Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 19-А-Т-15 от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ул. Пушкина, , г. Абакан, 655017

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 19-А-Т-15

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 27 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

 

Исакова Е.А. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

При участии:

- представителя <…> – <…>, действующего на основании нотариального удостоверенной доверенности 18.08.2015, зарегистрированной в реестре за № 11-6964,

- представителя ПАО «МРСК Сибири» - <…>, действующей на основании доверенности № 66/81 от 07.09.2015,

в присутствии в качестве слушателя <…>- председатель региональной общественной организации «Опора России», рассмотрев дело № 19-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Хакасское УФАС России 01.06.2015 поступило заявление <…> (далее также <…>., Заявитель), указывающее на признаки нарушения ОАО «МРСК Сибири» (в настоящее время ПАО «МРСК Сибири») антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании заявителю места установки прибора учета.

Усмотрев в действиях сетевой организации признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 218 от 30.06.2015 было возбуждено дело № 19-А-Т-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 06.07.2015 рассмотрение дела назначено на 19.08.2015. Определениями от 19.08.2015, от 07.09.2015, от 06.10.2015 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 06.10.2015 также был продлен срок рассмотрения дела № 19-А-Т-15.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя <…>, сославшись на доводы заявления, поддержал требования <…>, считает, что Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» неправомерно отказывает в присоединении энергопринимающего устройства ТП 10/0,4 кВ для энергоснабжения земельного участка <…>, настаивая на установке прибора учета электрической энергии на опоре № 251. При этом <…> пояснил, что ВЛ-10кВ, построенная <…> согласно Технических условий к договору № 20.1900.2447.14, и опора № 251 расположены на земельном участке, принадлежащем <…>. <…> обращался к <…> за разрешением на установку измерительного комплекса на его земельном участке, на что был получен отказ.

Кроме того, представитель заявителя указал на имеющееся решение Ширинского районного суда от 10.06.2014 по делу № 2-274/2014, вступившее в законную силу, согласно которому рассматриваемая линия электропередач, расположенная на земельных участках с кадастровыми номерами 19:11:140407:0034 и 19:11:140407:0035, признана самовольной постройкой. Таким образом, представитель заявителя полагает, что у <…> отсутствует возможность установки прибора учета в месте, указанном филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», и Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» неправомерно отказывает в присоединении энергопринимающего устройства ТП 10/0,4 кВ для энергоснабжения земельного участка <…>

Представитель заявителя на заседаниях комиссии настаивал на имеющемся со стороны ПАО «МРСК Сибири» злоупотреблении доминирующим положением, сообщил об ущемлении таким действиями интересов <…> По мнению представителя заявителя, ущемление интересов <…> заключается в требовании сетевой организации о приобретении дорогостоящего оборудования коммерческого учета для установки на опоре № 251, а также в несении дополнительных, незапланированных расходов на оплату услуг охраны (сторож) построенных электрических сетей, кроме того, поскольку в летний период на земельном участке заявителя существовала необходимость обеспеченности электроэнергией, то <…> был вынужден пользоваться электрогенератором, что также привело к дополнительным расходам.    

Представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> указала, что в действиях сетевой организации отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, так как пунктом 144 Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности. Заявителем не выполнены указанные требования, в связи с чем, 07.05.2015 представителем сетевой организации был составлен акт о несоответствии установки измерительного комплекса пункту 11.2 технических условий.

Также <…> пояснила комиссии, что все условия договора технологического присоединения были согласованы сторонами, согласно пункту 11.3 технических условий заявитель обязан при отклонении исполнения пункта 11.2 ТУ, изменения согласовать с сетевой организацией, однако этого сделано не было. Относительно наличия убытков у <…><…> сообщилf, что убытки возникли не по вине сетевой организации, а по неосмотрительности заявителя.

Из полученных в ходе рассмотрения заявления, а также представленных в материалы дела документов и информации, и пояснений комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 19-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.

Заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 70000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Республика Хакасия,  Ширинский район, с. Калинино, на восточном берегу малого плеса, к северу от автодороги Шира-Новоселово, уч. 1, кадастровый номер <...> :11:080309:0006  (свидетельство о государственной регистрации права 19 АА № 413733).

Между Заявителем и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор об  осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.2447.14 от 23.07.2014 (далее также – Договор). В соответствии с договором сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а именно ТП 10/0,4 кВ для энергоснабжения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия,  Ширинский район, с. Калинино, на восточном берегу малого плеса, к северу от автодороги Шира-Новоселово, уч. 1, кадастровый номер <...> :11:080309:0006, в точке присоединения, определенной техническими условиями в соответствии со следующими характеристиками: максимальная мощность 70 кВт, категория надежности третья, уровень напряжения, на котором осуществляется присоединение 10 кВ.

Пунктом 7 Договора установлено, что заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено обращением Заявителя к сетевой организации.

В материалах дела имеется обращение <…> в ПАО «МРСК Сиибири» о том, что строительство ВЛИ 10 кВ до участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, на восточном берегу малого плеса, к северу от автодороги Шира-Новоселово, уч. <…>, будет выполняться своими силами.

В соответствии с техническим условиями, являющимися приложением 2 к Договору максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 70 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей 10 кВ; основной источник питания: ПС № 74, 35/10 кВ «Джирим», ф. 74-16, яч. 74-16, оп. 251.

Пунктом 10 ТУ установлено, что сетевая организация осуществляет фактическое присоединение при уведомлении заявителем п. 11.

Согласно пункту 11 ТУ Заявитель осуществляет: строительство отпайки ВЛИ-10 кВ от вновь вводимой опоры № 251, ВЛИ-10 кВ по проекту № 010013 «Джирим-Беле» до границ участка заявителя, ориентировочной длиной 0,443 км. Установку КТП мощностью 100 кВА. Точную длину линий 10 кВ и мощность КТП определить проектом.

Монтаж электрооборудования выполнить в соответствии с действующими НТД (п. 11.1 ТУ).

Учет электрической энергии: тип, место установки прибора учета выполнить в соответствии с пп. 139, 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 , а также в соответствии с пп. 1.5.29, 1.5.36, 1.5.37, 1.5.38 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утв. 05.10.1979 (п. 11.2 ТУ).

При отклонении исполнения п. 11.2 данных ТУ, изменения согласовать с филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (п. 11.3 ТУ).

<…> осуществил строительство ВЛ и установку энергопринимающего устройства на своем земельном участке и обратился в сетевую организацию для технологического присоединения к электрической сети.

Представителем сетевой организации начальником УТЭЭ Ширинского РЭС в присутствии <…> 07 мая 2015 года был произведен осмотр энергопринимающего устройства РУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ № 74-16-12/100 кВА, расположенного по адресу: РХ, Ширинский район, на восточном берегу малого плеса оз. Беле, в 26 км к северу от трассы Шира-Новоселово, 19:11:080309:0006, о чем составлен акт осмотра (обследования) объектов заявителя от 07.05.2015. Согласно заключению, отраженному в акте от 07.05.2015, электроустановка <…> не отвечает техническим условиям в части п. 11.2, а именно измерительный комплекс установлен не на границе балансовой принадлежности сетей.

22.05.2015 <…> обратился в адрес сетевой организации с претензией о выдаче иного акта осмотра объектов заявителя, которым будет разрешена установка приборов учета электроэнергии непосредственно в ТП 10/0,4 кВ № 74-16-12/100 кВА.

29.05.2015 сетевая организация письмом исх. № 1.7/27/2750-исх. ответила <…> о необходимости приведения электроустановки в соответствие с требованиями п. 11.2 ТУ.

На момент рассмотрения дела технологическое присоединение электроустановки <…> не осуществлено.

  

Относительно принадлежности земельных участков, на которых расположены линии электропередач сетевой организации и Заявителя, комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

10.06.2014 решением Ширинского районного суда РХ по делу № 2-274/2014 были удовлетворены требования гражданина <…>, являющегося собственником земельных участков 19:11:140407:0034 и 19:11:140407:0035, по исковому заявлению к филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» о признании строения (линии электропередачи ВЛ-10/0,4 кВ, расположенной на указанных земельных участках по адресам: РХ, Ширинский район, восточнее перешейка оз. Беле, 24 км на северо-восток от пгт. Шира, участки № 1, 2) самовольной постройкой. Суд обязал сетевую организацию снести опоры линии электропередачи ВЛ-10/0,4 кВ, привести разрешительную документацию Общества в соответствие с действующим законодательством. В случае неисполнения Обществом решения суда добровольно в течение двух месяцев с момента его вступления в силу истцу предоставлено право снести самовольное строение за счет ответчика.

Верховный суд Республики Хакасия 09.09.2014 оставил решение Ширинского районного суда без изменения.

Как установлено из пояснений представителя ответчика, до настоящего времени решение Ширинского районного суда не исполнено, находится на стадии исполнительного производства. Рассматриваемая ВЛ-10/0,4 кВ, в том числе опора № 251, которая является точкой подключения <…>, не демонтирована.

Линия электропередач, построенная Заявителем, проходит через земельный участок с кадастровым номером 19:11:080309:0007, который принадлежит <…>. 13.08.2014 Топоев А.В. обратился к <…> с письмом, которым просил дать согласие на установку линии электропередач до ближайшей точки объектов ОАО «МРСК Сибири» на земельном участке <…> В ответ на указанное письмо <…> сообщил Заявителю о том, что он не возражает на прохождение ВЛ через его земельный участок, в материалах дела имеется ответ <…> от 20.08.2014.

После составления 07.05.2015 представителем Ответчика акта осмотра электроустановки о том, что измерительный комплекс установлен не на границе балансовой принадлежности, <…> 25.05.2015 обратился в адрес <…> с просьбой дать согласие на установку электроустановки на земельном участке (кадастровый номер <...> :11:080309:0007) в непосредственной близости к ВЛ Общества.

Однако <…> отказал в даче согласия на установку измерительного комплекса на своем земельном участке.        

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО «Хакасэнерго» включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер <...> .1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ № 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» включено в раздел III «Услуги по передаче и распределению электрической энергии» Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

 В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым положение ПАО «МРСК Сибири» в  соответствующих географических границах следует признать доминирующим.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861), установлены порядок  и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с  пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Подпунктом а) пункта 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать следующие существенные условия, в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.

Согласно пункту 25 Правил № 861 в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе, распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (пп. а(2)).

Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению (пункт 16.1 Правил технологического присоединения).

Таким образом, учитывая указанные нормы, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что требование об установке измерительного комплекса за пределами границ участка <…> противоречит Правилам технологического присоединения. Указанные выводы комиссии соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 N 16008/10,  Определению Верховного Суда РФ от 25.02.2014 N АПЛ14-12.

 

Требования к приборам учета электрической энергии определены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения).

В силу пункта 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

За исключением случаев, указанных в пункте 148 настоящего документа, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

Комиссией установлено, что из акта осмотра объектов заявителя от 07.05.2015 следует, что документация по монтажу, выполнение монтажа, техническое состояние электроустановок, включая вводные распределительные устройства, соответствует требованиям действующих правил (п. 1, 2 акта). Следовательно, сетевая организация считает электроустановку <…> соответствующей действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

При этом в соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,  "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;

"точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

В соответствии с пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что требования ПАО «МРСК Сибири» об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности за пределами участка Заявителя лишает <…> возможности нести ответственность за сохранность прибора учета.

 

При принятии решения комиссия Управления также учитывала следующее.

Пунктом 144 Основных положений допускается установка прибора учета не только на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), но также и в иных местах. Так, при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности прибор учета может быть установлен в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Учитывая то, что линия электропередач построена Ответчиком на земельных участках иных собственников без получения на то соответствующих разрешений, в связи с чем она признана судом самовольной постройкой и подлежит сносу, то комиссия соглашается с доводом представителя Заявителя о том, что <…> не желает устанавливать прибор учета на опоре № 251 указанной ВЛ, поскольку она должна быть демонтирована по решению суда. <…> по требованию сетевой организации должен был понести неоправданные дополнительные материальные затраты в части установки дорогостоящего прибора учета на опоре № 251 (со слов представителя Заявителя около 400 тысяч рублей), поскольку имеется риск утраты указанного оборудования в связи с возможным демонтажем опоры № 251.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ПАО «МРСК Сибири» поясняла, что земельный участок, на котором расположена опора № 251, является собственностью Общества, однако документальных доказательств данному обстоятельству в материалы дела Ответчиком не предоставлено. Кроме того, в ответ на определение об отложении ПАО «МРСК Сибири» письмом от 05.10.2015 № 1.7/29/5582-исх. сообщило, что такие доказательства отсутствуют

Также комиссия учитывает отказ собственника земельного участка (19:11:080309:0007) <…> в согласовании установки прибора учета на земельном участке <…> в месте максимально приближенном к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири».

Таким образом, комиссия приходит к выводу об отсутствии у <…> технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, возможность установки прибора учета имелась только в границах участка Заявителя, что и было сделано <…>.

Как пояснил представитель Заявителя в ходе рассмотрения дела, <…> согласен на корректировку объема потребления (производства, передачи) электрической энергии на величину потерь, которые возникают на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки его прибора учета.

Комиссия оценила довод ПАО «МРСК Сибири» о необходимости согласования с сетевой организацией внесения изменений в ТУ (отступления от ТУ) и отклонила его как несостоятельный. В технических условиях не указано место установки прибора учета, а указано на пункты 139, 144 Основных положений. Как было указано ранее, пункт 144 Основных положений допускает установку прибора учета в ином месте, а не только на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), поэтому необходимости внесения изменений в ТУ (отступления от ТУ) у <…> не возникло.

На основании изложенного, комиссия Хакасского УФАС России считает, что требование сетевой организации об установке прибора учета на опоре № 125 ВЛ-10 кВ не соответствует вышеназванным нормам действующего законодательства, и следовательно, нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, путем совершения указанных действий злоупотребило своим доминирующим положением, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц  (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Комиссия считает, что  требование ПАО «МРСК Сибири» об установке прибора учета на опоре № 251, и как следствие, отказ в допуске электроустановки Заявителя ущемляет интересы <…>, поскольку сетевой организацией до настоящего времени не выполнены мероприятия  по технологическому присоединению (фактическому присоединению) объектов <…>, это привело к тому, что Заявитель не имеет возможности пользоваться электрической энергией, в связи с чем вынужден нести дополнительные затраты.

 

Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

         Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о выдаче предписания, комиссия управления пришла к выводу о необходимости выдачи ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предписания о принятии мер по осуществлению фактического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств <…>

 

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Ширинским районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в период с июля 2014 г. по настоящее время доминирующим.

2. Признать ПАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части требования установки прибора учета <…> на опоре № 251 ВЛ-10 кВ (РХ, Ширинский район, берег малого плеса оз. Беле) и как следствие отказа в допуске электроустановки <…> в эксплуатацию. 

3. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением  и  нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства, для чего в срок до 20.12.2015 принять меры по допуску прибора учета <…>, установленного в ТП 10/0,4 кВ № 74-16-12/100.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №  19-А-Т-15

 

27 ноября 2015 года                                                                                         г. Абакан

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Темерева Т.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Исакова Е.А. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения по делу № 19-А-Т-15 от 27 ноября 2015 года о нарушении ПАО «МРСК Сибири» (юридический адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»    (655000,  Республика  Хакасия,  г. Абакан,   ул.  Пушкина,  74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

   ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, для чего в срок до 20 декабря 2015 года принять меры по допуску в эксплуатацию прибора учета <…>, установленного в ТП 10/0,4 кВ № 74-16-12/100 кВА.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить управлению не
позднее пяти дней
со дня его выполнения, предоставив надлежащим
образом заверенные копии подтверждающих документов.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в
течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики
Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии                  

 

                                                      

 

Т.В. Темерева

 

 Е.А. Исакова

 

 С.В. Мальцева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны