Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которы... от 18 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия

А.Л. Егорову

Вяткина ул., 3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление Прокуратуры Республики Хакасия от 04.04.2016 года (входящий № 1688) о наличии в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства в части наделения ГКУ РХ «Хакасавтодор» контрольными полномочиями по взвешиванию транспортных средств и сравнению их действительных весовых параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия исследованы доводы Прокуратуры Республики Хакасия, и установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются данным законом.

  Действие указанного закона распространяется на все автомобильные дороги Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Закона об автомобильных дорогах).

  Согласно части 1 статьи 4 данного закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

  Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать названному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах).

  На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах).

  В соответствии с пунктом 13.2 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля (в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля).

  В силу части 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

  Подпунктом 5.2.53.31 пункта 5 раздела 2 указанного Положения установлено, что к полномочиям Минтранса России отнесен порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

  Таким образом, установление порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (данная правовая позиция изложена, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2011 № 35-Г11-17).

  Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 № 125.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (часть 1 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах).

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 27.04.2011 № 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее – Порядок).

Пункт 2.2 указанного порядка устанавливает полномочия по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения для Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Таким образом, контроль за соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств на дорогах регионального и межмуниципального значения является функцией государственных органов и их осуществление не может быть передано другим субъектам.

  Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.3 Устава ГКУ РХ «Хакасавтодор» данное учреждение наделено полномочиями по организации и обеспечению содержания автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия и искусственных сооружений на них, других объектов, являющихся их технологической частью, в состоянии, обеспечивающем бесперебойный и безопасный проезд по ним, а также контроль за их эксплуатационным состоянием, включая визуальное и техническое обследование, испытания, учет интенсивности движения, диагностику и технический контроль; организации осуществления мероприятий, связанных с разрешенным проездом по автомобильным дорогам общего пользования Республики Хакасия транспортных средств со сверхнормативными осевыми нагрузками и габаритами.

  Во исполнение данных полномочий приказом директора ГКУ РХ «Хакасавтодор» от 31.12.2013 № п/а-231 «О создании службы весового контроля» утверждено Положение «О службе весового контроля», которым предусмотрены мероприятия по осуществлению весового контроля за весовыми параметрами тяжеловесных транспортных средств, перевозящих грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.

  Следует отметить, что ГКУ РХ «Хакасавтодор» находится в ведении Минтранса Хакасии, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункт 1.6 Устава ГКУ РХ «Хакасавтодор»).

 Осуществление ГКУ РХ «Хакасавтодор» указанных контрольных полномочий подтверждают следующие документы:

- график работы сотрудников ГИБДД и ППВК ГКУ РХ «Хакасавтодор» на март 2016 г.

- акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке (Приложение № 1 к Положению «О службе весового контроля»),

- журнал учета тяжеловесных транспортных средств, проследовавших через передвижной пункт весового контроля (Приложение № 2 к Положению «О службе весового контроля»),

- регламент функционирования передвижных постов весового контроля по выявлению нарушений перевозок тяжеловесных грузов автотранспортными средствами, с превышением нормативных параметров полной массы и (или) осевых нагрузок, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, утвержденный 10.02.2014 директором ГКУ РХ «Хакасавтодор» Будянским А.И.,

- претензии, направленные в адрес водителей автотранспортных средств о возмещении вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

  В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

  Таким образом, контрольные полномочия по взвешиванию транспортных средств и сравнению их действительных весовых параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения, могут осуществляться уполномоченным органом государственной власти Республики Хакасия, передача данных полномочий ГКУ РХ «Хакасавтодор» противоречит приведенным выше нормам законов.

Следовательно, в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия имеются признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части наделения ГКУ РХ «Хакасавтодор» контрольными полномочиями по взвешиванию транспортных средств и сравнению их действительных весовых параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ, действующей с 05.01.2016 года) предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  для чего:

  1. Прекратить нарушение антимонопольного законодательства в части наделения ГКУ РХ «Хакасавтодор» контрольными полномочиями по взвешиванию транспортных средств и сравнению их действительных весовых параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.
  2. Устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения, а именно изучить требования части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части контрольных полномочий по взвешиванию транспортных средств и сравнению их действительных весовых параметров с параметрами, указанными в специальном разрешении на перевозку тяжеловесного груза по дорогам регионального и межмуниципального значения.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 29 апреля 2016 года.

Согласно части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Частью 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель управления                                                           К.А. Лебедева

Связанные организации

Связанные организации не указаны