Решение б/н Решение по делу № 14-А-09 о нарушении антимонопольного закон... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 14-А-09

27 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии Гофман Э.Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Андрюшкова И.А. – главный специалист –эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е. С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.

при участии:
• директора ООО «Лифтремонтмонтаж» Бодягина Олега Георгиевича;
• председателя Товарищества домовладельцев «Сибирь» Аксенова Анатолия Ивановича,

возбуждённого в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» (ул. Вяткина 35а, г. Абакан, РХ, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

27 января 2009 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление Товарищества домовладельцев «Сибирь» (далее ТД «Сибирь») на действия ООО «Лифтремонтмонтаж», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора в части повышения стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России проведен предварительный анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Из анализа следует, что имеются признаки наличия доминирующего положения ООО «Лифтремонтмонтаж» на названном товарном рынке на локальной территории г. Абакана.
В связи с этим 6 апреля 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 14-А-09 в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела № 14-А-09 назначено на 19.05.2009 г.
В связи с производственной необходимостью определением Хакасского УФАС России от 10 апреля 2009 года рассмотрение дела № 14-А-09 перенесено на 5 мая 2009 г. Стороны о переносе данного дела надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении № 12006 и № 12005.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции в заседании комиссии объявлялся перерыв с 10.00 - 5 мая 2009 года до 14.00 - 7 мая 2009 года.
На заседании комиссии (7 мая 209 г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что навязывание невыгодных условий договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресу: ул. Аскизская, 126, г. не имело место. Председателю ТД «Сибирь» было дано разъяснение о принципах расчета технического обслуживания и ремонта лифтов, а так же в случае несогласия работать по сметным нормам, было предложено обратиться в аналогичные специализированные организации, работающие в г. Абакане (ООО «Абаканлифт», ООО «Лифт»). Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно нормативному документу «Сборник сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (СН-ТОЛ), утвержденному Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
Согласно СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически, стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком.
При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». В 2008 году базовая ставка составляла 2550 рублей. В 2009 году – 3500 рублей. Соответственно возросли налоговые отчисления. Повысились расходы на коммунальные платежи и содержание автотранспорта для лифтовой аварийной службы.
Идя навстречу заказчикам и реально оценивая обстановку на рынке оказания услуг, а также учитывая платежеспособность населения ООО «Лифтремонтмонтаж» при сметной стоимости 3080 рублей за 1 лифт в месяц в 2008 году заключило договоры на техобслуживание лифтов со стоимостью цены от 1360 до 1504 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. 45-49% от установленной нормативной сметной стоимости. На 2009 год при сметной стоимости обслуживания 4228 рублей за 1 лифт в месяц, ООО «Лифтремонтмонтаж» предлагает заказчикам заключить договоры по договорной стоимости от 2041 до 3163 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. от 48 до 75% от установленной на 2009 год нормативной сметной стоимости. При этом все затраты на приобретение материалов и запасных частей, необходимых для проведения текущего ремонта оборудования лифтов, ООО «Лифтремонтмонтаж» в 2009 году берет на себя.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав доказательства, позицию заявителя, пришла к выводу о невозможности разрешения дела в данном заседании в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации и отложила рассмотрение дела на 27.05.2009 г.
На заседании комиссии (27.05.2009г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы, что подтверждается заключенным договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Исследовав доказательства по делу, комиссия выявила следующее.
ТД «Сибирь», образованное в 1996 г., обслуживает многоквартирный дом по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия. В течение ряда лет ТД «Сибирь» имело договорные отношения с ООО «Лифтремонтмонтаж», в частности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов вышеуказанного многоквартирного дома. Между ТД «Сибирь» и ООО «Лифтремонтмонтаж» на 2008 г. был заключен договор от 16.01.2008 г. № 7то на техническое обслуживание и ремонт лифтов. Срок договора по 31.12.2008 г. Действие договора автоматически продлевается на последующий год, если ни одной из сторон не будет направлено письменное уведомление о расторжении договора.
В начале 2009 года между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» возникли разногласия по поводу стоимости услуг на 2009 г. за техническое обслуживание и ремонт лифтов. Данный спор касались только вопросов стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифтов. Разногласий по предмету договора у сторон не возникало. Предметом вышеуказанного договора является техническое обслуживание и ремонт лифтов, а именно техническое обслуживание лифтов, состоящее из ежемесячных ТО-1 и полугодовых ТО-2, а так же аварийно-технического обслуживания.
Так согласно направленного ООО «Лифтремонтмонтаж» 16.01.2009 г. в адрес ТД «Сибирь» проекта договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов, стоимость услуг на 2009 г. повысилась по сравнению с 2008 г на 210%. В частности, в 2008 г. договорная стоимость обслуживания 1 лифта в месяц составляла 1504 руб., на 2009 г. предлагалась стоимость услуги по цене 3163руб. 46 коп. Не согласившись с данным повышением 27.01.2009 г., ТД «Сибирь» направило ООО «Лифтремонтмонтаж» договор с протоколом разногласий.
До рассмотрения дела № 14-А-09 по существу, разногласия между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы не были, ООО «Лифтремонтмонтаж» осуществляло обслуживание и ремонт лифтов многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, РХ без заключенного между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы Согласно ст. 6 вышеуказанного закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производством объекте.
В соответствии с п.9.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.2003, регистрационный N 4597 (далее Правила), деятельность, в том числе по техническому обслуживанию, ремонту лифтов осуществляется организациями, специализирующимися на выполнение соответствующих работ (специализированная организация).
Исходя из п.12.2.2 вышеуказанных Правил следует, что обслуживание лифтов включает в себя проведение ежемесячных осмотров лифта. Система плановопредупредительных ремонтов включает в себя систему технического обслуживания (периодические осмотры, текущие ремонты, аварийно-техническое обслуживание) и систему восстановления ресурсов лифтов (капитальный ремонт, модернизация при эксплуатации).
Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно Сборника сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (далее - СН-ТОЛ), утвержденного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
В соответствии с п.2.4 и п.2.6 СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком в сторону снижения. При этом учитываются такие особенности, как срок эксплуатации лифта, техническое состояние и изношенность лифта, интенсивность эксплуатации, качество эксплуатации, зависящее от контингента проживающих в жилых домах, удаленность лифа от центра города, схема управления лифтом (релейная, электронная либо микропроцессорная), обеспеченность лифта диспетчерской связью, наличие у заказчика задолженности за оказанные услуги, техническое состояние строительной конструкции шахты лифта и машинного помещения и др.
Кроме того, на фактическую стоимость технического обслуживания лифтов значительно влияет изменение размера оплаты труда персоналу (специализированной по лифтам организации). При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». Следует отметить, что в соответствии с вышеуказанным отраслевым тарифным соглашением в 2008 году базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составляла не менее 2550 рублей, а в 2009 г. согласно «Соглашения о внесении изменений и дополнений в отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010» не ниже 3500 руб. Базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства выросла по сравнению с 2008 г. на 137%.
Из предоставленных ООО «Лифтремонтмонтаж» документов следует, что в 2008 г. стоимость услуг за обслуживание 1 лифта многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия, в месяц составляла 1504 руб. В 2009 г. согласно проекта договора и локальной сметы № 1 на техническое обслуживание и текущий ремонт лифта г/п 320-400 кг стоимость услуг за обслуживание 1 лифта вышеуказанного дома – 3163 руб. 46 коп.
В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение ООО «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана.
ООО «Лифтремонтмонтаж» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» были урегулированы, в частности договорная стоимость технического обслуживания и ремонта 1 лифта в месяц была установлена в сумме 2550 руб. Урегулирование разногласий подтверждается представленными директором ООО «Лифтремонтмонтаж» копиями документов, в частности заключенным между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» Договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. и приложением № 2 к данному договору. Согласно пояснениям директора ООО «Лифтремонтмонтаж» стоимость технического обслуживания и ремонта 1 пассажирского лифта в месяц на 2009 г. установлена в сумме 2550 руб. для всех хозяйствующих субъектов, с которыми ООО «Лифтремонтмонтаж» еще не заключило договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
В связи с этим, в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана, доминирующим.
2. Производство по делу № 14-А-09 прекратить.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.


Председатель комиссии Э.Р.Гофман

Члены комиссии И. А. Андрюшкова

И.И. Жукова

Е.С. Северина

Связанные организации

Связанные организации не указаны