Решение б/н Решение по делу № 41-А-13 от 19 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 41-А-13

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 ноября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…>

 

в присутствии:

1) представителя Федерального государственного казенного учреждения <…>

2) директора общества с ограниченной ответственностью «<…>

3) представителя ООО <…>

4) представителя Хакасского республиканского отделения <…>

рассмотрев дело № 41-А-13 по признакам нарушения ФГКУ <…> положений статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения - договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14, которое привело к ограничению конкуренции на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,

 

УСТАНОВИЛА:

В рамках возбужденного дела № 1-А-13 в действиях ООО <…> и Государственного учреждения <…> были обнаружены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 в связи со следующим.

Согласно Перечню лицензиатов, зарегистрированных на территории г. Абакана и г. Черногорска, имеющих право осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с разрешением на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ 38 хозяйствующих субъектов вправе осуществлять перечисленные виды работ.

Однако ГУ <…> (впоследствии был изменен тип учреждения на ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» согласно пункту 1.1 Устава ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия») 10.12.2009 года заключил договор о взаимодействии с ООО <…>». Заключив указанный договор без соблюдения принципов конкуренции (равнодоступности, прозрачности), учреждение ограничило конкуренцию, предоставив необоснованные конкурентные преимущества ООО «<…> в разработке и внедрении системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах г. Абакана.

Усмотрев в действиях ФГКУ «<…>» и ООО <…>» признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, 25 июня 2013 года Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия возбуждено дело № 41-А-13 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 41-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.06.2013 года рассмотрение дела назначено на 13 августа 2013 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 41-А-13 от 13.08.2013 года рассмотрение дела отложено на 26 сентября 2013 года. В качестве заинтересованного лица по ходатайству ООО <…> привлечено общество с ограниченной ответственностью <…>

Определением об отложении рассмотрения дела № 41-А-13 от 26.09.2013 года рассмотрение дела отложено на 17 октября 2013 года. В качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Республике Хакасия.

Определением об отложении рассмотрения дела № 41-А-13 от 17.10.2013 года рассмотрение дела отложено на 08 ноября 2013 года. В качестве заинтересованных лиц по устному ходатайству ООО .

В своих пояснениях от 19.09.2013 года № 333-1-11 (входящий от 19.09.2013 года № 5000) ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» пояснило, что в настоящее время внедрение системы мониторинга, обработки и передачи данных о пожарах предусмотрено частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой предусматривается вывод светового и звукового сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульты подразделений пожарной охраны без участия работников объекта в срок до 16.07.2014 года из зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а также пункт 12 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315.

В связи с этим при обращении ООО «.<…>» в ФГКУ <…>в 2009 году с предложением о взаимодействии в области установки и монтажа оборудования системы мониторинга, обработки и передачи данных о возгораниях, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей и был заключен безвозмездный договор о взаимодействии в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности на социально значимых объектах.

За 2009 год и весь период действия договора в адрес ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» не поступало ни одного обращения с предложением установки оборудования других организаций.

ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» не выяснялась возможность заключения договоров с другими организациями, так как договор не предполагает получения выгоды, необходимо только исправное поступление сигнала.

В своих пояснениях от 20.09.2013 года (входящий № 5031) ООО <…> не согласно с позицией антимонопольного органа о нарушении обществом статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не установлено, что в 2009 году (когда заключался договор) оборудования, необходимого для использования в рамках данного договора, не имелось ни у одного из 38 хозяйствующих субъектов, кроме ООО <…>На протяжении с 2009 года по настоящее время никто кроме ООО <…>» из хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии, не предлагал ФГКУ <…>заключить подобный договор.

В пояснениях ООО <…> от 20.09.2013 года (входящий № 5032) указано, что ООО <…> в настоящее время своими фактическими действиями составляет конкуренцию деятельности ООО <…> по монополизации рынка данных услуг и не может являться лицом, нарушающим статью 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с письменными пояснениями Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 31.10.2013 года исходящий № 4392-13-5 (входящий от 01.11.2013 года № 6032) Главное управление МЧС России по Республике Хакасия не имеет возможности направить протоколы собраний по вопросам заключения договора о взаимодействии по установке и обслуживанию системы мониторинга, так как собрания проводились в управлении надзорной деятельности, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, 10.

Эксплуатационно-техническое обслуживание системы мониторинга на объекте с массовым пребыванием людей может осуществлять любая организация – лицензиат, имеющая право осуществлять деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с разрешением на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, заключившая соответствующий договор с владельцем такого объекта.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1225 указанный вид деятельности составляет такой вид работ как монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Мониторинговые станции, установленные на объектах, подключаются непосредственно к системе автоматической пожарной сигнализации, соответственно являются ее элементом, и условием на выполнение работ по ее установке и подключению является наличие лицензии МЧС России с разрешением выполнения указанного вида работ.

Договорные отношения между Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия и хозяйствующими субъектами в указанной сфере в настоящий момент отсутствуют.

В соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29.10.2013 года № 338 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГКУ «<…> в ходе которой даны объяснения следующих лиц.

«…», начальник ФГКУ <…>: «В 2009 году ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» был заключен договор о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14. Перед заключением договора собраний с лицензиатами о предложении заключить договор с ГУ «<…> не проводилось. О заключении данного договора в ГУ <…>» обратилось ООО <…>. В 2012 году Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия проводились собрания с лицензиатами о том, чтобы ООО <…>перевело свое оборудование на пульт ООО <…>. Лично на собраниях не присутствовал. Оборудование ООО <…> находится по адресу: г. Абакан, ул. <…>. Оборудование ООО «<…>. Данные объекты принадлежат ФГКУ <…>.

«…», начальник отделения профилактики пожаров <…>: «В период с 2008 по 2009 годы в проводимых Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия собраниях участие не принимала, об их проведении не знала. Лично принимала участие в собрании Главного управления МЧС России по Республике Хакасия в 2011 году. Сотрудники ФГКУ <…> только диспетчера. Специалисты, обслуживающие пульт у ФГКУ «<…>» отсутствуют».

«…», начальник 1 пожарной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия»: «Пульт 1 пожарной части получает сигнал от объекта и по телефону сообщает информацию на центральный пункт пожарной связи. До февраля 2012 года по адресу ул. Вяткина, д. 10 находилось два пульта (ООО «<…>»). Обслуживание пульта осуществляют сотрудники ООО «<…>». Количество объектов, от которых поступает сигнал, подает ООО «<…>За социально-значимые объекты отвечает центральный пункт пожарной связи (ул. <…>). В случае, если в отряде пульт отсутствует, объекты могут быть завязаны на пульт 1 отряда. Сигнал проходит непосредственно на 1 отряд. Другие лицензиаты не подключали объекты к пульту ООО <…>.

«…», диспетчер пожарной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия»: «Система мониторинга находится в кабинете 5 «Пульт связи пожарной части» по ул. Вяткина, 10. Она принадлежит фирме «Специальное предприятие фонд пожарной безопасности г. Абакана» (<…>. Осуществляю контроль за оповещением на системе мониторинга. В случае поступления сигнала сообщаю в центральный пункт пожарной связи (ул. Крылова, 133). Обслуживает систему мониторинга специальные техники – работники ООО<…> . имеющие доступ по удостоверениям общества. В своей работе руководствуюсь инструкцией «Инструкция диспетчера ПСЧ при работе с системой мониторинга 1 ПЧ» и «Справка-доклад о системе мониторинга 1 ПЧ ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия». Корректировку перечня объектов осуществляют только работники . <…>.

Представители ответчиков – ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и ООО <…> возражали против заявленных доводов и указывали, что в их действиях – в заключении договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 отсутствуют нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии антимонопольного органа 08.11.2013 года представитель ООО <…> пояснил, что в деле имеются письма лицензиатов о возможности заключения аналогичных договоров. В связи с этим заявлено ходатайство о необходимости более подробного ознакомления с позициями лицензиатов путем их непосредственного участия или подробных пояснений на дополнительные запросы.

08.11.2013 года на заседании комиссии антимонопольного органа представитель Хакасского республиканского отделения ВДПО пояснил, что в собраниях 2008 – 2009 годах участие организация не принимала. Хакасское республиканское отделение ВДПО принимало участие в собрании в 2012 году, где выступала против передачи работ по оказании мониторинга состояния пожарной автоматики «в одни руки». По состоянию на 2009 году у организации имелась возможность заключить договор о взаимодействии, который заключен с ООО <…>. В настоящее время у Хакасского республиканского отделения ВДПО отсутствуют объекты для осуществления мониторинга, хотя возможность и соответствующие ресурсы имеются.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.

В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Статьей 83 Технического регламента обозначены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. В частности частью 7 предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.

Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в соответствии с частью 1 статьи 91 Технического регламента оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (применяется федеральный закон на дату заключения договора) деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Лицензирование указанной деятельности согласно Положению о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 года № 625, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно Перечню лицензиатов, зарегистрированных на территории г. Абакана и г. Черногорска, имеющих право осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с разрешением на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, 38 хозяйствующих субъектов (в том числе и ООО <…> (лицензия от 11.08.2008 года № 2/26450)) вправе осуществлять перечисленные виды работ.

10.12.2009 года между ГУ «<…> заключен договор о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14.

Предмет договора – для укрепления пожарной безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и ООО <…>взаимодействуют совместно в разработке и внедрении системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах г. Абакана.

Согласно пункту 1.1 Устава ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия», утвержденного Приказом МЧС России от 18.10.2011 года № 614, ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» путем изменения типа существовавшего ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия», созданного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.08.2008 года № 507 «О подразделениях федеральной противопожарной службы».

В пункте 1.1 Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 содержится краткое описание системы:

«Система мониторинга состояния систем пожарной автоматики на объектах г. Абакана представляет собой комплекс приборов и оборудования для беспроводной связи, по каналам GSM, от контролируемого объекта до пульта связи ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и центра управления силами пожаротушения Республики Хакасия, и представляет собой часть общей системы мониторинга, состоящую из локальных центров получения информации о состоянии пожарной автоматики объектов на подведомственной территории Республики Хакасия.

Сигнал, проходящий по каналам GSM, о состоянии пожарной автоматики на любом из объектов Республики Хакасия, включенных в систему, передается одновременно на пульт соответственного подразделения МЧС района и на центральный пульт Республики Хакасия. Внедряемая система позволяет в режиме реального времени контролировать состояние систем пожарной автоматики объектов по параметрам:

• «Пожар», с указанием местонахождения объекта (а так же более подробного указания: этаж, корпус и т.д.), если позволяет установленный на объекте тип пожарной сигнализации.

• «Неисправность»: с указанием местонахождения объекта (а так же более подробного указания: этаж, корпус и т.д.), если позволяет установленный на объекте тип пожарной сигнализации.

• «Восстановление» системы пожарной сигнализации на объекте.

• «Автоматический тест» (до трех раз в сутки) проверки состояния пожарной сигнализации на объекте.

А так же позволяет, в случае необходимости, проводить «выборку», «архивацию», передачу данных о событиях по любому из включенных в систему объектов с указанием, даты и времени каждого из событий».

Согласно пункту 2.1 Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия»:

- предоставляет место для размещения приемно-контрольного центра системы мониторинга по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, 10;

- разрабатывает и утверждает алгоритм действия персонала диспетчерской службы соответственно полученной информации системы мониторинга пожарной сигнализации объектов г. Абакана;

- вносит на рассмотрение и утверждение в Администрацию г. Абакана и Правительство Республики Хакасия перечень объектов, подлежащих включению в систему мониторинга в первую очередь и содействует выполнению поставленной задачи;

- работа по внедрению систем мониторинга проводится поэтапно, этапы и сроки выполнения разрабатываются и утверждаются сторонами данного договора совместно;

- утверждает порядок введения в систему мониторинга новых объектов;

- несет ответственность за сохранность и правильность эксплуатации приемно-контрольных элементов системы мониторинга.

Согласно пункту 2.2 Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 ООО <…>:

- передает в оперативное управление, находящееся у него на балансе оборудование и программное обеспечение, необходимое для осуществления контроля за состоянием пожарной автоматики объектов г. Абакана;

- осуществляет техническое обслуживание всей внедряемой системы мониторинга состояния пожарной сигнализации на объектах г. Абакана;

- осуществляет технический надзор за правильным содержанием и эксплуатацией установок ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия»;

- осуществляет плановые регламентные работы, необходимые для содержания установок в исправном рабочем состоянии;

- устраняет неисправности по вызову ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» в объеме текущего ремонта;

- оказывает техническую помощь в вопросах, касающихся эксплуатации установок (проведение инструктажа, составление инструкций по эксплуатации и т.д.);

- разрабатывает совместно с ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» этапы и сроки по внедрению систем мониторинга состояния пожарной сигнализации на объектах г. Абакана;

- разрабатывает и согласовывает порядок введения в систему новых объектов;

- включает в систему мониторинга все объекты, на которых проводит монтаж или капитальный ремонт пожарной автоматики (по согласованию с владельцами объектов);

- самостоятельно заключает договора с хозяйствующими объектами на подключение к системе мониторинга;

- ООО «<…>» перед началом работ предоставляет ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» перечень необходимых материалов и оборудования с указанием всех характеристик и параметров;

- ООО <…> выполняет работы в соответствии со строительными нормами и правилами, технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.

В пункте 3 «Сроки выполнения работ» Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 установлено начало работ 09.12.2009 года; окончание работ – до завершения монтажа системы мониторинга и запуска ее в эксплуатацию.

Согласно Акту передачи оборудования от 10.12.2009 года (Приложение к договору от 10.12.2009 года № 12/14) ООО <…> передает, а ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» принимает в оперативное управление готовую к эксплуатации мониторинговую станцию в составе: монитор TOSHIBA 32 \ 40LV655PR, системный блок, источник бесперебойного питания Smart power pro 2000, мониторинговая станция «Контакт GSM», блок питания «Парус - 3», программное обеспечение мониторинга стационарных объектов, программное обеспечение Windos XP.

Актами проверки прохождения сигнала системы мониторинга состояния пожарной автоматики объектов Республики Хакасия от 02.04.2013 года и от 10.06.2013 года, составленными с участием представителей 1 Пожарной части РГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и ООО <…>», подтверждается, что система мониторинга находится в рабочем состоянии, время прохождения сигнала составляет 5 – 25 секунд.

Как установлено из пояснений лиц, участвующих в деле, Договор о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 является действующим по настоящее время.

Как установлено материалами, полученными в ходе внеплановой выездной проверки, система мониторинга состояния пожарной автоматики, разработанная и внедренная <…>» находится по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, д. 10.

ООО <…> осуществляет техническое обслуживание системы мониторинга. Непосредственное подключение объектов к пульту осуществляется только сотрудниками ООО <…>

Система мониторинга состояния пожарной автоматики обслуживает 70 объектов, подключаемых к данной системе ООО «<…>.

В соответствии с пунктом 2.2.10 Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 ООО «<…> самостоятельно заключает договора с хозяйствующими объектами на подключение к системе мониторинга, в том числе: Договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации (ПС), системы оповещения (СО) и системы мониторинга от 01.01.2013 года № 32, заключенный с Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Хакасия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям».

Предмет договора – исполнитель принимает на себя работы, после проведения ревизии, по техническому обслуживанию исправных работоспособных установок пожарной сигнализации, оповещения и системы мониторинга (передачи данный о состоянии пожарной сигнализации на пульт Центра Управления силами пожаротушения) в здании учебно-методического центра по ГО и ЧС, расположенном по адресу: г. Абакан, пр-кт Ленина, 52. Техническое обслуживание включает в себя:

- осуществление технического надзора за правильным содержанием и эксплуатацией установок ПС, СО и системы мониторинга заказчиком;

- осуществление плановых регламентных работ необходимых для содержания установок ПС, СО и системы мониторинга в исправном рабочем состоянии;

- устранение неисправностей по вызову заказчика (в объеме текущего ремонта);

- оказание технической помощи заказчику в вопросах, касающихся эксплуатации установок (проведение инструктажа, составление инструкций по эксплуатации установок и т.д.

Исполнитель проводит ревизию осуществляющей пожарной сигнализации и оповещения, в случае необходимости производит ремонт своими средствами.

В пункте 3 Договора от 01.01.2013 года № 32 указана стоимость технического обслуживания:

- пожарная сигнализация и система оповещения – 786 000 рублей 00 копеек в месяц;

- система мониторинга – 1 028 рублей 00 копеек в месяц.

Общая сумма за обслуживание вышеперечисленных систем составляет 1 814 рублей 00 копеек в месяц.

Срок действия договора – с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года и считается продленным на следующий год, если одна из сторон не заявит о его расторжении за 30 дней до окончания срока действия договора.

Аналогичные договора заключены ООО <…> с другими хозяйствующими субъектами.

 

С целью анализа и выяснения обстоятельств дела о возможности других хозяйствующих субъектов осуществлять работы по Договору от 10.12.2009 года № 12/14 (которые осуществляет, как выбрало ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия», хозяйствующий субъект ООО <…>) и о выяснении и выявлении в 2009 году ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» других хозяйствующих субъектов – лицензиатов (кроме ООО «<…>) заключить аналогичные договора, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия проведен следующий опрос хозяйствующих субъектов – конкурентов (лицензиатов), осуществляющих свою деятельность на рассматриваемом рынке.

27.09.2013 года (исходящий № 04-6140/АА) и от 17.10.2013 года (исходящий № 04-6474 АА) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия направлены запросы хозяйствующим субъектам – 38 лицензиатам с вопросами: поступало ли в Ваш адрес обращение (устно / письменно) от ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия или участвовали ли Вы в проводимых собраниях о возможности заключения договора о взаимодействии в разработке и внедрении системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах; могла ли Ваша организация заключить подобный договор в силу  наличия необходимого оборудования.

Ответы хозяйствующих субъектов приведены в таблице ниже.

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Ответ на вопрос о поступивших обращениях или об участии в собраниях

Ответ на вопрос о возможности заключения договора от 10.12.2009 года № 12/14

1.

ООО Производственно-коммерческая фирма «ПАРТНЕР К»

нет

нет

2.

<…>

да, но только в 2010 – 2011 годах (в письме от 25.10.2013 года № 5782)

нет, в период с 2008  по 2013 годы (в письме от 2510.2013 года № 5783)

да, в силу наличия необходимого оборудования

3.

<…>

нет

нет, в силу отсутствия коммерческого интереса

4.

<…>

нет

нет, необходимость в заключении подобного договора отсутствует

5.

<…>

нет

да, при наличии необходимого оборудования

6.

<…>

нет

такой вопрос обществом не рассматривался

7.

<…>

нет

- (общество не ответило на поставленный вопрос)

8.

<…>

нет

нет, в силу отсутствия необходимого оборудования

9.

<…>

да, но только в 2011 – 2012 годах. Обсуждался вопрос по внедрению системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах, в связи с приобретением пультового оборудования Правительством Республики Хакасия. На проводимых собраниях текстов договоров не обсуждалось.

да, имеется необходимый потенциал для организации подобной работы и могло заключить подобный договор (соглашение). Общество так же считает, что подобной работой должна заниматься государственная организация или структурное подразделение ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» или проведение подобной работы в не подразделения во избежание подобных жалоб. Общество осуществляет лицензионную деятельность с февраля 2010 года. Пульт <…> в 2010 году уже стоял в диспетчерской пожарной части № 1 ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» (ул. Вяткина, 10).

10.

<…>

нет, в 2011 – 2012 годах (в письме от 14.10.2013 года № 5544)

да (год общество не уточняет) (в письме от 12.11.2013 года № 6778)

нет, в силу отсутствия необходимого оборудования

11.

<…>

нет

нет, в силу отсутствия необходимого оборудования

12.

<…>

нет

нет, так как на данный момент отсутствует необходимое оборудование

13.

<…>

нет, не имеет необходимой лицензии

14.

<…>

нет, в 2011 – 2012 годах (в письме от 10.10.2013 года № 5503)

да (год индивидуальный предприниматель не уточняет) (в письме от 12.11.2013 года № 6777)

нет, в силу отсутствия необходимого оборудования

15.

<…>

да, но только в 2011 году

да, в будущем организация планирует участвовать в торгах (если будут проводится) с возможностью заключения договора по установке системы мониторинга на объектах

16.

<…>

да

да

17.

<…>

нет

нет, общество не изъявляло желание заключить подобный договор в силу наличия необходимого оборудования

18.

<…>

нет

- (общество не ответило на поставленный вопрос)

19.

<…>

да (год индивидуальный предприниматель не уточняет)

- (индивидуальный предприниматель не ответил на поставленный вопрос)

20.

<…>

нет

- (индивидуальный предприниматель не ответил на поставленный вопрос)

21.

<…>

нет

- (общество не ответило на поставленный вопрос)

22.

<…>

нет

- (индивидуальный предприниматель не ответил на поставленный вопрос)

23.

<…>

да, но только в период с 2010 по 2012 годы

- (общество не ответило на поставленный вопрос)

 

Таким образом, почти все хозяйствующие субъекты в 2009 году не знали о возможности заключения договора о взаимодействии с ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия».

Как установлено материалами внеплановой проверки, собрания перед заключением Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14 с хозяйствующими субъектами – конкурентами (лицензиатами) не проводились, а значит ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» исключило возможность доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов – лицензиатов, кроме <…>».

ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» 10.12.2009 года заключил договор о взаимодействии (соглашение) с ООО «<…> без соблюдения принципов конкуренции (равнодоступности, прозрачности), учреждение ограничило конкуренцию, предоставив необоснованные конкурентные преимущества ООО <…>.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 41-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

Комиссия антимонопольного органа считает ходатайство <…> о необходимости более подробного ознакомления с позициями лицензиатов путем их непосредственного участия или подробных пояснений на дополнительные запросы не подлежащим удовлетворению, так как имеющихся ответов хозяйствующих субъектов достаточно для рассмотрения дела, из содержания которых ясна их позиция и мнение. Заинтересованные лица был уведомлены о дате и времени рассмотрения дела № 41-А-13 надлежащим образом, однако на рассмотрение явился только представитель Хакасского республиканского отделения ВДПО.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определения конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 года № 17, данный вид деятельности обозначен как Услуги в области охраны общественного порядка и безопасности (код 7523000), Услуги, связанные с противопожарной защитой (код 7523040). В договоре о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14, заключенном между ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и ООО <…>, предметом договора является разработка и внедрение системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах г. Абакана. Данные работы осуществляются на основании лицензии по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Географическими границами рынка является Республика Хакасия.

Рынок по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является высоконкурентным, что подтверждается количеством хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие лицензии и их ответами о согласии выполнять работы по разработке и внедрению системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах г. Абакана.

Материалами дела установлены факты ограничения конкуренции на данном рынке путем нарушения прав третьих лиц (иных хозяйствующих субъектов – лицензиатов). ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» препятствовало заключению соглашения с другими хозяйствующими субъектами – лицензиатами путем не проведения собрания лицензиатов в 2009 году и не предложения заключить с ними договор.

В результате соглашения между ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и ООО «<…>хозяйствующий субъект – ООО <…> - получил исключительную возможность разработать и внедрить систему мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах г. Абакана.

Действия ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия (ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия) и ООО <…> по реализации данного соглашения (договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14) привели к ограничению конкуренции путем ограничения доступа хозяйствующим субъектам (в том числе <…> Хакасское республиканское отделение ВДПО, ООО Производственно-коммерческая фирма <…>») на товарный рынок.

Комиссией антимонопольного органа так же установлено, что вследствие заключенного соглашения техническое обслуживание системы мониторинга и соответственно действия по непосредственному подключению объектов к системе мониторинга может осуществлять только ООО <…>. ООО <…> осуществляя подключение объектов к системе мониторинга и обслуживание объектов у заказчиков путем заключения договоров, получал прибыль. Действия ООО <…> ограничивали других хозяйствующих субъектов – лицензиатов в заключение аналогичных договоров.

Соглашение – договор от 10.12.2009 года № 12/14 заключено без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для заключения такого договора, что противоречит пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Доказательств обратного стороны такого соглашения не представили.

При указанных обстоятельствах соглашение ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия (ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия) и ООО <…> по разработке и внедрению системы мониторинга состояния пожарной автоматики на объектах г. Абакана признается комиссией антимонопольного органа создающим препятствия равным условиям доступа на данный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам – лицензиатам, устраняя другие организации, оказывающие услуги в данной сфере, что привело к ограничению конкуренции и разделу товарного рынка. Это является бесспорными доказательствами о том, что соглашение от 10.12.2009 года № 12/14 направлено на ограничение конкуренции, создание преимуществ и дискриминации на товарном рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

На основании вышеизложенного в действиях ГУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» (ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия») и ООО <…>» содержатся нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения – договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14, которое привело к разделу товарного рынка, ограничению конкуренции на рынке по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Указанные выше обстоятельства являются основанием для выдачи ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» и <…>предписания о прекращении указанного выше нарушения и совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное казенное учреждение <…> и общество с ограниченной ответственностью <…> нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Федеральному государственному казенному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» и обществу с ограниченной ответственностью <…>предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем расторжения соглашения (Договора о взаимодействии от 10.12.2009 года № 12/14).

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны