Решение №019/07/03-839/2020 Решение по жалобе № 019/07/03-839/2020 от 23 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/07/03-839/2020

 

23.07.2020 года                                                                                        г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту – Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора в составе:

Председатель комиссии -

Члены комиссии:

….

при участии представителей посредством видеоконференции VideoMost:

заявителя – ООО «Э»;

заказчика –АО «ТК»;

участника закупки, направившего возражение на жалобу –ООО «А,

рассмотрев жалобу ООО «Э» на действие (бездействие) заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку Мульчера для нужд Камчатского филиала АО «ТК РусГидро» (реестровый № 32009228860), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 14.07.2020г. входящий № 6106 поступила жалоба ООО «Э» на действие (бездействие) заказчика – АО «ТК» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки Мульчера для нужд Камчатского филиала АО «ТК РусГидро» Лот № 0009-ИНВ КОСВ ДОХ-2020-ТК (реестровый № 32009228860), дата размещения в ЕИС извещения 10.06.2020.

Заявитель считает, что закупка осуществлена с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) и Положения о закупке заказчика, утвержденного и размещенного в ЕИС, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «Э» в допуске к участию в аукционе. В нарушение ч.13 ст.4 закона, Закупочная комиссия указала в протоколе №1 от 10.07.2020 года результат рассмотрения заявок - заявка ООО «Э» отклонена от дальнейшего рассмотрения, но не указала основание для отклонения заявки ООО «Э», в протоколе указана лишь общая формулировка. Кроме того, заявитель полагает, что нарушена ч.6.1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку заказчик установил требования в техническом задании к предмету закупки, которые приводят к необоснованным ограничениям по отношению к участникам закупки.

По результатам рассмотрения жалобы, заявитель просит признать её обоснованной, а действия закупочной комиссии по принятию решения об отклонении заявки ООО «Э» от дальнейшего рассмотрения незаконными и несоответствующими положениям Документации о проведении аукциона в электронной форме и Закона о закупках, отменить протокол №1 закупочной комиссии по аукциону в электронной форме на поставку Мульчера для нужд Камчатского филиала АО «ТК» (Лот № 0009-ИНВ КОСВ ДОХ-2020-ТК) от 10.07.2020 года, а также выдать предписание о повторном рассмотрении заявок.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, а в целях защиты прав и законных интересов участников закупок предусматривает судебное обжалование, а также обжалование в соответствии с частью 10 статьи 3 закона в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденном Советом директоров ПАО «РусГидро» (протокол от 04.10.2018 № 277) и размещенному в Единой информационной системе (ЕИС) www.zakupki.gov.ru, с последующими изменениями к нему. Основанием для применения указанного выше Единого положения о закупках является решение Совета директоров АО «ТК Русгидро» о присоединении с 01.11.2018 к положению (протокол № 11 от 26.10.2018г.).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено указанным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении аукциона в электронной форме (далее - Извещение, Документация о закупке) размещены в ЕИС - 10.06.2020, (реестровый № 32009228860) Лот № 0009-ИНВ КОСВ ДОХ-2020-ТК,

2. Начальная (максимальная) цена договора - 32 083333,33 рублей без учета НДС;

3. Дата окончания подачи заявок - «26» июня 2020 г. в 14 ч. 00 мин.  (по московскому времени);

4. Дата подведения проведения аукциона - «10» июля 2020 г. в 14 ч. 00 мин.  (по московскому времени).

5. Дата подведения итогов закупки: «13» июля 2020г.

На участие в аукционе подано 4 (четыре) заявки, из них 2 (две) заявки признаны не соответствующими требованиям Документации.

 

В результате рассмотрения жалобы по существу, комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

Согласно протоколу от 10.07.2020 № 1 Закупочной комиссии заявки участников № 3800 и № 3813 (заявка заявителя) рассмотрены   и отклонены от дальнейшего участия в аукционе на основании 4.9.6 а) Документации о закупке. Основанием для отклонения заявки Закупочная комиссия посчитала следующее:

Участником предложен эквивалент, при этом техническое предложение оформлено копированием технических параметров, что не соответствует требованиям закупочной документации в части заполнения технического предложения, а именно: «Участник обязан описать все позиции Технических требований (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ), с учетом предлагаемых условий Договора, а также требований разделов 4 и 6 настоящей Документации о закупке, при этом в предложении не допускается ограничиваться типовыми фразами («готовы выполнить все в соответствии с Техническими требованиями», «со всем согласны» и т.д.), или копированием конкретных требований из Технических требований, необходимо самостоятельно заполнить все ячейки/значения/разделы с описанием предлагаемых характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин, сроков и т.д., а также п. 4.5.5.2 Документации о закупке в котором установлено следующее требование: «При описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели»

Как указано выше, по мнению Заявителя, Закупочной комиссией неправомерно отклонена от дальнейшего рассмотрения заявка ООО «Э», при этом не указано основание для отклонения заявки ООО «Э», в протоколе указана лишь общая формулировка. Кроме того, заявитель полагает, что техническое задание составлено таким образом, что приводит к необоснованным ограничениям по отношению к участникам.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился по основаниям, указанным в пояснении по жалобе (вх.№ 6419 от 22.07.2020).

Заявителем - ООО «Э» в рамках конкурсной процедуры «Поставка Мульчера для нужд Камчатского филиала АО «ТК РусГидро», Лот № 0009-ИНВ КОСВ ДОХ-2020-ТК предложен: «Самоходный мульчер на гусеничном ходу ТЛ 4».

В соответствии с требованием п. 4.3 Технических требований Заказчика предлагаемая продукция должна советовать требованиям технического регламента ТР-ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и иметь действующий сертификат/декларацию, выданный органом сертификации Российской Федерации.

Заявителем представлена декларация соответствия на машины трелевочные гусеничные МТЧ-4, ТЛ-4, МСН-10, Т-147.00АЛМ, ТЛ-5АЛМ, ТЛ-5АЛМ 01, ЛП-18АЛМ, ЛП-187АЛМ. Однако, на самоходный мульчер на гусеничном ходу ТЛ 4 декларация соответствия требованиям технического регламента ТР-ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» не представлена.

В обоснование своей позиции, заказчик сослался на ряд доводов:

- В п. 5.2 технического предложения «тип гусениц» Заявителем предложено: «Качающееся шасси типа D4», при этом ходовая часть машины гусеничной ТЛ 4 имеет эластичную конструкцию и рычажно – балансирный тип с приподнятыми направляющим и ведущим колесом, также звенья гусеничной цепи имеют конструкцию с открытым шарниром. Требуемый Заказчиком тип ходовой части мульчера является - качающееся шасси типа D4, которое соответствует бульдозерному типу с увеличенной площадью контакта с поверхностью и как следствие уменьшенным давлением на грунт, также имеющее звенья гусеничной цепи с закрытыми шарнирами позволяющие снизить износ подвижных частей (траков).

- В п. 2.1. «Тип». Раздела 2. «Двигатель» Заявителем предложено: «Дизельный, четырёхтактный, шестицилиндровый, рядный», при этом согласно технической информации, представленной в ходе испытаний машины гусеничной ТЛ 4 на базе «Алтайской МИС» тип двигателя: «четырехцилиндровый, четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом и охлаждением надувочного воздуха».

- В п. 2.3. «Мощность, л.с.». Раздела 2 «Двигатель» Заявителем предложено: «278», при этом согласно технической информации, представленной в ходе испытаний машины гусеничной ТЛ 4 на базе «Алтайской МИС» мощность двигателя, составляет 163 л.с.

- В п. 3.2. «Количество передач вперед – назад (ступень) Заявителем предложено «20» при этом согласно технической информации, представленной в ходе испытаний машины гусеничной ТЛ 4 на базе «Алтайской МИС» количество передач вперед – 8. назад – 4.

- В п. 5.3. «Ширина гусениц, (трака) мм» Заявителем предложено: «730», при этом согласно технической информации, представленной в ходе испытаний машины гусеничной ТЛ 4 на базе «Алтайской МИС» ширина гусеницы составляет 500 мм.

- В п. 6.9. «Привод подъема кабины» Заявителем предложено: «электрический» при этом машина гусеничная ТЛ 4 имеет капотную компоновку, при которой электрический подъем кабины не требуется.

 

Участник закупки, который направил возражение на жалобу – ООО «А» 23.07.2020 вх. № 6430 представил отзыв на жалобу ООО «Э».  ООО «А» полагает, что Заказчик правомерно отклонил заявку участника закупки № 3813, поскольку ООО «Э» не предоставлены соответствующие предмету закупки декларации/сертификаты соответствия на продукцию «Самоходный гусеничный мульчер», что не соответствует п. 4.3. Технических требований, которым предусмотрено, что продукция должна соответствовать требованиям технического регламента ТР-ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и иметь действующий сертификат/декларацию, выданный органом сертификации Российской Федерации (Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Участником закупки в составе своей заявки скан копию указанного сертификата/декларации со всеми приложениями в формате PortableDocumentFormat (*.pdf)).

 

 

ООО Завод «А» не имеет сертификатов соответствия/деклараций на продукцию «Самоходный гусеничный мульчер». Данные обстоятельства подтверждаются отсутствием в реестре деклараций/сертификатов соответствия, находящихся по электронным адресам https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration и https://pub.fsa.gov.ru/rds/certificate документов на «Самоходный гусеничный мульчер» производства ООО Завод «А».

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, участника закупки, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 4.5.5.1 Документации о закупке, описание продукции должно быть подготовлено Участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.16.

Пунктом 1.2.16 Документации о закупке установлено требование к описанию продукции, которое должно содержать подробное предложение Участника в отношении поставляемой продукции, включая функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции по параметрам эквивалентности, указанным в Технических требованиях Заказчика - по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.4.

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 Документации о закупке, участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (Приложение № 4 - Состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Требованиями подраздела 7.4 Документации  о закупке установлено, что участник обязан описать все позиции Технических требований (Приложение № 1 - Технические требования), с учетом предлагаемых условий Договора, а также требований разделов 4 и 6 настоящей Документации о закупке, при этом в предложении не допускается ограничиваться типовыми фразами («готовы выполнить все в соответствии с Техническими требованиями», «со всем согласны» и Т.Д.), или копированием конкретных требований из Технических требований, необходимо самостоятельно заполнить все ячейки/значения/разделы с описанием предлагаемых характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин, сроков и т.д.

Как указано выше, пунктом 4.3 и 4.4 Технических требований предусмотрено, что продукция должна соответствовать требованиям технического регламента ТР-ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и иметь действующий сертификат/декларацию, выданный органом сертификации Российской Федерации. В случае указания в настоящих ТТ (включая приложения к ним) товарных знаков, марок, производителей, Участник вправе предложить эквивалент с характеристиками, не ниже заявленным в Приложении №1 к ТТ.

 

При этом пунктом 4.9.6 Документации о закупке установлено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации, или документов;

б) несоответствие Участников требованиям Документации о закупке;

в) несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям Документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке);

г) несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;

д) несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке, в том числе превышение цены заявки (первой ценовой ставки) установленного размера НМЦ;

е) несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке).

Согласно Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента. Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора) (пункт 1 статьи 7).

Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме сертификации и декларирования. Согласно пункту 33 Приложению № 3 ТР ТС 010/2011 оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава (кроме пил бензиномоторных и цепных электрических) подлежит подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия. При этом для серийно выпускаемых машин и (или) оборудования, для партии машин и (или) оборудования (единичного изделия) заявитель формирует комплект документов, проводит испытания образцов в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре), принимает и регистрирует декларацию о соответствии (статья 9).

Все данные размещаются на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации национальной системы аккредитации https://fsa.gov.ru, а также в реестре деклараций/сертификатов соответствия, находящихся по электронным адресам https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration и https://pub.fsa.gov.ru/rds/certificate.

Комиссия Хакасского УФАС России установлено, что в составе заявки Заявителем ООО «Энергетический Альянс Сибири» представлена декларация о соответствии на машины трелевочные гусеничные МТЧ-4, ТЛ-4, МСН-10, Т-147.00АЛМ, ТЛ-5АЛМ, ТЛ-5АЛМ 01, ЛП-18АЛМ, ЛП-187АЛМ, выданная Испытательной лабораторией машин для леса и деревообработки Ассоциации по безопасности лесных машин и оборудования «СЕРТЛЕСМАШ» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ЛМ02, действителен до 03.09.2014г.). При этом в реестре деклараций соответствия Федеральной службы по аккредитации национальной системы аккредитации сведения отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что заявка заявителя подлежала отклонению, в этой части жалоба необоснованная.

Вместе с тем, согласно части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать в том числе следующие сведения: 3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Аналогичные требования содержаться в пункте 4.9.7 Документации о закупке.

В представленных пояснениях заказчиком перечислены иные основания, которые в протоколе № 1 Закупочной комиссии по аукциону от 10.07.2020г., не отражены, что является нарушением пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты рассмотрения заявки заявителя в связи с чем, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Довод заявителя о нарушении части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в части установления требований в техническом задании к предмету закупки, которые приводят к необоснованным ограничениям по отношению к участникам закупки, также не подтвердился. Требования в техническом задании составлены таким образом, что подходит, как минимум два мульчера - Мульчер PRINOTH RAPTOR 300 (Германия) и FAE Group S.p.A. (Италия).

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 3 Закона о закупках, статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу № 019/07/03-839/2020 ООО «Э» на действия закупочной комиссии Заказчика – АО «ТК» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки Мульчера для нужд Камчатского филиала АО «ТК РусГидро» Лот № 0009-ИНВ КОСВ ДОХ-2020-ТК (реестровый № 32009228860) обоснованной в части отсутствия в протоколе № 1 Закупочной комиссии по аукциону от 10.07.2020г., всех оснований для отклонения заявки заявителя.

 

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

 

3. Предписание не выдавать, поскольку это не повлияло решение об отклонении заявок.

 

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.07.2020 № 019/07/03-839/2020 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны