Решение №019/01/17-52/2023 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/17-52/2023 от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику:

«…»

 

ул. ___, д. ___, г. ___, __, __

 

ул. ___, д. ___, стр. ___, г. ___, ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/17-52/2023

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

«…», заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                

«…» главный специалист-эксперт   отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

рассмотрев материалы дела № 019/01/17-52/2023, возбужденного по признакам нарушения «…» (ИНН «…») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на поставку тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи для «…» (извещение № ___),

в присутствии:

ответчика – представителей «…» «…» (по доверенности № __ от __.__.__, сроком до 31.12.2023) (далее – «…»),«…» (по доверенности № __ от __.__.__, сроком до 31.12.2023) (далее – «…»),

 

УСТАНОВИЛА:       

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

Приказом от 23.01.2023 № 7/23 в отношении «…» возбуждено дело № 019/01/17-52/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в действиях при проведении аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на поставку тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи для «…» (извещение № «…»), а именно указании в техническом задании характеристик тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи, принадлежащим товарам единственного конкретного производителя.

Определением от 24.01.2023 дело № 019/01/17-52/2023 было назначено к рассмотрению на 21.02.2023 в 14 часов 00 минут.

Доводы «…» сводятся к несогласию с вменяемыми признаками нарушения антимонопольного законодательства, поскольку в техническом задании закупки указывались такие функциональные, технические и качественные характеристики тренажера (манекена), которые, в первую очередь, обеспечивают его безопасное применение, простоту использования, а также необходимые для достижения заданных результатов качества обучения, которые соответствуют потребностям предприятия с учетом специфики деятельности.

Также «…» считает, что в описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований страны происхождения товара, требования к тренажеру (манекену), которые могли повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Об отсутствии ограничения конкуренции свидетельствует наличие двух коммерческих предложений от потенциальных поставщиков о возможности поставки товара с характеристиками, указанными в техническом задании документации об аукционе, скриншота производителя, на основании которых была сформирована начальная максимальная цена договора, также о наличии иных потенциальных поставщиков свидетельствуют договоры/контракты, внесенные в ЕИС.

Круг потенциальных участников закупки не ограничен, принять участие в электронном аукционе имели возможность любые поставщики товара, так как предметом закупки является не производство товара, а его поставка.

«…» ранее неоднократно указывало на невозможность взаимодействия (совместимости) имеющегося на оснащении «…» оборудования с товарами, имеющими иные характеристики. При этом законодательно не установлено, какие доказательства должны быть представлены в обоснование несовместимости товаров, более того, отсутствуют нормы и требования о необходимости доказывания заказчиком указанного обстоятельства.

В случае использования иных требований, чем те, которые установлены в техническом задании закупки «…» фактически будет поставлено в ситуацию невозможности удовлетворения потребности в закупке необходимого товара.

Принятие во внимание ответа ПО «…» антимонопольным органом также не позволяет принять законное и обоснованное решение, поскольку информация в ответе ПО «…» не соответствует действительности в части указания «…» технической характеристики «Голова, шея и грудь должны представлять собой единое целое без соединительных швов и каких-либо инородных вставок», что не позволяет в полной мере отработку навыков сердечно-легочной реанимации. «…» считает, что необходимо руководствоваться помимо мнения ПО «…» другими мнениями специалистов по указанному вопросу, например, рецензией академика РАМН А.А. Бунятяна, рецензией член-корреспондента РАМН В.Я. Михельсона, заключением директора медицинского колледжа В.Н. Кузнецовой, рецензией МЧС России и другими рецензиями, расположенными на сайте http://www.galo.ru/index.php?id=37.

Также в обоснование своей позиции «…» прикладывает судебную и антимонопольную практику, в которой решения антимонопольных органов арбитражными судами признаются недействительными.

21.02.2023 (вх. № 1477-ЭП/23) в адрес Хакасского УФАС России поступило ходатайство «…» об участии в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи.

Ходатайство «…» было удовлетворено.

На заседании комиссии «…» поддержала доводы, изложенные ранее.

21.02.2023 Хакасское УФАС России провело обзор конкурентной среды на рынке поставки тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи, установив временной интервал исследования товарного рынка (период с 28.02.2022 по 18.03.2022, то есть с момента размещения информации о размещении заказов на сайте zakupki.gov.ru до момента отмены проведения закупки), предмет торгов (закупка № «…») – поставка тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи для «…» (по итогам вышеуказанного аукциона единственный участник – ООО «…» победило в аукционе по цене 243 266 рублей 67 копеек).

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

27.02.2023 (исх. № ОЛ/1370/22) Хакасским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 019/01/17-52/2023.

Определением Хакасского УФАС России от 27.02.2023 (исх. № ОЛ/1369/23) рассмотрение дела отложено на 23.03.2023 в 09 часов 00 минут.

17.03.2023 (вх. № 2334-ЭП/23) в адрес Хакасского УФАС России поступило возражение на заключение об обстоятельствах дела, в котором отражена позиция «…», изложенная ранее.

17.03.2023 (вх. № 2330-ЭП/23) в адрес Хакасского УФАС России поступило ходатайство «…» об участии в заседании в режиме видеоконференцсвязи.

Ходатайство было удовлетворено.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

28.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи для «…» (извещение № «…»).

При расчете НМЦК заказчик руководствовался стоимостью оборудования, указанного в коммерческих предложениях:

1) ООО «…» – 289 800,00 рублей,

2) ООО «…» – 230 000,00 рублей.

3) ООО «…» – 210 000,00 рублей.

Аукцион состоялся 15.03.2022.

Согласно описанию объекта закупки (техническое задание) заказчику к поставке требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:

- Голова, шея и грудь должны представлять собой единое целое без соединительных швов и каких-либо инородных вставок.

Из пояснений заказчика следует, что при формировании аукционной документации заказчик осуществил сбор и анализ общедоступной ценовой информации рынка, в адрес заказчика поступили два коммерческих предложения, в которых потенциальными поставщиками сообщается о готовности осуществить поставку товара Робота-тренажера «Гоша-06» производитель ООО «…» (Россия). В качестве третьего коммерческого предложения заказчиком взята за основу информация с официального сайта производителя ООО «…» с моделью работа-тренажера «Гоша-06».

В связи с этим комиссия пришла к выводу, что описание объекта закупки сформировано под определенного производителя, что может содержать признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

«…» 24.10.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия «Военизированная горноспасательная часть» (далее – Положение о закупках), которое размещено в ЕИС 28.10.2016.

Согласно подпункту «а» пункта 9.2 Положения о закупках при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам устанавливаемые требования не должны искусственно ограничивать круг товаров, работ, услуг, соответствующих таким требованиям или круг потенциальных участников.

Объектом закупки является поставка тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи для «…».

Согласно описанию объекта закупки (техническое задание) заказчик к поставке требует следующее:

Функциональные, технические и качественные характеристики товара:

Анатомические ориентиры, необходимые для оказания первой помощи:

- кивательные мышцы, ключицы и хрящи гортани - для определения пульса на сонной артерии на всем протяжении кивательных мышц до места их прикрепления к ключицам;

- реберные дуги и мечевидный отросток для определения места нанесения прекардиального удара и проведения непрямого массажа сердца;

- рельеф мышц бедра, паховые складки и половые органы для определения места прижатия бедренной артерии и наложения кровоостанавливающего жгута.

Оболочка внешний вид тренажера:

- оболочка должна полностью соответствовать тактильным ощущениям пластичной и мягкой кожи человека.

Голова, шея и грудь должны представлять собой единое целое без соединительных швов и каких-либо инородных вставок.

Источники питания:

- 4 элемента АА, 6В. должна быть независимость от внешних источников питания, что должно обеспечивать использование тренажера (манекена) совершенно безопасным при любых погодных условиях во время проведения соревнований, занятий и учений.

Режимы работы не менее:

- состояние клинической смерти с включённой индикацией правильных действий;

- состояние клинической смерти с отключённой индикацией правильных действий для проведения экзаменов и соревнований;

- состояние комы;

- перелом костей голени;

- состояние клинической смерти и ранение бедренной артерии;

- ранение бедренной артерии.

Эффективность нажатий непрямого массажа сердца должно подтверждаться пульсовой волной на сонной артерии и указанием светодиода на грудной клетке тренажера.

Эффективность прекардиального удара и комплекса реанимации должно подтверждаться появление пульса на сонной артерии и реакции «сужения» зрачков.

Перелом каждого ребра должен обозначаться указанием светодиода «сломанного ребра» в области перелома и звуковым сигналом.

Перелом мечевидного отростка должен обозначаться светодиодом «сломанного мечевидного отростка» в области перелома и звуковым сигналом.

Эффективность вдоха искусственного дыхания должно подтверждаться приподнятием грудной клетки и указанием светодиода на грудной клетке.

Ошибочные действия с пострадавшим в состоянии комы должны подтверждаться исчезновением пульса на сонной артерии и расширением зрачков и звуковым сигналом, если в течение 30 секунд не сделать поворот робота на живот.

Ошибочные действия при ранении бедренной артерии должны подтверждаться исчезновением пульса на сонной артерии и звуковым сигналом, если в течение 2-х минут кровотечение из бедренной артерии не остановлено.

Некорректное обращение с повреждённой ногой (перелом костей голени) должно подтверждаться светодиодом «боли» на нижней конечности и звуковым сигналом при некорректном нажатии или сгибании нижней конечности при наложении повязки или шины, перекладывании на носилки или при некорректной транспортировке на них.

Длина тренажера должна быть не более 125 см, вес тренажера должен быть не более 16 кг

Комплект поставки одного тренажера:

- тренажер - 1 шт.

- инструкция по эксплуатации - 1 шт.

- элементы питания, тип АА - 4 шт.

- атравматичиый жгут - 1 шт.

- транспортная сумка -1 шт.

- компьютерная тренажерная программа -1 шт.

- USB-кабель для подключения к компьютеру не менее 3 метра -1 шт.

Товар должен быть 2022 года выпуска. Товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), не бывшими выставочными образцами, не должны иметь повреждений, не быть обремененными правами третьих лиц.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2317484 на участие в аукционе на момент окончания срока подачи заявок подана 1 заявка.

Комиссия организатора торгов – предприятия рассмотрела заявку участника закупки на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и приняла решение:

- заявка соответствует документации об открытом аукционе в электронной форме;

- электронный аукцион признан несостоявшимся.

Согласно письменным пояснениям заказчика - предприятия, представленным в антимонопольный орган, при формировании аукционной документации заказчик осуществил сбор и анализ общедоступной ценовой информации рынка.

В адрес заказчика поступили два коммерческих предложения, в которых потенциальными поставщиками сообщается о готовности осуществить поставку товара - робота-тренажера «Гоша-06», производитель ООО «…», Россия.

В качестве третьего коммерческого предложения заказчиком взята за основу информация с официального сайта производителя - ООО «…» с моделью робота - тренажера «Гоша-06».

По итогам вышеуказанного аукциона единственный участник – ООО «…» победило в аукционе по цене 243 266,67 руб.

18.03.2022 извещением об отмене закупки закупка была отменена на основании предписания Хакасское УФАС России по жалобе № 019/01/18.1-120/2022 от 17.03.2022.

Довод «…» о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствует ограничение конкуренции и что, устанавливая спорные требования, организатор торгов не ограничивает круг потенциальных участников закупки, принять участие имели возможность и иные поставщики, так как предметом закупки является не производство, а поставка товара, является необоснованным, противоречат Закону о закупках и Закону о защите конкуренции.

Так, установление требований к объекту закупки, указывающих на единственного производителя и не позволяющих предложить к поставке аналогичный товар иного производителя, ограничивает количество участников закупки, так как приводит к несамостоятельным действиям участников при подаче ценовых предложений, поскольку такие действия обусловливаются ценовой политикой одного хозяйствующего субъекта - производителя, в том числе способного оказать влияние на ценовые предложения различных поставщиков и (или) отказаться от заключения договоров поставки с ними.

В том случае, если закупаемый товар не предполагает специфики использования, потребность заказчика может быть удовлетворена аналогичным товаром различных производителей. При этом заказчику надлежит осуществить действия по обеспечению соответствия требованиям объекта закупки товаров как минимум двух производителей в целях расширения круга участников закупки, обеспечения экономии бюджетных средств путем наличия конкурентной среды при проведении электронного аукциона.

Таким образом, заказчиком были выбраны такие характеристики товара, которые соответствовали одной модели одного производителя. При этом, необходимо принять во внимание позицию заказчика о том, что тренажёр-манекен для оказания первой медицинской помощи будет использоваться в полевых условиях и такая характеристика товара как «Голова, шея и грудь должны представлять собой единое целое без соединительных швов и каких-либо инородных вставок» необходима заказчику для того, чтобы исключить попадания песка, пыли и их загрязнений в сам манекен во время его использования.

Вместе с тем, заказчиком при рассмотрении антимонопольным органом жалобы, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении «…», в ходе судебного разбирательства по делу № А74-____/2022 не обозначены производители, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (помимо ООО «…»), товар которых будет соответствовать всем характеристикам, определенным заказчиком в описании объекта закупки.

В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, в поставке товара может участвовать продавец, который сам производит либо закупает произведенный товар.

Согласно представленному ответу производителя - производственного объединения «…» (вх. № 5991 от 29.07.2022) на запрос антимонопольного органа, его товар не соответствует требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации.

Названный производитель отметил, что такая ограничивающая характеристика как «Голова, шея и грудь должны представлять собой единое целое без соединительных швов и каких-либо инородных вставок», наоборот, не позволит в полной мере отработать навыки сердечно-легочной реанимации, что не соответствует потребности заказчика.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие соответствие требованиям документации о закупке продукции нескольких производителей, а также коммерческие предложения, подтверждающие возможность поставки товара, эквивалентного роботу-тренажеру «Гоша-06». Кроме того, в расчет начальной максимальной цены контракта самим заказчиком взята информация исключительно о роботе-тренажере «Гоша-06» производителя ООО «…».

Довод «…» о принятии антимонопольным органом во внимание ответа ПО «…», который якобы содержит недостоверную информацию, является необоснованным, поскольку доказательства недостоверности полученной информации не были направлены в адрес Хакасского УФАС России, в связи с чем, сомневаться в достоверности информации, содержащейся в ответе ПО «…», Хакасское УФАС России не может.

Кроме того, все перечисленные в пояснениях «…» рецензии деятелей науки располагаются на сайте производителя тренажера (манекена) ООО «…» http://www.galo.ru/index.php?id=37, в связи с чем, нельзя говорить об объективности указанных рецензий.

Хакасское УФАС России считает, что довод «…» о наличии аналогичной практики по жалобам ООО «…» несостоятелен, так как указанное обстоятельство не влияет на выводы антимонопольного органа. Более того, по иным делам в иных регионах, возможно, были установлены иные обстоятельства и собран иной круг доказательств.

Исследовав материалы дела № 019/01/17-52/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях «…» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в действиях при проведении торгов (закупка № «…»), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно указании в техническом задании характеристик тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи, принадлежащим товарам единственного конкретного производителя.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

В силу пункта 39 Пленума № 2 при оценке того, привели или могли привести действия, совершенные в ходе обязательных процедур, а также конкурентных закупок, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на определенном рынке, необходимо учитывать, что правила статьи 17 Закона о защите конкуренции применяются к ним постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В частности, Законом о контрактной системе, Законом о закупках установлены специальные правила о порядке проведения процедур определения поставщика, конкурентных закупок и специальные полномочия антимонопольного органа по контролю за их проведением. Соответственно, положения статьи 17 Закона применяются к таким процедурам и конкурентным закупкам в части, не урегулированной специальными нормами, или в части, конкретизирующей их положения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

Аналогичные положения содержатся в стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утв. ФАС России, а именно документация о закупке должна содержать в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить к ограничению числа участников закупок, и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок, в частности, в результате установления требований к поставляемому товару, которым соответствует товар единственного производителя.

Вместе с тем, установленная заказчиком спорная характеристика товара не только ограничивает иных производителей (помимо ООО «…»), но и не позволяет реализовать в полной мере отработку приемов оказания первой помощи.

Так, основной целью робота-тренажера является качественное и правильное обучение сотрудников заказчика. Как следует из ответа производственного объединения «…» (вх. № 5991 от 29.07.2022), функция запрокидывания головы робота является важным фактором реанимации. То есть требование заказчика «Голова, шея и грудь должны представлять собой единое целое без соединительных швов и каких-либо инородных вставок», противоречит цели закупки.

Установление требований к объекту закупки, указывающих на единственного производителя и не позволяющих предложить к поставке аналогичный товар иного производителя, ограничивает количество участников закупки, так как приводит к несамостоятельным действиям участников при подаче ценовых предложений, поскольку такие действия обусловливаются ценовой политикой одного хозяйствующего субъекта - производителя, в том числе способного оказать влияние на ценовые предложения различных поставщиков и (или) отказаться от заключения договоров поставки с ними.

В том случае, если закупаемый товар не предполагает специфики использования, потребность заказчика может быть удовлетворена аналогичным товаром различных производителей. При этом заказчику надлежит осуществить действия по обеспечению соответствия требованиям объекта закупки товаров как минимум двух производителей в целях расширения круга участников закупки, обеспечения экономии средств Заказчика путем наличия конкурентной среды при проведении электронного аукциона.

Фактические обстоятельства (в техническом задании указаны параметры и технические характеристики томографа, принадлежащие товарам единственного конкретного производителя – ООО «…») свидетельствуют о нарушении «…» требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что могло привести к ограничению конкуренции при подаче заявок для участия в закупке № «…» и исключило возможность участия в аукционе исполнителей, поставляющих тренажеры (манекены) для отработки приемов оказания первой помощи другого производителя. При этом заказчиком не приведено доказательств о том, что потребность установления технических характеристик обоснована спецификой деятельности заказчика и использования товара.

Таким образом, в действиях «…» усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в действиях при проведении торгов (закупка № «…»), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно указании в техническом задании характеристик тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи, принадлежащим товарам единственного конкретного производителя.

Выводы Хакасского УФАС России подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-_______/2022 от 01.09.2022.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

        1. Признать «…» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий, при проведении аукциона в электронной форме (электронный аукцион) на поставку тренажера (манекена) для отработки приемов оказания первой помощи для «…» (извещение № «…»), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
        2. Предписание «…» по настоящему делу не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель комиссии                                                               «…»

 

Члены комиссии:                                                                            «…»

 

                                                                                                          «…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны