Решение б/н Решение по делу № 26-А-08 о нарушении антимонопольного закон... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 26-А-08

15 января 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: .... – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: .... – главный специалист-эксперт отдела АЗР;
.... – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
.... – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

в присутствии:
- индивидуальных предпринимателей: ...., ...., ....;
- от ЗАО «ХАКАСНЕФТЕПРОДУКТ ВНК» юрисконсульта .... (доверенность № 12-фас от 20 ноября 2008 г.); бухгалтера .... (доверенность № 13-фас от 20 ноября 2008 г.);
- представителя индивидуальных предпринимателей ...., ....,...., ...., ...., ...., ....– .... (доверенность от 24 октября 2008 г.);
- представителя индивидуального предпринимателя .... – .... (доверенность от 25 ноября 2008 года);
- представителя индивидуального предпринимателя .... – .... (доверенность от 20 марта 2008 г.);
- представителя индивидуального предпринимателя ... – .... (доверенность № 19-01/141016 от 29 июля 2008 г.);
- представителя индивидуального предпринимателя .... – .... (доверенность № 19-01/143753 от 19 ноября 2008 г.);
- представителя индивидуального предпринимателя .... – .... (доверенность от 12 января 2009 г.),
рассмотрев дело N 26-А-08 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ... индивидуальным предпринимателем .... индивидуальным предпринимателем...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем ...., индивидуальным предпринимателем..., индивидуальным предпринимателем ..., ЗАО «Хакаснефтепродукт», индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., ООО «Север», индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем .., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем ..., индивидуальным предпринимателем..., индивидуальным предпринимателем ... части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

06 октября 2008 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступил парламентский запрос о ситуации, сложившейся с ценообразованием на горюче-смазочные материалы в Республике Хакасия. Хакасскому УФАС России совместно с Прокуратурой Республики Хакасия поручено провести комплексную проверку и расследовать причины ситуации, имеющей признаки ценового сговора хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию ГСМ в республике.
По результатам проведенного анализа ситуации на рынке ГСМ в Республике Хакасия Хакасским УФАС России установлено, что в связи с отсутствием нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов в Республику Хакасия бензины автомобильные и дизельное топливо завозятся железнодорожным и автомобильным транспортом из других регионов.
Оптовой поставкой нефтепродуктов занимается более пяти хозяйствующих субъектов. Самыми крупными из них являются индивидуальный предприниматель Городилов В.В. и ООО «Нефрас».
В розничной сети реализация автомобильного бензина и дизельного топлива осуществляется через стационарные автозаправочные станции (АЗС).
В целях установления хозяйствующих лиц, осуществляющих розничную реализацию ГСМ на территории г. Абакана Хакасское УФАС России использовало информацию, предоставленную Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия. Список хозсубъектов дополнялся с учетом информации, полученной от данных предпринимателей в связи с передачей ими АЗС в аренду другим лицам. В итоге было выявлено 35 хозяйствующих субъектов, осуществляющих в границах г. Абакана розничную реализацию ГСМ.
По результатам еженедельного мониторинга цен на горюче-смазочные материалы, проводимого Хакасским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы России, а также во исполнение вышеуказанного парламентского запроса, Хакасское УФАС России получило следующую информацию о ценах на ГСМ в августе - сентябре 2008 года.
Значительного изменения оптовых и розничных цен на бензин марки АИ-95 в указанный период не происходило.
С середины августа 2008 года и практически весь сентябрь 2008 года наблюдалась стойкая тенденция к уменьшению оптовой цены АИ-92 (с 29328 руб./т. до 24350 руб./т.) и дизтоплива (с 28665 руб./т. до 22875 руб./т.). Согласно данным мониторинга оптовых цен на ГСМ, проводимого Хакасским УФАС России в период в 04.08.08 по 31.08.08 оптовая цена бензина АИ-92 снизилась на 13,9%, дизтоплива – 11,8%
Розничная цена на бензин АИ-92 и дизтопливо, напротив, весь август и первую половину сентября 2008 года была стабильна. Начиная с середины сентября, началось снижение розничных цен на бензин марки АИ-92 (с 25,65 руб./л. до 23,95 руб./л.) и дизтоплива (с 26,95 руб./л. до 24,5 руб./л.).
Таким образом, Хакасским УФАС России была выявлена разница в тенденции снижения оптовой цены относительно тенденции снижения розничной цены: снижение розничных цен на АИ-92 и дизтопливо значительно отставало от темпов снижения оптовых цен. Исходя из представленной информации в указанный период в действиях хозяйствующих субъектов прослеживается относительно единообразная и синхронная динамика изменения розничных цен по бензину АИ-92 и дизтопливу.
Учитывая вышеуказанную информацию, Хакасское УФАС России усмотрело признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина АИ-92 и дизтоплива, выразившиеся в поддержании в течение одного месяца и одной недели розничных цен на ГСМ на уровне, установленном до снижения оптовых цен, в пределах территории г. Абакана.
28 октября 2008 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 26-А-08 по признакам нарушения 35 индивидуальными предпринимателями: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... ..., .. ..., .., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север» части 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хакасского УФАС России был уточнен круг лиц, участвующих в деле.
Определениями о прекращении участия ответчика по делу из рассмотрения дела были исключены индивидуальные предприниматели ...., ...., ...., .... ,...... ,...... ,......  , ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... ..., .. ..., .., истребуемой информации по динамике цен на ГСМ в проверяемый период и отсутствием подтверждения надлежащего уведомления данных лиц о месте и времени рассмотрения дела, Комиссия Хакасского УФАС России решила выделить антимонопольное дело в отдельное производство № 26-А-08/1.
В связи с этим Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о возможности рассмотрения вопроса по существу дела в отношении 11 хозяйствующих субъектов: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... ..., .. ..., ..,.
Перечисленные выше хозяйствующие субъекты, их представители нарушения антимонопольного законодательства не признали и с требованиями Хакасского УФАС России не согласились по следующим основаниям.
1. Розничные цены на бензин АИ-92 и дизтопливо не совпадают, разница составляет от 10 до 50 копеек за 1 литр топлива;
2. Приобретается автомобильное топливо у разных оптовых продавцов по различной цене, а также с разными затратами на транспортировку ГСМ;
3. Разный запас топлива, приобретенного по цене до ее изменения, следовательно, синхронности действий быть не может;
4. Друг с другом лично не знакомы, следовательно, сговориться о чем-либо, в том числе, о поддержании цены на ГСМ в определенный период, не могли;
5. Отсутствует законодательная норма, ограничивающая размер торговой надбавки при реализации ГСМ и период ее установления.
Учитывая вышеизложенные доводы, указанные лица считают свои действия не нарушающими часть 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.
Основными факторами, влияющими на формирование цены участниками рынка реализации ГСМ являются расходы за землю (арендная плата дифференцируется в зависимости от зоны нахождения объекта), размер доходной части (различный товарооборот), различные поставщики нефтепродуктов и, следовательно, разные закупочные цены на одинаковые марки бензина и дизтоплива, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов и др.
Как следует из представленной в материалы дела индивидуальным предпринимателем ... информации, розничная цена на автомобильное топливо, реализуемого через АЗС № 5, расположенную по адресу г.Абакан, ул. Набережная, 06 на 03 августа 2008 года была установлена в размере 25,2 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 26,5 руб/л., у индивидуального предпринимателя ... на вышеуказанную дату цена 1 литра бензина марки АИ-92 составляла 25,7 руб., дизтоплива – 27 руб/л.; у индивидуального предпринимателя ... (АЗС расположена по адресу: г. Абакан, ул. Аскизская, 258) - 25,02 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 26,29 руб/л.; у ЗАО «Хакаснефтепродукт» (АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Тельмана, 92 а, ул. Молодежная, 24) по 25,5 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 26,7 руб/л.; у индивидуального предпринимателя ... (АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Дружбы Народов, 55) - 25,0 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 26,8 руб/л.; у индивидуального предпринимателя .... (АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Крылова, 121) - 25,7 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 27 руб/л.; у индивидуального предпринимателя .... (АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 9) - 25,7 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 27 руб/л.; у индивидуального предпринимателя .... (АЗС расположена по адресу г. Абакан, перекресток ул. Крылова – ул. Некрасова) - 25,7 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 26,9 руб/л.; у индивидуального предпринимателя ....(АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Стофато) - 25,7 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92; у индивидуального предпринимателя ....(АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Итыгина, 30) – 25,7 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 27 руб/л.; у индивидуального предпринимателя ....(АЗС расположена по адресу г. Абакан, ул. Аскизская, 248) - 25,1 руб. за 1 литр бензина марки АИ-92, дизтоплива – 27 руб/л. Указанная цена на автомобильное топливо оставалась неизменной до середины сентября 2008 года (при этом оптовые цены были снижены на начало сентября в среднем на 10%). Из анализа представленных данных следует, что снижение указанных цен на ГСМ вышеперечисленными хозсубъектами началось с 13 - 15 сентября 2008 года и составило в среднем по бензину АИ-92 5-9%, дизтопливу – 3-5%.
Цена 1 литра бензина АИ-92, реализуемого индивидуальным предпринимателем .... составила 24 рубля, дизтоплива – 25,5 рублей, .... – бензин АИ-92 –23,52 руб., д/т - 25,5 руб., .... 24,4 руб., д/т – 25,7 руб., .... – 24,0 руб., д/т – 25,30, .... с 30.09.08 – бензин АИ-92 - 24,0 руб., д/т – 24,5 руб., .... с 30.09.08 – бензин АИ-92 - 23,8 руб., д/т – 24,8 руб., .... - с 30.09.08 – бензин АИ-92 - 23,9 руб., д/т – 24,8 руб., .... - с 30.09.08 – бензин АИ-92 - 23,8 руб., .... - с 30.09.08 – бензин АИ-92 - 23,8 руб., д/т – 23,9 руб., .... - с 30.09.08 – бензин АИ-92 - 24,03 руб., д/т – 25,32 руб.
Согласно Протоколу утверждения цены реализации № 46 от 15 сентября 2008 года постоянно действующей комиссии ЗАО «Хакаснефтепродукт» с 14- 00 час. 15.09.2008 г. для АЗС № 56 была назначена цена розничной реализации нефтепродуктов: бензина АИ-92- 24,5 руб., д/т – 25,5 руб.
Из анализа Положения о комиссии по ценовой политике ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» следует, что для обеспечения конкурентоспособности цен на территории Республики Хакасия и юге Красноярского края общество осуществляет сбор и анализ материалов о действующих ценах на указанной территории. В вышеуказанном протоколе утверждения цены реализации указано, что при назначении цен розничной реализации нефтепродуктов рассматривается мониторинг розничных цен конкурентов.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в силу специфики данного рынка, его участники следят за изменением цен других хозяйствующих субъектов, реализующих ГСМ, поскольку результат данных действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. Данный вывод подтверждает, что действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Перечисленные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по розничной реализации ГСМ на одном локальном товарном рынке - в границах города Абакана.
Данные согласованные действия достигнуты без какого-либо письменного соглашения, однако совершены на одном локальном рынке, то есть известны каждому из хозсубъектов, осуществляющих розничную реализацию ГСМ. Несмотря на объективные факторы – закупочные цены, коммерческие расходы (издержки), влияющие на формирование розничной цены на автомобильный бензин и дизельное топливо, которые имеют различный уровень, действия хозсубъектов по поддержанию розничных цен на нефтепродукты привели к отсутствию ценовой состязательности.
Также Комиссия не принимает довод хозсубъектов о том, что в связи с разными запасами топлива, приобретенного по цене до ее изменения, синхронности действий быть не может, а также довод об отсутствии между участниками данного локального рынка личного знакомства, и как следствии невозможности договориться о чем-либо, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи в применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Для доказательства согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. К таким обстоятельствам, статья 8 ФЗ «О защите конкуренции» относит изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Как было установлено в ходе рассмотрения данного дела не все участники данного рынка располагают большими емкостями (резервуарами) для хранения ГСМ, как минимум, у половины из них запасов топлива достаточно в среднем на одну неделю реализации ГСМ. Следовательно, данные хозяйствующие субъекты при покупке новой партии ГСМ по сниженной цене, могли снизить розничную цену реализации ГСМ пропорционально снижению оптовой цены. Однако этого сделано не было.
Таким образом, действия названных хозяйствующих субъектов по поддержанию цены на ГСМ соответствуют условиям ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите конкуренции» и поэтому являются согласованными.
В соответствии с частью 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (цен), скидок, надбавок (доплат), наценок.
При возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о конкуренции не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен безусловный запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами которые приводят или могут привести к поименованным последствиям. Данный вывод соответствует пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30.
В связи с тем, что в сентябре – в октябре 2008 года указанными хозсубъектами цены на ГСМ были снижены: цена одного литра бензина марки А-92 снизилась в среднем до 22 рублей, дизтоплива – до 23 рублей, а к моменту вынесения решения цена одного литра бензина марки А-92 в среднем до 17 руб. 50 коп., дизтоплива – до 20 руб., следовательно, до рассмотрения дела по существу названные индивидуальные предприниматели и ЗАО «Хакаснефтепродукт» добровольно устранили нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело № 26-А-08 в отношении индивидуальных предпринимателей ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... ..., .. ..., ..,., ЗАО «Хакаснефтепродукт» подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать индивидуальных предпринимателей .... (ул. Щетинкина, 29, г. Абакан), .... (ул. Аскизская, 216-42, г. Абакан), .... (ул. Колхозная, 45-6, г. Абакан), .. (ул. Чехова, 128-83, г. Абакан, 655001), .... (ул. Советская, 136-86, г. Абакан, 655004), .... . (ул. Совхозная, 19, г. Абакан, 655009), .... . (ул. Аскизская, 200-48, г. Абакан, 655000), .... . (ул. Торосова, 17-134, г. Абакан, 655010), .... . (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, 655017), .... . (ул. Первая, 27, г. Абакан, 655014), ЗАО «Хакаснефтепродукт» (ул.Гагарина, 7, г. Абакан, 655000) нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства дело № 26-А-08 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальными предпринимателями .... .... ., .... ., ЗАО «Хакаснефтепродукт», .... ., .... ., .... ., .... ., .... ., .... ., .... . производством прекратить.

Председатель комиссии:....

Члены комиссии....

....

....

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны