Решение №019/10/18.1-1269/2020 Решение по жалобе № 019/10/18.1-1269/2020 от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – Государственному автономному учреждению культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова»

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, 28 А строение 1

hnkm@r-19.ru

 

Заявителю –

Индивидуальному предпринимателю …

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Хакасская, 167-181

yyuurreecc@mail.ru

 

Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 32009614810

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/10/18.1-1269/2020

 

23.11.2020 года                                                                                        г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии -

…., руководителя управления,

Члены комиссии:

…., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

 

…., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии представителя Заказчика Государственного автономного учреждения культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова» (далее – ГАУК РХ «ХКМ им. Л.Р. Кызласова», Заказчик):

- …, на основании доверенности № 21 от 18.12.2019г.,

 Заявителя – Индивидуального предпринимателя … (далее – ИП …, Заявитель, Предприниматель),

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП … на действия заказчика – ГАУК РХ «ХКМ им. Л.Р. Кызласова» при проведении запроса котировок в электронной форме по устройству ограждений территории внутреннего двора ГАУК РХ «ХНКМ им. Л.Р. Кызласова» (извещение о закупке № 32009614810), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 16.11.2020г. вх. № 11052 поступила жалоба ИП … на действия заказчика – ГАУК РХ «ХКМ им. Л.Р. Кызласова» при проведении запроса котировок в электронной форме по устройству ограждений территории внутреннего двора ГАУК РХ «ХНКМ им. Л.Р. Кызласова» (извещение о закупке № 32009614810).

Заявитель считает, что действия комиссии Заказчика при оценке заявки ИП … не соответствуют нормам действующего законодательства и документации о закупки. Кроме того, указывает, что комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку ИП … из-за отсутствия ценового предложения.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать Заказчика нарушившим положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене Протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, а также о рассмотрении заявок повторно.

Заказчик, не согласившись с жалобой ИП …., направил в адрес Хакасского УФАС России письменные пояснения и документы (вх. № 11360 от 24.11.2020, вх. № 11379 от 24.11.2020, вх. № 11381 от 24.11.2020).

При рассмотрении жалобы представитель заказчика ГАУК РХ «ХКМ им. Л.Р. Кызласова» поддержал доводы, указанные в пояснениях, а также устно пояснил, что в составе заявки предпринимателя отсутствовало ценовое предложение.

 

Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрев в полном объеме аукционную документацию, представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, а в целях защиты прав и законных интересов участников закупок предусматривает судебное обжалование, а также обжалование в соответствии с частью 10  статьи 3 Закона в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что при проведении аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, что ведет к ограничению количества участников закупки. Таким образом, жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках установлено:

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с требованиями статьи 2 Закона о закупках Заказчиком - ГАУК РХ «ХКМ им. Л.Р. Кызласова» разработано «Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова», утвержденное Протоколом заседания внеочередного Наблюдательного Совета (далее - Положение о закупках), которое 11.11.2020 года размещено в ЕИС.

 

В результате рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

09.11.2020г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме по устройству ограждений территории внутреннего двора ГАУК РХ «ХНКМ им. Л.Р. Кызласова» (извещение о закупке № 32009614810).

Начальная (максимальная) цена договора – 592 550,64 рублей;

Документация о проведении запроса котировок в электронной форме утверждена 09.11.2020 года Директором ГАУК РХ «ХКМ им. Л.Р. Кызласова» …

Дата начала срока подачи заявок 27.10.2020.

Дата и время окончания подачи заявок 11.11.2020 в 18:00.

Дата подведения итогов 11.11.2020.

Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме от 06.11.2020г. до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана одна заявка – ИП …

Комиссия рассмотрела единственную заявку, поданную на участие в закупке, и приняла решение о несоответствии заявки участника закупки требованиям документации закупки (отсутствует ценовое предложение).

В связи с тем, что по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в запросе котировок комиссия приняла решение о несоответствии указанной заявки требованиям, запрос котировок признан несостоявшимся.

Пунктом 1.3.1. Положения о закупках установлено, что Закупки осуществляются в следующих целях:

1) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с установленными им показателями;

2) реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

3) обеспечение гласности и прозрачности закупок;

4) обеспечение целевого и эффективного использования средств;

5) предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

6) развитие и стимулирование добросовестной конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Документацией Заказчика определено, что Заявка на участие в запросе котировок состоит из предложений Участника закупки о предлагаемых товаре, работе, услуге, а также о цене договора. При этом, согласно установленных в документации требований, именно вторая часть заявки должна содержать ценовое предложение Участника закупки (предлагаемая цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах: расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Пунктом 6.5.3 Положения о закупках определено, что Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства, настоящего Положения и документации о проведении запроса котировок. Оцениваются и сопоставляются только заявки, допущенные комиссией по результатам рассмотрения.

Таким образом, Положение о закупках предусматривает два этапа проведения запроса котировок:

1. Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок на предмет их соответствия требованиям законодательства;

2. Оценка и сопоставление заявок, допущенных комиссией по результатам рассмотрения.

Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и документации о проведении запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных п. 1.11.1 Положения о закупках.

В свою очередь, согласно пункту 1.11.1 Положения о закупках, Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1.10.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствует иным требованиям документации о закупке или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не представил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 1.11.1 Положения о закупках, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора (пункт 1.11.2. Положения о закупках).

На основании пункта 6.5.5. Положения о закупках протокол рассмотрения и оценки заявок оформляется секретарем комиссии по закупкам и подписывается всеми присутствующими членами комиссии по закупкам. Указанный протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня после его подписания. Протокол составляется в одном экземпляре, который хранится у Заказчика не менее трех лет.

Согласно пункта 6.5.8 Положения о закупках, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка или не подано ни одной, запрос котировок признается несостоявшимся. Если к участию в запросе котировок не был допущен ни один участник либо был допущен только один участник, запрос котировок признается несостоявшимся. Соответствующая информация вносится в протокол рассмотрения и оценки заявок.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлена обязанность Заказчика руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что в запросе котировок в электронной форме принимал участие единственный участник ИП ….

11.11.2020 года на этапе закупки «Рассмотрение заявок» ИП …. отказано в допуске из-за отсутствия ценового предложения.

Кроме того, Хакасское УФАС России отмечает, что на вышеуказанном этапе Закупки (проводимой способом запрос котировок) функционалом электронной торговой площадки технически не предусмотрено раскрытие информации о содержании ценовых предложений участников.

При этом ценовое предложение участника ИП … могло быть доступно для Заказчика на этапе закупки «Подведение итогов» / «Оценки и сопоставления».

В соответствии с частью 10 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:

1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику в сроки, установленные извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацией о конкурентной закупке в электронной форме;

2) о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений (если подача дополнительных ценовых предложений предусмотрена извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме и документацией о конкурентной закупке в электронной форме) до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола.

Комиссией Хакасского УФАС России на основании сведений, представленных оператором электронной площадки, установлено, что в составе второй части заявки ИП ..., поданной на участие в закупке, имелось ценовое предложение, оформленное в виде отдельного текстового файла (расширением .doc) с наименованием «Ценовое предложение», при этом во исполнение требований Закона о закупках, оператор электронной торговой площадки на данной стадии Закупки обеспечивал конфиденциальность ценового предложения участника ИП ….

Таким образом, с учётом конкретных обстоятельств дела и Положения о закупках, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что основания для признания заявки ИП … несоответствующей - отсутствовали, следовательно, Заказчиком нарушены положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и не соблюден пункт 1.11.1 Положения о закупках.

Указанные нарушения содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП … обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1.11.1 Положения о закупках, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Заказчику и его комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны