Решение №019/05/5-75/2022 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 019/05/5-75/2022 от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «…»

 

«…»

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 019/05/5-75/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2022 г.                                г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 06.04.2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

 

 

 

Члены комиссии:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует),

 

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – «…» (по доверенности № 11-2022/УК от 28.03.2022, сроком до 31.12.2022), до и после перерыва,

рассмотрев материалы дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «…» (ИНН: «…») по признакам нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в действиях ООО «…», выразившихся в распространении рекламы следующего содержания: «0% первый взнос, 0% переплата, 36 месяцев Рассрочка … (далее мелкий нечитаемый текст)».

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) наружной рекламы, а именно рекламы ООО «…» от 09.12.2021, на рекламном баннере магазина выявлена реклама следующего содержания: «0% первый взнос, 0% переплата, 36 месяцев Рассрочка…(далее мелкий нечитаемый текст)», содержащая признаки нарушения части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Также на рекламе мелким шрифтом указано следующее: «кредит предоставляется банками ПАО «почта банк», лицензия ЦБ РФ №650 от 25.03.2016 года, ООО «Хоум кредит энд финанс банк», лицензия банка России № 316 от 15.03.2012 года, ООО «кредит европа банк», лицензия банка России № 3311 от 04.02.2015 года, ПАО КБ «Восточный», лицензия банка России № 1460 от 24.10.2014 года, КБ «Ренессанс кредит» (ООО), лицензия банка России № 3354, АО «ОТП Банк», генеральная лицензия Банка России № 2766 от 27.11.2014 года, подробности об условиях кредитования можно уточнить по телефону единой справочной 8 800 100-50-22 (звонки по России-бесплатно)».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

На основании имеющихся сведений, рекламодателем является ООО «…» (ИНН: «…»).

Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц интернет-сайта https://egrul.nalog.ru/ ООО «…» зарегистрировано по адресу: «…».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – Правила) дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 5 Правил в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Согласно пункту 6 Правил в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

В силу пункта 7 Правил Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

Принимая во внимание обширность деятельности ООО «…», имеются основания полагать о распространении рекламы на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС России, в том числе по месту нахождения Общества.

В связи с чем, Хакасское УФАС России направило 04.02.2021 в адрес ФАС России ходатайство о наделении антимонопольного органа полномочиями по рассмотрению настоящего дела.

ФАС России письмом от 14.02.2021 № 04/10937/222 наделила Хакасское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г. Абакане рекламы следующего содержания: «0% первый взнос, 0% переплата, 36 месяцев Рассрочка … (далее мелкий нечитаемый текст)», содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО «…».

Определением Хакасского УФАС России от 28.01.2022 (исх. № 04-760/ИР) в отношении ООО «…» возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

28.02.2022 (вх. № 1591) в адрес Хакасского УФАС России поступили документы ООО «…», а именно фотография логотипа Общества, пример договора купли-продажи № СРАБАК00053 от 14.02.2022 (договор № СРАБАК00053) и платежный документ по данному договору.

По договору № СРАБАК00053 продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель – принять и оплатить товар (п. 1). Наименование, количество, ассортимент, цена и линейные размеры товара и общая сумма договора указаны в счете № СРАБАК00053 от 14.02.2022, являющегося неотъемлемой частью договора. Под товаром понимаются отдельные предметы мебели, не являющиеся комплектом, набором, гарнитуром (п. 2). Оплата товара может быть произведена полностью или частями. Оплата производится путем перечисления денежных средств на счет продавца, указанный в настоящем договоре или путем внесения наличных денежных средств в кассу продавца (п. 3). Полная оплата производится покупателем в день заключения договора (п. 3.1). При оплате товара частями оплата товара покупателем вносится в следующем порядке: 104 563 (сто четыре тысячи пятьсот шестьдесят три рубля 00 копеек) рублей в момент подписания договора; 0 (ноль рублей 00 копеек) рублей в срок до 18.02.2022, но не позднее чем за 10 дней до согласованного дня передачи товара (п. 3.2). Покупатель имеет право досрочно оплатить продавцу всю сумму договора. При заказе покупателем услуг по доставке и/или сборке, данные услуги оплачиваются не позднее дня доставки товара (п. 3.3). Продавец обязуется передать товар покупателю: в течение 60 календарных дней с момента заключения договора, при условии выполнения пункта 3 договора (п. 4.1). При приобретении мягкой мебели – в течение 6 календарных дней с момента внесения предоплаты в размере не менее 50 %. Если после внесения предоплаты покупатель отказывается от покупки мягкой мебели надлежащего качества или просит осуществить ее замену с покупателя удерживаются убытки продавца в размере 30 % от стоимости товара (п. 4.2). Если по желанию клиента дата доставки мягкой мебели установлена свыше 60 дней с момента внесения предоплаты не менее 50 %, клиент считается уведомленным и дает свое согласия, что заказанная ткань может отсутствовать у изготовителя в момент производства. В этом случае продавец имеет право изменить срок поставки по согласованию с покупателем, либо предложить замену на аналогичную или более дорогую ткань без доплаты со стороны клиента. В этом случае продавец не считается просрочившим поставку и ответственности не несет (п. 4.2.1). Продавец имеет право поставлять товар частями (отдельными предметами) в пределах установленного в договоре срока. (п. 4.3).

Кроме того, Обществом была направлена фотография, подтверждающая прекращение распространения спорной рекламы по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д. 8.

Других документов и сведений в адрес антимонопольного органа не поступило.

Вместе с тем, рассмотреть дело № 019/05/5-75/2022 в заседании 28.02.2022 не представилось возможным, поскольку у Комиссии отсутствовали необходимые документы для принятия законного и обоснованного решения по делу, а также сведения о надлежащем уведомлении ООО «…» о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Определением Хакасского УФАС России от 28.02.2022 (исх. № 04-1503/ИР) об отложении и продлении срока рассмотрения дела, рассмотрение было отложено на 28.03.2022 в 10 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 28.03.2022 представитель Общества сообщила, что у Общества нет документов, запрашиваемых антимонопольным органом, а управляющая компания не предоставляет такие сведения.

Представитель Общества пояснила, что к договору купли-продажи № СРАБАК00053 от 14.02.2022 был приложен счет, в котором прописано, что оплата производилась с помощью кредита.

Представитель Общества направит необходимые документы и сведения в антимонопольный орган в ближайшее время.

Также представитель Общества сообщила, что сотрудники Общества объясняют клиенту, что для рассрочки платежей будет заключен договор с банком и если клиент соглашается, то предоставляет все необходимые документы для заполнения формы заявки для отправки в банк на одобрение, далее сотрудники направляют клиента к специалисту «...», который объясняет порядок предоставления услуги, рассказывает, с какими банками Общество сотрудничает, и клиент может выбрать по своему усмотрению банк, который будет наиболее выгодным для него. После этого идет рассмотрение заявки банками, если заявка одобрена, то подготавливает кредитный договор, который готовится в салоне и подписывается клиентом и Обществом, также клиенту выдается график оплаты по договору, и затем банк перечисляет Обществу сумму по договору за клиента.

Ставка по кредиту зависит от банка. Процентная ставка по договору никак не влияет на конечную сумму, которую клиент платит банку, так как проценты за клиента оплачивает Общество. Общество делает скидку по кредиту, а банк Обществу перечисляет меньшую сумму за покупателя, тем самым Общество, жертвуя частью своей прибыли, создает условия, чтобы у клиента сумма не менялась.

Взаимоотношения между Обществом и банками регулируются договорами о сотрудничестве.

Также представитель Общества не согласна с вменяемым правонарушением, так как Общество не вводило в заблуждение клиентов, для них предлагаемая услуга является рассрочкой без переплат, взносов и комиссий.

Из договора между клиентом и Обществом следует, что между Обществом и клиентом заключается договор с рассрочкой платежа, а не какая-либо другая финансовая услуга.

Спорный баннер был демонтирован Обществом, чтобы не было спорных моментов в будущем.

Председатель Комиссии задала вопрос представителю Общества о том, какой механизм сотрудничества Общества с банком, на что представитель Общества сообщила, что, к примеру, клиент приобретает диван стоимостью (с учетом всех скидок Общества) 116 000,00 рублей. Названную сумму клиент мог оплатить разными путями: в кассу наличными средствами, по карте безналичным расчетом, а мог оформить в рассрочку. Если клиент выбирает оплату в рассрочку, то Общество подает документы на рассмотрение в банки, а какой-либо банк одобряет заявку и высылает документы для заключения договора, в которых указана сумма в размере 116 000,00 рублей, но фактически клиент перечислит банку сумму в размере 104 000,00 рублей, потому что банк в виде комиссии 11 000,00 рублей оставит себе.

28.03.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 31.03.2022 на 14 часов 00 минут для направления в адрес антимонопольного органа необходимых документов.

30.03.2022 в адрес Хакасского УФАС России от Общества поступили документы, а именно счет к договору № СРАБАК00053 от 14.02.2022 на сумму 104 563, 00 рублей, оплаченную кредитом, а также договор № ТКЛ/МС от 12.04.2016 о сотрудничестве КБ «Ренессанс Кредит» и ООО «...» (далее – договор № ТКЛ/МС). Кроме того, к договору № ТКЛ/МС от 12.04.2016 были приложены дополнительное соглашение № 1 от 12.04.2016 и приложение к соглашению с информацией о торговых точках Общества, дополнительное соглашение № 2 от 25.10.2017 о дополнении договора № ТКЛ/МС информацией о дополнительных торговых точках и приложение к соглашению с информацией о торговых точках Общества, а также дополнительное соглашение № 3 от 01.11.2017 об утверждении списка Кредитных продуктов, предоставляемых банком клиенту для целей приобретения клиентом товара/услуг у Общества. Также было приложено дополнительное соглашение № 4 от 01.11.2017 о совместном проведении рекламных и маркетинговых мероприятий и приложение к соглашению с формой предложения о проведении рекламного и маркетингового мероприятия.

Председатель Комиссии на заседании Комиссии от 31.03.2022 задала вопрос представителю Общества о том, от чего зависит скидка Предприятия, указанная в договоре № ТКЛ/МС от 12.04.2016, заключенном между КБ «Ренессанс Кредит» и Обществом, на что представитель Общества пояснила, что скидка Предприятия зависит от ставки Центрального Банка, от ставок банков.

В случае отказа клиента от кредита, клиенту может быть предоставлена рассрочка от магазина по договору купли-продажи, в котором сумма платежа будет разделена на определенный срок.

Если сумма покупки будет более 500 000,00 рублей, то такая сумма может быть разделена на два банка и с клиентом будет заключено два кредитных договора.

Проценты не заложены в стоимость товара, Общество эти проценты выплачивает банку отдельно.

Представитель Общества пояснила, что благодаря предлагаемой финансовой услуге Общество может оформлять людей с потребностью в мебели, у которых нет денег в данный момент. Кроме того, у Общества тем самым увеличивается товарооборот.

Общество на рекламном баннере разместило надпись «рассрочка», а не «кредит без переплаты», так как фактически для покупателя предоставляется рассрочка.

Председатель Комиссии на заседании Комиссии от 31.03.2022 задала вопрос представителю Общества о том, исходя из рекламной информации и фактических обстоятельств, какая финансовая услуга юридически предоставляется клиенту, на что представитель Общества затруднилась ответить.

Информация о рассрочке от самого Общества доносится до клиента в случае, если клиенту отказывают в предоставлении кредита, либо клиент не хочет заключать кредитный договор. Рассрочка от Общества предусмотрена договором купли-продажи.

Кредитный продукт «0.0.36» не действует с начала марта, когда повысилась ставка Центрального банка.

Целесообразность заключения кредитных договоров с банками заключается в том, что по договору купли-продажи Общество поставку мебели может осуществить только после полной оплаты клиентом стоимости товара, а при заключении кредитного договора с банком, банк перечисляет всю сумму Обществу сразу и Общество может поставить товар клиенту.

Рассмотрев дело № 019/05/5-75/2022 в соответствии с требованиями Закона о рекламе, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация полностью подпадает под понятие – реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012  № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из рекламы, распространенной ООО «...», следует, что Общество самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, товар, реализуемый ООО «...»  передается покупателю при условии заключения кредитного договора с банками-партнёрами, из чего следует, что покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазине с коммерческим обозначением «...» товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком банков-партнёров.

В антимонопольный орган поступил договор № ТКЛ/МС от 12.04.2016, заключенный между КБ «Ренессанс Кредит» и ООО «...», об определении порядка взаимодействия сторон при реализации Предприятием торговли товаров/услуг, приобретаемых клиентами с использованием кредита (далее – договор).

Пунктом 1 договора определены термины и определения, такие как клиент – физическое лицо, намеревающееся приобрести товар/услуги у Предприятия торговли с использованием кредита, предоставляемого банком; кредит – денежные средства, предоставляемые банком клиенту на условиях, установленных в оферте, для целей приобретения клиентом товара/услуг у Предприятия торговли; кредитный продукт – совокупность условий кредитного договора (процентная ставка, срок кредита, кредитный лимит и т.п.), а также требований к клиенту, на основании которых банком предоставляется кредит.

Подпунктами 4.1. - 4.2. пункта 4 договора о порядке расчетов между сторонами определено, что банк перечисляет Предприятию торговли денежные средства в оплату товаров/услуг по поручению клиентов в размере выданных кредитов не позднее 2 (второго) рабочего дня с даты предоставления кредита с учетом положений процесса взаимодействия. Надлежащим исполнением обязательств банка по перечислению денежных средств в соответствии с подпунктом 4.1 договора является списание денежных средств с корреспондентского счета банка в пользу Предприятия торговли на счет Предприятия торговли, указанный в договоре.

Пунктом 10 договора о процессе взаимодействия сторон при использовании системы или без использования системы определено, что при использовании системы после выбора клиентом товара/услуг уполномоченное лицо предлагает клиенту воспользоваться кредитом банка для оплаты и, в случае согласия клиента, предлагает его вниманию информацию об условиях кредитования и минимальных требованиям банка к заемщику. Если клиент удовлетворяет минимальным требованиям банка и сообщает о намерении приобрести товар/услуги в кредит, уполномоченное лицо проверяет документы клиента (паспорт). Если документы клиента соответствуют требованиям банка и являются действительными, уполномоченное лицо поводит интервью с клиентом и заносит данные клиента в соответствующие поля системы. В случае согласия клиента на проверку и обработку его данных, уполномоченное лицо отправляет заявку, автоматически сформированную в системе на основе данных клиента на принятие банком предварительного решения о предоставлении кредита. При получении положительного предварительного решения о предоставлении кредита, о чем уполномоченное лицо получает соответствующее сообщение в системе, уполномоченное лицо и клиент выбирают оптимальные для клиента параметры кредита: сумма и срок кредита, кредитный продукт. Уполномоченное лицо вводит информацию о выбранных клиентом параметрах кредита в соответствующие поля системы, после чего распечатывает квитанцию для оплаты и необходимые для предоставления кредита документы: заявление, 3 экземпляра оферты. В случае изъявления клиентом желания заключить договор страхования со страховой компанией, уполномоченное лицо дополнительно распечатывает полис страхования по каждому виду страхования. Банк осуществляет открытие текущего счета и предоставление кредита клиенту только после проверки полученной в установленном законодательством и договором документации клиента, включающей в себя: 1 экземпляр оферты, 1 экземпляр заявления, 1 экземпляр доверенности, по форме банка, заявление о добровольном страховании/заявление на подключение дополнительных услуг, полис страхования по каждому виду страхования (в случае заключения клиентом договора страхования со страховой компанией и предоставление банком кредита на оплату страховой премии), заверенную в соответствии с требованиями действующего законодательства ксерокопию общегражданского паспорта. В случае если документация доставляется в банк доверенным лицом банка, являющимся сотрудником Предприятия торговли, Предприятие торговли гарантирует, что до получения от Клиента документации была установлена личность клиента, сняты и заверены копии с документов клиента в его личном присутствии и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, осуществлена проверка надлежащего оформления документации, полноты представленных Клиентом сведений и их достоверности согласно утвержденной банком процедуре. В случае, если документация доставляется в банк доверенным лицом банка, являющимся сотрудником Предприятия торговли, Предприятие торговли обязано обеспечить доставку документации в банк в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты первичного оформления документации. В случае передачи в банк некорректно и (или) ненадлежащим образом оформленной документации клиента, Предприятие торговли обязано предпринять все возможные меры для исправления обнаруженных в документации клиента несоответствий (связаться с клиентом и обеспечить переподписание /   переоформление документации и пр.) и обеспечить передачу в банк исправленной / доукомплектованной документации в срок не более 20 (двадцати) календарных дней с даты первичного оформления документации, подлежащей исправлению. В случае повторной передачи в банк некорректно и (или) ненадлежащим образом оформленной документации (в случае устранения не всех замечаний / неполной комплектации документации и пр.) банк не открывает клиенту счет и не осуществляет предоставление кредита. Уполномоченное лицо оформляет выдачу товара клиенту. Банк не открывает Клиенту счет и не осуществляет предоставление кредита в следующих случаях: документация оформлена и представлена не в соответствии с настоящим процессом взаимодействия; отсутствует один или несколько документов клиента; отсутствие подписи клиента хотя бы на одном из документов; подпись клиента на документах разная в разных документах и в копии паспорта, и клиент отказывается подписать документ верно; наличие подчисток, помарок и исправлений в документах клиента; содержание документов клиента не соответствует сведениям, предоставленным клиентом для получения предварительного решения банка о предоставлении кредита; клиент отказался от кредита и / или оформления документации; банк по иным причинам отказал клиенту в предоставлении кредита. В этом случае банк не несет ответственности за непредоставление кредита и неперечисление денежных средств в соответствии с пунктом 4.1 договора. В случае предусмотренном пунктом 10.1.12 процесса взаимодействия, представитель банка незамедлительно уведомляет об этом уполномоченное лицо, после чего представитель банка и уполномоченное лицо выясняют причины указанного несоответствия. При невозможности решения вопроса положительно уполномоченным лицом и представителем банка решение данного вопроса осуществляется банком и Предприятием торговли в отдельном порядке.

Также пунктом 10 договора о процессе взаимодействия сторон при использовании системы или без использования системы определено, что без использования системы после выбора клиентом товара/услуг уполномоченное лицо предлагает клиенту воспользоваться кредитом банка для оплаты и, в случае согласия клиента, предлагает его вниманию информацию об условиях кредитования и минимальных требованиях банка к заемщику. Если клиент удовлетворяет минимальным требованиям банка и сообщает о намерении приобрести товар/услуги в кредит, уполномоченное лицо проверяет документы клиента (паспорт). Если документы клиента соответствуют требованиям банка и являются действительными, то уполномоченное лицо проводит интервью с клиентом и получает согласие клиента на проверку и обработку банком его данных. В случае согласия Клиента на проверку его данных, уполномоченное лицо направляет данные клиента по указанному банком в инструкции факсу или электронному адресу. Получив факс или электронное сообщение с данными клиента и копией паспорта, представитель банка при наличии вопросов, например, в случае, когда какие-либо данные вызывают подозрения или отсутствуют, или качество полученных по факсу копий не удовлетворяет представителя банка, урегулирует такие вопросы с уполномоченным лицом. Представитель банка по установленным банком процедурам направляет данные клиента на принятие банком предварительного решения о предоставлении кредита. При получении положительного предварительного решения о предоставлении кредита по телефону, электронной почте или посредством факсимильной связи уполномоченное лицо и клиент выбирают оптимальные для клиента параметры кредита: кредитный продукт, сумму и срок кредита, и согласуют такие условия с представителем банка по телефону, электронной почте или использованием факсимильной связи. При получении отрицательного решения о предоставлении кредита представитель банка информирует об этом уполномоченное лицо по телефону, электронной почте или посредством факсимильной связи. Представитель банка вводит информацию о выбранных клиентом параметрах кредита в систему, после чего распечатывает и направляет с использованием факсимильной связи или электронной почты уполномоченному лицу таблицу, содержащую все данные о кредите, необходимые для внесения в заявление и оферту, или готовое заявление, Оферту. Уполномоченное лицо, если необходимо, в полном соответствии с инструкцией вносит полученные от представителя банка данные о кредите в заявление и оферту (3 экземпляра) и распечатывает необходимое количество экземпляров этих документов и передает их клиенту, далее стороны действуют в порядке, установленном пунктами 10.1.8 – 10.1.13 процесса взаимодействия банка и Предприятия торговли при использовании системы.

В дополнение к договору № ТКЛ/МС от 12.04.2016 было приложено дополнительное соглашение № 3 от 01.11.2017 об утверждении списка кредитных продуктов, предоставляемых банком клиенту для целей приобретения клиентом товара/услуг у Предприятия торговли, а именно кредитный продукт «0-0-36 ск 17,9 %», минимальная и максимальная сумма кредита – 3000 – 500 000 руб., условия погашения кредита – ежемесячными равными платежами (аннуитет), максимальный срок кредита – 36 месяцев, первоначальный взнос – 0 %, скидка Предприятию торговли от первоначальной цены – 17,9 %, а также кредитный продукт «0-0-10 ск 4,7 %» минимальная и максимальная сумма кредита – 3000 – 500 000 руб., условия погашения кредита – ежемесячными равными платежами (аннуитет), максимальный срок кредита – 10 месяцев, первоначальный взнос – 0 %, скидка Предприятия торговли от первоначальной цены – 4,7 %.

Пунктом 3 дополнительного соглашения № 3 от 01.11.2017 установлено, что указанные скидки предоставляются Предприятию торговли клиентам приобретаемых товар/услуг в торговых точках путем соразмерного уменьшения первоначальной стоимости товаров/услуг и соответствующим образом указываются на товарном чеке. При этом стороны подтверждают, что банк не определяет порядок, случаи предоставления Предприятием торговли скидок, размер скидок и категории товаров/услуг, реализуемых со скидкой. Все вышеуказанные вопросы определяются Предприятием самостоятельно. За счет вышеуказанного уменьшения Предприятием торговли первоначальной цены единицы товара/услуг (за счет предоставления клиенту указанных в таблице скидок), Предприятие торговли обеспечивает отсутствие удорожания такой единицы товара/услуги для клиента таким образом, чтобы сумма кредита, предоставляемого банком клиенту на условиях кредитных продуктов кредит «0-0-36 ск (с указанной скидкой), и сумма процентов, подлежащих уплате клиентом банку за пользование кредитом в течение всего срока, на который кредит предоставляется банком, в совокупности при надлежащем исполнении клиентом  своих обязательств по кредитному договору не превышала первоначальной стоимости товара/услуг, указанной в прейскуранте и установленной для всех розничных покупателей Предприятия торговли на дату приобретения товара/услуги клиентом.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.

Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.

В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производиться в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.

В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу части 2 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору, в свою очередь, применяются условия договора займа, если иное не вытекает из существа кредитного договора.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.

Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении отношений между организацией - продавцом и физическим лицом.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией, данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

 Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО «...» нарушения требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку на рекламном баннере указана информация о предоставлении Обществом рассрочки платежа, когда на самом деле под этим выражением подразумевается заключение кредитного договора без переплаты.

Присутствующие в рекламе сведения «0% первый взнос, 0% переплата, 36 месяцев Рассрочка» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга – кредит и договорные отношения возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.

Рассматриваемый рекламный баннер имеет белый фон, на котором изображено множество деталей, расположенных по всей площади рекламного баннера. При этом в центре рекламного баннера расположена надпись «0 % первый взнос, 0 % переплата, 36 месяцев Рассрочка» крупным и читаемым шрифтом. Под словом «Рассрочка» мелким шрифтом располагается информация о том, какими банками предоставляется кредит в данном магазине.

Исходя из изученной Хакасским УФАС России антимонопольной и судебной практики, а также письма ФАС России от 11.09.2012 № АК/29603 при оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы, как: месторасположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации об услуге, высоту расположения текста. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 28 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, отсутствие в законе прямого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что может использоваться любой размер шрифта, без учета интересов потребителей рекламы.

Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не может быть доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой услуги. Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Исследуемая наружная реклама направлена на восприятие информации потребителями, при этом формальное присутствие в рекламе спорных условий и сведений, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом не позволяет потребителю воспринимать эти сведения, что равноценно отсутствию таких сведений.

Комиссия Хакасского УФАС России считает, что слово «Рассрочка» указанное крупным шрифтом над информацией о том, какими банками предоставляется кредит в данном магазине, нанесенной мелким шрифтом, является привлекательным для потребителей, но на практике при обращении клиента в магазин за финансовой услугой «Рассрочка» заключается кредитный договор с банками-партнерами ООО «...», исходя из чего, можно сделать вывод, что реклама Общества в части условий приобретения товара является недостоверной.

Довод Общества о том, что заключение кредитного договора целесообразно, так как в таком случае поставка товара клиенту осуществляется сразу же, отклоняется антимонопольным органом, так как согласно пункту 3 договора купли-продажи № СРАБАК00053 от 14.02.2022, представленного Обществом, оплата товара может быть произведена полностью или частями. Согласно пункту 4.1 договора продавец обязуется передать товар покупателю в течение 60 календарных дней с момента заключения договора, при условии выполнения пункта 3 договора.

При этом из пункта 3 не следует, что для передачи товара клиенту необходимо оплатить всю стоимость покупки, следовательно, довод в части невозможности передачи Обществом товара до полной его оплаты не состоятелен.

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «...» нарушения требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку на рекламном баннере расположена недостоверная информация в части условий приобретения товара.

Кроме того, Комиссией Хакасского УФАС России решено не выдавать предписание по настоящему делу, в связи с тем, что спорный рекламный баннер был демонтирован.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Хакасского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «0% первый взнос, 0% переплата, 36 месяцев Рассрочка … (далее мелкий нечитаемый текст)», распространяемую ООО «...», поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель комиссии:

«...»

 

Члены комиссии:          

 

 

 

«...»

 

«...»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны