Решение №019/01/11-660/2019 Решение по делу № 019/01/11-660/2019 от 25 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Министерство сельского хозяйств и продовольствия Республики Хакасия

ул. Л. Комсомола, 3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Ответчики:

1) индивидуальный предприниматель «…»

«…»

2) ООО «Кузбасс-Процессинг»

ул. Шатурская, д. 9, пом. 1, г. Кемерово, Кемеровская область, 650021

3) ООО «Перекресток Ойл»

ул. Костычева, 40/2, г. Новосибирск, 630079

44017942@mail.ru

4) Министерство сельского хозяйств и продовольствия Республики Хакасия

ул. Л. Комсомола, 3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

5) ООО «Сибирь-Трэйд»

ул. Мечникова, д. 54, пом. 7, офис 4, г. Красноярск, Красноярский край, 660028

nefras-abakan@mail.ru

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Торговая компания Олмал»

ул. Урванцева, 7 – 147, г. Красноярск, 660118

info@olmal.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/11-660/2019

                                                                                                                   г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено __ июня 2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:

Тукачева А.А. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

 

 

Брюзгина Е.О. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий – отсутствует;

Абдурахманов Р.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

При участии:

- «…», представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия на основании доверенности от 21.01.2020 года № 34-152-К (далее – представитель заявителя);

- «…», представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия на основании доверенности от 18.02.2020 года № 31-508-К;

- «…», представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия на основании доверенности от 07.05.2020 года № 31-1410-К;

- «…», представителя индивидуального предпринимателя «...»а Валерия Васильевича на основании доверенности от 07.05.2020 года б/н;

- «…», представителя ООО «Торговая компания Олмал» на основании доверенности от 24.09.2018 года б/н (с помощью видео конференц связи);

рассмотрев дело № 019/01/11-660/2019, возбужденное по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуальным предпринимателем «…», ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, заключенного между заказчиком торгов и участниками этих торгов, имеющего своей целью, приводит или может привести к ограничению конкуренции в ходе закупок № 0380200000117001004, № 038020000117004265, № 0380200000117004287, № 0380200000118000060, № 0380200000118000035, № 0380200000118003596, № 0380200000118003689, № 0380200000118005827, № 0380200000118006621, № 0380200000118006622, № 0380200000119002269, № 0380200000119003447, № 0380200000119004711, 0380200000120000019, № 0380200000120000017,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 09.09.2019 года (входящий № 4837) поступило заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 06.09.2019 года (исходящий № 81.-2521-П), в котором сообщается о сложившейся проблеме по заключению контрактов на поставку ГСМ по цене значительно выше рыночной. Так, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке № 0380200000119003447 хозяйствующие субъекты в своих коммерческих предложения представили цены на автомобильный бензин АИ-92 в сумме значительно превышающей рыночные.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе рассмотрения обращения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия исследовало представленную информацию и пришло к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя «…» (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017), ООО «Кузбасс-Процессинг» (ул. Шатурская, д. 9, пом. 1, г. Кемерово, Кемеровская область, 650021) и ООО «Перекресток Ойл» (ул. Костычева, 40/2, г. Новосибирск, 630079) имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен при обосновании начальной (максимальной) цены на поставку бензин автомобильный АИ-92 экологического класса для дальнейшего осуществления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия закупки № 0380200000119003447.

В связи с чем, Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 09 декабря 2019 года № 198 в отношении индивидуального предпринимателя «…», ООО «Кузбасс-Процессинг» и ООО «Перекресток Ойл» возбуждено дело № 019/01/11-660/2019 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 019/01/11-660/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.12.2019 года (исходящий № 05-11296/АТ) установлены выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства, фактические и иные обстоятельства, свидетельствующие об их наличии, истребована информация, необходимая для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-660/2019 от 22.01.2020 года рассмотрение дела отложено на 26.02.2020 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-660/2019 рассмотрение дела отложено на 02.04.2020 года. Добавлена квалификация по делу № 019/01/11-660/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и считать возбужденным дело:

- по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем «...»ым Валерием Васильевичем (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017), ООО «Кузбасс-Процессинг» (ул. Шатурская, д. 9, пом. 1, г. Кемерово, Кемеровская область, 650021), ООО «Перекресток Ойл» (ул. Костычева, 40/2, г. Новосибирск, 630079) и ООО «Сибирь-Трэйд» (ул. Мечникова, д. 54, пом. 7, офис 4, г. Красноярск, Красноярский край, 660028) пункта 1 части 1 статьи 11 и пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен при обосновании начальной (максимальной) цены на поставку бензина автомобильного АИ-92 экологического класса для дальнейшего осуществления заказчиками закупок № 0380200000119003447 (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия), № 0180100001619000013 (Хакасская таможня), № 0380200000119002533 и № 0380200000119001189 (Министерство образования и науки Республики Хакасия), № 0380200000119000197 (в предыдущем определении допущена опечатка), № 0380200000119000812, № 0380200000119003789 и № 0380200000119005624 (Государственный комитет по охране животного мира и окружающей среды Республики Хакасия), № 0180100003719000021, № 0180100003719000039 и № 0180100003719000061 (Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия), № 0380200000119003361 (Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия), № 0880400000118000041 (ФКУ «База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия»), № 0380100001519000017, № 0380100001519000035 и № 0380100001519000054 (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия), № 0380100005519000012, № 0380100005519000013, № 0380100005519000032, № 0380100005519000042, № 0380100005519000073 (ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» Минтруда России), что также привело (могло привести) к повышению, снижению или поддержанию цен на указанных торгах;

- по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ул. Л. Комсомола, 3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017), индивидуальным предпринимателем «...»ым Валерием Васильевичем (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017), ООО «Кузбасс-Процессинг» (ул. Шатурская, д. 9, пом. 1, г. Кемерово, Кемеровская область, 650021) и ООО «Перекресток Ойл» (ул. Костычева, 40/2, г. Новосибирск, 630079), ООО «Сибирь-Трэйд» (ул. Мечникова, д. 54, пом. 7, офис 4, г. Красноярск, Красноярский край, 660028) статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, заключенного между органом власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами при обосновании начальной (максимальной) цены на поставку бензина автомобильного для дальнейшего осуществления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия закупок № 0380200000117001004, № 038020000117004265, № 0380200000117004249, № 0380200000118000060, № 0380200000118000035, № 0380200000118003596, № 0380200000118003689, № 0380200000118005827, № 0380200000118006621, № 0380200000118006622, № 0380200000119002269, № 0380200000119003447, № 0380200000119004711.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-660/2019 рассмотрение дела отложено на 12.05.2020 год.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-660/2019 от 12.05.2020 года дело переквалифицировано по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуальным предпринимателем «...»ым Валерием Васильевичем, ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, заключенного между заказчиком торгов и участниками этих торгов, имеющего своей целью, приводит или может привести к ограничению конкуренции в ходе закупок № 0380200000117001004, № 038020000117004265, № 0380200000117004287, № 0380200000118000060, № 0380200000118000035, № 0380200000118003596, № 0380200000118003689, № 0380200000118005827, № 0380200000118006621, № 0380200000118006622, № 0380200000119002269, № 0380200000119003447, № 0380200000119004711, 0380200000120000019, № 0380200000120000017.

В ходе рассмотрения дела № 019/01/11-660/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от лиц, участвующих в деле, поступили следующие письменные пояснения.

22.01.2020 года на заседании комиссии представитель ООО «Кузбасс-Процессинг» представил в материалы дела письменные пояснения, в которых общество указывает на отсутствие нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции. ООО «Кузбасс-Процессинг» сообщает, что не является конкурентом остальным ответчикам, поскольку не участвует в процедурах государственных закупок с 2017 года. Полагают, что один только факт предоставления ценового предложения (пусть даже цена и не соответствует рыночной) не может быть доказательством наличия сговора с целью установления или поддержания максимальной цены. Также указывают, что законом предусмотрена и иные способы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которыми Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия не воспользовалось. 25.02.2020 года (входящий № 1083) и от 25.03.2020 года (входящий № 1809) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия также поступили пояснения от ООО «Кузбасс-Процессинг».

22.01.2020 года на заседании комиссии представитель ООО «Перекресток Ойл» представил в материалы дела письменные пояснения, в которых общество указывает на отсутствие нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции. В адрес общества поступал запрос министерства о предложении цены, из которого невозможно определить факторы, влияющие на ценообразование топлива: предполагаемый объем закупок топлива, из которого формируется цена контракта, период заключения договора (начало действия и окончание действия договора), условия оплаты (период отсрочки оплаты), а также место поставки топлива (субъекты Российской Федерации, города и районы). Ценовые предложения общества не могут служить основанием для предположения о наличии сговора. ООО «Перекресток Ойл» на территории Республики Хакасия не имеет собственных АЗС, в связи с этим сложно конкурировать с местными поставщиками. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта по закупке размещено почти через 4 месяца после получения ответа от общества. 20.02.2020 года (входящий № 1032) и 23.03.2020 года (входящий № 1768) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия также поступили пояснения от ООО «Перекресток Ойл».

18.02.2020 года (входящий № 965), 29.04.2020 года (входящий № 2793) и 09.06.2020 года (входящий № 4257) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения от индивидуального предпринимателя «...»а В.В. Коммерческое предложение предпринимателя не было адресовано министерству.

26.02.2020 года и 25.06.2020 года на заседании комиссии представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представил в материалы дела письменные пояснения, с вменяемым нарушением не согласны. 21.02.2020 года (входящий № 1045), 24.03.2020 года (входящий № 1787), 16.06.2020 года (входящий № 4514) и 17.06.2020 года (входящий № 4544) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия также поступили пояснения от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия

23.03.2020 года (входящий № 1747) и 16.06.2020 года (входящий № 4488) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия также поступили пояснения от ООО «Топливная компания Олмал». В формировании начальной (максимальной) цены контракта общество участие не принимало.

 

16.06.2020 года (входящий № 4474) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступил ответ Министерства финансов Республики Хакасия на обращение антимонопольного органа о следующем. В результате проведенной проверки установлено несоблюдение заказчиком Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года № 567 (не размещение запроса о представлении ценовой информации в ЕИС, неосуществление поиска ценовой информации в реестре контрактов ЕИС, не указание в письмах-запросах министерства о предоставлении ценовой информации необходимой информации и сведений, использование для расчета НМЦК коммерческих предложений участников рынка по другой закупке и другое), что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств на сумму 75 356,20 рублей (нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса российской Федерации). В связи с чем Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия выдано представление о принятии мер по устранению причин и условий выявленного нарушения.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 019/01/11-660/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, и установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 09.09.2019 года (входящий № 4837) поступило обращение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от 06.09.2019 года (исходящий № 81.-2521-П), в котором сообщается о сложившейся проблеме по заключению контрактов на поставку ГСМ по цене значительно выше рыночной.

Так, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке № 0380200000119003447 хозяйствующие субъекты в своих коммерческих предложения представили цены на автомобильный бензин АИ-92 в сумме значительно превышающей рыночные.

С целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта для последующей закупки № 0380200000119003447 на поставку автомобильного бензина (бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5) в адрес 5 (пяти) хозяйствующих субъектов Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия были направлены Запросы на представление ценовой информации:

- в адрес ООО «РосНефтеПродукт» (г. Минусинск) направлен Запрос на представление ценовой информации от 27.02.2019 года (исходящий № 32-432-к11);

- в адрес ООО «Сибирь-Трейд» (г. Красноярск) Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия направлен Запрос на представление ценовой информации от 27.02.2019 года (исходящий № 32-432-к12);

- в адрес ООО «Кузбасс-Процессинг» (г. Кемерово) направлен Запрос на представление ценовой информации от 27.02.2019 года (исходящий № 32-432-к13);

- в адрес ООО «Перекресток Ойл» (г. Новосибирск) направлен Запрос на представление ценовой информации от 27.02.2019 года (исходящий № 32-432-к14);

- в адрес индивидуального предпринимателя Валерия Васильевича «...»а (г. Абакан) направлен Запрос на представление ценовой информации от 27.02.2019 года (исходящий № 32-432-к15).

В ответ на указанные запросы 3 (три) хозяйствующих субъекта направили 04.03.2019 года в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия следующую информацию о стоимости автомобильного бензина АИ-92:

- индивидуальный предприниматель Валерий Васильевич «...» (г. Абакан) в сумме 52 рубля 00 копеек за 1 литр (Информация о стоимости продукции);

- ООО «Кузбасс-Процессинг» (г. Кемерово) в сумме 55 рублей 00 копеек за 1 литр (Коммерческое предложение для участия в электронных торгах на поставку ГСМ);

- ООО «Перекресток Ойл» (г. Новосибирск) в сумме 53 рубля 00 копеек за 1 литр (Коммерческое предложение для участия в электронных торгах на поставку ГСМ).

В результате анализа представленной информации от хозяйствующих субъектов начальная (максимальная) цена контракта установлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия в сумме 347 978 рублей 25 копеек (Обоснование начальной (максимальной) цены контракта от 29.05.2019 года).

К поставке требуется 6 525 литров бензина.

Таким образом, стоимость 1 литра бензина АИ-92 составила 53 рубля 33 копейки.

Аналогичные ситуации и по закупкам № 0380200000117001004, № 038020000117004265, № 0380200000117004287, № 0380200000118000060, № 0380200000118000035, № 0380200000118003596, № 0380200000118003689, № 0380200000118005827, № 0380200000118006621, № 0380200000118006622, № 0380200000119002269, № 0380200000119003447, № 0380200000119004711, 0380200000120000019, № 0380200000120000017.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 019/01/11-660/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о закупках).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о закупках).

Согласно части 1 статьи 22 Закона о закупках начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (положения части 2 статьи 22 Закона о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Антиконкурентное соглашение - форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их противоестественное взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

В свою очередь возможной причиной заключения соглашения, может выражаться в боязни хозяйствующего субъекта проиграть в честной конкурентной борьбе и желание получения сверхприбыли.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Данный пункт Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Практика (в том числе и судебная) подтверждает, что свидетельством соглашения может быть признано из соответствующего поведения участников товарного рынка.

Соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства имеется Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке реализации автомобильного бензина.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу, что в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуального предпринимателя «...»а Валерия Васильевича, ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, заключенного между заказчиком торгов и участниками этих торгов, имеющего своей целью, приводит или может привести к ограничению конкуренции в ходе закупок № 0380200000117001004, № 038020000117004265, № 0380200000117004287, № 0380200000118000060, № 0380200000118000035, № 0380200000118003596, № 0380200000118003689, № 0380200000118005827, № 0380200000118006621, № 0380200000118006622, № 0380200000119002269, № 0380200000119003447, № 0380200000119004711, 0380200000120000019, № 0380200000120000017.

Рассмотренное поведение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия указывает на существенные нарушения при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, что привело к высокой стоимости 1 литра автомобильного бензина.

Для квалификации действий, совершенных при осуществлении закупочной деятельности, в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 (в части антиконкурентных соглашений), антимонопольному органу необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции (либо цель ограничения конкуренции в случае доказывания антиконкурентных соглашений, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что установленные в указанной норме запреты не являются безусловными и состав нарушения не является формальным, следовательно, факт наступления или возможности наступления в результате заключенного соглашения негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или создания преимущественных условий для каких-либо участников входит в предмет доказывания при рассмотрении дел о нарушении указанной нормы.

С учетом изложенного в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют доказательства о нарушении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуальным предпринимателем «...»ым Валерием Васильевичем, ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» положений пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Сложившаяся ситуация с установлением цены бензина значительно превышающим рыночную стоимость (цену стеллы) вызвана несоблюдением министерством действующего законодательства в закупочной сфере. В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о заключении ответчиками соглашения, которое имело своей целью либо приводило (могло привести) к ограничению конкуренции.

Анализ документов и материалов, имеющихся в материалах дела позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях ответчиков признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представленные в заседании комиссии пояснения, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуального предпринимателя «...»а Валерия Васильевича, ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила в связи с наличием основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить рассмотрение дела № 019/01/11-660/2019 в связи с отсутствием в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуального предпринимателя «...»а Валерия Васильевича, ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

В связи с наличием основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить рассмотрение дела № 019/01/11-660/2019, в связи с отсутствием в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, индивидуального предпринимателя «...»а Валерия Васильевича, ООО «Кузбасс-Процессинг», ООО «Перекресток Ойл» и ООО «Сибирь-Трэйд» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

 

 

Председатель комиссии:                                                          «…»

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны