Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которы... от 22 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главному врачу ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница»

<…>

 

ул. Дзержинского, д. 7, п. Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655102

 

U-Ab-RB@khakasnet.ru

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

07 сентября 2017 года                                                                              г. Абакан

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы Прокуратуры Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 19.06.2017 года № 7-13-2017 (входящий от 23.06.2017 года № 4260) о незаконных действиях ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» при заключении договоров от 20.12.2016 года № 192-16/410/16 и № 193-16/411/16 на выполнение проектных работ по объекту: «Капитальный ремонт здания филиала ФАПа в д. Чапаево по ул. Мира,88» с ООО  «Научно-технический центр «Гражданпроект».

  Рассмотрев поступившие материалы, Хакасское УФАС России пришло к следующим выводам.

         В соответствии с подпунктом в) пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). Частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

         Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

         В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

         Как следует из материалов заявления, ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ разработало и утвердило Положение о закупке товаров, работ и услуг ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» (согласовано Министром здравоохранения Республики Хакасия <…>), которое в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ размещено в единой информационной системе 13.03.2014.

         Пунктом 12 Положения о закупке ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» предусмотрены следующие способы закупки товаров, работ, услуг: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), запрос цен, запрос предложений, аукцион, конкурс.

         Согласно пункту 29 Положения о закупке ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» установлены случаи закупки у единственного поставщика, в том числе при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму до 100 тыс. руб.

Хакасским УФАС России установлено, что ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» заключило договоры от 20.12.2016 года № 192-16/410/16 и № 193-16/411/16 на выполнение проектных работ по объекту: «Капитальный ремонт здания филиала ФАПа в д. Чапаево по ул. Мира,88» с ООО «Научно-технический центр «Гражданпроект» на сумму 99 900 руб. по каждому договору. Предмет договоров – выполнение проектных работ по объекту «Капитальный ремонт здания филиала ФАПа в д. Чапаево по ул. Мира,88». Состав работ, место выполнения работ идентичны.

         При заключении договоров подряда от 20.12.2016 года № 192-16/410/16 и № 193-16/411/16 ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» публичные процедуры на право заключения договоров не проводились.

         ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» указано на то, что при заключении спорных договоров учреждение заключили договоры на сумму, не превышающую сто тысяч рублей по каждому договору.

         Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

         1) информационная открытость закупки;

         2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

         3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

         4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

         ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» не представило обоснования необходимости дробления договоров подряда на выполнение проектных работ на 2 контракта, а также не представило доказательств, свидетельствующих о необходимости заключения договоров с единственным поставщиком без применения конкурентных способов определения поставщика.

         Учитывая тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого заключены договоры (договоры заключены в один день), единую цель договоров – выполнение проектных работ, Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что фактически договоры подряда на выполнение проектных работ № 192-16/410/16 и № 193-16/411/16 от 20.12.2016 образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 2 договорами для формального соблюдения Закона № 223-ФЗ, Положения о закупке ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница», с целью ухода от соблюдения процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница».

         Таким образом, на момент подписания договоров у ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» имелась необходимость в выполнении проектных работ на сумму 199 800 руб., что превышает предельно допустимый размер стоимости контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при заключении которого стороны вправе не проводить процедуры, предусмотренные Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница».

         Следовательно, действия ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» по заключению спорных договоров с единственным поставщиком могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

         Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 данного Закона).

         В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям,  организациям,  участвующим  в  предоставлении государственных  или  муниципальных  услуг,  а  также  государственным  внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять  действия  (бездействие),  которые  приводят  или  могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

         В силу разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании  недействующими  или недействительными  актов  названных  органов,  о  признании  незаконными  их  действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят  или  могут  привести  к  недопущению,  ограничению,  устранению  конкуренции, а  соответствующим  органом  не  указана  конкретная  норма  федерального  закона, разрешившая  данному  органу  принять  оспариваемый  акт,  осуществить  действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

         Согласно понятиям, данным в статье 4 Закона о  защите  конкуренции,  под конкуренцией  понимается – соперничество хозяйствующих  субъектов,  при  котором самостоятельными  действиями  каждого  из  них  исключается  или  ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия – условия  доступа  на  товарный  рынок,  условия  производства,  обмена,  потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько  хозяйствующих  субъектов  поставлены  в  неравное  положение  по  сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

         Диспозиция части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции позволяет сделать вывод о том, что достаточным основанием для вывода о нарушении этой нормы Закона является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

         На основании вышеизложенного, Хакасское УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации в действиях ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» имеются признаки нарушения положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в части совершения действий по заключению двух договоров подряда на выполнение проектных работ № 192-16/410/16 и № 193-16/411/16 от 20.12.2016, ограничивающих конкуренцию и создающих условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующие субъекты были поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом).

         Выводы Хакасского УФАС России относительно наличия в действиях ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции согласуются с имеющейся судебной практикой по аналогичным фактическим обстоятельствам, например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2016 № 309-КГ15-18029.

         В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

         В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ, действующей с 05.01.2016 года) предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

         Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 данного Закона предупреждает ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего:

  1. Прекратить создание дискриминационных условий в части предоставления более лучшего положения одному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в правоотношениях между ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» и хозяйствующим субъектом, желающим поставить товары, выполнить работы, оказать услуги для нужд ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница».

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 18 декабря 2017 года.

         О выполнении предупреждения сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, предоставив перечень договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных с момента выдачи настоящего предупреждения до конца 2017 года, с указанием предмета контракта (договора), даты заключения и срока действия контракта (договора), номера и цены контракта (договора), основания заключения контракта (договора), наименования поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Согласно части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

         Частью 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

         В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

         Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                 <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны