Решение №019/01/11-105/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/11-105/2021 от 16 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчикам

ООО Строительная компания «Стройлайн»

Гоголя ул., д. 51, офис 24/1,                                    г. Новосибирск, Новосибирская область, 630112

 

АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК»

Новаторов ул., 1, г. Москва, Российская Федерация, 119421

 

Заинтересованному лицу

ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – Русгидро»

1)      Дубровинского ул., д. 43, корп. 1, г. Красноярск, Красноярский край, 660017

2)      Малая Дмитровка ул., д. 7, г. Москва, 127006

 

Лицам, располагающими сведениями

<…>

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

<…>

<…>, г. Москва, 125364

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/11-105/2021

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 августа 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                 

<…>, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

 

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

заседание проводилось через систему видеоконференцсвязи,

 

в присутствии

представителя ответчика – от ООО Строительная компания «Стройлайн» по доверенности № 21/21 от 02.08.2021 сроком действия на один год <…> (явка в здание Хакасского УФАС России),

представителя ответчика – от АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» по доверенности № 80 от 01.01.2021 сроком действия по 31.12.2022 <…> (посредством видеоконференцсвязи),

представителя заинтересованного лица – от ПАО «РусГидро» по доверенности № 8492 от 23.12.2019 сроком действия до 31.03.2022 <…> (посредством видеоконференцсвязи),

лица, располагающего сведениями – <…> (паспорт), (явка в здание Хакасского УФАС России),

представителя лица, располагающего сведениями – от <…> по доверенности № 19 АА 0629503 от 25.06.2020 сроком на два года <…> (явка в здание Хакасского УФАС России),

в отсутствии лица располагающего сведениями – <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, заявившего ходатайство об отложении рассмотрения дела,

 

рассмотрела материалы дела № 019/01/11-105/2021, возбужденного по признакам нарушения ООО Строительная компания «Стройлайн» (ул. Гоголя, д. 51, офис 24/1, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630112), АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» (Новаторов ул., 1, г. Москва, Российская Федерация, 119421) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в поддержании цен на торгах (открытый конкурс в электронной форме 31806621281 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС)),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с Приказом Хакасского УФАС России от 05.02.2021 № 8 в отношении ООО Строительная компания «Стройлайн», АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в поддержании цен на торгах (открытый конкурс в электронной форме 31806621281 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС)).

Определением от 11.02.2021 о назначении дела № 019/01/11-105/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 05 марта 2021 г.

До заседания комиссии от заинтересованного лица – ПАО «РусГидро» поступили письменные пояснения от 25.02.2021 (вх. № 1726).

         На заседании комиссии <…> поддержала пояснения Общества от 25.02.2021, а также пояснила, что открытый конкурс в электронной форме 31806621281 прошел в полном соответствии с действующим законодательством и Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро.

На конкурс было подано четыре заявки, два заявки впоследствии были отклонены. К переторжке допущены два участника – ООО Строительная компания «Стройлайн», АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК». На переторжку поступила одна заявка АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», которое и стало победителем закупки. Сведениями о поведении других участников (в том числе о причинах неучастия ООО Строительная компания «Стройлайн» в переторжке) заказчик не обладает.

На вопросы о дате заключения договора, сроках выполнения работ, привлечении субподрядных организаций для выполнения спорных работ, участии ООО Строительная компания «Стройлайн», АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» в других торгах, представитель пояснить затруднилась.

Определением от 05.03.2021 об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-105/2021 рассмотрение дела отложено на 06 апреля 2021 г.

До заседания комиссии от заинтересованного лица – ПАО «РусГидро» поступили письменные пояснения от 01.04.2021 (вх. № 3150).

На заседании комиссии <…> поддержала пояснения Общества от 01.04.2021. АО «Гидроремонт ВКК» не привлекались субподрядчики для выполнения работ по договору.

До заседания комиссии от ответчика – АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» поступили письменные пояснения от 05.04.2021 (вх. № 3291) о несогласии с вменяемым нарушением, в том числе по причине вероятностных выводов эксперта в заключении № 4/156 от 03.07.2020.

На заседании комиссии <…> поддержала пояснения Общества от 05.04.2021, а также ходатайствовала об объявлении перерыва для подготовки ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью истребования дополнительных документов в МВД по Республике Хакасия.

Мотивы и цели телефонных переговоров накануне переторжки обусловлены тем обстоятельством, что <…> звонил <…> напомнить о том, что будет переторжка.

В заседании комиссии объявлен перерыв до 14:00 06.04.2021.

После перерыва в заседании комиссии приняла участие представитель АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» по доверенности № 80 от 01.01.2021 сроком действия по 31.12.2022 <…>.

В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью истребования дополнительных документов в МВД по Республике Хакасия от 06.04.2021 (вх. № 3330):

- постановления судьи Верховного суда Республики Хакасия от 16.02.2018 о разрешении проведения ОРМ в отношении <…>,

- аудиозаписей разговоров между <…> и <…>,

- постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей от 25.02.2020,

- постановления о предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 26.02.2020.

В силу пункта 2 части 4 статьи 45 Закона о защите конкуренции на заседании комиссии заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания.

Заявленное АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» ходатайство комиссия Хакасского УФАС России удовлетворила в части запроса постановления судьи Верховного суда Республики Хакасия от 16.02.2018 о разрешении проведения ОРМ в отношении <…>,  постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей от 25.02.2020, постановления о предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 26.02.2020, поскольку указанные документы свидетельствуют о легитимности полученных аудиозаписей, а также легализации полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности информации.

Относительно ходатайства о запросе аудиозаписей в органе предварительного следствия комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о том, что в материалах дела имеются письменные доказательства (протоколы допросов, иные документы), которые допускаются в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Следовательно, у комиссии Хакасского УФАС России отсутствовали основания для удовлетворения ходатайства представителя ответчика о запросе аудиозаписей в органе предварительного следствия.

Определением от 06.04.2021 об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-105/2021 рассмотрение дела отложено на 26 апреля 2021 г.

До заседания комиссии от АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью ознакомления с материалами дела (с учетом истребуемых материалов из МВД по Республике Хакасия).

Представители ООО Строительная компания «Стройлайн» с признаками нарушения антимонопольного законодательства не согласились, пояснили, что правовая позиция будет сформирована позднее.

Представитель АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» поддержала заявленное ходатайство об отложении рассмотрении дела.

Определением от 26.04.2021 об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-105/2021 рассмотрение дела отложено на 28 мая 2021 г.

До заседания комиссии от ООО Строительная компания «Стройлайн» поступило ходатайство о перерыве в заседании комиссии с целью ознакомления с приказом Хакасского УФАС России об изменении состава комиссии.

Объявлен перерыв до 15:05 28.05.2021.

Заседание продолжилось в 15:05 28.05.2021.

До заседания комиссии от АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью самостоятельного получения истребуемых материалов в МВД по Республике Хакасия на основании адвокатского запроса.

Представитель АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» поддержала заявленное ходатайство об отложении рассмотрении дела.

До заседания комиссии от ООО Строительная компания «Стройлайн» поступило ходатайство (вх. 5075 от 27.05.2020). На заседании комиссии представитель ООО Строительная компания «Стройлайн» <…> просил оставить разрешение ходатайства, поданного ООО Строительная компания «Стройлайн», до получения документов в материалы дела по ходатайству АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК».

Определением от 28.05.2021 об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-105/2021 рассмотрение дела отложено на 01 июля 2021 г.

До заседания комиссии представители ООО Строительная компания «Стройлайн», АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» ознакомились с материалами дела № 019/01/11-105/2021.

Представитель ПАО «РусГидро» поддержала доводы, изложенные ранее. О признаках сговора между участниками торгов заказчик осведомлен не был. На вопрос представителя ООО Строительная компания «Стройлайн» о причинах изменения даты переторжки, представитель ПАО «РусГидро» пояснить затруднилась. На вопрос представителя ООО Строительная компания «Стройлайн» о том, производилась ли закупка по лоту № 1-Рем-2018-НовГЭС в условиях срочной потребности или чрезвычайной ситуации, представитель ПАО «РусГидро» ответила отрицательно. Сведения о преддоговорных переговорах содержатся в материалах дела (пояснения заинтересованного лица от 25.02.2021).

Представитель ООО Строительная компания «Стройлайн» поддержал ходатайство АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», указав, что документы, представленные МВД по Республике Хакасия, не подтверждают законность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, представленные материалы уголовного дела не будут являться допустимыми доказательствами.

01.07.2021 на заседании комиссии Хакасского УФАС России представители ООО Строительная компания «Стройлайн» поддержали ходатайство от 27.05.2021 (вх. № 5075) о запросе информации у организатора торгов о том, производилась ли закупка по лоту № 1-Рем-2018-НовГЭС в условиях срочной потребности или чрезвычайной ситуации, у заказчика – о проведении преддоговорных переговоров с АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», проведении экспертизы представленных победителем смет, у АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» – копий документов, отражающих должностные обязанности <…> по состоянию на 10.07.2018, а также о проведении бухгалтерской экспертизы с целью установления факта получения выгоды ООО Строительная компания «Стройлайн» или создания условий для ее получения от участия в торгах № 1-Рем-2018-НовГЭС.

Рассмотрев указанное ходатайство ООО Строительная компания «Стройлайн», комиссия не нашла оснований для его удовлетворения, поскольку на заседании комиссии 01.07.2021 представитель заинтересованного лица пояснила, что закупка по лоту № 1-Рем-2018-НовГЭС не проводилась в условиях срочной потребности или чрезвычайной ситуации, сведения о преддоговорных переговорах содержатся в материалах дела (пояснения заинтересованного лица от 25.02.2021), сведения о должностных обязанностях <…> содержатся в материалах дела (протокол допроса свидетеля <…> от 12.03.2020, Положение об отделе маркетинга управления производственных программ, должностная инструкция начальника отдела маркетинга управления производственных программ). Документы о проведении экспертизы представленных победителем торгов смет не относятся к рассматриваемым комиссией обстоятельствам. Проведение бухгалтерской экспертизы с учетом квалификации вменяемого ответчикам нарушения представитель ООО Строительная компания «Стройлайн» не обосновал.

Рассмотрев ходатайство АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» об отложении рассмотрения дела, комиссия не нашла оснований для его удовлетворения.

Объявлен перерыв до 14:00 07.07.2021.

Заседание продолжилось в 14:00 07.07.2021, комиссия в составе <…>, <…>, <…>,

в присутствии

представителя ответчика – от ООО Строительная компания «Стройлайн» по доверенности № 20/21 от 07.07.2021 сроком действия на один год <…>,

представителя заинтересованного лица – от ПАО «РусГидро» по доверенности № 8492 от 23.12.2019 сроком действия до 31.03.2022 <…> (по системе видеоконференцсвязи),

в отсутствии АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением представителя в очередном отпуске.

В адрес Хакасского УФАС России от ООО Строительная компания «Стройлайн» поступили документы об отзыве полномочий представителей Общества <…>, <…>, а также ходатайства об ознакомлении с материалами дела, отложении рассмотрения дела.

Ходатайство об ознакомлении с материалами дела удовлетворено, в ходатайстве об отложении рассмотрения дела отказано, о чем указано в протоколе заседания комиссии.

Объявлен перерыв до 15:00 13.07.2021.

Заседание продолжилось в 15:00 13.07.2021, комиссия в составе <…>, <…>, <…>,

в присутствии

представителя ответчика – от ООО Строительная компания «Стройлайн» по доверенности № 20/21 от 07.07.2021 сроком действия на один год <…>,

представителя заинтересованного лица – от ПАО «РусГидро» по доверенности № 8492 от 23.12.2019 сроком действия до 31.03.2022 <…> (по системе видеоконференцсвязи),

в отсутствии АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением представителя в очередном отпуске.

В адрес Хакасского УФАС России от ООО Строительная компания «Стройлайн» поступило ходатайство о привлечении <…>, <…> в качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах. Позиция по делу будет сформирована позднее.

Представитель ПАО «РусГидро» поддержала доводы, изложенные ранее.

13.07.2021 проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке (определены временной интервал исследования товарного рынка, предмет торгов, состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах).

Определением от 13.07.2021 об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-105/2021 удовлетворено ходатайство ООО Строительная компания «Стройлайн» о привлечении <…>, <…> в качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, <…>, <…> привлечены в качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, удовлетворено ходатайство АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» об отложении рассмотрения дела, принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, удовлетворением ходатайства АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» об отложении рассмотрения дела на 12 августа 2021 г.

12.08.2021 на заседании комиссии представитель заинтересованного лица возражений на заключение об обстоятельствах дела не высказала, а также отметила отсутствие доказательств получения выгод ответчиками по делу.

         На заседании комиссии представитель АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях от 06.08.2021 (вх. № 7749 от 09.08.2021), выразила несогласие с выводами комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, а также указала о том, что в соответствии с заключением специалиста № 14237/Ц по результатам производства лингвистического исследования (заказчик – АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК») специалистом сделан вывод о том, что в речевых событиях, зафиксированных в стенограммах аудиозаписей телефонных разговоров от 10.07.2018 и 22.08.2018 отсутствуют лингвистические и психологические признаки договоренности между коммуникантами <…> и <…>.

В материалах дела отсутствует Постановление судьи Верховного суда Республики Хакасия от 16.02.2018, в связи с чем, не представляется возможным сделать вывод о том, действовало судебное разрешение на прослушивание телефонных переговоров 10.07.2018 и 22.08.2018.

При этом ответчиками не получена какая-либо выгода от результатов проведенного конкурса. Отказ ООО Строительная компания «Стройлайн» от участия в переторжке еще не свидетельствует о безусловной доказанности направленности его действий на поддержание цены и не является безусловным доказательством противоправного поведения и заключения антиконкурентного соглашения.

По ходатайству ООО Строительная компания «Стройлайн» объявлен пятиминутный перерыв.

После перерыва заседание комиссии продолжилось.

Лицо, располагающее сведениями – <…> пояснил, что еще до 10.07.2018 ему позвонил неизвестный мужчина из АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», сказал, что объявлены торги, уточнял про нашу заявку. Звонил не <…>. С ним не обсуждалось поведение ООО Строительная компания «Стройлайн» на торгах. ООО Строительная компания «Стройлайн» подало заявку для того, чтобы обеспечить проведение торгов. С АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» знаком ранее, так как акционерное общество выполняло ряд работ на объектах Саяно-Шушенской ГЭС.

<…> не помнит, содержание разговора знает из материалов оперативно-розыскной деятельности. 10.07.2018 <…> позвонил уточнить, подало ли ООО Строительная компания «Стройлайн» заявку или нет, на что <…> ответил, что Общество не планировало осуществлять какие-либо действия, кроме подачи заявки, после чего сообщил <…>, что “шагать” Общество не будет. Решение не участвовать в дальнейшем в торгах принималось лично <…>.

По содержанию разговора может предположить, что <…> звонил, чтобы выяснить, будет ли ООО Строительная компания «Стройлайн» участвовать в торгах. С <…> ни о чем не договаривался, а поставил его перед фактом. Преимущества никто не получил, цена определяется сметной стоимостью работ, согласованной с заказчиком.

Полагает, что законом не запрещено звонить хозяйствующим субъектам, их должностным лицам, даже если они являются конкурентами на торгах.

На вопрос Председателя комиссии об общении с <…> после 22.08.2018, <…> пояснил, что не помнит такие факты.

На заседании комиссии представитель ООО Строительная компания «Стройлайн» поддержал ходатайство <…> об отложении рассмотрения дела.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

19 июня 2018 года организатором конкурса (Акционерное общество «РусГидро Снабжение», далее по тексту АО «РГС»), действующим на основании агентского договора по организации и проведению конкурентных закупочных процедур с Заказчиком, заключенного между АО «РГС» и Публичным акционерным обществом «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ПАО «РусГидро») размещено извещение № 31806621281 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС).

Начальная (максимальная) цена договора 58 240 830 рублей 88 копеек.

В соответствии с требованиями Документации о закупке закупка проводится с использованием ЭТП «Единая электронная торговая площадка» https://rushydro.roseltorg.ru.

Срок окончания приема заявок на участие в закупке – 10.07.2018 в 12:00 (по московскому времени).

Дата, время и место вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке – 10.07.2018 в 12:00 (по московскому времени).

Дата, время и место рассмотрения заявок – 10.08.2018 в 12:00 (по московскому времени). Организатор по согласованию с Заказчиком вправе, при необходимости, изменить данный срок.

Дата, время и место подведения итогов закупки – 24.08.2018 в 12:00 (по московскому времени). Организатор по согласованию с Заказчиком вправе, при необходимости, изменить данный срок.

         В соответствии с протоколом процедуры вскрытия поступивших конвертов с заявками / открытия доступа к заявкам участников № 1 от 10.07.2018 в адрес организатора поступило 4 (четыре) заявки:

 

№ п/п

Наименование Участника закупки и его адрес

Цена заявки на участие в закупке

1

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» (119421, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новаторов, 1) ИНН/КПП 6345012488/774501001 ОГРН 1036301733005

48 942 700,00 руб. без НДС

57 752 386,00 руб. с НДС

2

Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «СтройЛайн» (655600, Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Саяногорск, Советский микрорайон, 25 "Б" офис (квартира) помещение 70Н) ИНН/КПП 1902022533/190201001 ОГРН 1091902000740

49 356 636,34 руб. без НДС

58 240 830,88 руб. с НДС

3

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТРОСТРОЙ» (115230, Российская Федерация, г. Москва, пр-д Электролитный, д. 1, корпус 3 офис (квартира) пом. IX, комн. 1) ИНН/КПП 3435121817/772601001 ОГРН 1153435005030

48 966 625,00 руб. без НДС

57 780 617,50 руб. с НДС

4

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (125222, Российская Федерация, г. Москва, ул. Рословка, д. 12, корп. 1) ИНН/КПП 3435104988/773301001 ОГРН 1103435004804

 

48 508 532,00 руб. без НДС

57 240 067,76 руб. с НДС

       

          В соответствии с протоколом № 2 заседания закупочной комиссии по открытому одноэтапному конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 14.08.2018 изменены сроки проведения закупки и установлены следующие сроки:

˗ дата и время рассмотрения заявок: 17.08.2018 в 12:00 по московскому времени,

˗ дата и время подведения итогов: 31.08.2018 в 12:00 по московскому времени.

         В соответствии с протоколом № 3 заседания закупочной комиссии по открытому одноэтапному конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 17.08.2018 закупочной комиссией рассмотрены результаты оценки заявок. Заявки ООО «Орион», ООО «ЦЕНТРСТРОЙ» отклонены; заявки АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК», ООО СК «СтройЛайн» признаны соответствующими условиям документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению.

         Участники закупки – ООО СК «СтройЛайн», АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» допущены к участию в переторжке заявки.

Шаг переторжки: 0,1 - 5 % от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

Переторжка назначена на 12:00 (мск) 23.08.2018 г.

В соответствии с протоколом процедуры вскрытия поступивших конвертов с минимальными ценами заявок / открытия доступа к конвертам с минимальными ценами заявок участников № 4 от 23.08.2018 поступил 1 (один) конверт с минимальной ценой заявки участника:

 

№ п/п

Наименование Участника закупки и его адрес

Цена заявки на участие в закупке

1

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» (119421, Российская Федерация, Новосибирская область, г. Москва, ул. Новаторов, 1) ИНН/КПП 6345012488/774501001 ОГРН 1036301733005

48 884 459,17 руб. без НДС

57 683 661,82 руб. с НДС

       

         Таким образом, АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» при переторжке заявки улучшило свое ценовое предложение на 0,1 %.

        В соответствии с протоколом № 5 заседания закупочной комиссии по открытому одноэтапному конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 31.08.2018 изменены сроки проведения закупки и установлены следующие сроки:

˗ дата и время подведения итогов: 14.09.2018 в 12:00 по московскому времени.

         В соответствии с протоколом № 6 заседания закупочной комиссии по открытому одноэтапному конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 14.09.2018 изменены сроки проведения закупки и установлены следующие сроки:

˗ дата и время подведения итогов: 24.09.2018 в 12:00 по московскому времени.

         В соответствии с протоколом № 7 заседания закупочной комиссии по открытому одноэтапному конкурсу в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 24.09.2018 изменены сроки проведения закупки и установлены следующие сроки:

˗ дата и время подведения итогов: 08.10.2018 в 12:00 по московскому времени.

В соответствии с решением Закупочной комиссии (Протокол от 08.10.2018 № 8) участник конкурса АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» определен Победителем конкурса, поскольку занял первое место в итоговой ранжировке по степени предпочтительности для Заказчика. Инициатору договора рекомендовано провести преддоговорные переговоры с АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» на предмет дополнительного снижения стоимости заявки без изменения остальных условий заявки, с обязательным предоставлением Протокола преддоговорных переговоров в адрес секретаря Закупочной комиссии в срок не позднее 2-х календарных дней с момента проведения переговоров / подписания протокола.

Согласно протоколу о результатах преддоговорных переговоров по итогам проведенной закупки способом открытый одноэтапный конкурс в электронной форме на право заключения договора «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) от 03.12.2018 ПАО «Русгидро» и АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» достигли следующих договоренностей, которые будут учтены в договоре, право на заключение которого является предметом закупки: стоимость заявки АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» на право заключения договора «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования» составляет 48 717 823,00 руб. без учета НДС.

По результатам открытого одноэтапного конкурса, проведенного в электронной форме, между ПАО «Русгидро» и АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» 17.12.2018 заключен договор № 1-РЕМ-2018 «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования».

Учитывая изложенное, период исследования товарного рынка определим периодом с 19.06.2018 года по 17.12.2018 года.

В материалах уголовного дела содержится протокол осмотра предметов от 09.03.2020, согласно которому заместитель начальника отдела СЧ СУ МВД по Республике Хакасия <…> прослушал файлы на диске DVD диска № 916с с аудиозаписями телефонных переговоров <…> за период с 22.06.2018 по 24.08.2018, с собеседниками, имеющими абонентские номера сотовых телефонов 8985-974-9394, 8915-454-2638.

Из протокола осмотра предметов от 09.03.2020 следует, что следователем была открыта папка, имеющая название «10.07.2018» и проведен осмотр находящегося в ней аудиофайла с названием «120080017», в результате которого прослушан разговор Александра (А.) (телефон <…>) с <…> (Д.П.), после чего <…> передает телефон Наталье (Н.): <…>

Также из протокола осмотра предмета от 09.03.2020 г. следует, что следователем была открыта папка, имеющая название «22.08.2018» и проведен осмотр находящегося в ней аудиофайла с названием «12441965», в результате которого прослушан разговор Александра (А.) (телефон <…>) с <…> (Д.П.): <…>.

В материалах уголовного дела имеются два протокола допроса свидетеля от 12.03.2020 г. начальника отдела маркетинга АО «Гидроремонт-ВКК» <…>, указавшего в протоколе свой контактный номер телефона - <…>. Согласно протоколам допроса <…> работает в должности начальника отдела маркетинга АО «Гидроремонт-ВКК» примерно с 2016 года. В его обязанности входит подготовка документов для участия в закупочных процедурах, проводимых ПАО «РусГидро» и иными заказчиками. Участие в закупках осуществляет непосредственно <…> либо главный эксперт отдела маркетинга АО «Гидроремонт-ВКК» <…>.

В материалах уголовного дела содержится приказ от 23.03.2018 г. № П-0038/1 АО «Гидроремонт-ВКК» о распределении задач, полномочий и ответственности между руководителями исполнительного аппарата общества.

В соответствии с разделом 4.15 приказа от 23.03.2018 г. № П-0038/1 АО «Гидроремонт-ВКК» на начальника отдела маркетинга возложены следующие задачи общества:

- организация участия в торгах ПАО «РусГидро» и внешних закупочных процедурах, включая подготовку и согласование закупочной документации (заявок);

- организация выполнения технической и экономической оценки при проведении закупочных процедур;

- формирование долгосрочных и текущих программ участия общества в торгах;

- анализ ценовых и технических предложений участников закупочных процедур;

- сбор и оценка данных о потенциальных участниках закупочных процедур;

- предоставление информации о необходимости одобрения крупных сделок;

- формирование заявок в казначейство общества на выделение средств для обеспечения заявок на участие на закупочных процедурах;

- подготовка предложений по тактике участия в закупочных процедурах;

- взаимодействие с внешними государственными организациями, коммерческими организациями, некоммерческими организациями с целью представления интересов общества в части участия в закупочных процедурах;

- подготовка отчетности об участии в закупочных процедурах;

- формирование планового лимита затрат на обеспечение заявок.

Из выводов эксперта (заключение эксперта № 4/156 от 03.07.2020) следует, что лицо, обозначенное в тексте дословного содержания как М1 и называемое в разговоре «Дим», и лицо, обозначенное в тексте дословного содержания как М2 и называемое в разговоре «<…>», на следующий день после текущего разговора будут принимать участие во вторичных торгах, на которые будет установлена окончательная цена путем её добровольного снижения участниками торгов («переторжка»). Т.е. указанным лицам на этих торгах необходимо будет снижать цену с целью повысить свою предпочтительность.

У лица, обозначенного как М1 («Дим»), имеются лица, называемые в разговоре «мои люди», исполняющие обязанности по нажатию «кнопки», т.е. осуществлению действий (ходов) во время проведения «переторжки». При этом указанные лица в данный момент осведомлены о том, что им не нужно совершать никаких действий в направлении снижения цены.

Кроме того, лицо, обозначенные как М1 («Дим»), подчеркивает, что «всё пройдет, как полагается, и лицу, обозначенному как М2 («<…>»), не нужно испытывать беспокойство, волнение по этому поводу.

Выявленные компоненты коммуникативной ситуации также, вероятно, указывают на наличие договоренности между лицом, обозначенным как М1 («Дим»), и лицом, обозначенным как М2 («<…>»), по поводу совместной «переторжки». Однако установить, каковы условия этой договоренности, контекст не позволяет по причине невыраженности содержательных элементов текста.

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства МВД по Республике Хакасия представлены копии постановлений о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей от 25.02.2020, о предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 26.02.2020, подтверждающие легитимность проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

В МВД по Республике Хакасия, Саяногорском городском суде Хакасским УФАС России неоднократно запрашивалась копия постановления судьи Верховного суда Республики Хакасия от 16.02.2018 о разрешении проведения ОРМ в отношении <…>, однако не было представлено ввиду отсутствия. Сведениями о самостоятельном истребовании вышеуказанного документа АО «Гидроремонт-ВКК» комиссия антимонопольного органа не обладает. Вместе с тем, имеющихся в материалах сведений и документов в их совокупности достаточно для выводов о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.

Таким образом, из материалов дела следует, что в результате переговоров должностных лиц участников закупки № 31806621281 <…> и <…> была достигнута договоренность о поведении ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» при проведении пететоржки при участии в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС). Договоренность состояла в том, что ООО «СК «СтройЛайн» при проведении переторжки не снижает ранее поданную цену своего предложения, что позволяет АО «Гидроремонт-ВКК» без риска проигрыша в закупке снизить цену своего предложения на минимальный шаг переторжки и победить в закупке с максимально возможной ценой.

Анализ поведения ООО «СК «СтройЛайн» и АО «Гидроремонт-ВКК» при участии в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС) показал реализацию достигнутого между ними соглашения, выразившегося в не снижении ООО «СК «СтройЛайн» цены своего предложения и снижении АО «Гидроремонт-ВКК» цены своего предложения на минимальный шаг переторжки – 0,1 %.

 

Исследовав материалы дела № 019/01/11-105/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции на основании следующих доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

С учетом однородности товаров (работ, услуг), выставленных на открытый конкурс, хозяйствующие субъекты, принявшие участие в открытом конкурсе, являются конкурентами, осуществляют (планируют осуществлять) деятельность на одном товарном рынке.

Антиконкурентное соглашение – форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их противоестественное взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

В свою очередь, возможная причина заключения соглашения может выражаться в боязни хозяйствующего субъекта проиграть в честной конкурентной борьбе и желание получения сверхприбыли.

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок. Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2016 года, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Для установления факта заключения антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать совокупность обстоятельств: факт достижения (заключения) хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения, наличие последствий в виде снижения, поддержания или повышения цены на торгах либо возможность их наступления, причинно-следственную связь между конкретными действиями участников соглашения и негативными последствиями для рынка либо потенциальной возможностью их наступления.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, к числу которых относятся на практике: отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности -получению прибыли; заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах; наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения (разъяснения № 3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17 февраля 2016 года № 3.

При нарушении хозяйствующим субъектом пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции возможность наступления последствий в виде влияния на конкуренцию презюмируется, следовательно, не доказывается (Постановление Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 05.12.2013 года по делу № А12-6733/2013).

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 года № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров. Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Нормами части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании изложенного, нормы Закона о закупках направлены на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, они запрещают заказчикам и их должностным лицам, а также участникам закупок совершать действия, которые противоречат требованиям действующего законодательства и приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Положения Закона о закупках направлены на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Хозяйствующие субъекты ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» являются конкурентами между собой, так как приняли участие в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС).

Проведенный анализ торгов, материалы уголовного дела указывают, что в действиях ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно между хозяйствующими субъектами заключено картельное соглашение, выраженное в нетипичном взаимосвязанном антиконкурентном поведении ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК». В частности, между должностными лицами обществ имелась договоренность на совместное участие и поддержание цены в ходе участия в открытом конкурсе № 31806526262 на право заключения договора на выполнение работ «Гидроизоляция гребня плотины с ликвидацией протечек по помещениям гребня плотины. Устройство полов в галереях плотины» для нужд филиала ПАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» (лот № 3-Строй-2018-СШГЭС), а именно договоренность о поведении при проведении переторжки. Достигнутые конкурентами договоренности реализовались 23 августа 2018 года, когда АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» при переторжке заявки улучшило свое ценовое предложение на 0,1 %, в результате чего Общество было признано победителем и получило право заключения договора на выполнение спорных работ с ценой 57 683 661,82 руб. с НДС.

Целью заключения соглашения между обществами являлась победа в торгах АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК».

Поддержание цен на торгах предполагает такие действия участников, которые приводят к заключению контракта по цене, максимально приближенной к начальной цене аукциона, и возможно в тех случаях, когда соответствующая договоренность достигнута между участниками аукциона. Данные действия и были реализованы ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» при участии их в торгах.

Применительно к рассматриваемой ситуации, участие хозяйствующих субъектов в равной конкурентной борьбе на спорных торгах могло привести к более значительному снижению цены заявки на участие в закупке, в том числе с учетом предусмотренного шага переторжки 0,1% -5% от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

Однако участниками антиконкурентного соглашения определен минимальный шаг переторжки (0,1%) для АО «Гидроремонт-ВКК», что, в свою очередь, повлияло на формирование цены на торгах в сторону их поддержания к значению близкому к первоначальному.

Ответчики не привели доводы, свидетельствующие о наличии разумных экономических и (или) обусловленных законодательством (в том числе отраслевым регулированием) причин в достижении соответствующих договоренностей между участниками рассматриваемого антиконкурентного соглашения. В свою очередь, антимонопольным органом доказана причинно-следственная связь между действиями участников торгов и поддержанием цен на спорных торгах. В частности, материалами дела подтверждается наличие в поведении названных участников торгов признаков осуществления единой стратегии. При этом применение выработанной стратегии повлекло извлечение выгоды из картеля его участниками (АО «Гидроремонт-ВКК» признано победителем по цене, наиболее приближенной к начальной (максимальной) цене контракта, с ним заключен контракт).

На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения между ПАО «Русгидро» и АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» 17.12.2018 договор № 1-РЕМ-2018 «Ремонт и антикоррозийная защита гидромеханического оборудования» заключен, у Комиссии Хакасского УФАС России отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания. 

Рассмотрев ходатайство лица, располагающего сведениями – <…>, заявившего ходатайство об отложении рассмотрения дела, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения на основании следующего.

 В материалах дела № 019/01/11-105/2021 имеются письменные показания <…>, отраженные в протоколах допроса свидетеля от 12.03.2020. Кроме того, с учетом получения определения от 13.07.2021 об отложении рассмотрения дела № 019/01/11-105/2021, а также заключения об обстоятельствах дела 21.07.2021 у лица, располагающего сведениями – <…> было достаточно времени для формулирования своей позиции по настоящему делу до ухода в очередной отпуск с 09.08.2021 по 22.08.2021. Также комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что очередное отложение рассмотрения настоящего дела не будет способствовать всестороннему и полному исследованию доказательств и обстоятельств дела, приведет к затягиванию сроков рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В связи с этим, ходатайство <…> об отложении рассмотрения настоящего дела удовлетворению не подлежит.

Рассмотрев возражения АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» на заключение об обстоятельствах дела, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о их несостоятельности на основании следующего.

К заключению специалиста № 14237/Ц по результатам производства лингвистического исследования (заказчик – АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК»), в котором специалистом сделан вывод о том, что в речевых событиях, зафиксированных в стенограммах аудиозаписей телефонных разговоров от 10.07.2018 и 22.08.2018 отсутствуют лингвистические и психологические признаки договоренности между коммуникантами <…> и <…>, комиссия Хакасского УФАС России относится критически, поскольку данное заключение по существу является рецензией проведенной по делу судебной экспертизы, указанная рецензия достоверным доказательством не является, составлена непроцессуальным путем, без предоставления специалисту всех материалов уголовного дела № 11901950012000095 в отношении генерального директора ООО Строительная компания «Стройлайн» <…>; при этом, специалист не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а его выводы носят вероятностный, предположительный характер.

В МВД по Республике Хакасия, Саяногорском городском суде Хакасским УФАС России неоднократно запрашивалась копия постановления судьи Верховного суда Республики Хакасия от 16.02.2018 о разрешении проведения ОРМ в отношении <…>, однако не было представлено ввиду отсутствия. Сведениями о самостоятельном истребовании вышеуказанного документа АО «Гидроремонт-ВКК» комиссия антимонопольного органа не обладает. Вместе с тем, имеющихся в материалах сведений и документов в их совокупности достаточно для выводов о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.

На доводы АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» о том, что ответчиками не получена какая-либо выгода от результатов проведенного конкурса, отказ ООО Строительная компания «Стройлайн» от участия в переторжке еще не свидетельствует о безусловной доказанности направленности его действий на поддержание цены и не является безусловным доказательством противоправного поведения и заключения антиконкурентного соглашения, комиссия Хакасского УФАС России отмечает следующее.

В силу пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума № 2) на основании части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются картели - ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке или приобретение товаров на одном товарном рынке.

Исходя из содержания данной нормы при установлении наличия картельного соглашения подлежит доказыванию факт того, что участники картеля являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют предмет, определенный в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона. Наличие конкурентных отношений между участниками картеля подтверждается результатами проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона, в силу закона предполагается.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума № 2 запрещаются картели - соглашения хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

При возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона, судам следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Как было указано выше, проведенный анализ торгов, материалы уголовного дела указывают, что в действиях ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно между хозяйствующими субъектами заключено картельное соглашение, выраженное в нетипичном взаимосвязанном антиконкурентном поведении ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК». В частности, между должностными лицами обществ имелась договоренность на совместное участие и поддержание цены в ходе участия в открытом конкурсе № 31806526262 на право заключения договора на выполнение работ «Гидроизоляция гребня плотины с ликвидацией протечек по помещениям гребня плотины. Устройство полов в галереях плотины» для нужд филиала ПАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» (лот № 3-Строй-2018-СШГЭС), а именно договоренность о поведении при проведении переторжки. Достигнутые конкурентами договоренности реализовались 23 августа 2018 года, когда АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» при переторжке заявки улучшило свое ценовое предложение на 0,1 %, в результате чего Общество было признано победителем и получило право заключения договора на выполнение спорных работ с ценой 57 683 661,82 руб. с НДС.

Целью заключения соглашения между обществами являлась победа в торгах АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК».

Поддержание цен на торгах предполагает такие действия участников, которые приводят к заключению контракта по цене, максимально приближенной к начальной цене аукциона, и возможно в тех случаях, когда соответствующая договоренность достигнута между участниками аукциона. Данные действия и были реализованы ООО СК «СтройЛайн», АО «Гидроремонт-ВКК» при участии их в торгах.

Применительно к рассматриваемой ситуации, участие хозяйствующих субъектов в равной конкурентной борьбе на спорных торгах могло привести к более значительному снижению цены заявки на участие в закупке, в том числе с учетом предусмотренного шага переторжки 0,1% -5% от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

Однако участниками антиконкурентного соглашения определен минимальный шаг переторжки (0,1%) для АО «Гидроремонт-ВКК», что, в свою очередь, повлияло на формирование цены на торгах в сторону их поддержания к значению близкому к первоначальному.

Ответчики не привели доводы, свидетельствующие о наличии разумных экономических и (или) обусловленных законодательством (в том числе отраслевым регулированием) причин в достижении соответствующих договоренностей между участниками рассматриваемого антиконкурентного соглашения. В свою очередь, антимонопольным органом доказана причинно-следственная связь между действиями участников торгов и поддержанием цен на спорных торгах. В частности, материалами дела подтверждается наличие в поведении названных участников торгов признаков осуществления единой стратегии. При этом применение выработанной стратегии повлекло извлечение выгоды из картеля его участниками (АО «Гидроремонт-ВКК» признано победителем по цене, наиболее приближенной к начальной (максимальной) цене контракта, с ним заключен контракт).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Отказать <…> в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела.
  2. Признать ООО Строительная компания «Стройлайн» (ИНН: 1902022533, ОГРН: 1091902000740), АО «ГИДРОРЕМОНТ-ВКК» (ИНН: 6345012488, ОГРН: 1036301733005) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции) в части поддержания цен на торгах (открытый конкурс в электронной форме 31806621281 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту и антикоррозийной защите гидромеханического оборудования для нужд филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» (лот № 1-Рем-2018-НовГЭС)).
  3. Предписание по настоящему делу не выдавать.      
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны