Решение №5-А-Т-18 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ОАО «Абаканский хладокомбинат»

655015, Республика Хакасия,

г. Абакан, ул. Буденного, 108.

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

Факс: +7 (391) 274-41-25

e-mail: mrsk@mrsks.ru

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655017

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

АО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, д. 41а

г. Абакан, 655017

e-mail: priem@khakensb.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-А-Т-18

                                                                       г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – врио руководителя управления;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…> – главный специалист–эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы

 

Кворум имеется, комиссия правомочна принимать решения.

 

При участии:

-        представителя ПАО «МРСК Сибири» <…> по доверенности <…>  от  <…>,

-        представителя ПАО «МРСК Сибири» <…> по доверенности <…> от <…>.

В отсутствие:

-        <…>, уведомленного о дате, времени и месте заседания надлежащим образом (почтовое уведомление № 65591132128849, получено 13.03.2019).

-        представителя АО «Хакасэнергосбыт», уведомленного о дате, времени и месте заседания надлежащим образом (почтовое уведомление № 65591132128818, получено 27.02.2019).

Заявлений, ходатайств, возражений относительно возможности рассмотрения дела в настоящем заседании, с участием лиц, явившихся в заседание комиссии, в отсутствие не явившихся представителей, отводов членов комиссии от лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, не поступало.

Рассмотрев дело № 5-А-Т-18 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела явилось поступление в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также – Управление, Хакасское УФАС России) заявления ОАО «Абаканский хладокомбинат» (далее также Заявитель) о нарушении ПАО «МРСК Сибири» антимонопольного законодательства при проведении очередной поверки прибора учета электроэнергии на принадлежащем Заявителю объекте, расположенном по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Буденного, 108 и неправомерного (по мнению заявителя) составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления № 18.3-04-40 от 25.04.2018.

Из заявления ОАО «Абаканский хладокомбинат» установлено следующее.

25.04.2018 без предварительного уведомления и допуска со стороны ОАО «Абаканский хладокомбинат», представителем ПАО «МРСК Сибири» <…> была произведена проверка прибора учета электрической энергии Заявителя с составлением Акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления № 18.3-04-40 от 25.04.2018, согласно которому способом и местом осуществления безучетного потребления электрической энергии явилось истечение межповерочного интервала трансформаторов тока.

Характеристика расчётного прибора учёта: тип – энергомера цэ6803в; номер <...> ; показания: 021880,9; Iном, А: 5(75); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки IV 2008; Дата след. гос. поверки IV 2024; Класс точности 1.

На основании вышеуказанного акта ПАО «МРСК Сибири» произведен расчет объема потребления электрической энергии, согласно которому доначисление потребления электрической энергии ОАО «Абаканский хладокомбинат» составило 277 895 кВт.ч в период с 01.04.2018 по 30.04.2018. Общий расход на 30.04.2018 составил 479,582 кВт.ч. Итого к оплате с учетом задолженности: 1 125 492.90 руб. согласно счету от 30.04.2018 № 8/1/1/3198.

Проверка прибора учета электроэнергии, принадлежащего ОАО «Абаканский хладокомбинат», проведена в присутствии представителя потребителя (согласно акту) и в отсутствии представителя потребителя (согласно заявлению).

В ходе проверки было выявлено, что прибор учета электрической энергии не пригоден к применению в качестве расчетного по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока.

Сетевой организацией было предложено заменить либо поверить трансформаторы тока. Сведений о направлении данной информации в адрес законного представителя ОАО «Абаканский хладокомбинат» ПАО «МРСК Сибири» не представлено.

25.04.2018 в адрес ПАО «МРСК Сибири» поступило обращение названного потребителя с просьбой опломбировать замененные трансформаторы тока и ввести их в эксплуатацию, что было исполнено в соответствии с актом от 10.05.2018 № 07-05-05-1013 допуска прибора учета в эксплуатацию.

В последующем 25.05.2018 ОАО «Абаканский хладокомбинат» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с заявлением с просьбой опломбировать замененный прибор учета электрической энергии и ввести его в эксплуатацию, что было исполнено в соответствии с актом от 31.05.2018 № 07-10-0591 допуска прибора учета в эксплуатацию.

На основании вышеуказанного заявления ОАО «Абаканский хладокомбинат» приказом Хакасского УФАС России от 31.08.2018 № 149 в отношении ПАО «МРСК Сибири» возбуждено дело № 5-А-Т-18 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 06.09.2018 № 05-6207/МД о назначении дела № 5-А-Т-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению установлены выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства, фактические и иные обстоятельства, свидетельствующие об их наличии, истребована информация, необходимая в целях полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 09.10.2018 № 05-6970/ЮА об отложении рассмотрения дела № 5-А-Т-18 комиссией истребована необходимая для рассмотрения дела информация, а также предложено ПАО «МРСК Сибири» обеспечить явку на рассмотрение дела № 5-А-Т-18 лиц, проводивших проверку трансформаторов тока (<…>,<…>), а также свидетелей, подтверждающих присутствие Генерального директора АО «Абаканский хладокомбинат», согласно акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 25.04.2018 № 18.3-04-3.

Определением от 08.11.2018 № 05-7660/АО об отложении рассмотрения дела № 5-А-Т-18 комиссией истребована необходимая для рассмотрения дела информация.

Определением от 30.11.2018 № 05-8165/ЮА об отложении рассмотрения дела № 5-А-Т-18 комиссией истребована необходимая для рассмотрения дела информация.

Определением от 06.12.2018 № 05-8201/АО срок рассмотрения дела № 5-А-Т-18 продлен, но не более чем на 6 месяцев.

Определением от 07.02.2018 об отложении рассмотрения дела № 5-А-Т-18 комиссией истребована необходимая для рассмотрения дела информация.

Таким образом, к материалам дела приобщены документы и материалы и информация, полученные от заявителя, ответчика по делу, ИП <…>, <…>, <…>.

Руководствуясь положениями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, в заседании 22.02.2019 Комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 5-А-Т-18 и в соответствии с положениями пункта 3 части 1.1 статьи 47, части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определением от 22.02.2019 рассмотрение дела отложено, дело назначено к рассмотрению на 26.03.2018.

В материалы дела ПАО «МРСК Сибири» представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 5-А-Т-18.

ПАО «МРСК Сибири» не согласилось с вменением ему признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, доводы Ответчика сводятся к следующему:

Процедура проведения проверки прибора учета регламентирована пунктами 173-177 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения, ОПФРРЭЭ), согласно которым сетевая организация уведомляет потребителя исключительно в случае необходимости обеспечения допуска сотрудников сетевой организации к прибору учета потребителя. Из указанного следует, что в случае, если обеспечение доступа к прибору учета потребителя не требуется, сетевая организация не обязана уведомлять потребителя. Основными положениями не предусмотрено обязательное предварительное уведомление сетевой организацией потребителя о предстоящей проверке прибора учета либо предполагаемого факта безучетного потребления электроэнергии. Факт допуска представителя сетевой организации к прибору учета для проведения проверки подтвержден присутствием представителей ОАО «Абаканский хладокомбинат» в момент проведения проверок, а также представлением паспортов трансформаторов тока.

Основанием проведения проверки 25.04.2018 послужило заявление ОАО «Абаканский хладокомбинат» о проведение внеплановой проверки прибора учета. Следовательно, ссылка Заявителя о нарушении положений пункта 177 основных положений со стороны ПАО «МРСК Сибири» не обоснована.

Обязанность об уведомлении потребителя сетевой организацией об истечении межповерочного интервала измерительных трансформаторов тока не предусмотрена действующим законодательством.

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела, а также выводы комиссии об обстоятельствах дела, основанные на представленных в материалы дела доказательствах.

25.04.2018 без предварительного уведомления и допуска со стороны ОАО «Абаканский хладокомбинат», представителем ПАО «МРСК Сибири» <…> была произведена проверка прибора учета электрической энергии Заявителя с составлением Акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления № 18.3-04-40 от 25.04.2018, согласно которому способом и местом осуществления безучетного потребления электрической энергии явилось истечение межповерочного интервала трансформаторов тока.

Характеристика расчётного прибора учёта: тип – энергомера цэ6803в; номер <...> ; показания: 021880,9; Iном, А: 5(75); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки IV 2008; Дата след. гос. поверки IV 2024; Класс точности 1.

На основании вышеуказанного акта ПАО «МРСК Сибири» произведен расчет объема потребления электрической энергии, согласно которому доначисление потребления электрической энергии ОАО «Абаканский хладокомбинат» составил 277 895 кВт.ч в период с 01.04.2018 по 30.04.2018. Общий расход на 30.04.2018 составил 479,582 кВт.ч. Итого к оплате с учетом задолженности: 1 125 492.90 руб.

Проверка прибора учета электроэнергии, принадлежащего ОАО «Абаканский хладокомбинат», проведена в присутствии представителя потребителя (согласно акту) и в отсутствии представителя потребителя (согласно заявлению).

В ходе проверки было выявлено, что прибор учета электрической энергии не пригоден к применению в качестве расчетного по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока.

Сетевой организацией было предложено заменить либо поверить трансформаторы тока. Сведений о направлении данной информации в адрес законного представителя ОАО «Абаканский хладокомбинат» ПАО «МРСК Сибири» не представлено.

25.04.2018 в адрес ПАО «МРСК Сибири» поступило обращение названного потребителя с просьбой опломбировать замененные трансформаторы тока и ввести его в эксплуатацию, что было исполнено в соответствии с актом от 10.05.2018 № 07-05-05-1013 допуска прибора учета в эксплуатацию.

В последующем, 25.05.2018 ОАО «Абаканский хладокомбинат» обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» с заявлением с просьбой опломбировать замененный прибор учета электрической энергии и ввести его в эксплуатацию, что было исполнено в соответствии с актом от 31.05.2018 № 07-10-0591 допуска прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 179 ОПФРРЭЭ в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном п. 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 173 ОПФРРЭЭ проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 ОПФРРЭЭ.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий:

согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки;

перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении, которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Согласно план-графику проверки систем учета электроэнергии у юридических лиц Усть–Абаканского РЭС в октябре 2017 года, утверждённого ПАО «МРСК Сибири» и АО «Хакасэнергосбыт», 18.10.2017 назначено проведение проверки приборов учета ОАО «Абаканский хладокомбинат». Данная проверка со стороны ПАО «МРСК Сибири» не проведена. Достаточных доказательств невозможности проведения проверки прибора учета электрической энергии потребителя ОАО «Абаканский хладокомбинат» в запланированное 18.10.2017 время не предоставлено. Кроме того, иные сроки проведения проверки прибора учета электрической энергии Заявителя с гарантирующим поставщиком не согласовывались.

Проверка, проведенная 30.10.2017 согласно акту проверки расчетных приборов учета указана как плановая. Однако, ПАО «МРСК Сибири» в план-графике проверки систем учета электроэнергии у юридических лиц Усть–Абаканского РЭС в октябре 2017 года, утверждённого ПАО «МРСК Сибири» и АО «Хакасэнергосбыт», 30.10.2017 данная проверка не значится.

Таким образом, в нарушении пункта 172 ОПФРРЭЭ на объекте ОАО «Абаканский хладокомбинат» проверки проводились реже, чем один раз в год. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства плановости проведения такого мероприятия. В свою очередь, основания проведения внеплановой проверки 25.04.2018 в 10 часов 50 минут прибора учета электроэнергии потребителя ОАО «Абаканский хладокомбинат» в соответствии с абз. 4-6 пункта 173 ОПФРРЭЭ у сетевой организации отсутствовали.

Согласно пункту 177 ОПФРРЭЭ в случае, если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

Между тем, в нарушение указанного порядка ПАО «МРСК Сибири» не уведомило ОАО «Абаканский хладокомбинат» о дате и времени проведения проверки. Персоналом ПАО «МРСК Сибири» в нарушение процедуры проверки расчетных приборов учета потребителя был составлен Акт от 25.04.2018 в отсутствие законного представителя Заявителя, либо лица, которому было доверено участие в проведении данной проверки.

Доказательства направления Заявителю уведомлений о дате и времени проведения проверки расчетного приборам учета потребителя ОАО «Абаканский хладокомбинат» и копии Акта от 25.04.2018, а также уведомления о необходимости замены прибора учета ПАО «МРСК Сибири» не представлены.

В обоснование факта безучетного потребления энергоресурса истцом представлены акт от 25.04.2018 №18.3-04-3, акт проверки от 25.04.2018, № 18.3-04-40 (время составления 11 ч. 50 мин.).

Согласно акту от 25.04.2018 № 18.3-04-40 проверки расчетных приборов учета представителями филиала ПАО «МРСК Сибири - «Хакасэнерго» <…> произведён осмотр вводно-распределительного устройства и приборов учёта, в результате которого выявлено истечение межповерочного интервала трансформаторов тока.

При этом Комиссией установлены существенные нарушения, допущенные при оформлении акта от 25.04.2018 №18.3-04-3, акт проверки от 25.04.2018, № 18.3-04-40 исключающие надлежащее подтверждение факта безучетного потребления.

Как усматривается из названных актов, при проведении проверки приборов учёта присутствовал представитель потребителя - генеральный директор ОАО «Абаканский хладокомбинат».

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела <…> ОАО «Абаканский хладокомбинат» <…> отрицал факт присутствия при проведении данной проверки.

Позиция директора ОАО «Абаканский хладокомбинат» об отсутствии во время проведения проверки также подтверждается лицами, проводившими проверку – <…>, <…>.

Сведения об уведомлении потребителя и привлечении к проверке для удостоверения соответствующих фактов и дачи объяснений отсутствуют, в акте не указаны причины отказа потребителя от его подписания.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

При составлении акта в отсутствие потребителя составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии двух незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отказ представителя заявителя от подписания акта, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

Как следует из материалов дела и пояснений заявителя, и не опровергнуто ПАО «МРСК Сибири» надлежащими доказательствами, потребитель не был приглашён для составления акта (доказательства обратного отсутствуют).

Также не представлено доказательств направления в адрес законного представителя АО «Абаканский хладокомбинат» в рамках проводимых ранее проверок актов проверки расчетных приборов учета от: 2015 № 03-03-13; 2016 № 07-03-05-0908; 2017 № 07-10-1083.

Таким образом, потребитель не был надлежащим образом уведомлен ни о проведении проверки, ни о составлении акта, в связи с чем был лишен возможности представить исчерпывающие пояснения и доказательства, указать в акте свои замечания и возражения.

ПАО «МРСК Сибири» не доказано, что рассматриваемый акт составлен на месте нахождения энергопринимающих устройств.

Довод ПАО «МРСК Сибири» о проведении проверки 25.04.2018 на основании заявления ОАО «Абаканский хладокомбинат» от 25.04.2018 отклоняется Комиссией как необоснованный.

Так, согласно данному заявлению ОАО «Абаканский хладокомбинат» просит произвести внеплановую проверку приборов учета в связи с заменой трансформаторов тока ТП-435 ввод 1.

В данном заявлении ОАО «Абаканский хладокомбинат» указывает на трансформаторы тока с номерами 001395, 001396, 001397, подлежащие установке.

Согласно пояснению <…> ОАО «Абаканский хладокомбинат» необходимостью направления данного заявления послужила проведенная проверка 25.04.2018: «Пришли представители ПАО «МРСК Сибири» <…> и <…>, обманным путем зашли на территорию, сорвали пломбы и уехали. После чего охрана докладывает о произошедшем. Позвонили в ПАО «МРСК Сибири», все узнали. Возникает спорная ситуация касательно истечения срока МПИ. Раньше работали с являющимся на данный момент филиалом ПАО «МРСК Сибири» АО «Хакасэнергосбыт» и они предупреждали о истечении срока, который составлял 8 лет. Теперь же ПАО «МРСК Сибири» настаивает на сроке истечения МПИ 4 года. Документов не имеется, находились у АО «Хакасэнергосбыт». После произошедшего я даю указание на покупку новых трансформаторов тока, пишу заявление о проведении проверки приборов учета. Скорее всего данные действия были совершены не в один день и не 25.04.2018, а 26.04.2018. Считаю необходимым взять чек о приобретении трансформаторов тока с финансовых отчетов в бухгалтерии, в котором указано время приобретения трансформаторов тока».

В материалы дела представлен кассовый чек о приобретении трансформаторов тока Т0,66-5-0,5-S-1000/5 в количестве трех штук. Дата покупки 25.04.2018 в 13 часов 52 минуты. Согласно Авансовому отчету от 25.04.2018 № 7, 25.04.2018 были приобретены у ИП <…> три трансформатора тока по 950 рублей на общую сумму 2850 рублей 00 коп. Данная информация также подтверждается письмом от ИП <…> представленному в материалы дела по запросу Хакасского ФУАС России в рамках рассмотрения настоящего дела.

Следовательно, проверка в 10 часов 50 минут не могла быть проведена на основании заявления, о котором говорит ПАО «МРСК Сибири».

В свою очередь основания проведения внеплановой проверки прибора учета электроэнергии потребителя ОАО «Абаканский хладокомбинат» в соответствии с абз. 4-6 пункта 173 ОПФРРЭЭ у сетевой организации отсутствовали.

В силу пункта 179 Основных положений в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Таким образом, в Основных положениях предусмотрен конкретный порядок расчета в случае истечения срока межповерочного интервала прибора учета, обязательный к применению для сетевой организации и гарантирующего поставщика при исполнении договоров энергоснабжения и оказания услуг по передаче электрической энергии (публичных договоров), по которым условия должны быть одинаковыми для всех.

Под безучётным потреблением электрической энергии в силу абзаца 13 пункта 2 Основных положений № 442 понимается её потребление с нарушением установленного договором энергоснабжения порядка учета электроэнергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя, в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электроэнергии (мощности).

Из смысла и содержания указанной нормы права следует, что безучетность потребления электрической энергии связана с вмешательством потребителя в работу прибора учета, совершении им иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребленной энергии.

В акте проверки приборов учета заявителя ПАО «МРСК Сибири» не содержится заключения о наличии (отсутствии) безучетного потребления электрической энергии.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» несвоевременно проводило проверки приборов учета, измерительных трансформаторов тока, в связи с чем несвоевременно выявило факт того, что срок поверки приборов учета заявителя закончился, не уведомило заявителя о необходимости проведения поверки, не выдало собственнику приборов учета предписание о поверке либо замене счетчика в связи с истечением срока межповерочного интервала.

Истечение межповерочного интервала прибора учета не относится к безучетному потреблению электрической энергии в понимании пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), а является самостоятельным основанием для определения объема потребления электрической энергии расчетным способом (с применением иного порядка расчета, нежели при безучетном потреблении), аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.07.2017 № Ф02-3345/2017 по делу № A33-9933/2016, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.12.2018 № Ф02-5293/2018 по делу № АЗЗ- 27837/2017, решении Арбитражного суда Республики Хакасия по делу А74- 1066/2018.

Законодательство не связывает применение положений пункта 179 Правил № 442 с фактом фиксации нарушения системы учета в акте проверки, в отличие от безучетного потребления энергии, а лишь с фактом истечения межповерочного интервала.

Следовательно, факт истечения межноверочного интервала трансформаторов тока не может в силу законодательства являться основанием для установления безучетного потребления, так как истечение межповерочного интервала не является фактом безучетного потребления (данные обстоятельства подтверждаются пояснениями ПАО «МРСК Сибири»).

Довод представителей ПАО «МРСК Сибири» о непредъявлении заявителю объёма потребления электрической энергии на основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) № 18.3-04-3 от 25.04.2018 опровергается материалами дела.

Согласно счету № 8/1/1/3198 от 30.04.2018 за потребленную электроэнергию, ПАО «МРСК Сибири» объём электроэнергии определен на основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) № 18.3-04-3 от 25.04.2018.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ПАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58.

Соответствующими приказами органа регулирования Республики Хакасия филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Доказательств того, что совершаемые действия являются допустимыми и не являются результатом злоупотребления доминирующим положением в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России на основании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в неисполнении своих обязательств, определенных Основными положениями, а именно:

- неосуществлении ежегодных проверок приборов учета электрической энергии на объекте ОАО «Абаканский хладокомбинат»;

- проведении проверок приборов учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, без предварительного уведомления заявителя о проведении проверки (с нарушением порядка, определенного Основными положениями);

- в неправомерном доначислении заявителю объемов потребления электрической энергии в связи с истечением у приборов учета, установленных на объекте заявителя, срока межповерочного интервала, результатом чего явилось ущемление интересов ОАО «Абаканский хладокомбинат», квалифицированы Комиссией как злоупотребление ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Хакасэнерго» Республики Хакасия, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц  (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, исследовав материалы настоящего дела, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на товарном рынке по передаче электрической энергии в географических границах эксплуатируемой сети на территории Республики Хакасия доминирующим.

  1. Признать ПАО «МРСК Сибири»» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части действий, выразившихся:

-        в неосуществлении ежегодной плановой проверки приборов учета электрической энергии на объекте ОАО «Абаканский хладокомбинат», назначенного на 18.10.2017;

-        в проведении проверок приборов учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, без предварительного уведомления заявителя о проведении проверки (с нарушением порядка, определенного Основными положениями),

-        в неправомерном доначислении заявителю объемов потребления электрической энергии на основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) № 18.3-04-3 от 25.04.2018, отраженного в счете № 8/1/1/3198 от 30.04.2018 за потребленную электроэнергию, результатом чего явилось ущемление интересов ОАО «Абаканский хладокомбинат».

3.      Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и нарушения хозяйствующим субъектом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части неправомерного доначисления заявителю объёмов потребления электрической энергии на основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) № 18.3-04-3 от 25.04.2018, для чего:

-        исключить объём электроэнергии, определенный согласно акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 18.3-04-3 от 25.04.2018, отраженный в счете № 8/1/1/3198 от 30.04.2018;

-        скорректировать расчет объема потребления электрической энергии (мощности) направленный сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, путем исключения объёма электроэнергии, определенный согласно акта о неучтенном потреблении электроэнергии № 18.3-04-3 от 25.04.2018 из расчета;

-        отозвать ранее направленный акт о неучтенном потреблении электроэнергии № 18.3-04-3 от 25.04.2018 гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель комиссии                                                       <…>

 

Члены Комиссии                                                                   <…>

 

                                                                                                <…>

 

                                                                                                 <…>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны