Решение б/н Решение по жалобе № 019/06/54.3-97/2020 от 3 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия»

655017, Республика Хакасия, г. Абакан,

ул. Вяткина, д. 39, а/я 200

vodhos19@yandex.ru

 

Заявителю – Cтраховому акционерному

обществу «ВСК»

121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4

info@VSK.RU

655017, Республика Хакасия,г. Абакан, ул. Чехова, д. 93

Borisenkova@VSK.RU

 

Оператору электронной площадки

ЗАО «Сбербанк- АСТ»

info@sberbank-ast.ru

 

Извещение № 0380100004220000001

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/54.3-97/2020

 

«03» марта 2020 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председатель комиссии -

<…>, заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<…>, начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

<…>., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей Заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» (далее – ФГБУ «Управление «ХАКАСМЕЛИОВОДХОЗ», Заказчик):

 

- <…>, на основании доверенности № 11 от 02.03.2020г.,

- <…>, на основании доверенности № 7 от 28.01.2020г.,

в присутствии представителя заявителя – Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК»):

- <…>, на основании доверенности № 0008-85-Д от 02.03.2020г.,

рассмотрев жалобу № 019/06/54.3-97/2020 САО «ВСК» на действия государственного заказчика – ФГБУ «Управление «ХАКАСМЕЛИОВОДХОЗ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (закупка № 0380100004220000001), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе ),

 

                                                 УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 25.02.2020г. вх. 1067 поступила жалоба САО «ВСК» на действия государственного заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» при проведении открытого конкурса в электронной форме на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (закупка № 0380100004220000001).

В своей жалобе заявитель указывает следующие доводы:

1. Заявитель считает, что заказчик нарушил положения Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, а также часть 8 статьи 32 и пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления суммы величин значимости критериев (стоимостных и нестоимостных) более 100%.

2. Податель жалобы считает, что установленные показатели критерия оценки «квалификация участников закупки» в конкурсной документации, такие как «размер чистой прибыли» и «размер уставного капитала» имеют максимальное значение только у одного страховщика и применение этих показателей нарушает принцип добросовестной конкуренции.

Заявитель просит:

1. приостановить закупку до рассмотрения жалобы;

  1. рассмотреть жалобу по существу;
  2. признать жалобу обоснованной;
  3. признать заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе;
  4. выдать предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию в соответствии с доводами, изложенными в жалобе.

На рассмотрении жалобы представители заказчика предоставили запрашиваемые документы, а также устно пояснили по доводам, изложенным в жалобе и просили признать жалобу необоснованной.

 

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

05.02.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» размещена информация (извещение, проект контракта, конкурсная документация, техническое задание) при проведении открытого конкурса в электронной форме на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (закупка № 0380100004220000001).

Документация об аукционе утверждена 05.02.2020г. заместителем директора ФГБУ «Управление «ХАКАСМЕЛИОВОДХОЗ» <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта – 609 000,00 рублей;

Дата и время начала срока подачи заявок - 05.02.2020 в 17:17.

Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 28.02.2020 в 08:00.

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 02.03.2020 в 10:00.

Дата подачи окончательных предложений 04.03.2020.

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 05.03.2020 в 10:00.

На момент рассмотрения жалобы Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе не размещен на официальном сайте ЕИС.

 

При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.

 

1. По доводу жалобы о том, что заказчиком нарушены положения Постановления Правительства от 28.11.2013 № 1085, а также часть 8 статьи 32 и пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления суммы величин значимости критериев (стоимостных и нестоимостных) более 100%.

На основании пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085
«Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункта 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Под табличной частью информационной карты аукционной документации определен пункт 2 «нестоимостные критерии оценки»:

Критерий «Квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее квалификация участников закупки)» оценивается на основании представленной в составе заявки информации, по следующим показателям:

2.1. Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер чистой прибыли (тыс. руб.) – по указанному показателю оценивается размер чистой прибыли, определяемый в соответствии с «Отчетом о финансовых результатах страховой организации (форма 0420126)» в соответствии со строкой «Прибыль (убыток) после налогообложения», тыс. руб. (строка 33). (КБi1) подтверждается путем предоставления участником в составе заявки «Отчет о финансовых результатах страховой организации (форма 0420126)» (за три квартала 2019 г. (9 месяцев)). Величина значимости критерия 30 %;

2.2. Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер уставного капитала (тыс. руб.) – по указанному показателю оценивается размер уставного капитала, определяемый действующим Уставом участника закупки. Величина значимости критерия 30 %;

2.3. Деловая репутация участников закупки: опыт участника по успешному оказанию услуг (опыт по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта) - по указанному показателю оценка производится исходя из сведений о сроке осуществления страховщиком услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, указанных в заявке на участие в конкурсе. (КБi3). Величина значимости критерия 20 %;

2.4. Деловая репутация участников закупки: рейтинг надежности страховщика – по указанному показателю оценка производится на основе сведений об оценках рейтинговых агентств (как зарубежных, так и российских рейтинговых агентств), представленных участником в заявке на участие. (КБi4). Величина значимости критерия 20 %;

При этом, Рейтинг, присуждаемый i-й заявке на участие в конкурсе по критерию «Квалификация участника», определяется по формуле:

ОКУi =(КБi1+ КБi2+ КБi3+ КБi4)×0,4

где:

КБi1- это количество балов присуждаемые «i» заявке по показателю «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер чистой прибыли»;

КБi2 – это количество балов присуждаемые «i» заявке по показателю «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер Уставного капитала»;

КБi3 – это количество балов присуждаемые «i» заявке по показателю «Деловая репутация участника закупки: Опыт участника по успешному оказанию услуг (опыт по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта)»;

КБi4 – это количество балов присуждаемые «i» заявке по показателю «Деловая репутация участника закупки (рейтинг надежности страховщика)»;

ОКУi – итоговое количество баллов, присуждаемых «i» заявке участника закупки по критерию «квалификация участников закупки».

Для оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В свою очередь, антимонопольным органом установлено, что заказчик в конкурсной документации предусмотрел оценку заявок по критериям: цена контракта (60%); квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер чистой прибыли (30%) и размер уставного капитала (30%), а также деловая репутация участников закупки: опыт по успешному оказанию услуг (20%) и рейтинг надежности страховщика (20%).

В конкурсной документации ФГБУ «Управление «ХАКАСМЕЛИОВОДХОЗ» установлена 100-балльная шкала оценки в отношении каждого из критериев. В отношении показателей (подкритериев), раскрывающих содержание критерия оценки, установлена значимость, в соответствии с которой производится оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателям.

Для расчета рейтинга по показателям оценки заявки количество баллов, присуждаемое заявке по показателю, умножается на соответствующий указанному показателю коэффициент значимости. Итоговый рейтинг по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется как сумма рейтингов показателей по данному критерию, умноженную на соответствующую критерию значимость (в рассматриваемом случае – 0,4).

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма итоговых рейтингов по каждому критерию оценки заявки

Таким образом, вышеуказанные требования Заказчика, установленные в конкурсной документации, в том числе сумма величин значимости показателей критерия оценки «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов» не противоречит Постановлению Правительства от 28.11.2013 № 1085, а также Закону о контрактной системе. В виду чего, комиссия Хакасского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений правил оценки заявок, а также прав и законных интересов Заявителя.

На основании вышеизложенного, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По доводу о том, что установленные показатели критерия оценки «квалификация участников закупки» в конкурсной документации, такие как «размер чистой прибыли» и «размер уставного капитала» имеют максимальное значение только у одного страховщика и применение этих показателей нарушает принцип добросовестной конкуренции.

Как указывалось ранее, показатели «квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер чистой прибыли и размер уставного капитала» являются двумя из четырёх показателей нестоимостного критерия оценки конкурсной заявки участника открытого конкурса (закупка 0380100004220000001). Величина значимости показателя «размер чистой прибыли» и показателя «уставной капитал» представляет собой только по 30 % от общей величины значимости нестоимостного критерия «квалификация участника», величина значимости которого, в свою очередь, составляет 40 процентов от общей оценки заявок.

Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, урегулированы Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Согласно частям 1, 2 статьи 25 названного Закона гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

Собственные средства (капитал) страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределённую прибыль.

Учитывая изложенное, установление показателей «квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер чистой прибыли и размер уставного капитала» не выходит за пределы критерия квалификации участников закупки по наличию у них финансовых ресурсов. Рассматриваемые показатели (размер чистой прибыли и размер уставного капитала) являются гарантией обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности, в которые входят экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

Установление таких показателей направлено на выявление страховой компании, которая обладает необходимыми финансовыми средствами для исполнения обязанностей по планируемому к заключению государственному контракту и достаточными финансовыми гарантиями, установленными обозначенным выше нормативно - правовым актом.

Принимая во внимание данные обстоятельства, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик имеет право установить в конкурсной документации в качестве нестоимостного критерия оценки заявок участников открытого аукциона критерий к квалификации участников закупки в части наличия финансовых ресурсов – размер чистой прибыли и размер уставного капитала.

Также Комиссия полагает, что установление критериев «размер чистой прибыли» и «размер уставного капитала»  в конкурсной документации не приводит к ограничению конкуренции и не создаёт преимущественных условий каким-либо страховым компаниям, участвующим в конкурсе, а позволяет заказчику выявить наилучшие из предложенных условий: оказания услуг, исполнения государственного контракта при проведении конкурса, определить и оценить профессионализм участников конкурса, наличие у них финансовых ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации и выбрать из них наиболее квалифицированного участника.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке нестоимостных критериев, ограничивающих количество участников закупки.

Исходя из вышеизложенного Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку из представленных на заседание Комиссии сведений не представляется возможным прийти к выводу о том, что нестоимостной критерий «Квалификация участников закупки» установлен не в соответствии с Законом о контрактной системе и ограничивает потенциальный круг участников закупки.

Таким образом, доводы заявителя – САО «ВСК» в ходе рассмотрения жалобы по существу не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 019/06/54.3-97/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33, Административного регламента, Закона Российской Федерации № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу № 019/06/54.3-97/2020 САО «ВСК» на действия государственного заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» при проведении открытого конкурса в электронной форме на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (закупка № 0380100004220000001) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

<>

Члены комиссии:

<>

<>

<>

     

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны