Решение б/н Решение по делу № 02-06-013/2015 от 3 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 02-06-013/2015

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступили обращения  Пугачевой  А.А (№ 174 – о от 27.01.2015), Бессоновой Н.А. (вх. 175-о от 27.01.2015)  по вопросу правомерности действий Дачного некоммерческого товарищества «БРИЗ» в части применения при расчетах с членами ДНТ самостоятельно установленного тарифа на электрическую энергию.

            Для осуществления хозяйственной деятельности и с целью поставки энергии для членов дачного товарищества, между ДНТ «БРИЗ» и ОАО «ТЭК» заключен договор электроснабжения от 05.04.2013 № 745.

            Согласно п. 4.2 указанного договора, при установке расчетных средств учета энергии не на  границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации  и Покупателя, покупателя и смежных субъектов, количество учтенной счетчиками энергии (мощности) увеличивается (уменьшается) на величину потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.

            В ходе рассмотрения дела, представитель заявителя пояснил, что тарифы за услуги потребления электрической энергии утверждены решением РЭК Тюменской области ХМАО и ЯНАО от 31.03.2014 № 16 и на 2- е полугодие 2014 года определены: для дневной зоны в размере – 2,26  руб/кВт.  ч, для ночной зоны – 1.13 руб/кВт  ч.

            Однако, в целях покрытия расходов на оплату потерь электроэнергии, принадлежащих на праве общедолевой собственности членам товарищества, в электрических сетях руководствуясь решением общего собрания собственников  от 27.04.2014, протокола правления ДНТ «БРИЗ» от 06.12.2014, приказа от 06.12.2014 № 5 в ДНТ «БРИЗ» был утвержден и применяется  с 01.12.2014 единый тариф за пользование электроэнергией в размере 2,26 руб. за кВт/ч. (т.е. тариф утвержденный для ночной зоны решением РЭК от 31.03.2014 № 16 в размере 1.13 руб. кВт/ч в ДНТ «БРИЗ» не применяется).

            Приказом Ханты – Мансийского УФАС России от 07.05.20105 № 74 в отношении ДНТ «БРИЗ» возбуждено дело № 02-06-013/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 07.05.2015 № 02/ВП-2358 рассмотрение вышеуказанного дела назначено на 25.05.2015.

Комиссией антимонопольного органа была исследована информация, документы, имеющиеся в материалах дела, заслушаны пояснения лиц участвующих в деле по результатам которых Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела и запросе дополнительных сведений (информации).

Определением (исх. № 02/ОШ –3386 от 26.06.2015) рассмотрение дела назначено на 17.07.2015.

На момент рассмотрения дела № 02-06-013/2015 запрашиваемые документы (информация) поступили в полном объеме.                 

            Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ « О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней.  Изменение тарифов в течении финансового года не допускается.

             В соответствии с п. 52 раздела VI правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, потребители услуг обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии.

             В соответствии с указанными правилами. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

            Вместе с тем, необходимо отметить то обстоятельство, что ни законодательство РФ, ни разъяснения Федеральной службы по тарифам не наделяют заявителя правом на самостоятельное изменение тарифа на электроэнергию.

            Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», регулирует отношения, в том числе порядок создания и хозяйственной деятельности различных организационно – правовых форм объединений граждан, определяет круг полномочий их управляющих органов.

В соответствии ст. 21 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения – ни прямо не косвенно не наделяет общее собрание членов некоммерческого объединения правом на рассмотрение и изменение тарифов на электроэнергию.

            В соответствии с п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442) гарантирующий поставщик обязан заключить Договор  энергоснабжения (купли – продажи (поставки) электрической энергии мощности с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства в установленном порядке подключены к объектам электросетевого хозяйства.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что ОАО «ТЭК» являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии имеет технологическое подключение к электрической сети ДНТ «Бриз», а  ДНТ «БРИЗ», фактически являясь покупателем электроэнергии, потребляет электроэнергию от ОАО «ТЭК» не только для целей собственного потребления, а также для целей ее перепродажи потребителям, подключенным к его электросетям, что в свою очередь является нарушением ст. 6 Закона от 26.03.2003г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», фактически осуществляя деятельность по передаче электрической энергии и купле – продаже электрической энергии.

Из материалов дела следует, что ДНТ «БРИЗ» систематически осуществляет прекращение подачи электрической энергии потребителям, подключенным к его электрическим сетям, в том числе потребителям Пугачевой А.А., Бессоновой Н.А, которые в результате противоправных действий ДНТ «БРИЗ» вынуждены нести экономические обременения, вызванные самостоятельно утвержденным (установленным) тарифом.

Статьей 26 Федерального закона от 26 03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»  установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Также в соответствии с п. 6 Правил не дискриминационного к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861 (далее Правила не дискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Кроме того Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 утверждены Правила полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, содержащие исчерпывающий перечень оснований, допускающих ограничение или прекращение режима подачи электроэнергии

Границы товарного рынка  оказания услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети на территории ДНТ «БРИЗ» устанавливаются исходя из экономической, технической и иной возможности либо целесообразности члена товарищества приобрести услугу в определенных географических и продуктовых границах, в данном случае товарный рынок – это оказание услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети на территории ДНТ «БРИЗ».

ДНТ «БРИЗ», представляя интересы товарищества является единственным хозяйствующим субъектом, на рынке оказания услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети на территории ДНТ «БРИЗ».

Следовательно, в данных географических границах ДНТ «БРИЗ», товарищество занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по купле-продаже (дальнейшей передаче) электрической энергии до границ участков его членов с целью дальнейшего электроснабжения энергопринимающих устройств, что подтверждается аналитическим отчетом имеющимся в материалах дела.

            Статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

            В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года «№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действие (бездействие) занимающего доминирующее положением хозяйствующего положения хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явится недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление  интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

            Учитывая вышеизложенное, в действиях ДНТ «БРИЗ» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в части, злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по продаже электрической энергии в границах присоединенной сети на территории ДНТ «БРИЗ», выразившейся в ущемлении интересов членов ДНТ «БРИЗ»  путем нарушения установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в части применения при расчетах с членами ДНТ «БРИЗ» тарифа на электрическую энергию, установленного согласно Протоколу общего собрания членов ДНТ «БРИЗ» от 27.04.2014 самостоятельно.

Таким образом, действия  ДНТ «БРИЗ» в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» квалифицируются как монополистическая деятельность,  т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 10  Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

          На основании вышеизложенного в соответствии с пунктом 3 части 3, части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции, в связи с установлением факта нарушения части 10  статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ДНТ «БРИЗ», в части применения при расчетах с членами ДНТ «БРИЗ» тарифа на электрическую энергию, установленного согласно Протоколу общего собрания членов ДНТ «БРИЗ» от 27.04.2014 самостоятельно,  Комиссия приняла решение о выдаче  ДНТ «БРИЗ» обязательного для исполнения предписания, направленного на устранение нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий направленных на обеспечение конкуренции, соблюдения требований установленных антимонопольным законодательством. 

            В ходе рассмотрения дела основания, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, не выявлены.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1,3 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение ДНТ «БРИЗ на рынке по оказанию услуг по купле-продаже (дальнейшей передаче) электрической энергии до границ участков его членов с целью дальнейшего электроснабжения энергопринимающих устройств доминирующим.

2. Признать  в действиях  ДНТ «БРИЗ» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившейся в применении расчетов нарушающих установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, в части выставления счетов на оплату за фактически потребленную электроэнергию  членам ДНТ «БРИЗ» по тарифу, установленного согласно Протоколу общего собрания членов ДНТ «БРИЗ» от 27.04.2014 самостоятельно.

3.Выдать  ДНТ «БРИЗ» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны