Решение №019/07/3-1172/2020 Решение по жалобе № 019/07/3-1172/2020 от 19 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

АО «Аэропорт Абакан»

655131, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3

АeroportZakupki@abakan.aero

 

Заявителю:

ЗАО РХЗ «Нордикс»

Россия, 119021, Москва, а/я 22

info@rhz.ru

 

Оператору электронной площадки

«РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение в ЕИС: № 32009511564

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/07/3-1172/2020

 

19.10.2020 года                                                                                        г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии -

«…», заместителя руководителя управления,

Члены комиссии:

«…», начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

 

«…», главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии посредством видеоконференции представителя Заказчика – Акционерного общества «Аэропорт Абакан» (далее – АО «Аэропорт Абакан», Заказчик):

- «…», на основании доверенности № 060 от 12.12.2019г.,

  Без участия Заявителя – Закрытого акционерного общества Рошальский химический завод «Нордикс» (далее – ЗАО РХЗ «Нордикс», Заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» на действие (бездействие) заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан» (извещение о закупке № 32009511564), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 09.10.2020г. входящий № 10082 поступила жалоба, с дополнениями по жалобе 14.10.2020г. входящий № 10250 ЗАО РХЗ «Нордикс» на действия заказчика – Акционерного Общества «Аэропорт Абакан» при проведении аукциона в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан» (извещение о закупке № 32009511564).

Заявитель в жалобе указывает, что описание предмета закупки выполнено с нарушением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), что влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Кроме того, в дополнениях к жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком не выполнено требование о приостановлении торгов и в нарушение части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в ЕИС размещен протокол подведения итогов закупки.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить торги до рассмотрения настоящей жалобы по существу, признать жалобу ЗАО РХЗ «Нордикс» обоснованной, выдать предписание об устранении Заказчиком допущенных нарушений, обязать Заказчика внести изменения в документацию о закупке, отменить Протокол №1872544 от 12.10.2020 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, аннулировать результаты проведенной закупки.

На заседании Комиссии представитель заявителя ЗАО РХЗ «Нордикс» поддержал доводы, указанные в жалобе.

Заказчик, не согласившись с жалобой ЗАО РХЗ «Нордикс» и дополнениями к ней, направил в адрес Хакасского УФАС России письменные пояснения (вх. № 10234 от 16.10.2020). При рассмотрении жалобы представитель заказчика АО «Аэропорт Абакан» поддержал доводы, указанные в пояснениях, а также устно пояснил, что указанное в закупочной документации описание предмета закупки осуществлено в соответствии с требованиями Закона о закупках и потребностью Заказчика.

 

Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрев в полном объеме аукционную документацию, представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, а в целях защиты прав и законных интересов участников закупок предусматривает судебное обжалование, а также обжалование в соответствии с частью 10  статьи 3 Закона в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что при проведении аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, что ведет к ограничению количества участников закупки. Таким образом, жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 18 которого под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках установлено:

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с требованиями статьи 2 Закона о закупках Заказчиком - АО «Аэропорт Абакан» разработано «Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Аэропорт Абакан», утвержденное Советом директоров АО «Аэропорт Абакан» (15.01.2020 протоколом № 1) (далее - Положение о закупках), которое 20.01.2020 года размещено в ЕИС.

В результате рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.

22.09.2020г. Заказчиком в ЕИС размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан» (№ 32009511564).

Начальная (максимальная) цена договора – 1 072 919,00 рублей;

Дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с 09:00 (время местное) 23.09.2020 по 16:00 (время местное) 09.10.2020.

Дата проведения отборочной стадии рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе: 12.10.2020 с 10:00 (местного времени).

Дата и время начала аукционного торга: 13.10.2020 с 10:00 (местного времени).

Дата и время завершения подачи ценовых предложений (аукционного торга): согласно регламенту работы электронной площадки.

Дата рассмотрения предложений участников и подведения итогов аукциона:

Дата проведения отборочной стадии рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона: 14.10.2020 с 10:00 (местного времени).

05 октября 2020 г. на электронную площадку «РТС Тендер» поступил запрос на разъяснение по документации процедуры.

07 октября 2020 г. Заказчиком размещено разъяснение.

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1872544 поступила одна заявка – ООО «АВИАФЛЮИД ИНТЕРНЕШНЛ», которая была признана закупочной комиссией соответствующей требованиям.

В соответствии с Протоколом № 2 подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан» от 12.10.2020г. закупочная комиссия решила: аукцион в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости I и IV типов для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан» признать несостоявшимся, заключить договор с единственным участником ООО «АВИАФЛЮИД ИНТЕРНЕШНЛ» (ИНН 7725172747), на условиях документации аукциона в электронной форме и предложения участника.

На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.

 

По первому доводу жалобы Комиссия приходит к следующим выводам.

На основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 2.2 Положения о закупках установлено, что Положение регулирует отношения, связанные с проведением закупок для нужд Заказчика в целях:

- обеспечения своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах и услугах (далее - продукции) с необходимыми показателями цены, качества и надежности на рыночных условиях;

-  эффективного использования денежных средств;

- расширения возможностей участия юридических и физических лиц (далее - Поставщиков) в закупках продукции для нужд Заказчика и стимулирования такого участия,

-  развития добросовестной конкуренции,

-  обеспечения гласности и прозрачности закупки,

-  предотвращения коррупции и других злоупотреблений,

- содействия объективности и беспристрастности принятия решений о выборе Поставщика.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев в том числе:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 11.3 главы 11 Положения о закупках установлено, что извещение о проведении аукциона в электронной форме (далее – АЭФ) и документация АЭФ должны содержать сведения, в том числе предусмотренные главой 8 Положения о закупках.

Пунктом 8.3 раздела 8 Положения о закупках в том числе установлено, что документация конкурентной закупочной процедуры должна включать сведения, определенные настоящим Положением, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 

Согласно описания технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки, размещенном в Техническом задании (раздел 4 документации) на приобретение противообледенительной жидкости (ПОЖ) для защиты от наземного обледенения ВС ГА тип I и тип IV Заказчику требуется:

Противообледенительная жидкость тип I.

Противообледенительная жидкость тип I в виде готового для применения водного раствора концентрации 65:35 (65% ПОЖ и 35% воды по объему) на основе этиленгликоля и деионизированной воды должна соответствовать международным стандартам SAE AMS 1424/1, ISO 11075 и требованиям Гражданской авиации России, входить в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в осенне-зимнем сезоне 2019-2020 гг., согласованном ФГУП ГосНИИ ГА совместно с разработчиками отечественной авиатехники. Должно быть обеспечено внесение в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в последующих осенне-зимних сезонах.

Противообледенительная жидкость тип I должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «MAX FLIGHT AVIA» тип IV, имеющейся у Заказчика, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости «MAX FLIGHT AVIA» тип IV.

Описание технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки

Внешний вид, визуально

Жидкость красно-оранжевого цвета

Водородный показатель (pH), при 20°С

7,0-9,0

Плотность при 20 °С, г/см3

1,076±0,015

Показатель преломления, при 20°С, в пределах

1,392 ±0,0015

Температура кристаллизации водного раствора 65:35, °С, не выше

минус 52

         Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента производства ПОЖ. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика.

Противообледенительная жидкость тип I сертифицирована в установленном порядке в Центре по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и имеет действующий Сертификат соответствия установленного образца.

Противообледенительная жидкость тип I должна поставляться со следующими документами:

- оригинал паспорта качества жидкости;

- руководство по работе с жидкостью;

- копия Сертификата соответствия ГОСТ Р;

- копия паспорт безопасности на жидкость.

Требование к упаковке (транспортной таре): противообледенительная жидкость должна быть поставлена в пластиковых контейнерах (1000 л) в металлической обрешетке, с поддоном. Горловина и кран для слива должны быть обязательно опломбированы.

Количество поставляемой противообледенительной жидкости тип I – 7530 килограмм.

Цена поставляемой жидкости должна включать в себя упаковку и доставку до места нахождения склада Заказчика (655131, Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3).

2. Противообледенительная жидкость тип IV.

Противообледенительная жидкость тип IV (концентрация 100%) на моноэтиленгликолевой основе и деионизированной воды должна соответствовать международным стандартам SAE AMS 1428/ISO 11078 и требованиям Гражданской авиации России, входить в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в осенне-зимнем сезоне 2019-2020гг., согласованном ФГУП ГосНИИ ГА совместно с разработчиками отечественной авиатехники. Должно быть обеспечено внесение в перечень противообледенительных жидкостей (ПОЖ), разрешенных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА в последующих осенне-зимних сезонах.

Противообледенительная жидкость тип IV должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке ВС с противообледенительной жидкостью «Octaflo Lyod» тип I, имеющейся у Заказчика, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости Octaflo Lyod тип I.

Описание технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки

Внешний вид, визуально

Жидкость зеленого цвета

Динамическая вязкость при 20°С, вискозиметр Брукфильда, шпиндель LV 1, 0,3 об/мин, мПа*с, в пределах

2000-7000

Показатель преломления при 20 °С, в пределах

1,384 – 1,387

Водородный показатель pH при 20 °С, в пределах

7,0 – 7,5

Температура кристаллизации, °С, не выше

минус 37°С

Гарантийный срок хранения не менее 2 (двух) календарных лет с момента производства ПОЖ. По истечении гарантийного срока возможность продления применения на 1 год после проведения анализа качества у изготовителя за счет поставщика.

Противообледенительная жидкость тип IV сертифицирована в установленном порядке в Центре по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и имеет действующий Сертификат соответствия установленного образца.

Противообледенительная жидкость тип IV должна поставляться со следующими документами:

- оригинал паспорта качества жидкости;

- руководство по работе с жидкостью;

- копия Сертификата соответствия ГОСТ Р;

- копия паспорт безопасности на жидкость.

Требование к упаковке (транспортной таре): противообледенительная жидкость должна быть поставлена в пластиковых контейнерах (1000 л) в металлической обрешетке, с поддоном. Горловина и кран для слива должны быть обязательно опломбированы.

Количество поставляемой противообледенительной жидкости тип IV – 2000 литров.

Цена поставляемой жидкости должна включать в себя упаковку и доставку до места нахождения склада Заказчика (655131, Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3).

 

 

Таким образом, согласно Техническому заданию, Заказчику в том числе необходимо приобрести:

- ПОЖ тип I, которая должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «MAX FLIGHT AVIA» тип IV, имеющейся в наличии у Заказчика, при этом, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости «MAX FLIGHT AVIA»,

- ПОЖ тип IV, которая должна быть совместима при двухэтапной противообледенительной обработке с противообледенительной жидкостью «Octaflo Lyod» тип I, имеющейся в наличии у Заказчика, при этом, возможность совместного применения должна быть письменно подтверждена производителем жидкости «Octaflo Lyod».

Пунктом 6.3.8.1 Рекомендаций «Защита воздушных судов от наземного обледенения» (рекомендовано Письмом Росавиации от 05.02.2013 № 03.10-7) установлено, что для обеспечения совместимости ПОЖ разных типов рекомендуется использовать жидкости одного производителя. При использовании жидкостей разных производителей должна быть подтверждена их совместимость.

Вместе с тем, из пояснений представителя Заказчика следует, что установление требования о совместимости ПОЖ также обусловлено наличием на складе Заказчика ПОЖ «Octaflo Lyod» тип I (в количестве 4 861,55кг.) и ПОЖ «МАХ FLIGHT AVIA» тип IV (в количестве 3 510,0л.), что подтверждается представленной оборотно-сальдовой ведомостью за октябрь 2020 года.

О недопустимости взаимодействия имеющихся в запасе у Заказчика ПОЖ тип I и тип IV с другими марками, производителями ПОЖ указано в пункте 2.6.2 «Руководства по работе с противобледенитеной жидкостью «МАХ FLIGHT AVIA», тип IV», согласно которому ПОЖ «МАХ FLIGHT AVIA» запрещается применять при двухступенчатой обработке самолетов, смешивать в емкостях хранения, баках спецмашин, технологических трубопроводах в любых соотношениях с другими типами (марками) противообледенительных жидкостей российского и иностранного производства, и в пункте 2.8.2 «Руководства по работе с противобледенитеной жидкостью «Octaflo Lyod», тип I», согласно которому ПОЖ «Octaflo Lyod» запрещается смешивать в емкостях хранения, баках спецмашин, технологических трубопроводах в любых соотношениях с другими типами (марками) противообледенительных жидкостей российского и иностранного производства.

Таким образом, вышеуказанные требования к ПОЖ, изложенные в Техническом задании, обусловлены: наличием в аэропорту г. Абакан только одного деайсера, с наличием ПОЖ от предыдущей закупки и требованиями Руководства и Инструкции по применению ПОЖ «Мах Flight AVIA» и «Octaflo Lyod», что также отражено в ответе АО «Аэропорт Абакан» на запрос о разъяснении документации, размещенных в ЕИС. В отношении заправки ПОЖ в деайсер другой марки ПОЖ тип I и тип IV, как пояснил представитель Заказчика, потребуется промывка баков и системы подачи ПОЖ деайсера. В случае противообледенительной обработки нескольких воздушных судов возникает необходимость дозаправки баков деайсера, что возможно только при совместимости ПОЖ одного производителя. В противном случае, при дозаправке ПОЖ разных производителей и при отсутствии совместимости ПОЖ, это приведет к задержке рейсов в аэропорту г. Абакан на неопределенное время, связанной с необходимостью промывки деайсера, нарушению технологического графика наземного обслуживания ВС.

 

Комиссия, изучив в полном объеме документацию о закупке, пришла к выводу, что установление в закупочной документации требований об использовании конкретных товарных наименований без указания на возможность замены их эквивалентом обусловлено потребностью заказчика и спецификой его деятельности, направлено на эффективное расходование средств и не может рассматриваться как ограничение конкуренции и не противоречит требованиям пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, закупка расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование без употребления слова «(или эквивалент)» в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак также не противоречит требованиям пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия полагает, что указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым, поскольку закупка эквивалентного товара Заказчиком приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду Заказчика и обусловлена необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.

Такие затраты, как увеличение затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей, допустимы и не противоречат требованиям законодательства о закупках.

Данный подход соотносится с позицией, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Кроме того, вышеуказанные обстоятельства по применению ПОЖ подтверждаются Письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 5 февраля 2013 г. № 03.10-7 «Рекомендации по противообледенительной обработке воздушных судов», Письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 29 октября 2019г. исх. 38122/03, Руководством по работе с противобледенительной жидкостью «МАХ FLIGHT AVIA», тип IV, Руководством по работе с противобледенительной жидкостью «Octaflo Lyod», тип I.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с Перечнем ПОЖ, одобренных для применения в России в осенне-зимнем сезоне 2019-2020г.г. (далее – Перечень), указанном в Письме Федерального агентства воздушного транспорта от 29 октября 2019г. исх. 38122/03, в отношении ЗАО РХЗ «Нордикс» (Податель жалобы) к применению одобрено только ПОЖ тип IV – «Дефрост ЕГ 4». Заказчиком же к поставке, согласно Техническому заданию, требуется ПОЖ тип I и тип IV, что прямо указывает о невозможности поставки Заявителем ПОЖ по типу I собственного производства, поскольку ПОЖ по типу I производителя - ЗАО РХЗ «Нордикс» отсутствует в Перечне.

Как указано в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, на основании вышеизложенного, довод жалобы признается необоснованным.

 

По второму доводу жалобы Комиссия сообщает следующее.

Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указывает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Учитывая изложенное, при принятии к рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.

Вышеуказанная позиция отражена в пункте 3 Письма ФАС России от 24.09.2019 № РП/83261/19 (с изм. от 14.05.2020) «Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги».

 

Исходя из изложенного, торги приостанавливаются по уведомлению антимонопольного органа только в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, по существу.

Установлено, что в уведомлении Хакасского УФАС России по жалобе № 019/07/3-1172/2020 от 12.10.2020г. (исх. № 06-10112/КС) указано в том числе следующее:

«В соответствии с требованиями части 18 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу, которое является обязательным для исполнения.

Согласно части 19 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным».

Как было указано ранее, Заказчиком 12.10.2020г. в ЕИС размещен Протокол № 2 подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан», в котором в том числе указано, что закупочная комиссия решила признать аукцион несостоявшимся, и заключить договор с единственным участником ООО «АВИАФЛЮИД ИНТЕРНЕШНЛ» (ИНН 7725172747). Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы договор не заключен, следовательно, требование антимонопольного органа, изложенное в уведомлении, Заказчиком исполнено. Довод жалобы не обоснован.

Таким образом, поскольку доводы Заявителя в ходе рассмотрения жалобы по существу не нашли своего подтверждения, следовательно, жалоба ЗАО РХЗ «Нордикс» признается необоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Хакасского УФАС России,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Закрытого акционерного общества Рошальский химический завод «Нордикс» на действие (бездействие) заказчика - АО «Аэропорт Абакан» при проведении аукциона в электронной форме на поставку противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов для нужд АО «Аэропорт Абакан» (извещение о закупке № 32009511564) не обоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

«…»

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны