Решение №019/05/5-82/2022 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 019/05/5-82/2022 от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП «…»

 

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 019/05/5-82/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2022 г.                                г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 07.04.2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

 

 

 

Члены комиссии:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует),

 

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела, возбужденного в отношении ИП «…» (ИНН: «…») по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в действиях ИП «…», выразившихся в распространении рекламы магазина «nikoletta_Kids» следующего содержания:

«Подростковые и детские комнаты. Матрасы. Рассрочка 0.0.6. цокольный этаж. nikoletta_kids. 8-958-016-07-27 nikoletta-shop.ru»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного 09.12.2021 мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) наружной рекламы, а именно рекламы магазина «nikoletta_Kids», принадлежащего ИП «…», на рекламном баннере магазина выявлена реклама следующего содержания: «Подростковые и детские комнаты. Матрасы. Рассрочка 0.0.6. цокольный этаж. nikoletta_kids. 8-958-016-07-27 nikoletta-shop.ru», содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе -  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Данная реклама, распространена в общественном месте, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовая услуга в виде рассрочки в магазине «nikoletta_Kids».

Таким образом, информация, распространенная на рекламном баннере магазина, полностью подпадает под понятие реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования (срок, сумма, ставка), если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламном продукте приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.

Следует отметить, что положения части 7 статьи 5 Закона о рекламе распространяют свое действие и на все объекты рекламирования, поскольку являются общими по отношению абсолютно ко всем объектам рекламирования и не содержат каких-либо исключений из сферы своего действия.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Кроме того, одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.  

В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно сумма, срок и проценты рассрочки, также отсутствует наименование и имя лица, оказывающего финансовую услугу, в связи с чем, имеются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

 На основании имеющихся сведений, рекламодателем является ИП «…» (ИНН: «…»).

Определением Хакасского УФАС России от 11.02.2022 (исх. № 04-193/ИР) в отношении ИП «…» возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

01.03.2022 (вх. № 1785) в адрес Хакасского УФАС России от ИП «…» поступили документы и сведения следующего содержания.

Как указывает ИП «…», рекламная информация «Рассрочка 0.0.6.» расшифровывается таким образом:

0 – первоначальный взнос (рублей);

0 – процентная ставка переплаты;

6 – максимальный срок рассрочки на 6 месяцев.

К ответу приложено письмо АО «Тинькофф Банк» (исх. № КБ 190114063332/2022-03-02/11.148 ОТ 02.03.2022) с информацией о том, что АО «Тинькофф Банк» подтверждает, что ИП «…», является партнером АО «Тинькофф Банка» с 12.10.2019 в рамках проекта потребительского кредитования Банка.

Дополнительно к ответу представлен договор № 19.10.21/__ (от 19.10.2021), заключенный между ИП «…» и ООО «…», о выполнении услуг по дизайну, изготовлению баннера 4.3х2.31м 320 г с люверсами ч/з 25 см, монтажу баннера, количество и стоимость которых определяется счетом (спецификацией).

Дополнительно к договору представлена спецификация ООО «…» от 19.10.2021 на сумму 5 680 рублей.

Кроме того, ИП «…» представил договор на оказание услуг № 602 от 24.08.2021 с ООО Рекламная группа «…», акт приема-передачи к договору № 602 от 24.08.2021, а также счет на оплату услуг по договору № 53 от 16.02.2022 с суммой 16 000 рублей за размещение баннера на ул. Советская д. 209н, период размещения с 01.03.2022 по 31.03.2022.

Также было представлено доказательство снятия спорной рекламной конструкции и размещение баннера с рекламой следующего содержания:

«Подростковые и детские комнаты. Матрасы. 3D дизайн в подарок! цокольный этаж. nikoletta_kids. 8-958-016-07-27 nikoletta-shop.ru».

Других документов и сведений в адрес антимонопольного органа не поступило.

Вместе с тем, рассмотреть дело № 019/05/5-82/2022 в заседании 10.03.2022 не представилось возможным, поскольку у Комиссии отсутствовали необходимые документы для принятия законного и обоснованного решения по делу.

Определением Хакасского УФАС России от 10.03.2022 (исх. № 04-1736/ИР) об отложении и продлении срока рассмотрения дела рассмотрение было отложено на 07.04.2022 в 10 часов 00 минут.

18.03.2022 (вх. № 2203) в адрес Хакасского УФАС России поступили пояснения ИП «…», имеющие следующее содержание.

Индивидуальные предприниматель сообщает, что фактическое оформление рассрочки происходит через Тинькофф Банк и магазин является партнером банка. Так как у банков нет понятия «рассрочка», то любой договор является кредитным, но проценты по кредиту оплачивает ИП «…».

Дополнительно к пояснениям ИП «…» направил пример договора, заключенного с клиентом с ценой товара 22 995,00 рублей. При этом ИП «…» поясняет, что на счет индивидуального предпринимателя поступила сумма в размере 21 730,28 рублей, из чего следует, что проценты удержаны банком. Клиент равными долями оплачивает сумму товара в течение 6 месяцев без процентов и переплат, что и было заявлено, по мнению ИП «…», в спорной рекламе.

Рассмотрев дело № 019/05/5-82/2022 в соответствии с требованиями Закона о рекламе, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Из рекламы, распространенной ИП «…», следует, что индивидуальный предприниматель самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, товар, реализуемый ИП «…»  передается покупателю при условии заключения кредитного договора с банком-партнёром, из чего следует, что покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазине с коммерческим обозначением «Nikoletta_kids» товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком банков-партнёров.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.

Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.

В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производиться в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.

В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу части 2 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору, в свою очередь, применяются условия договора займа, если иное не вытекает из существа кредитного договора.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.

Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении отношений между организацией - продавцом и физическим лицом.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией, данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

Присутствующие в рекламе сведения «Рассрочка 0.0.6.» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга – кредит и договорные отношения возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ИП «…» нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку на рекламном баннере отсутствует часть существенной информации об условиях использования рекламируемого товара, а также информации о том, кто предоставляет вышеназванную финансовую услугу, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, Комиссией Хакасского УФАС России решено не выдавать предписание по настоящему делу, в связи с тем, что спорный рекламный баннер был демонтирован.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Подростковые и детские комнаты. Матрасы. Рассрочка 0.0.6. цокольный этаж. nikoletta_kids. 8-958-016-07-27 nikoletta-shop.ru», распространяемую ИП «…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель комиссии:

«…»

 

Члены комиссии:          

 

 

 

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны