Решение №019/06/33-198/2020 Решение по жалобе № 019/06/33-198/2020 от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1. Государственному заказчику – ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница»

ул. Шушенская, 2 А, г.Саяногорск, Республика Хакасия

mlpu-sgp2@yandex.ru

 

2. Уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии

помещение 46Н, ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

gz@r-19.ru

 

3. Заявителю - ООО «Медицинские технологии ГмбХ»

оф.016, ул. Гладкова, 4, г. Красноярск, Красноярский край, 660012

mtskrsk@yandex.ru

 

4. Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 0380200000120001196

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/33-198/2020

 

«09» апреля 2020 г.                                                                                    г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

«…», руководителя управления;

Членов комиссии:

«…», начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии посредством видеоконференции VideoMost и мессенджера WhatsApp представителей сторон:

Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Медицинские технологии ГмбХ» (далее – ООО «Медицинские технологии ГмбХ», Заявитель):

- «…», на основании доверенности б/н и б/д, со сроком действия до 31.12.2020,

Государственного заказчикаГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» (далее – ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», Заказчик):

- «…», на основании доверенности от 01.01.2020 № 02,

- «…», на основании доверенности от 01.01.2020 № 03,

Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее – Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган):

- «…», на основании доверенности от 09.01.2020г. № 1,

рассмотрев жалобу ООО «Медицинские технологии ГмбХ» на действия государственного заказчика – ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ» при проведении электронного аукциона на поставку маммографа цифрового (закупка № 0380200000120001196), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 27.03.2020 года входящий № 1889 поступила жалоба ООО «Медицинские технологии ГмбХ» на действия государственного заказчика – ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ» при проведении электронного аукциона на поставку маммографа цифрового (закупка № 0380200000120001196).

В жалобе заявитель указывает, что по совокупности значений параметров, указанных в описании объекта закупки, требованиям Заказчика соответствует аппарат единственного производителя, а именно Система маммографическая рентгеновская цифровая «ОМИКРОН Плюс» производства компании ООО «РЕНМЕДПРОМ».

Кроме того, Заявитель полагает, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована Заказчиком путем получения предложений на оборудование конкретного производителя - ООО «РЕНМЕДПРОМ», на что указывает минимальный разброс цены в предложениях, одна дата формирования и скорее всего, все полученные Заказчиком коммерческие предложения, использованные для формирования НМЦК, по мнению Заявителя, были направлены с одного IP-адреса и одного МАС-адреса оборудования, что свидетельствует о наличии определенного сговора со стороны организаций, предоставивших данные коммерческие предложения.

Также податель жалобы считает, что Заказчиком необоснованно установлено завышенное требование к году выпуска закупаемого оборудования (не ранее 2020 года).

На основании чего, Заявитель просит  провести внеплановую проверку размещения закупки и выдать обязательное для исполнения предписание.

На заседании комиссии представитель ООО «Медицинские технологии ГмбХ» поддержал доводы, изложенные в жалобе, и настаивал на их обоснованности.

Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы, представив в материалы дела пояснения и запрашиваемые документы, а также устно озвучив свои возражения, согласно которых под описание объекта закупки подходят маммографы двух производителей: Система маммографическая рентгеновская цифровая ОМИКРОН с принадлежностями (ООО «РЕНМЕДПРОМ») и Установка рентгенодиагностическая маммографическая GIOTTO IMAGE с принадлежностями (IMS s.r.l, Италия).

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

23.03.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦК, проект контракта, обоснование возможности несоблюдения ограничения) о проведении электронного аукциона на поставку маммографа цифрового (закупка № 0380200000120001196).

Документация об аукционе ЭА/20-001123 от 23 марта 2020 г. утверждена Главным врачом ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ» «…» (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 № 630).

Начальная (максимальная) цена контракта 12 066 666,67 рублей.

Дата и время начала подачи заявок 23.03.2020 13:17.

Дата и время окончания подачи заявок 07.04.2020 08:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 08.04.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме 09.04.2020.

 

При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

При этом Заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям и заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить технические характеристики, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Кроме того, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком исходя из существующей у него потребности, с учетом требований ГОСТ Р 58448-2019 и ГОСТ Р 56311-2014 и с указанием обоснования использования отдельных характеристик.

Так, значение показателя «кольцеобразный штатив» установлено заказчиком в соответствии с п. 6.2.4 ГОСТ Р 56311-2014, а также с указанием на то, что кольцеобразный снимочный штатив удобен для позиционирования пациента «лицом к лицу», для применения в работе с маломобильными группами населения. Кольцеобразное исполнение дает возможность движения штатива в различных плоскостях, что увеличивает область захвата молочной железы у пациентов с анатомическими особенностями.

Показатель «Диапазон поворота штатива в горизонтальной плоскости» со значением «не менее -30/+180 градусов» указан Заказчиком с обоснованным указанием на то, что все дополнительные манипуляции (дуктография, установка маркера, пункция) рекомендовано выполнять при горизонтальном положении штатива. Большой диапазон поворота штатива в горизонтальной плоскости позволяет захватить больше тканей в зону обследования, в том числе за счет ретромаммарной области, что повышает диагностику труднодоступных областей молочной железы.

Показатель «Диапазон усилия компрессии молочной железы в ручном режиме» со значением «не более 5-200 Н» указан заказчиком в соответствии с п. 6.2.4 ГОСТ Р 56311-2014.

При этом, под установленные Заказчиком в описании объекта закупки требования подходят маммографы, как минимум, двух производителей:

-  Система маммографическая рентгеновская цифровая ОМИКРОН с принадлежностями (ООО «РЕНМЕДПРОМ», Россия), - что не отрицается самим подателем жалобы;

- Установка рентгенодиагностическая маммографическая GIOTTO IMAGE с принадлежностями (IMS s.r.l, Италия), - что подтверждается положительным ответом IMS GIOTTO s.p.a на запрос Хакасского УФАС России о соответствии указанного оборудования техническим характеристикам, обозначенным Заказчиком в описании объекта закупки № 0380200000120001196.

Комиссией Хакасского УФАС России также принято внимание, что на запрос Заказчика о предоставлении коммерческих предложений с целью определения начальной (максимальной) цены контракта, от потенциальных участников закупки были поданы предложения о поставке как маммографа цифрового ОМИКРОН (ООО «РЕНМЕДПРОМ», Россия), так и маммографа GIOTTO IMAGE 3D (IMS, Италия).

Кроме того, частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования к описанию объекта закупки, которые привели (или могут привести) к ограничению количества участников закупки.

На основании изложенного, довод Заявителя о том, что по совокупности значений параметров, указанных в описании объекта закупки, требованиям Заказчика соответствует исключительно маммограф производства ООО «РЕНМЕДПРОМ», не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя о незаконном формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта и возможном сговоре юридических лиц, представивших Заказчику коммерческие предложения, Комиссия антимонопольного органа сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.

При этом согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.

В свою очередь, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе закреплено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и её территориальных органов, в связи с чем, указанный довод ООО «Медицинские технологии ГмбХ», Комиссией Хакасского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы по Закону о контрактной системе, не рассматривается.

Вместе с тем, комиссия Хакасского УФАС России полагает необходимым передать материалы жалобы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Управления для рассмотрения довода Заявителя о возможном сговоре юридических лиц, представивших Заказчику коммерческие предложения для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (закупка № 0380200000120001196).

 

Довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено необоснованно завышенное требование к году выпуска закупаемого оборудования (не ранее 2020 года), комиссия Хакасского УФАС России признаёт обоснованным в виду следующего.

Как указано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В пункте 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  также указано, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

В описании объекта закупки № 0380200000120001196 Заказчиком указано, что все предлагаемое оборудование должно быть новым, ранее неиспользованным, исправным и выпущено не ранее 2020.

При этом на заседании комиссии представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя о том, что действительно не имеет принципиального значения в каком году изготовлено оборудование (например в декабре 2019 года или в 2020 году), главное, чтобы оно было новым.

В силу вышеизложенного, принимая во внимание, что Законом о контрактной системе предусмотрено условие о поставке исключительно нового товара, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, Комиссия антимонопольного органа полагает, что указание в описании объекта закупки необоснованного Заказчиком требования к приобретаемому товару (маммографу цифровому) о годе его выпуска – не ранее 2020, может привести к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.1 статьи 7.30 КоАп РФ.

Следовательно, в ходе рассмотрения жалобы по существу, один из доводов Заявителя нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 019/06/33-198/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленное нарушение может повлиять на результаты определения поставщика, в связи с чем, решено выдать предписание об устранении таких нарушений.

 

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пунктов 1, 2, 7 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу 019/06/33-198/2020 ООО «Медицинские технологии ГмбХ» на действия государственного заказчика – ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ» при проведении электронного аукциона на поставку маммографа цифрового (закупка № 0380200000120001196) обоснованной в части установления Заказчиком завышенного требования к году выпуска закупаемого оборудования.

2. Признать государственного заказчика – ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Государственному заказчику – ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии, а также оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения в рамках представленных полномочий.

 

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны