Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 62-А-15 от 11 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Прокуратура Аскизского района

«…»

 

Ответчик:

ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 62-А-15

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 08.12.2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 10.12.2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                   Тукачева А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Марова О.О. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в присутствии «…» представителя ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» на основании доверенности от 19.10.2015 года б/н,

в отсутствии представителя заявителя – Прокуратуры Аскизского района, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 62-А-15 по признакам нарушения ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 14 части 1 статьи 17.1, статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4 без организации и проведения торгов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия исследовав материалы Прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия от 10.09.2015 года № 7-29-15 (входящий от 21.09.2015 года № 5218), установило в действиях ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, пункта 14 части 1 статьи 17.1, статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4 без организации и проведения торгов.

В связи с чем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в отношении ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» Приказом от 24.09.2015 года № 314 возбуждено дело № 62-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 62-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.09.2015 года рассмотрение дела назначено на 20.10.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 62-А-15 от 20.10.2015 года рассмотрение дела отложено на 08.12.2015 года.

На заседание комиссии 20.10.2015 года представитель ответчика приобщил к материалам дела № 62-А-15 копию Соглашения от 15.10.2015 года о расторжении договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4, копию Акта приема-передачи (возврата) нежилого помещения по договору аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская центральная районная больница» (ГБУЗ РХ «Аскизская центральная районная больница») зарегистрировано Администрацией Аскизского района за основным государственным регистрационным номером - 1021900757427, дата регистрации до 1 июля 2002 года - 23.06.2000, ИНН 1905006716,  10.07.2012 учреждение переименовано в ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница». Место нахождения учреждения: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, ул. Первомайская, д. 7

Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

10.01.2014 года между ГБУЗ РХ «Аскизская центральная районная больница» (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем «…» (арендатор) заключен Договор аренды недвижимого государственного имущества № 66/4.

По данному договору арендодатель передал, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) по графику нежилое помещение № 3, площадью 12,1 кв.м., находящееся в здании морга, лит. А3, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, ул. Первомайская, д. 7, для оказания патологоанатомических, ритуальных услуг.

Договор от 10.01.2014 года № 66/4 заключен на срок с 10.01.2014 года по 10.01.2017 года.

В своих пояснениях действующий главный врач ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» (данных в адрес Прокуратуры Аскизского района) указал, что договор аренды был заключен без проведения конкурса, так как площадь передаваемого помещения составляет менее 20 кв.м., а также было получено решение Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 09.01.2014 года № 210-1/1, в соответствии с которым заключение договора аренды было согласовано.

Вместе с тем согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 14.08.2014 года здание морга, назначение: нежилое здание, 1 – этажный, общая площадь 106 кв.м., инв. № 0816_01_д14, лит. А3, адрес (местонахождение) объекта: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, ул. Первомайская, д. 7.

Таким образом, общая площадь здания морга составляет 106 кв.м., а площадь помещения № 3, переданного по рассматриваемому договору аренды составляет 12,1 кв.м., что в свою очередь свидетельствует о превышении десяти процентов (и составляет 11,4 %).

Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле № 62-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Пунктом 2 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 14.08.2014 года здание морга, назначение: нежилое здание, 1 – этажный, общая площадь 106 кв.м., инв. № 0816_01_д14, лит. А3, адрес (местонахождение) объекта: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, ул. Первомайская, д. 7 передано ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» на праве оперативного управления.

 

Как установлено комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе рассмотрения настоящего дела, торги на право заключения договора аренды недвижимого государственного имущества – нежилого помещения № 3, площадью 12,1 кв.м., находящегося в здании морга ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» не проводились. Исключение пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не подпадает под совершенные действия учреждения, так как общая площадь здания морга составляет 106 кв.м., а площадь помещения № 3, переданного по рассматриваемому договору аренды составляет 12,1 кв.м., что в свою очередь свидетельствует о превышении десяти процентов (и составляет 11,4 %). Следовательно, для сдачи в аренду государственного имущества – помещения № 3 необходимо в соответствии с положениями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции проводить торги.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с Реестром государственных услуг Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2011 года № 503, ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» является исполнителем, в том числе следующих государственных услуг:

- прием заявок (запись) на прием к врачу в государственное учреждение здравоохранения Республики Хакасия (пункт 3.1 реестра);

- выдача гражданам государственными учреждениями здравоохранения направлений на прохождение медико-социальной экспертизы (пункт 3.2 реестра);

- предоставление информации о порядке оказания специализированной медицинской помощи в государственном учреждении здравоохранения Республики Хакасия (пункт 3.3 реестра);

- выдача направления на госпитализацию в стационарное отделение государственного учреждения здравоохранения Республики Хакасия (пункт 3.4 реестра);

- прием заявлений об оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических государственных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, вовремя и после родов, а также предоставление информации о такой помощи и постановка на соответствующий учет (пункт 3.5 реестра).

В соответствии с Приложением 3 Приказа Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 07.10.2014 года № 984 «Об утверждении регламента предоставления государственными учреждениями здравоохранения государственной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу» ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» также входит в список государственных учреждений здравоохранения, предоставляющих государственную услугу «Прием заявок (запись) на прием к врачу».

Таким образом, ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница», являющееся организацией, участвующей в предоставлении государственных услуг, осуществило действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4.

Индивидуальному предпринимателю «…» (арендатор) предоставлено спорное помещение для оказания патологоанатомических, ритуальных услуг.

 

 Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению "ОК 002-93", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (ред. от 17.10.2013) ритуальным услугам присвоен код 019500. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 17.08.2015) услуги по захоронению и кремации относятся к группе 96.03.11.000.

 

Ритуальные услуги - это услуги, потребность в которых неизбежна, а их форма задана культурно-исторически традициями. Рынок ритуальных услуг развивается быстрыми темпами. Увеличивается количество хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по организации и проведению похорон, и увеличиваются затраты граждан на похороны. Острая конкурентная борьба между похоронными фирмами ставит на одно из приоритетных мест в их деятельности информационное взаимодействие с органами здравоохранения, лечебными учреждениями, регистрирующими факт смерти. В данном случае индивидуальный предприниматель, предоставляющий ритуальные услуги, осуществляет свою деятельность в самом учреждении здравоохранения, непосредственно в морге. Это обеспечивает ему более выгодные условия деятельности не только путем передачи государственного имущества, но и доступности информации, что непосредственно влияет на объем предоставляемых услуг и как следствие на финансово-экономическую деятельность хозяйствующего субъекта.

 

На основании изложенного в действиях ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» имеются нарушения части 1 статьи 15, пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4 без организации и проведения торгов.

Вместе с тем комиссия антимонопольного органа, проверив описанные действия ответчика на соответствие требованиям пункта 7 части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, не усматривает нарушений в виду следующего.

 

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции. При этот государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 

В ходе рассмотрения дела № 62-А-15 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлено, что учреждение предоставляет государственные услуги на основании соответствующего задания, но функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не исполняет, следовательно комиссией не установлен факт предоставления ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» государственной преференции, в этой связи нарушений пункта 7 части 1 статьи 15, статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции не установлено.

Учитывая изложенное, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что заключение ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4, и передача на основании Акта приема-передачи имущества, направлено на получение индивидуальным предпринимателем Чепчигашевым Г.М. прав пользования в отношении государственного имущества, переданного без проведения аукциона или конкурса, и свидетельствует о предоставлении названному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и нарушает требования пункта 14 части 1 статей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт 1 пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт г пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

 

В ходе рассмотрения дела № 62-А-15 комиссией антимонопольного органа установлено, что ответчиком устранено нарушение антимонопольного законодательства путем расторжения Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4 с 14.10.2015 года (представлена копия Соглашения от 15.10.2015 года о расторжении договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4), в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» нарушившим положения части 1 статьи 15 и пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно заключение Договора аренды недвижимого государственного имущества от 10.01.2014 года № 66/4 без организации и проведения торгов.

2. Рассмотрение дела № 62-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 15 и пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предписание ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» не выдавать.

4. Прекратить рассмотрение дела № 62-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 7 части 1 статьи 15, статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   А.А. Тукачева

                                               Д.А. Чиж

О.О. Марова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны