Решение б/н Решение по делу № 23-А-13 от 4 июля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>  

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 23-А-13

 

                                                                                                       г. Абакан

 

Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 04.07.2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии: <…>

в присутствии:

- представителя  <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

22 мая 2013 года комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов рассмотрена жалоба № 64 <…> на действия котировочной комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия при размещении заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств путем проведения запроса котировок цен № ЗК/13-001027 (заказ № 0380200000113000968).

В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено следующее. 25 апреля 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов опубликовано Извещение № ЗК/13-001027 о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств. Максимальная цена контракта - 277 452 рубля 48 копеек.

В Извещении о проведении запроса котировок уполномоченного органа указано, что цена договора бюджетного учреждения по ОСАГО равна сумме страховых премий, рассчитанных в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (с последующими изменениями) и Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В пункте 5 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок уполномоченного органа установлено, что страховщик определяет страховую премию с учетом сведений, указанных в техническом задании, в соответствии со структурой страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и порядком их применения, предусмотренных действующим законодательством.

Комиссия уполномоченного органа приняла решение признать победителем в проведении запроса котировок <…>».

При расчете страховой премии по отдельным единицам транспортных средств (по следующим позициям 17, 26, 27, 28, 34, 35, 36, 37, 40, 43, 45, 62, 63, 64, 65, 66, 67) <…> использовало тысячные значения, то есть использовало дробные части копеек (полкопейки). По данным позициям участник не округлял сумму страховой премии, а при расчете итоговой страховой премии по всем транспортным средствам данную сумму округлил.

Заявив более низкую сумму  страховой премии,  ОАО «СОГАЗ» получило конкурентное преимущество перед другими участниками размещения заказа. 

Вышеуказанные действия <…>содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.  

В связи с чем 30 мая 2013 года в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Приказом Хакасского УФАС России  № 108 возбуждено дело № 23-А-13 по признакам нарушения <…>части 1 статьи 14 указанного Закона.

  Представитель ответчика с нарушением антимонопольного законодательства не согласился по следующим основаниям.

<…>при подсчете итоговой суммы, для более точного и достоверного установления цены использовало три знака после запятой, а уже непосредственно итоговую сумму округлила до двух знаков, которая и была предоставлена комиссии для оценки. Основанием этого является то, что в данной ситуации заключается именно один договор страхования, на одну сумму, а не семьдесят один договор страхования на семьдесят одну сумму, итоговые суммы которых бы округлялись.

Расчеты <…> являются достоверными, так как именно эта сумма является достоверной.

Заслушав пояснения представителя <…>, исследовав материалы дела, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона  от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов  и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что  страховые тарифы состоят из  базовых страховых тарифов и коэффициентов.

Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному  страхованию (их предельные уровни), структура  страховых тарифов,  коэффициентов страховых тарифов и порядок  их применения  при определении страховой премии  по договору обязательного  страхования установлены  Постановлением  Правительства  РФ  от  08.12.2005  № 739  «Об утверждении  страховых тарифов  по  обязательному   страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры  и порядка  применения   страховщиками  при  определении  страховой премии». Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются  как произведение базовых  страховых тарифов  и  коэффициентов  страховых тарифов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность  причинения вреда при их  использовании  и на  потенциальный  размер  причиненного вреда.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Государственным заказчиком – Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия «Автохозяйство здравоохранения города Абакан» размещена на официальном сайте http//zakupki.gov.ru информация о проведении запроса котировок по выбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств. В документации организатором запроса котировок был приведен список транспортных средств в количестве 71 единицы.

В запросе котировок участвовали шесть страховых организаций: САОА «ВСК», ЗАО «Московская акционерная страховая компания»,  ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ОС АО «Ингосстрах», ООО «Росгосстрах» Перечисленные организации работают на одном рынке - рынке страховых услуг Республики Хакасия, и, следовательно, являются конкурентами.

Основным оценочным критерием  запроса котировок являлась «Цена контракта».                                                                                                        

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств от 15.05.2013 года № 1 до окончания срока подачи котировочных заявок поступили котировочные заявки от участников размещения заказа с предложенной ценой контракта:

  • САОА «ВСК» - 277 452 рубля 48 копеек;
  • ЗАО «Московская акционерная страховая компания» - 277 452 рубля 48
    копеек;
  • ОАО «СОГАЗ» - 277 452 рубля 38 копеек;
  • ОАО «АльфаСтрахование» - 277 452 рубля 48 копеек;
  • ОС АО «Ингосстрах» - 277 452 рубля 48 копеек;
  • ООО «Росгосстрах» - 277 452 рубля 48 копеек.

Решением комиссии от 15.05.2013 (Протокол №1 рассмотрения и оценки котировочных заявок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств) победителем признано <…> как предложившее минимальную цену государственного контракта в сумме 277 452 рубля 38 копеек.

Страховая премия по государственному контракту рассчитана победителем запроса котировок <…> с применением коэффициентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 739.

Между тем, преимущество, позволившее <…> занять первое место, выразилось в том, что общество при расчете страховой премии использовало дробную часть копейки (полкопейки).

Страховая премия, рассчитанная страховыми организациями, является денежным выражением стоимости услуг страхователей, которая рассчитывается по каждому транспортному средству.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Каких-либо долей копеек не предусмотрено.

В практике при расчетах используется правило математического округления.

В частности, в Письме Центрального Банка России от 14.10.1997 № 91-97 разъяснялся порядок изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен при деноминации. Округление происходит по действующим бухгалтерским правилам: если при расчете образуются дробные части копеек, сумма должна быть округлена до целой копейки; если дробная часть менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Подобное округление описывается в Приказе Министерства Финансов Российской Федерации от 09.04.2008 г. № 40н «Об утверждении Порядка расчета для кредитной организации лимита размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты».

По договору ОСАГО размер страховой премии определяется последовательным перемножением базового тарифа на коэффициенты страховых тарифов по каждому автотранспортному средству.

В результате общая сумма страховой премии снизилась и составила 277 452 рубля 38 копеек. В случае округления сумм страховой премии в отношении каждого автотранспортного средства общая сумма страховой премии должна была составить 277 452 рубля 48 копеек.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции,  недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 14  Федерального закона «О защите конкуренции»  определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.

Предложенная <…>  страховая премия без учета округления до целой копейки по автотранспортным средствам оказалась ниже премии, рассчитанной другими страховыми организациями.

Таким образом, действия <…> противоречат требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 739 «Об утверждении  страховых тарифов  по  обязательному   страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка  применения   страховщиками  при  определении  страховой премии» и обычаям делового оборота.

<…> своими неправомерными действиями по занижению страховой премии получило преимущество, увеличив количество своих страхователей за счет того, что заключило государственный контракт Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия «Автохозяйство здравоохранения города Абакан». Следовательно, действия <…>направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия <…> также причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в запросе котировок, поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования страхователя - Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Автохозяйство здравоохранения города Абакан».

Исходя из изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что данные действия <…> являются недобросовестной конкуренцией

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать действия <…> нарушившими часть 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Предписание по делу № 23-А-13 не выдавать.

 

 

Председатель комиссии:                                                      <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны