Решение №019/01/16-675/2022 Решение по делу 019/01/16-675/2022 от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

«…»

ул. «…», д. …, кв. …, п. …, … района, …, ….

«…»

 

Ответчикам:

«…»

пер. …, д. …,

п. …, …. район, …,

«…»

 

«…»

ул. …, д. …, офис …,                     

г. …, …, …

«…»

 

Лицам, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

«…»

ул. …, д. …,

п. …, … район,

…,

«…»

 

«…»

пер. …, д. …,

п. …, … район, …,

«…»

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 019/01/16-675/2022

 

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

«…», заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                

«…» главный специалист-эксперт   отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…», главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

кворум присутствует, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

рассмотрела материалы дела № 019/01/16-675/2022, возбужденного по признакам нарушения «…», «…»  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между «…» и «…», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,

 

в отсутствии:

заявителя – «…», «…»,«…»,«…»,«…», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:       

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с Приказом Хакасского УФАС России от 25.10.2022 № 16/22 в отношении «…»,«…» возбуждено дело № 019/01/16-675/2022 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между «…» и «…», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … (закупка № 0180300007320000028)).

Определением от 25.10.2022 о назначении дела № 019/01/16-675/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 17.11.2022.

Определением от 17.11.2022 рассмотрение дело отложено на 20.12.2022.

Определением от 20.12.2022 рассмотрение дело отложено на 26.01.2023.

Определением от 26.01.2023 рассмотрение дело отложено на 28.02.2023.

28.02.2023 в заседании комиссии объявлен перерыв до 07.03.2023.

Определением от 07.03.2023 рассмотрение дело отложено на 05.04.2023.

Доводы «…» сводятся к следующему. Подготовка технического задания, обоснование НМЦК осуществлялись главным инженером «…».

Также представитель ответчика сообщил, что в январе 2023 года в отношении «…» Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Хакасия проведена проверка по рассматриваемым комиссией обстоятельствам (в том числе в части постановки на баланс водогрейных котлов). Результаты пока не известны. Глава «…» пояснил, что работал директором «…» с 2003 по 2011 гг. Котлы на котельную поставлялись «…», г. …, «…». Относительно характеристик котлов что-либо пояснить затруднился (необходимо обозревать паспорт котлов). Периодичность замены котлов составляет 9-10 лет. Причинами замены являются, как правило, выгорание котлов, их зашлаковывание. В период работы «…» директором предприятия информация о ремонте котлов в каких-либо документах не фиксировалась. На котельной смонтировано 6 водогрейных котлов, которые работают попарно. Также представитель ответчика пояснил, что монтаж котлов водогрейных по рассматриваемой закупке осуществлен работниками «…» за два дня.

Доводы «…» сводятся к тому, что при принятии решения об изготовлении котлов не из цельнотянутой трубы Общество исходило из того, что на момент подписания контракта у нескольких поставщиков, с которыми уже работал завод, цельнотянутой трубы в наличии не оказалось (осуществлен телефонный обзвон хозяйствующих субъектов). Ответ «…» о возможности осуществить поставку котлов из цельнотянутой бесшовной трубы заказчику не соответствует действительности. Документы, подтверждающие факт того, что трубы шовные из стали 20 являются товаром с улучшенными характеристиками по сравнению с цельнотянутыми бесшовными, у «…» отсутствуют (представлен сертификат качества). Как пояснила представитель ответчика, монтаж котлов водогрейных по рассматриваемой закупке осуществлен работниками «…»

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) 25.07.2022 (вх. № 5552) поступило заявление «…» о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях «…» (далее – заказчик, «…»), выразившихся, по мнению заявителя, в заключении контракта с поставщиком на оборудование, не соответствующее техническим характеристикам, указанным в документации об аукционе (закупка № 0180300007320000028).

Как установлено Хакасским УФАС России, 19.06.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … (закупка № 0180300007320000028).

Исходя из требований технического задания (ведомость основных материалов) следует, что работы по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … в том числе необходимо было выполнить, используя в качестве материалов два водогрейных котла со следующими характеристиками:

- водогрейный котел для получения горячей воды, используемой в системах отопления,

- номинальная теплопроизводительность, МВт (Гкал/час) – 1,25 (1,08),

- рабочее давление, МПа (кгс/см2) – не более 0,6 (6,0),

- температура рабочей среды, не более ºС 95,

- вид топлива – каменный/бурый уголь,

- загрузка топлива – ручная,

- вид обмуровки – легкая,

- топочное устройство – ОУР (охлаждаемая угловая решетка),

- трубы блоков котла (топочного, конвективного) – цельнотянутые бесшовные,

- диаметр труб, мм – не менее 57,

- толщина стенки тубы, мм – не менее 3,

- расположение газохода – в верхней части задней стенке,

- температура дымовых газов на выходе из котлоагрегата – не более 200°С,

- длина, мм – не более 3500,

- ширина, мм - не более 2000,

- высота, мм – не более 3000.

Заказчиком электронного аукциона является «…».

Документация об аукционе (электронный аукцион) на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … утверждена «…», согласована «…».

Согласно соглашению № 07 от 16.02.2015 о взаимодействии уполномоченного органа и заказчика при осуществлении функций по определению поставщиков «…» обязана обеспечить заключение контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 152 535,22 рублей (сформирована но основании локальных сметных расчетов).

Дата и время начала срока подачи заявок 19.06.2020 в 10 часов 56 минут.

Дата и время окончания срока подачи заявок 02.07.2020 в 10 часов 00 минут.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 03.07.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме 06.07.2020.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2020 на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … на участие в электронном аукционе поступило 7 (семь) заявок: «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …).

Комиссия уполномоченного органа рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров, и приняла решение о допуске к участию всех участников аукциона.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0180300007320000028 от 07.07.2020 комиссия рассмотрела вторые части заявок участников аукциона в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, и приняла решение о том, что заявки участников «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …) соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в электронной форме. Хозяйствующие субъекты: «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …), «…» (номер заявки …) право на участие в торгах не реализовали.

Победителем аукциона признано «…» (ИНН …) с предложенной суммой 2 285 587, 82 рубля (снижение от НМЦК составило 866 947, 40 руб. или 27,5%).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц «…» (ИНН …) зарегистрировано по адресу: ул. .., д. …, офис …, г. …, …, …. Дата регистрации …. Генеральным директором является «…». Основным видом деятельности является: торговля оптовая водопроводным и отопительным оборудованием и санитарно-технической арматурой (код ОКВЭД 46.74.2).

Согласно представленным электронной торговой площадкой сведениям, в рассматриваемом аукционе 0380200000121002081 подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контракта осуществлялись хозяйствующими субъектами с разных IP-адресов.

В результате анализа свойств файлов, полученных электронной торговой площадкой от обществ, поданных ими в рамках участия в рассматриваемом аукционе, не установлено использование одинаковых учетных записей, на которых изменялись файлы заявок обществ, а также отсутствует совпадение по дате и времени создания файлов.

Участники имеют разные адреса электронных почт, телефоны.

МРУ Росфинмониторинга по СФО в ответе от 20.02.2023 (исх. № 1430/23) пояснило, что выявлены сомнительные финансовые операции с участием «…» на сумму более 12,3 млн рублей, связанные с перечислением денежных средств на счета организаций, обладающих признаками фиктивности и физических лиц с последующим их обналичиванием. Кроме того, выявлено, что в отношении «…» кредитными учреждениями неоднократно применялись меры противолегализационного контроля путем вынесения отказов в проведении сомнительных финансовых операций.

Антимонопольным органом установлено, что 24.07.2022 между заказчиком и «…» заключен муниципальный контракт № ЭА20-0180300007320000028, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … в объеме, установленном в локальных сметных расчетах (согласно приложению № 1 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 15 сентября 2020 года.

Согласно приложению № 1 к муниципальному контракту № ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2022, в техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … в пункте 1 раздела 3 (ведомость основных материалов) указаны следующие характеристики материала для водогрейного котла: трубы блоков котла (топочного, конвективного) – цельнотянутые бесшовные. 

24.07.2020 в адрес заказчика «…» направило письмо с просьбой заменить трубу на котлах по контракту № ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2020 со стали марки 20 на сталь марки 10. Ответа от заказчика на указанное письмо не последовало.

По сведениям «…», работы в рамках контракта № ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2020 выполнялись сотрудниками «…» («…», «…», которые по своей инициативе привлекали к работам местных жителей.

Акты о приемке выполненных работ по сметам № 1/1 и № 1/2 по выполнению работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. Копьево на суммы 1 433 634,72 рубля и 851 953,1 рублей соответственно были подписаны 11.09.2020 «…». Срок монтажных работ – с 04.09.2020 по 11.09.2020.

Вместе с тем, согласно акту ввода оборудования в эксплуатацию № 1 от 17.09.2020 комиссия в составе главного инженера «…»., мастера по эксплуатации котельной «…», мастера участка водопроводного хозяйства «…», ознакомившись с оборудованием в составе:

котел водогрейный марки КВр-1,25 Мвт зав. № 20572, изготовленный «…» по адресу: …, г. …, ул. …, …, в комплекте с запорной арматурой, клапанами предохранительной марки 17с28нж Ду 50-2 шт., вентилятором дутьевым центробежным одностороннего всасывания марки ВР 280-46 № 2, 5 зав. № 12357, изготовленным «…» по адресу: г. …, ул. …, д… . в комплекте с электродвигателем марки АИР80В2 У1 2,2 кВт 3000 об/мин зав. № SZ200510121, изготовленным «…» по адресу: г. …, пр. …, д. …, кор. …, смонтированных на котельной «…» по адресу: п. …, ул. …, …, а также рассмотрев техническую документацию, представленную «…» и результаты эксплуатационных испытаний, проведенных в период с 14.09.2020 по 16.09.2020 установила следующее:

- котел водогрейный марки Квр-1,25 Мвт зав. № 20572 в комплекте с запорной арматурой, клапанами предохранительными марки 17с28нж Ду 50-2 шт., вентилятором дутьевым центробежным одностороннего всасывания марки ВР 280-46 № 2,5 зав. № 12357 в комплекте с электродвигателем марки АИР80В2 У1 2,2 кВт 3000 об/мин зав.№ SZ200510121 соответствует заявленным требованиям, с учетом следующих замечаний: котел водогрейный марки КВр-1,25 Мвт зав. № 20572 изготовлен из шовной стальной трубы топочной и конвективной части, что не соответствует п. 1 ведомости основных материалов технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. …, где указано: трубы блоков котла (топочного, конвективного) – цельнотянутые бесшовные.

Согласно акту ввода оборудования в эксплуатацию № 2 от 17.09.2020 комиссия в составе главного инженера «…», мастера по эксплуатации котельной «…», мастера участка водопроводного хозяйства «…», ознакомившись с оборудованием в составе:

котел водогрейный марки КВр-1,25 Мвт зав. № 20573, изготовленный «…» по адресу: …, г. …, ул. …, …, в комплекте с запорной арматурой, клапанами предохранительной марки  17с28нж Ду 50-2 шт., вентилятором дутьевым центробежным одностороннего всасывания марки ВР  280-46 № 2, 5 зав. № 9379, изготовленным «…» по адресу: г. …, ул. …, д…. в комплекте с электродвигателем марки АИР80В2 У1 2,2 кВт 3000 об/мин зав. № SZ191210067, изготовленным «…» по адресу: г. …, пр. …, д. …, кор. …, смонтированных на котельной «…» по адресу: п. …, ул. …, а также рассмотрев техническую документацию, представленную «…» и результаты эксплуатационных испытаний, проведенных в период с 14.09.2020 по 16.09.2020 установила следующее:

- котел водогрейный марки Квр-1,25 Мвт зав. № 20573 в комплекте с запорной арматурой, клапанами предохранительными марки 17с28нж Ду 50-2 шт., вентилятором дутьевым центробежным одностороннего всасывания марки ВР 280-46 № 2,5 зав. № 9379 в комплекте с электродвигателем марки АИР80В2 У1 2,2 кВт 3000 об/мин зав.№ SZ191210067 соответствует заявленным требованиям, с учетом следующих замечаний: котел водогрейный марки КВр-1,25 Мвт зав. № 20573 изготовлен из шовной стальной трубы топочной и конвективной части, что не соответствует п. 1 ведомости основных материалов технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. Копьево, где указано: трубы блоков котла (топочного, конвективного) – цельнотянутые бесшовные.

16.09.2020 (исх. № 743) «…» была направлена претензия по муниципальному контракту ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2020 о ненадлежащем исполнении обязательств в соответствии с контрактом «…» об устранении всех недостатков и дефектов, которые возникли во время гарантийного срока своими средствами и за свой счет с переделкой работ на новые, отвечающие требованиям контракта, и  обеспечении поставки недостающего оборудования, ввиду того, что в ходе акта осмотра котлов марки КВр – 1,25 с заводскими номерами 20572, 20573, изготовленными «…», в 2020 году было установлено, что данные котлы не соответствуют техническому заданию, так как стальные трубы топочной и конвективной части водогрейных котлов имеют продольный шов. Помимо этого, в ходе распаковки груза не установлено наличие 2-х консольных насосов.

На основании распоряжения «…» от 25.09.2020 № 233 основное и вспомогательное оборудование для котельной «…» «…» внесено в реестр муниципального имущества.

Согласно ответам «…», поступившим в антимонопольный орган (исх. №№ 524, 675 от 01.08.2022, 21.10.2022), при составлении технического задания на изготовление котлов по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. Копьево в разделе трубной части на изготовление экранных труб не указывался ГОСТ используемых труб. «…» изготовило котлы марки КВР -1,25 Мвт по утвержденному ГОСТ 30735-2001, который включает в себя различный ассортимент труб, в том числе шовные, электросварные, металлические, водогазопроводные. Настоящий ГОСТ распространяется на отопительные водогрейные котлы номинальной теплопроизводительностью до 4 Мвт с рабочим давлением до 0,6 Мпа (6кгс/см2) и максимальной температурой воды на выходе котла до 115°С, предназначенные для теплоснабжения зданий и сооружений. Котлы изготовлены и поставлены для организации «…» и соответствуют всем требованиям указанного ГОСТа.

Завод-изготовитель «…» на выставленную претензию увеличил срок гарантии на изготовленные котлы с 2 до 5 лет. За прошедший отопительный период перебоев в работе котлов не наблюдалось.

Помимо этого, … поставило моноблочные центробежные насосы (консольные насосы) марки NSCE 40-250/220/P25VCS4 40/69 50 зав. № 00415 и NSCE 40-250/220/P25VCS4 40/69 50 зав. № 01465, изготовленные компанией «…», которые введены в эксплуатацию 05.10.2020, что подтверждается актами ввода оборудования в эксплуатацию № 9, 10 от 05.10.2020.

Оплата по муниципальному контракту № ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2022 за выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. … на суммы 1 433 634,72 рубля и 851 953, 1 рубля соответственно осуществлена 06.11.2020.

Как установлено Хакасским УФАС России, в соответствии с коммерческим предложением «…» от 24.04.2019 стоимость одного котла с цельнотянутой трубой бесшовной составляет 565 000 рублей, а с шовной трубой – 396 400 рублей. Соответственно разница в стоимости двух котлов составляет 337 200 рублей. «…» котельный завод» в коммерческом предложении от 21.02.2019 предлагает цену за единицу котла водогрейного из цельнотянутой бесшовной трубы в размере 640 000/659 000 рублей.

Также комиссия Хакасского УФАС России сравнила коммерческие предложения, направленные в адрес «…»:

Поставщик

Товар

Цена за единицу с НДС

«…» от 06.08.2020

Труба шовная

90 370,00

Труба цельнотянутая (срок изготовления от 90 до 120 рабочих дней)

93 000,00

«…» от 06.08.2020

Труба цельнотянутая (нет в наличии, срок изготовления 120 дней)

99 500,00

«…» от 04.08.2020

Труба цельнотянутая (срок поставки трубы 145 дней)

102 000

Труба электросварная стальная, шовная (срок поставки трубы 10-14 дней)

97 000

Из представленных «…» документов следует, что 07.08.2020 Общество приобрело у «…» трубы Ду 57 мм, сталь 20, электросварные шовные, стенка 3,5 мм, 6т, организация транспортных услуг по доставке трубы, в том числе НДС 20%, 92 370 руб. Всего 554 220 руб. Цена единицы продукции, приобретенной у «…» составила 75 308 руб. 40 коп. за 1 т товара без НДС и 90 370 руб. включая НДС 20 %.

Таким образом, заказчик приобрел товар, не соответствующий техническим характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации, и по меньшей стоимости. Заказчиком и «…» не приведены доказательства о том, что шовные стальные трубы топочной и конвективной части имеют улучшенные технические и функциональные характеристики по сравнению с трубами цельнотянутыми бесшовными. Кроме того, соответствующие изменения не внесены заказчиком в реестр контрактов.

         Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ранее на котельной «…» функционировали следующие виды котлов:

         - с 2008 года по 2020 год (котлы марки КВр-1,16 зав. ном. 119.1 и 119.2, изготовленные из цельнотянутой бесшовной трубы «…», г. …),

         - с 2012 года по 2019 год (котлы марки КВр-1,28 зав. ном. 12118 и 12119, изготовленные из электросварной шовной трубы «…», г. …),

         - c 2013 года по 2022 год (котлы марки КВр-1,4 зав. ном. 4920313 и 4910313, изготовленные из цельнотянутой бесшовной трубы «…», г. …),

         - с 2019 года по настоящее время (котлы марки КВр-1,25 зав. ном. 9540719 и 9550719, изготовленные из цельнотянутой бесшовной трубы «…», г. …).

         На основании вышеизложенного, исходя из пояснений «…» (вх. № 1345-эп/23 от 16.02.2023), а также паспортов котлов водогрейных, приказов о списании основных средств можно сделать вывод, что срок службы цельнотянутой бесшовной трубы будет выше при равных условиях эксплуатации, чем у электросварной шовной трубы.

         Кроме того, комиссией Хакасского УФАС России исследованы требования технических заданий иных закупок, в которых участвовало и победило «…», и установлено следующее:

№ закупки

Дата извещения

Требования технического задания

Цена в контракте за единицу, руб.

Предмет закупки

0180300003222000029

04.07.2022

Водогрейный котел КВр-1,74 (в комплекте с блоком котла в обшивке и изоляции) с трубной частью котла, изготовленной из трубы стальной электросварной прямошовной.

724 442, 76

Приобретение водогрейного котла твердотопливного со вспомогательным оборудованием в котельную №2, расположенную в Абазе-2 (правобережная часть территории муниципального образования город …)

0820500000820000335

13.05.2020

Требования к трубам отсутствуют, материал изготовления труб – сталь 10, 20. Котел подрядчиком изготавливался из шовной трубы.

191 606, 61

Приобретение водогрейных котлов (г. …)

0891200000620004761

28.04.2020

Требования к трубам отсутствуют, котел стальной, водогрейный с подачей топлива поршневого типа. Котел подрядчиком изготавливался из шовной трубы.

530 100, 00

Поставка и монтаж водогрейного котла (4966-ЭА) (г. …)

0180300010521000007

20.09.2021

Котел водогрейный КВр-1,45, из стальных бесшовных и электросварных труб.

930 000,86

Выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования  котельной, №4 п. Жемчужный. Замена водогрейного котла на котельной №4 расположенной по адресу: …, … район, п. …, ул. …, …

0843500000220005542

24.11.2020

Котел должен быть изготовлен из цельнотянутой грубы ГОСТ 8732-78 «Трубы стальные бесшовные горячедеформированные».

924 000, 00

поставка водогрейного котла для котельной расположенной по адресу: …, …, с. …, ул. …, …

0139300031320000043

 

 

 

 

 

20.08.2020

 

 

 

 

 

Котел должен быть изготовлен

 

 

 из цельнотянутой трубы ГОСТ

 8732-78 «Трубы стальные бесшовные горячедеформированные».

1 116 412,43

 

Приобретение котельного и водоподготовительного оборудования для котельных

0162300040420000058

07.08.2020

- Котел должен быть изготовлен из цельнотянутой трубы ГОСТ 8732-78 «Трубы стальные бесшовные горячедеформированные».

1 101 028, 50

Приобретение котлов водогрейных центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления

0152600002220000012

30.07.2020

Котел должен быть изготовлен из цельнотянутой трубы ГОСТ 8732-78 «Трубы стальные бесшовные горячедеформированные».

1 691 118, 00

Приобретение и монтаж угольного котла КВм-3,15 МВт, для нежилого помещения - центральной котельной расположенной по адресу: …, … район, с. …, ул. …, д. ….

0319300001620000005

07.07.2020

Прокладка трубопроводов обвязки котлов, водонагревателей и насосов из стальных бесшовных и электросварных труб диаметром до 100 мм

481 029,68

Капитальный ремонт котла №1 КВц-0,63 в котельной в п. …

        

Таким образом, «…» поставляло котлы из цельнотянутых стальных труб, например, по закупкам № 0843500000220005542, 0139300031320000043, 0162300040420000058, 0152600002220000012, 0319300001620000005, которые проводились в тот же период времени (срок исполнения контракта –до 30.12.2020 года (первые две закупки), в течение 14 рабочих дней, в течение 20 рабочих дней, в течение 30 дней с момента заключения контракта), что и спорная закупка, что опровергает довод «…» об отсутствии цельнотянутой трубы у заводов-производителей. При этом стоимость котлов из цельнотянутых стальных труб, как правило, выше, чем котлов из шовной трубы.

 

Исследовав материалы дела № 019/01/16-675/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств для установления в действиях «…», «…» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

В соответствии частью 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о закупках заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.

В соответствии с частями 16, 17 статьи 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта.

Согласно пунктам 4.7, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.5 разделов 4, 5 муниципального контракта ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2020, по итогам приемки результата выполненных работ (отдельных этапов) при отсутствии претензий относительно качества работ заказчик подписывает соответствующий акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанные подрядчиком в 3 (трех) экземплярах и не позднее 5 (пяти) дней со дня проверки результатов исполнения подрядчиком обязательств по контракту заказчик направляет один экземпляр подрядчику. Либо подрядчику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа с указанием выявленных недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения в соответствии со статьей 11 данного контракта. Заказчик вправе требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков; требовать от подрядчика предоставления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с локальными сметными расчетами, техническим заданием и контрактом; отказаться от приемки результата работ в случаях, предусмотренных контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе в случае обнаружения неустранимых недостатков.

Хакасским УФАС России установлено, что дополнительного соглашения об изменении условий муниципального контракта сторонами заключено не было. При этом, в акте приема-передачи товара указано, что груз принят с разногласиями (не соответствует техническому заданию). Вместе с тем, в ответе (исх. № 437/20) от 16.09.2020 на претензию заказчика (исх. № 743 от 16.09.2020) о замене труб блоков котла (топочного конвективного) на цельнотянутые бесшовные, поставщик лишь увеличил срок эксплуатации котлов и не произвел замену товара надлежащим товаром с соответствующими характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации. Между тем, до направления претензии 11.09.2020 в адрес подрядчика Администрацией подписаны акты о приемке выполненных работ по сметам № 1/1 и № 1/2 по выполнению работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. Копьево на суммы 1 433 634,72 рубля и 851 953,1 рублей соответственно, а оплата по муниципальному контракту № ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2022 осуществлена 06.11.2020.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России полагает, что у заказчика в соответствии с Законом о закупках и условиями, прописанными в муниципальном контракте ЭА20-0180300007320000028 от 24.07.2020, имелись все основания для мотивированного одностороннего отказа от исполнения контракта, поскольку поставщиком не исполнены обязательства в соответствии с техническим заданием и контрактом. Однако заказчик принял выполненные работы, не соответствующие характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации, подписав акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, составляет один год.

Обстоятельства приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имели место 11.09.2020, в связи с чем, в настоящий момент (а также на дату обращения в Хакасское УФАС России «…») срок давности привлечения должностных лиц «…»к ответственности истек, возможность правовой оценки действий должностных лиц «…» на предмет наличия состава вменяемого правонарушения утрачена.

В свою очередь, обязательным признаком антиконкурентной договоренности является наличие и доказанность волеизъявления двух сторон (как органа власти, так и хозяйствующего субъекта) на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения.

В соответствии с Обзором судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть доказан с использованием совокупности доказательств.

Кроме того, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенным соглашением и такими последствиями.

Иных обстоятельств и доказательств (кроме приемки товара, не соответствующего характеристикам, указанным в техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. …, и меньшей стоимостью, чем указано в коммерческом предложении, подписании актов о приемке выполненных работ по сметам на выполнение работ по капитальному ремонту основного и вспомогательного оборудования котельной п. Копьево, оплате работ по муниципальному контракту, не соответствующих характеристикам технического задания), свидетельствующих о заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, Хакасским УФАС России не установлено.

При этом само по себе ненадлежащее исполнение муниципального контракта не отнесено к компетенции антимонопольного органа и входит в сферу гражданско-правовых отношений.

Таким образом, в действиях «…» и «…» отсутствует достаточная совокупность прямых и (или) косвенных доказательств, свидетельствующих о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения между «…» и «…», которое привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, комиссия прекращает рассмотрение дела № 019/01/16-675/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 48 Закона защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении «…», «…» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) ответчиков.

 

 

Председатель комиссии                                   

 

 

  «…»

 

Члены комиссии:                                                        

                                                                          

  «…»

 

 

  «…»

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны