Решение б/н Решение по делу, возбужденному по признакам нарушения законо... от 25 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

Прокуратуре г. Абакана Республики Хакасия

«…», г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе

Обществу с ограниченной ответственностью «…»

ул. «…», г. Абакан, Республика Хакасия

 

ул. «…», г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 40-Р-17

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2017                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 25.12.2017

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

«…»;

Члены Комиссии:

 

 

         

«…»;

«…»;

«…»,

рассмотрев дело № 40-Р-17, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «…» по признакам нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя прокуратуры г. Абакана – помощника прокурора «…»,

в отсутствии представителя ООО «…», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.07.2017 г. (вх. № «…») в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) из прокуратуры г. Абакана Республики Хакасия поступила информация о том, что в ходе проведения проверки деятельности микрофинансовых организаций в помещении (в коридоре и офисе) по адресу: г. Абакан, «…», установлено распространение рекламы в виде баннеров и вывесок следующего содержания:

1) ««…»ЗАЙМЫ До 100 000 рублей за 1 минуту»;

2) ««…» КРЕДИТ НА БИЗНЕС Бейте новые рекорды вместе с «…»»;

3) ««…» Самые выгодные предложения банков в офисе «…»»;

4) ««…» КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ проверь свою историю за 10 минут».

При этом согласно данным ЕГРЮЛ ООО «…», ИНН «…», какую-либо деятельность в сфере финансовых услуг не осуществляет.

31.07.2017 г. за исх. № «…» и 22.08.2017 г. за исх. № «…» антимонопольным органом по юридическому адресу ООО «…» были направлены запросы о предоставлении сведений и документов относительно распространения рекламы финансовых услуг.

В установленные сроки ответы на указанные запросы в Хакасское УФАС России не поступили.

Усмотрев в указанной рекламе признаки нарушения законодательства о рекламе, Хакасское УФАС России определением от 28.09.2017 г. возбуждено дело № 40-Р-17 по признакам нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе в отношении ООО «…», рассмотрение дела назначено на 03.11.2017 г.

На заседании комиссии 03.11.2017 г. помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ «…» поддержала доводы заявления, дополнительно пояснив следующее.

В ходе проверки деятельности микрофинансовых организаций на интернет-сайте была установлена информация об организации ООО «…», где был указан адрес организации: г. Абакан, ул. «…». По указанному адресу на входе размещалась реклама компании «…», а также об осуществлении деятельности по выдаче займов. Также реклама распространялась, как в коридоре здания, так и в помещении Общества. В ходе получения объяснений от сотрудников ООО «…» было установлено, что в феврале 2017 г., то есть за полгода до проведения прокуратурой проверки, Общество исключило из ЕГРЮЛ запись о деятельности по выдаче займов, в связи с чем, каких-либо услуг по выдаче займов они не оказывали. В подтверждение своих пояснений сотрудниками Общества была распечатана выписка ЕГРЮЛ, содержащей сведения об ООО «…». На вопрос в связи с чем тогда, размещалась реклама по выдаче займов, работники ООО «…» пояснили, что не успели убрать рекламу займов. Также со слов работников данная реклама принадлежит ООО «…» и ранее Общество осуществляло деятельность по договору франчайзинга с федеральной сетью «…» по помощи получения кредитов и займов. Полагает, что данная реклама, вводит в заблуждение посетителей здания, нарушая требования законодательства о рекламе.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия Хакасского УФАС России ввиду отсутствия надлежащего извещения ООО «…» о месте и времени рассмотрения дела, определением от 03.11.2017 года № 40-Р-17 рассмотрение дела отложила на 18.12.2017 года.

На заседании комиссии 18.12.2017 г. помощник прокурора г. Абакана «…» поддержала доводы обращения, а также ранее изложенные пояснения.

Представитель ООО «…» на заседание комиссии не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, выслушав и проанализировав пояснения помощника прокурора г. Абакана «…», комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация полностью подпадает под понятие – реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

  1. Реклама следующего содержания: ««…»ЭКСПРЕСС ЗАЙМЫ До 100 000 рублей за 1 минуту», размещенной в помещении (в коридоре и офисе) по адресу: г. Абакан, ул. «…», содержит признаки нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовой услуги «заём», предоставляемой ООО «…».

В силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной с официального сайта Федеральной налоговой службы России https://egrul.nalog.ru/, ООО «…» не осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Также согласно сведениям сайта Банка России, ООО «…» не является субъектом микрофинансирования.

  1. Относительно рекламы следующего содержания: ««…» КРЕДИТ НА БИЗНЕС Бейте новые рекорды вместе с «…»», комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При этом к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации) (пункт 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является оказание ООО «…» финансовой услуги – кредит на бизнес.

Как было указано выше, ООО «…» не является кредитной организацией и не состоит в государственном реестре микрофинансовых организаций, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ и сведениями сайта Банка России.

Исходя из вышеизложенного, поскольку объектом рекламируемого товара является выдача кредита, а для осуществления подобного рода деятельности требуется соответствующая регистрация, комиссия приходит к выводу, что в данном случае размещению такой рекламы должна предшествовать регистрация ООО «…» в качестве кредитной организации.

  1. Оценивая рекламу следующего содержания: ««…» Самые выгодные предложения банков в офисе «…»», на соответствие требованиям законодательства РФ о рекламе, комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

В указанной рекламе присутствует выражение «самые выгодные предложения банков в офисе «…»».

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов: «самый», «дешевле», «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Согласно словарю Ожегова С.И. слово «самый» - при прилагательном образует его превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества. С. хороший. С. модный. Самая малость. Самые пустяки.

Так как в выражении «самые выгодные предложения банков» не указано среди каких организаций действует данное утверждение, то можно предположить, что ООО «…», осуществляющее свою деятельность в офисе под коммерческим обозначением «…» может предложить своим клиентам банковские услуги на самых выгодных условиях независимо от места нахождения организации.

Таким образом, выражение «самые выгодные предложения банков», не имеет конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Данная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

  1. Вместе с тем, комиссия Хакасского УФАС России вопреки доводам обращения прокуратуры г. Абакана о наличии в рекламе следующего содержания: ««…» КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ проверь свою историю за 10 минут» признаков нарушения законодательства о рекламе приходит к выводу об их отсутствии ввиду следующего.

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.

В своем обращении заявитель указывает на то обстоятельство, что ООО «…» не осуществляя какой-либо деятельности в сфере финансовых услуг, распространяет рекламу финансовых услуг.

Как было уже указано выше, согласно статье 4 Закона о защите конкуренции финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из содержания данной рекламы следует, что объектом рекламирования является услуга по проверке кредитной истории клиентов, не являющейся финансовой услугой. В связи с чем, в данном случае положения статьи 28 Закона о рекламе к спорной рекламе применены быть не могут.

Каких-либо иных признаков нарушения законодательства РФ о рекламе комиссия Хакасского УФАС России в данной рекламе не усматривает. Доказательств и доводов о том, что данная реклама содержит иные признаки нарушения закона о рекламе прокуратурой г. Абакана не представлено.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона рекламе, ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, частей 13 и 14 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «…».

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в настоящее время ненадлежащая реклама продолжает распространяться, то у комиссии имеются отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «…», следующего содержания:

    1.  ««…» ЭКСПРЕСС ЗАЙМЫ До 100 000 рублей за 1 минуту», поскольку в ней нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе;
    2.  ««…» КРЕДИТ НА БИЗНЕС Бейте новые рекорды вместе с «…»», поскольку в ней нарушены требования части 14 статьи 28 Закона о рекламе;
    3.  ««…» Самые выгодные предложения банков в офисе «…»», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2.  Предписание ООО «…» о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «…» и его должностного лица дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

  «…»

 

 

Члены Комиссии:                             

 

 

  «…»

 

 

  «…»

 

 

  «…»

 

                                                                                                      

                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны