Республики Хакасия поступили пояснения относительно расчета суммы субсидии для приобретения нежилого здания под детский сад в аале Катанов.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-75/2020 от 17.07.2020 г., в связи с необходимостью получением дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 11.08.2020 г.

11.08.2020 Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-75/2020, в связи с необходимостью получением дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 08.09.2020 г.

01.09.2020 г. (вх. № 8102) в соответствии с вышеуказанным определением поступил ответ Министерства образования и науки Республики Хакасия, согласно которому в Министерство проектно-сметная документация, сметы одноэтажного нежилого здания не поступали.

04.09.2020 г. также от Министерства образования и науки Республики Хакасия поступили письменные пояснения относительно сумм расчета субсидий для приобретения спорного нежилого здания.

08.09.2020 г. Комиссией антимонопольного органа принято решение объявить перерыв в рассмотрении настоящего дела до 14.09.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и информации.

10.09.2020 г. (вх. № 8499) в соответствии с запросом Хакасского УФА России от 09.09.2020 (исх. № 04-9088/АМ) поступили письменные пояснения Комитета по управлению муниципальным имуществом Аскизского района.

11.09.2020 г. (вх. № 8924) поступил ответ Управления образования администрации Аскизского района на запрос антимонопольного органа от 09.09.2020 № 04-9090/АМ.

11.09.2020 г. (вх. № 8929) МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» представило в адрес антимонопольного органа письменные пояснения по факту заключения муниципального контракта на приобретение нежилого здания для нужд детского сада.

14.09.2020 г. (вх. № 8989) от Администрации Аскизского района поступили письменные пояснения относительно приобретения нежилого помещения под детский сад.

14.09.2020 г. (вх. № 9033) поступил ответ Министерства образования и науки Республики Хакасия на запрос Хакасского УФАС России от 09.09.2020 № 04-9074/АМ.

14.09.2020 г. (вх. № 9022) от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» поступил ответ на запрос Хакасского УФАС России от 09.09.2020 № 04-9080/АМ о предоставлении информации относительно строительства и продажи нежилого помещения под детский сад в аале Катанов.

14.09.2020 Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-75/2020, в связи с необходимостью получением дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 12.10.2020 г.

02.10.2020 г. (вх. № 9910) поступили письменные пояснения МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района».

07.10.2020 г. (вх. № 10033) от Администрации Аскизского района поступили письменные пояснения относительно предоставления информации в Министерства образования и науки Республики Хакасия о наличии нежилых помещений в аале Катанов.

Также 12.10.2020 г. проведен анализ конкурентной среды на товарном рынке по строительству и продаже собственных нежилых зданий и помещений.

12.10.2020 антимонопольным органом принято Заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-77/2020.

Определением от 12.10.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-75/2020 рассмотрение дела отложено на 11.11.2020 г.

30.10.2020 (вх. № 10611) поступили письменные пояснения Управления по градостроительной и жилищной политике, согласно которым основания в отказе выдачи разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию отсутствовали, поскольку на момент визуального осмотра строительно-монтажные работы были выполнены, а именно: фундаменты – ленточные сборные железобетонные, наружные стены – бетонные блоки, перекрытие – сборные железобетонные многопустотные плиты, кровля – металлочерепица, оконные проемы – ПВХ, дверные проемы – ПВХ, кроме того, ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представлены документы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

02.11.2020 (вх. № 10686) поступили возражения Комитета по управлению муниципального имущества на Заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16/75/2020, согласно которым земельный участок для строительства нежилого помещения под детский сад представлен ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в соответствии с требованиями земельного законодательства.

03.11.2020 (вх. № 10720) от Управления образования поступили возражения на Заключение об обстоятельствах настоящего дела, исходя из которых следует, что объект недвижимого имущества – нежилое здание под детский сад приобретено в муниципальную собственность правомерно, в порядке, установленном действующим законодательством.

Кроме того, в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения Управления образования, согласно которым на поставку оборудования Управление образования не доводило лимиты денежных средств МБДОУ Катановский детский сад «Ручеёк».

На выполнение работ по строительству сети водопровода детского сада в аале Катанов согласно расходного расписания № 13 от 15.09.2020 г. МКУ «Финансовое управление администрации Аскизского района» доведены лимиты из средств местного бюджета МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» на сумму 1 428 000,00 руб., согласно расходного расписания № 13 от 17.09.2020 г. МКУ «Финансовое управление администрации Аскизского района» доведены лимиты из средств местного бюджета МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» на сумму 1 000,00 руб., как являющемуся главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных учреждений.

Согласно уведомлений о лимитах бюджетных обязательств №1 от 16.09.2020 г. – 17.09.2020 г. Управлению образования доведены лимиты из средств местного бюджета МБДОУ Катановский детский сад «Ручеёк» на выполнение работ по строительству сети водопровода детского сада в аале Катанов.

03.11.2020 от Катановского детского сада «Ручеек» поступили возражения на Заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-75/2020, согласно которым муниципальный контракт № 1 от 27.12.2019 на приобретение нежилого помещения для нужд детского сада в аале Катанов заключен в соответствии с требованиями законодательства.

 Также Катановским детским садом представлены копии договоров, заключенных после подписания муниципального контракта на приобретение нежилого здания под детский сад в аале Катанов Аскизского района, относительно технического обслуживания, об экстренном вызове охраны в случае угрозы правонарушений, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, подвоза питьевой воды, пользования общей скважиной (на воду), медицинского обслуживания воспитанников общеобразовательного учреждения, поставки и установки уличного игрового оборудования и безвозмездного пользования помещения пищеблока в МБОУ Катановская СОШ.

05.11.2020 (вх. № 10767) поступили письменные пояснения Администрации Аскизского района, исходя из которых следует, что Администрация не контролировала строительство детского сада и действия МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» при заключении муниципального контракта.

Также Администрация считает, что довод антимонопольного органа относительно скрытия информации о недостроенном нежилом здании под детский сад при проведении комиссии по отбору продавца нежилого помещения заместителем главы <…> не соответствует фактическим обстоятельствам, ввиду того, что оценка поступивших заявок для отбора объектов нежилого имущества состоялась 26.12.2019, по результатам которой комиссия решила рекомендовать Катановскому детскому саду «Ручеек» заключить контракт на приобретение нежилого здания, соответствующего требованиям технического задания на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

При этом комиссия рассматривала только заявку и представленные документы, которые соответствовали требованиям законодательства.

Распоряжение Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 26.12.2019 № 705-р «О приобретении имущества в собственность муниципального образования Аскизский район» принято на основании протокола заседания комиссии по оценке приобретения нежилого помещения от 26.12.2019, в соответствии с Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретения объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования Аскизский район, утвержденными постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 08.11.2019 года № 772-п и решением Совета депутатов Аскизского района от 31.03.2016 № 13-рс «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Аскизский район».

11.11.2020 на заседании Комиссии представитель ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представил отзыв на заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-75/2020, согласно которому муниципальный контракт № 1 от 27.12.2019 на приобретение нежилого здания под детский сад заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), предметом контракта являлось именно нежилое здание.

ООО «ХакасИВОЛ-Строй» осуществляло строительство объекта на основании выданного разрешения на строительство от 29.11.2019.

Право собственности на спорный нежилой объект было зарегистрировано Обществом на основании полученного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2019.

 Право на земельный участок под строительство детского сада ООО «ХакасИВОЛ-Строй» приобретено по результатам проведенных торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

Строительство спорного объекта осуществлялось за счет собственных средств. Муниципальным контрактом предусмотрено, что в случае если приемочной комиссией выявлены несоответствия характеристик недвижимого имущества требованиям контракта, покупатель вправе отказаться от исполнения контракта. Вместе с тем, покупателем несоответствий характеристик недвижимого имущества выявлено не было.

В связи с чем, ООО «ХакасИВОЛ-Строй» полагает, что выводы антимонопольного органа являются необоснованными и не соответствует действительности, а также в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении требований антимонопольного законодательства ООО «ХакасИВОЛ-Строй» и МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» при заключении спорного муниципального контракта.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства просвещения от 26.04.2019 № 214 «О контроле и мониторинге хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» Департамент управления имущественным комплексом и конкурсных процедур совместно с ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» обязуется обеспечить контроль и мониторинг хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография».

Из пояснений Министерства образования и науки Республики Хакасия установлено, что 07.08.2019 из Министерства просвещения Российской Федерации в Правительство Республики Хакасия поступило информационное письмо, в котором в рамках подготовки мер, связанных с высвобождением средств у отдельных субъектов Российской Федерации, не начавших строительство отдельных объектов по состоянию на 10.08.2019, Минпросвещения России просило предоставить информацию о готовности к освоению в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию в 2019 году.

08.08.2019 г. Министерство образования и науки Республики Хакасия направило ответ на вышеуказанный запрос, согласно которому Республика Хакасия в 2019 г. отказывается от дополнительных объемов средств. Причиной отказа явилось то, что до окончания 2019 г. не представлялось возможным освоить высвободившиеся средства от других регионов именно на строительство.

Несмотря на то, что Министерством образования и науки Республики Хакасия официально был направлен отказ, в начале августа 2019 года руководителем «Дирекции «Школа 2025» <…> проведено совещание с Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия <…> относительно мероприятий, направленных на строительство и выкуп дошкольных образовательных организаций, за счет дополнительного предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных на создание мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

По итогам встречи было принято решение о том, что Республика Хакасия примет участие в освоении в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию в 2019 году.

В связи с чем, 09.08.2019 Министерством образования и науки Республики Хакасия было проведено совещание с представителями муниципальных образований относительно возможности участия в реализации вышеуказанной федеральной субсидии, для выкупа нежилых зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.

После анализа полученной информации, в сентябре 2019 года Министерством образования и науки Республики Хакасия было направлено письмо ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» с предварительной информацией о потребностях региона в детских садах и указанием перечня предполагаемых объектов.

Согласно письму Министерства от 19.09.2019 № 100-5991 выкуп зданий и помещений у инвесторов будет осуществлен до 20.12.2019, а также представлен перечень планируемых для строительства объектов, это детский сад на 25 мест в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Сапогов Усть-Абаканского района, детский сад на 45 мест в д. Чапаево Усть-Абаканского района.

Вместе с тем, 02.10.2019 в Министерство просвещения Российской Федерации за № ВК-М-2296 направлено письмо за подписью Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия <…> уже с утвержденным перечнем объектов для выкупа, в который вошли детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 25 мест на первом этаже многоквартирного трехэтажного дома в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в с. Табат Бейского района, детский сад на 45 мест в с. Арбаты Таштыпского района.

Информация о потребности участия муниципального образования в реализации данного мероприятия поступила в Министерство образования и науки Республики Хакасия от ряда муниципальных учреждений, в том числе от Администрации Аскизского района о рассмотрении вопроса строительства и приобретения детских садов на территории Аскизского района (письмо от 29.11.2019 № 1601-АЧ).

Исходя из пояснений Министерства образования и науки Республики Хакасия, в Таштыпском, Бейском и Аскизском районах в обозначенных населенных пунктах не было готовых помещений под выкуп. В Министерство от муниципальных образований поступила информация о том, что в рамках реализации вышеуказанных мероприятий во всех населенных пунктах будут построены новые здания, предназначенные для выкупа под детские сады.

В соответствии с распоряжением Администрации Аскизского района от 10.10.2019 № 558-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» организатором торгов было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А. Вид разрешенного использования земельного участка – детские сады, иные объекты дошкольного воспитания.

Извещение размещено 11.10.2019 на официальном сайте http://torgi.gov.ru, а также 11.10.2019 в газете «Аскизский труженик».

На основании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды от 07.11.2019 между Комитетом по управлению муниципальный имуществом и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» заключен договор аренды земельного участка от 18.11.2019 № 234.

28.11.2019 в Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» поступило заявление о выдаче разрешения на строительство одноэтажного нежилого здания на спорном земельном участке.

Разрешение на строительство спорного объекта ООО «ХакасИВОЛ-Строй» выдано 29.11.2019.

16.12.2019, спустя 17 дней, в Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» поступило заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного здания.

17.12.2019 МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» выдано ООО «ХакасИВОЛ-Строй» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А.

В свою очередь, Управлением образования 12.12.2019 г. в газете «Аскизский труженик» опубликовано объявление о планировании приобрести нежилые здания (помещения) под детские сады на 25 мест в с. Аскиз и 45 мест в аале Катанов согласно техническим заданиям. Срок подачи заявок в течение 10 дней со дня опубликования.

Отбор объектов недвижимого имущества, планируемых к приобретению в муниципальную собственность, осуществлялся в соответствии с Постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 08.11.2019 года № 772-п «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Аскизский район на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность и предоставление указанных субсидий».

В соответствии с вышеуказанными Правилами Управлением образования администрации Аскизского района приказом № 225 от 23.12.2019 г. создана комиссия по оценке поступивших заявок для отбора объектов недвижимого имущества, планируемых к приобретению в муниципальную собственность.

24.12.2019  между Администрацией Аскизского района Республики Хакасия, от имени которой действует МКУ «Управление образования администрации Аскизского района», и МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» было заключено Соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидии бюджетному учреждению на иные цели на сумму 29 327 619,04 руб.

25.12.2019  между Администрацией Аскизского района Республики Хакасия, от имени которой действует МКУ «Управление образования администрации Аскизского района», и МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» было заключено дополнительное соглашение № 3 к Соглашению № 2 от 01.07.2019г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели на сумму 2 019 942,77 руб.

Платежными поручениями № 86498 от 27.12.2019 года на сумму 29 327 619,04 рублей, № 96723 от 30.12.2019 года на сумму 1 777 380,96 рублей, № 96722 от 30.12.2019     года на сумму 17 773,81 рублей Управлением образования администрации Аскизского района зачислены денежные средства на счет детского сада «Ручеёк».

На основании протокола № 1 заседания комиссии по оценке приобретения нежилого помещения от 26.12.2019 рекомендовано МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» заключить контракт на приобретение нежилого здания, соответствующего требованиям технического задания под детский сад на 45 мест с ООО «ХакасИВОЛ- Строй» на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Порядка отбора объектов недвижимого имущества, установленного пункта 4.1 Правил осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретения объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования Аскизский район, утвержденных постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 08.11.2019 г. № 772-п, осуществить закупку у единственного поставщика (продавца) нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д.4А, без проведения торгов на сумму 31 122 000 руб.

В соответствии с распоряжением Администрации Аскизского района от 26.12.2019    № 705-р «О приобретении имущества в собственность муниципального образования Аскизский район» МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» поручено приобрести в собственность муниципального образования Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение (здание) под детский сад на 45 мест с кадастровым номером № 19:05:070205:220 общей площадью 437, 4 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А по цене 31 122 773,81 руб.

Приказом Управления образования администрации Аскизского района от 26.12.2019 г. № 229 «О принятии решения о приобретении нежилых помещений» МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» решено приобрести в собственность муниципального образования Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение (здание) стоимостью 31 122 773,81 руб. под детский сад на 45 мест с кадастровым номером № 19:05:070205:220 общей площадью 437, 4 кв.м., и поставить на баланс МБДОУ Катановский детский сад «Ручеёк» на праве оперативного управления.

27.12.2019 г. между МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» был заключен муниципальный контракт № 1 на приобретение спорного нежилого здания по цене 31 122 773,81 руб.

Муниципальный контракт заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также 27.12.2019 между сторонами подписан акт приема-передачи спорного нежилого здания.

Согласно вышеуказанному контракту и акту приема-передачи МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеёк» приобрело у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» нежилое здание с внутренними отделочными работами и коммуникациями, без оснащения здания (отсутствовала мебель, посуда, мягкий инвентарь, жалюзи, карнизы, информационные стенды, бытовая техника, оборудование площадки). В свою очередь, в объявлении, размещенном в газете «Аскизский труженик», в техническом задании указано оснащение здания, а также в коммерческом предложении ООО «ХакасИВОЛ-Строй» техническое задание содержит данные параметры.

31.12.2019 Управлением образования в полном объеме произведена оплата по контракту.

15.01.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия произведена регистрация перехода права собственности на указанное здание от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» к муниципальному образованию Аскизского района.

 

Исследовав материалы дела № 019/01/16-75/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Администрации Аскизского района, МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района», МКУ «Управление образования Администрации Аскизского района», Комитета по управлению муниципальным имуществом Аскизского района, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй»  нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Закона о контрактной системе.

          В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик.

На основании части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Федерального закона.

          Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, согласно требованиям пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт без проведения конкурентных процедур может быть заключен только в отношении здания, существующего в качестве объекта недвижимости на момент заключения контракта. Возможность приобретения у единственного поставщика незаконченного строительством объекта, будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает.

Исходя из представленных пояснений муниципальных учреждений на момент заключения муниципального контракта характеристики построенного здания полностью соответствовали техническому заданию и градостроительному законодательству.

Вместе с тем, в ходе проведенной 22.01.2020 выездной проверки Прокуратуры Аскизского района и Федерального казначейства установлено, что строительство вышеуказанного объекта фактически не завершено, оно не соответствует техническому плану и по факту является незавершенным строительством объектом.

Визуальным осмотром здания установлено, что в нем не выделены помещения (согласно техническому плану в здании должно быть 28 отдельных помещений, на момент проверки здание представляло единое помещение), оно не оборудовано противопожарной системой безопасности, канализацией (водонепроницаемый выгреб), вентиляцией, перегородками из бетонных блоков толщиной 100 мм, стены не окрашены акриловой краской, не соблюдены требования к внутренним помещениям (отделка плиткой, полы - линолеум, освещение), по периметру территории отсутствовал забор из металлопрофиля, у здания отсутствовал пандус, отсутствовали внутренние двери, фасад здания не был облицован навесной вентилируемой системой с отделкой керамогранитными плитами, в здании не смонтировано, предусмотренное техническим заданием оборудование, и оно не оснащено мебелью, посудой, мягким инвентарем, бытовой техникой и т.д.

Согласно акту внеплановой выездной проверки Федерального казначейства от 26.03.2020 МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» на момент проведения проверки выявлены нарушения строительных норм и правил, а именно: установлены двери эвакуационных выходов, имеющих запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа; эвакуационный выход из помещений спален не обеспечен тамбуром или тепловой завесой;     в помещениях пожароопасных технических помещений (кладовые для хранения белья, узла управления) применены двери с пределом огнестойкости менее EI 30; при производстве работ по устройству отмостки и входных групп из бетона не применены специальные меры по выдерживанию уложенного бетона при отрицательных температурах, что привело к разрушению указанных конструкций.

Также Федеральным казначейством установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пунктом 2.6, 2.7 Муниципального контракта от 27.12.2019 № 1, Объектом контроля принято от ООО «ХакасИВОЛ-Строй» нежилое здание, не отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, не обеспеченное технологическим присоединением к электрическим сетям, не соответствует пунктам 2, 7, 11 Технических характеристик Объекта, внесенных в Акт приема-передачи от 27.12.2019 на сумму 31 122 773,81 рублей, НДС не предусмотрен.

Таким образом, на дату заключения спорного муниципального контракта от 27.12.2019 предметом контракта являлось не нежилое здание, а объект незавершенного строительства, который фактически не существовал на день заключения контракта и по своим характеристикам нежилым зданием не являлся.

Следовательно, довод Управления образования о том, что спорное нежилое помещение приобретено правомерно является необоснованным.

В соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

Пунктом 6 части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим, в том числе и акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).

Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства от 23.12.2019 № 19-RU 502000-52-2019 Управлением по градостроительной и жилищной политике выдано ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в отношении здания детского сада на 45 мест по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А, строительство которого на дату выдачи разрешения в полном объеме не завершено. Данный факт подтверждается объяснениями специалиста ООО «Центр оценки, землеустройства и технической инвентаризации», представленных в адрес антимонопольного органа Прокуратурой Аскизского района. Согласно представленным сведениям, на момент проведения кадастровых работ 12.12.2019 сотрудниками Общества было установлено, что спорное здание не достроено, здание имело стены, перекрытие, частично окна, частично крышу здания, наружные двери, отопление и водоснабжение отсутствовало, внутренние помещения здания не были выделены в натуре, то есть отсутствовали, отсутствовал пандус.

Специалист также пояснил, что технический план изготовлен как на готовый объект по указанию руководства Общества, вместе с тем, в данном техническом плане необходимо было указать процент готовности спорного здания.

Таким образом, в данном случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в нарушение требований части 1, пункта 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, с целью легализации данного объекта в качестве существующего здания для осуществления его закупки для муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур.

Выводы антимонопольного органа подтверждаются решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.08.2020 по делу №А74-5302/2020, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по тому же делу (резолютивная часть от 10.11.2020).

Таким образом, доводы Управления по градостроительной и жилищной политике и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» о правомерной выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются необоснованными.

Как указано выше, договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А, заключен между ООО «ХакасИВОЛ-Строй» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района лишь 18.11.2019.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Хакасского УФАС России представитель МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» <…> пояснила, что проживает непосредственно в аале Катанов Аскизского района Республики Хакасия. Как житель аала Катанов видела, что осенью 2019 г., в октябре, началось строительство здания, которое в последующем было приобретено образовательным учреждением под детский сад.

Таким образом, на момент проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А, уже велись строительные работы ООО «ХакасИВОЛ-Строй».   

Следовательно, довод Комитета по управлению муниципальным имуществом относительно того, что торги на право заключения аренды земельного участка проведены правомерно является необоснованным.

Кроме того, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» <…> также пояснила, что в начале декабря 2019 г. до подписания муниципального контракта от 27.12.2019 г. № 1 ей совместно с <…> было осмотрено спорное строящееся здание. На момент осмотра у здания не было крыши, окон, дверей и внутренней отделки помещений.

Исходя из пояснений, представленных в антимонопольный орган, следует, что Управлением образования администрации Аскизского района разрабатывалось техническое задание на приобретение нежилого помещения для нужд детского сада в аале Катанов, которое, в свою очередь, соответствовало строящемуся нежилому помещению ООО «ХакасИВОЛ-Строй» по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А.

Кроме того, из имеющихся материалов дела следует, что именно Управление образования администрации Аскизского района курировало действия заказчика.

Так, на заседании комиссии антимонопольного органа 17.07.2020 <…> пояснила, что в декабре 2019 г. сотрудники Управления образования посредствам телефонного звонка сообщили ей о необходимости приехать в Управление и подписать муниципальный контракт на приобретение нежилого здания для нужд детского сада.

Таким образом, Хакасское УФАС России приходит к выводу, что представителям органов местного самоуправления было известно, что на момент подписания спорного муниципального контракта нежилое помещение для нужд детского сада в аале Катанов находилось в стадии строительства и не соответствовало требованиям, указанным в техническом задании.

Также необходимо отметить, что в материалах уголовного дела четвертого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия №12002950001000002 имеются объяснения заместителя Главы <…>, согласно которым 26.12.2019 г. <…> и <…> осуществили выезд на спорный строящейся объект, по результатам которого было установлено, что у нежилого здания имелась крыша, окна, двери, котельная. Отсутствовала система отопления, внутренняя и наружная отделка.

 Кроме того, исходя из объяснений <…> следует, что при проведении комиссии по отбору продавца спорного помещения членам комиссии было неизвестно о состоянии нежилого здания под детский сад в аале Катанов, <…> в свою очередь, решила не доводить информацию о недостроенном помещении, в связи с необходимостью приобретения нового здания, поскольку старое здание детского сада находилось в аварийном состоянии.

Таким образом, довод Администрации об отсутствии информации о недостроенном нежилом здании под детский сад при проведении комиссии по отбору продавца нежилого помещения является необоснованным.

Вместе с тем, Администрацией Аскизского района принято распоряжение от 26.12.2019  № 705-р «О приобретении имущества в собственность муниципального образования Аскизский район», Управлением образования администрации Аскизского района принят приказ от 26.12.2019 г. № 229 «О принятии решения о приобретении нежилых помещений», в соответствии с которыми МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» обязано приобрести в собственность муниципального образования Аскизский район по муниципальному контракту нежилое помещение (здание) под детский сад на 45 мест с кадастровым номером № 19:05:070205:220 общей площадью 437, 4 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А по цене 31 122 773,81 руб.

Таким образом, вышеуказанные акты обязали МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» приобрести недостроенное нежилое здание под детский сад.

ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представило письменные пояснения, согласно которым спорный объект недвижимости построен Обществом с привлечением субподрядных организаций на средства Общества для собственных нужд.

ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на момент заключения муниципального контракта имело все разрешительные документы, не представляло подложных документов или сведений и действовало в рамках российского законодательства.

Общество полагает, что характеристики построенного здания на момент подписания контракта полностью соответствовали Техническому заданию.

Кроме того, представитель ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на заседаниях Комиссии антимонопольного органа, пояснил, что мебель, посуда, мягкий инвентарь, бытовая техника, жалюзи, карнизы Общество подарило МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» без заключения каких-либо договоров. 

Хакасским УФАС России установлено, что 27.12.2019 между ООО «ХакасИВОЛ-Строй» и МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» подписан акт приема-передачи нежилого здания, которое не соответствовало требованиям Технического задания.

Так, например, в Техническом задании прописаны требования к окнам: ПВХ, тройной стеклопакет, пятикамерный профиль, поворотно-откидные, с подоконными досками. В Техническом задании коммерческого предложения ООО «ХакасИВОЛ-Строй» указаны аналогичные параметры, вместе с тем, в акте-приема передач указано, что окна из ПВХ, двойной стеклопакет, трехкамерный профиль, поворотно-откидные, с ПВХ подоконной доской и откосом, с металлическим отливом.

В техническом задании заказчика, опубликованного в газете «Аскизский труженик», в требованиях к дверям указаны следующие параметры: внутренние по ГОСТ 6629-88 деревянные, наружная металлическая утепленная по ГОСТ 31173-2003.Аналогичные параметры указаны в коммерческом предложении ООО «ХакасИВОЛ-Строй». Однако при приемке нежилого помещения в акте приема-передачи указано, что двери внутренние алюминиевые, наружные алюминиевые утепленные по ГОСТ 31173-2003, две противопожарные двери (в щитовой, в котельной). Вместе с тем, как указывалось ранее, по результатам проверки Прокуратурой Аскизского района было установлено, что на момент подписания муниципального контракта двери отсутствовали в помещении.

Также, как уже ранее указывалось, отсутствовало оснащение детского сада.

Кроме того, как указывалось ранее, строительство спорного нежилого помещения началось до проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, д. 4А, вид разрешенного использования которого являлся - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания.

Хакасское УФАС России полагает, что ООО «ХакасИВОЛ-Строй» заблаговременно было известно о необходимости приобретения для муниципального учреждения нежилого помещения для нужд детского сада, поскольку ранее, до принятия решения Управлением образования администрации Аскизского района о необходимости выкупа здания для нужд детского сада в аале Катанов, Обществом в данном населенном пункте строительные работы не велись. Строительство нежилого помещения началось только после направления письма Министерства образования и науки Республики Хакасия в адрес Минпросвещения России о готовности Республики Хакасия к участию в реализации межбюджетных трансферов, для выкупа нежилых зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.

Таким образом, последовательность установленных по делу обстоятельств, предшествующих заключению контракта, свидетельствует о том, что ООО «ХакасИВОЛ-Строй» изначально было определено в качестве единственного продавца не построенного на момент заключения муниципального контракта здания детского сада, в связи с чем, Обществу предоставлены условия для строительства объекта для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур, ограничен доступ на рынок по оказанию услуг по строительству детского сада иных хозяйствующих субъектов.

Следовательно, муниципальный контракт фактически заключался не для приобретения, а для строительства здания в нарушение требований частей 1, 2 статьи 24, пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пункта 4 статьи 16 Закона защите конкуренции.

Осуществление закупки без соблюдения установленной законом конкурентной процедуры исключает возможность участия потенциальных претендентов в аукционе на заключение контракта, посягает на публичные интересы в сфере закупок, ограничивает конкуренцию. Согласно выраженной в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правовой позиции посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.

Искусственное («в обход закона») отступление от необходимости осуществления публичных процедур при возведении (строительстве) объекта не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентного отбора поставщиков. Иной правовой подход дезавуирует применение положений законодательства о контрактной системе при реализации и обеспечении государственной (муниципальной) нужды (письмо Минпросвещения России от 26.12.2018 № 09-581).

Также, необходимо отметить, что Хакасским УФАС России в адрес строительных организаций были направлены запросы относительно готовности организаций при проведении конкурентных процедур на строительство или продажу готовых нежилых помещений для нужд детских садов участвовать в данных торгах.

В свою очередь, от ООО «Атриум» поступил ответ, согласно которому Общество готово было участвовать в торгах на строительство или продажу нежилого здания под детский сад в аале Катанов.

Также ООО «Атриум» полагает, что поскольку конкурентная процедура заказчиком не была соблюдена, то нарушены права ООО «Атриум» и других участников, круг которых не определён.

ООО «Квартирный вопрос» также выразило свое желание участвовать в торгах на строительство нежилого помещения для нужд детского сада в аале Катанов.

Таким образом, совместные действия Администрации Аскизского района, МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района, МКУ «Управление образования Администрации Аскизского района», Комитета по управлению муниципальным имуществом Аскизского района, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» привели или могли привести к ограничению конкуренции иных хозяйствующих субъектов, что подтверждается письмами ООО «Атриум» и ООО «Квартирный вопрос».

Исходя из вышеизложенного Хакасское УФАС России считает, что действиями ответчиков нарушены требования антимонопольного законодательства в части заключения антиконкурентного соглашения выразившегося в следующем:

 в действиях Администрации Аскизского района: по осуществлению ненадлежащего контроля Первым заместителем главы <…>  за строительством детского сада и действиями детского сада в части заключения муниципального контракта; скрытии информации <…> при проведении комиссии по отбору продавца спорного помещения, о том, что здание не достроено и не соответствует требованиям технического задания; принятии Администрацией Аскизского района распоряжения от 26.12.2019         № 705-р «О приобретении имущества в собственность муниципального образования Аскизский район»;

в действиях Управления по градостроительной и жилищной политике Администрации Аскизского района: выдаче в оперативном порядке разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию нежилого здания под детский сад, в свою очередь, при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию здание было не завершено строительством, что подтверждается показанием специалиста ООО «Центр оценки, землеустройства и технической инвентаризации»;

в действиях Управления образования Администрации Аскизского района: разработке технического задания на приобретение нежилого помещения для нужд детского сада в аале Катанов, которое, в свою очередь, соответствовало строящемуся нежилому помещению ООО «ХакасИВОЛ-Строй», принятии приказа от 26.12.2019 г. № 229 «О принятии решения о приобретении нежилых помещений», в соответствии с которыми МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек» обязано приобрести в нежилое помещение (здание) под детский сад, которое, в свою очередь было недостроенным и не отвечало требованиям технического задания; в руководстве действиями детского сада в части заключения муниципального контракта;

в действиях МБДОУ «Катановский детский сад «Ручеек»: заключении муниципального контракта ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на приобретение нежилого здания под детский сад; подписании акта приема-передачи, несмотря на то, что помещение не отвечало требованиям технического задания и по факту являлось незавершенным строительством объектом (подтверждается актами проверок Прокуратуры Аскизского района и Федерального казначейства);

в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом Аскизского района: предоставлении земельного участка ООО «ХакасИВОЛ-Строй» для осуществления строительства детского сада в аале Катанов без проведения торгов, проведении аукциона на аренду земельного участка, на котором уже осуществлялась строительство нежилого здания под детский сад;

в действиях ООО «ХакасИВОЛ-Строй»: в строительстве детского сада до заключения договора аренды земельного участка, продаже нежилого помещения под детский сад как незавершенного строительством объекта.

В свою очередь, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Хакасское УФАС России направляет материалы настоящего дела в отношении Министерства образования и науки Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» в Управление по борьбе с картелями ФАС России для дальнейшего рассмотрения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссией Хакасского УФАС России не выявлены основания для выдачи Администрации Аскизского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района, Управлению по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района, Управлению образования администрации Аскизского района, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеёк» и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с завершением его реализации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Аскизского района (ИНН 1905008061), Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Аскизского района» (ИНН 1905008223), Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Катановский детский сад «Ручеёк» (ИНН 1905008463), Муниципальное казенное учреждение «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района» (ИНН 1905008128), Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района» (ИНН 1905008086), общество с ограниченной ответственностью «ХакасИВОЛ-Строй» (ИНН 1901115841) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения между Администрацией, Управлением по градостроительной и жилищной политике, Управлением образования, Комитетом, МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» и Обществом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещённого соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Передать материалы дела № 019/01/16-75/2020 ответственному структурному подразделению ФАС России для дачи оценки на предмет наличия (отсутствия) в действиях Министерства образования и науки Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии                                      

 

 

  <…>

Члены комиссии:                                                           

                                                                              

<…>

 

 

<…>

                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Хакасия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны