Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которы... от 28 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору МБОУ Соленооозерная СОШ № 12

<…>

 

К.Маркса ул., д. 42А, с. Соленоозерное, Ширинский район, Республика Хакасия, 655235

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

28 июля 2017 года                                                                                     г. Абакан

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступило заявление Прокуратуры Ширинского района (вх. № 2745 от 02.05.2017) на действия МБОУ Соленоозерная СШ № 12 при заключении договоров с хозяйствующим субъектом без организации и проведения процедуры торгов.

         Хакасское УФАС России проанализировало доводы Прокуратуры Ширинского района и пришло к выводу, что в действиях МБОУ Соленоозерная СОШ № 12 (далее – заказчик) имеются признаки нарушения положений антимонопольного законодательства Российской Федерации на основании следующего.

Из информации, представленной заказчиком, следует, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе) заключены следующие договоры:

- 25.07.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 1-д на демонтажные работы в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 192 451,42 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 2-п на ремонт полов в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 326 505,07 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 3-п на ремонт внутренней отделки в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 392 496,61 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 4-о на ремонт внутренней отделки в раздевалках спортивного зала МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 63 363,60 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 4-л на укладку лаг в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 132 454,99 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 5 на замену электропроводки и электроосвещения в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 323 670,00 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 6 на ремонт отопления и внутренней отделки в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 354 500,00 рублей;

- 05.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 7 на замену оконных и дверных блоков в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 245 500,00 рублей;

- 10.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 8 на замену системы отопления в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 57 504,28 рублей;

- 10.08.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 9 на устройство напольного покрытия в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 283 995,03 рублей;

- 01.09.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 10 на ремонт спортивного зала МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 49 179,00 рублей;

- 01.11.2016 года между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и ООО «ФудМАРТ» заключен договор № 12-р на устройство решеток радиаторов в спортивном зале МБОУ Соленоозерная СШ № 12, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Соленоозерное, ул. Карла Маркса, д. 42А, на сумму 60 320,50 рублей.

Общая сумма заключенных договоров равна 2 481 940,50 рублей.    

Нормами части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Согласно положениям статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

На основании изложенного нормы Закона о контрактной системе направлены на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, они запрещают заказчикам и их должностным лицам, а также участникам закупок совершать действия, которые противоречат требованиям действующего законодательства и приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях, в том числе при осуществлении закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Таким образом, действующим законодательством разрешено осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей с соблюдением определенных условий: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

МБОУ Соленоозерная СШ № 12 является муниципальной образовательной организацией.

Из анализа вышеуказанных договоров следует, что каждый из договоров заключен на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с письменными пояснениями МБОУ Соленоозерная СШ № 12, подтвержденными планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2016 год, совокупный годовой объем закупок МБОУ Соленоозерная СШ № 12 составляет 5 620 695,00 рублей. Из чего следует, что годовой объем закупки у ООО «ФудМАРТ» в 2016 году не превысил пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и менее чем двадцать миллионов рублей.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

         Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

         В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

         В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

         В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено, что МБОУ Соленоозерная СШ № 12 заключило 12 договоров на выполнение ремонтных, строительных, демонтажных работ на общую сумму 2 481 940,50 рублей. Состав работ, место выполнения работ идентичны.

         При заключении договоров МБОУ Соленоозерная СШ № 12 публичные процедуры на право заключения договоров не проводились.

         В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

         Частью 5 статьи 24 указанного Закона предусмотрено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

         МБОУ Соленоозерная СШ № 12 не представило обоснования необходимости дробления контракта на выполнение ремонтных, строительных, демонтажных работ на 12 отдельных договоров, а также не представило доказательств, свидетельствующих о необходимости заключения договоров с единственным исполнителем без применения конкурентных процедур определения исполнителя.

         Учитывая тождественность предмета договоров, единую цель договоров – выполнение ремонтных, строительных, демонтажных работ, незначительный временной интервал, в течение которого заключены договоры, Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемые 12 договоров фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 12 договорами для формального соблюдения Закона о контрактной системе, с целью ухода от соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

         Таким образом, у МБОУ Соленоозерная СШ № 12 имелась необходимость в осуществлении ремонтных, строительных, демонтажных работ на сумму 2 481 940,50 рублей, что превышает предельно допустимый размер стоимости муниципального контракта, заключаемого с единственным исполнителем, при заключении которого стороны вправе не проводить процедуры, предусмотренные Законом о контрактной системе.

         Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи данного Закона).

         В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

          Согласно понятиям, данным в статье 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

         Диспозиция части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции позволяет сделать вывод о том, что достаточным основанием для вывода о нарушении этой нормы Закона является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаем, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

         В рассматриваемой ситуации в действиях МБОУ Соленоозерная СШ № 12 имеются признаки нарушения положений пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий по заключению 12 договоров с ООО «ФудМАРТ», ограничивающих конкуренцию и создающих условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом.

         В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

         В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ, действующей с 05.01.2016 года) предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

         Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях МБОУ Соленоозерная СШ № 12 признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 данного Закона предупреждает МБОУ Соленоозерная СШ № 12 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего:

  1. Прекратить создание дискриминационных условий в части предоставления более выгодного положения одному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в правоотношениях между МБОУ Соленоозерная СШ № 12 и хозяйствующим субъектом, желающим поставить товары, выполнить работы, оказать услуги для нужд образовательного учреждения.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 18 декабря 2017 года.

         О выполнении предупреждения сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, предоставив перечень договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных с момента выдачи настоящего предупреждения до конца 2017 года, с указанием предмета контракта (договора), даты заключения и срока действия контракта (договора), номера и цены контракта (договора), основания заключения контракта (договора), наименования поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Согласно части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

         Частью 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

         В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

         Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель управления                                                                 <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны