Решение б/н Решение по делу № 02-06-019/2016 от 30 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2017 года                      г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 27 января 2017 года    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:        

Председатель комиссии:

<...>  – <...>

Члены Комиссии:

<...>  – <...>

<...>  – <...>

в отсутствие заявителя Сургутского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;

          в присутствии представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» <...>  – <...>

рассмотрев дело № 02-06-019/2016, возбужденное в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ИНН 8604035473; КПП 860101001; 628039, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, д. 26), по признакам нарушения дела части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило перенаправленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре обращение Сургутского межрайонного следственного отдела следственного управления  Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,  (вх. от 03.03.2016 № 02-1258) на действия ООО «РН-Юганскнефтегаз», в части нарушения антимонопольного законодательства.

          Заявитель сообщает, что в ходе проверки Сургутским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре установлено, что на производство гидромеханизированных работ в интересах Заказчика – ООО «РН-Юганскнефтегаз» в районе карьеров № 300 и № 348 15.12.2015 г. были выиграны тендеры двумя юридическими лицами – АО «Компания МТА» и ООО «УК Юграгидрострой». Однако произведенными следственной группой осмотрами с применением фото-видеотехники установлено, что специальной техникой произведены не подготовительные работы, а непосредственные, в том числе гидронамывные работы с укладкой штабеля песка, а также с вырубкой деревьев и уничтожением почвенно-растительного слоя, до проведения торгов.

          В ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом установлено, что 20.10.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком - ООО «РН-Юганскнефтегаз» опубликованы извещения о проведении открытых запросов цен, а именно:

1) Лот 1396-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти, извещение №  31502872154;

2) Лот 1398-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 348 Приобского месторождения нефти, извещение № 31502872249.

По результатам анализа закупочной документации вышеуказанных закупок, антимонопольным органом установлено, что Заказчиком установлены требования, которые  приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз», выразившихся в установлении вышеуказанных требований в закупочной документации, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом от 01.06.2016 года № 49 Ханты-Мансийским УФАС России в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» возбуждено дело № 02-06-019/2016 по признакам нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 01.06.2016 (исх. №02/МО-3064 от 02.06.2016) рассмотрение дела было назначено на 30.06.2016 года.

Определением от 30.06.2016 (исх. № 02/МО-3572 от 01.07.2016) рассмотрение дела было назначено на 18.08.2016 г.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела, представитель АО «Компания МТА» пояснил, что в феврале 2015 года ООО  «РН-Юганскнефтегаз» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте www.zakupki.rosneft.ru опубликовало извещение о проведении закупки: «Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти», в котором АО «Компания МТА» принимало участие.  

Согласно протоколу подведения итогов, АО «Компания МТА» было допущено к дальнейшему участию в закупке. В мае 2015 года, до окончания тендерных процедур, руководством  было принято решение о завозе водным путем спецтехники с использованием баржи на территорию куста 300 Приобского месторождения нефти.

При этом, представитель Ответчика пояснила, что сведениями о закупке: «Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти», проведенной в 2015 году не располагает.

Кроме того, представитель ответчика пояснил, что ему не было известно о завозе АО «Компания МТА» техники на территорию куста 300 Приобского месторождения.

Учитывая, что въезд/выезд спецтехники на территорию Приобского месторождения осуществляется через контрольно-постовые пункты, а у представителя Ответчика отсутствовала информация о контроле движения водного транспорта,  Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела и запросе информации о порядке организации допуска, а также контроля  движения водного транспорта на территории Приобского месторождения, принадлежащего ООО «РН-Юганскнефтегаз».

В связи с изложенным, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение о получении дополнительных доказательств, о чем указано в определении, а также зафиксировано в протоколе заседания Комиссии и известно сторонам, участвовавшим в рассмотрении дела и присутствовавших на заседании.

Определением от 18.08.2016 (исх. от 19.08.2016 № 02/МО-4536) рассмотрение дела назначено на 16.09.2016 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что документы, истребованные определением не представлены.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение об отложении рассмотрения дела.

Определением от 16.09.2016 (исх. от 19.09.2016 № 02/МО-5129) рассмотрение дела отложено на  11.10.2016 г.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России изучены представленные на основании определения от 16.09.2016 (исх. от 19.09.2016 № 02/МО-5129) документы.

Согласно представленным АО «Компания МТА» пояснениям, в феврале 2015 года ООО «РН-Юганскнефтегаз» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте www.zakupki.rosneft.ru опубликовало извещение № 31502001294, о проведении закупки: «Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти», лот № 1066-15 — КС (ТЗ), в котором АО «Компания МТА» принимало участие.  Согласно протоколу от 12.03.2015 № 08.23-КС АО «Компания МТА» было допущено к дальнейшему участию в закупке.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что сведения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru о закупке:  «Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти», лот № 1066-15 — КС (ТЗ), извещение № 31502001294 отсутствовали.

При этом, представитель ответчика пояснил, что сведениями о закупке «Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти», лот № 1066-15 — КС (ТЗ), извещение № 31502001294 не располагает.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия праве отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 10.10.2016 г. (исх. от 12.10.2016 № 02/МО-5571) рассмотрение дела назначено на 11.11.2016 г.

Определением от 11.11.2016 г. (исх. от 11.11.2016 № 02/МО-2631) рассмотрение дела назначено на 20.01.2017 г.

Согласно этому же определению Ответчику ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок до 17 января 2016 года представить следующую информацию (надлежащим образом заверенные копии документов):

3.1. Основания установления следующих требований при проведении закупок:

Лот 1396-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти, извещение №  31502872154;

Лот 1398-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 348 Приобского месторождения нефти, извещение № 31502872249, а именно:

- Наличие и достаточность технических ресурсов для выполнения работ по предмету закупки  не менее:

      - земснаряд марки «180-60» или его аналог  -1 шт.

      - бульдозер – 2 шт., 

      -  трубоукладчик – 1 шт.,

      - автобус  вахтовый  – 1 шт.,

      - автомобиль техпомощь-1 шт.,

      - автокран на гусеничном ходу на базе трактора (25тн.) -1 шт.

      - бензовоз – 1 шт.

      - экскаватор – 1 шт.,

      - катер  БМК или его аналог-1   шт.,

      - сварочный агрегат – 1 шт.,

      - радиостанция – 1 шт.

      - Наличие и достаточность людских ресурсов для выполнения работ по предмету закупки, не задействованных на период строительства объектов по предмету закупки на других объектах строительства не менее 55 человек, в т. ч.:5 человек - ИТР, 2 человека - линейный ИТР, 48 человек - рабочие различных специальностей.

      - Наличие сертифицированной системы менеджмента качества. Область сертификации должна соответствовать видам выполняемых работ по лоту (при строительстве и реконструкции объектов нефтегазовой отрасли), (подтверждающие документы - Копия свидетельства СМК ISO 9001, ИСО 9001-2011).

      - Наличие сертифицированной системы управления охраной труда и техники безопасности на предприятии (подтверждающие документы - копия свидетельства ИSO 14001: 2004, OHSAS 18001:2007).

      - Среднегодовой объем СМР (гидронамыв)подрядной организации - не менее НМЦ лота за последние 3 года (2012, 2013, 2014).

      - доказательства размещения сведений о закупке: «Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти», лот № 1066-15 — КС (ТЗ) в единой информационной системе  www.zakupki.gov.ru.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения ответчика по делу.

Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных пояснений сторон по делу установлено следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке  товаров, работ, услуг ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», протокол от 06.04.2015 № 27 (далее — Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

          20.10.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком - ООО «РН-Юганскнефтегаз» опубликованы извещения о проведении открытых запросов цен, а именно:

          1) Лот 1396-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти, извещение № 31502872154;

          2) Лот 1398-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 348 Приобского месторождения нефти, извещение № 31502872249.

          По результатам анализа закупочной документации лота 1396-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 300 Приобского месторождения нефти, извещение № 31502872154 установлено, что пунктом 3 информационной карты блока 2 документации о закупке Заказчиком – ООО «РН-Юганскнефтегаз» установлены следующие требования, а именно:

          Участник закупки должен обладать следующим опытом:

          1. Наличие опыта выполнения работ в качестве генподрядчика по предмету закупки не менее 1 года (указывается срок, аналогичный сроку выполнения работ по предмету закупки) за последние 5 лет (аналогичного отраслевому профилю (НПЗ, НГД, НБХ, НПО и т.п.), по которому будут осуществляться работы по предмету закупки).

          2. Наличие опыта строительства и ввода в эксплуатацию объектов, аналогичных предмету закупки объектов, не менее 1 за последние 5 лет.

          3. Наличие опыта по выполнению работна объектах, расположенных в сложных климатических регионах (автономии, болота)  не менее 1 объекта за последние 5 лет.

          Участник закупки должен обладать следующими материально-производственными ресурсами для исполнения обязательств по Договору:

          Наличие и достаточность технических ресурсов для выполнения работ по предмету закупки  не менее:

- земснаряд марки «180-60»  

   или его аналог  -1 шт.

- бульдозер – 2 шт., 

-   трубоукладчик – 1 шт.,

- автобус вахтовый  – 1 шт.,

- автомобиль техпомощь-1 шт.,

- автокран на гусеничном ходу

  на базе трактора (25тн.)-1 шт.

- бензовоз – 1 шт.

- экскаватор – 1 шт.,

- катер  БМК или его аналог-1   шт.,

- сварочный агрегат – 1 шт.,

- радиостанция – 1 шт.

         Участник закупки должен обладать следующими трудовыми ресурсами для исполнения обязательств по Договору:

          Наличие и достаточность людских ресурсов для выполнения работ по предмету закупки, не задействованных на период строительства объектов по предмету закупки на других объектах строительства не менее 55 человек, в т. ч.: 5человек - ИТР, 2 человека - линейный ИТР, 48 человек - рабочие различных специальностей.

         Участник закупки (и/или предприятие-изготовитель, предлагаемого  Участником закупки товара) должен соответствовать следующим требованиям в отношении системы менеджмента качества:

         Наличие сертифицированной системы менеджмента качества. Область сертификации должна соответствовать видам выполняемых работ по лоту (при строительстве и реконструкции объектов нефтегазовой отрасли), (подтверждающие документы - Копия свидетельства СМК ISO 9001, ИСО 9001-2011).

         Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям в отношении действующей системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды:

         Наличие сертифицированной системы управления охраной труда и техники безопасности на предприятии (подтверждающие документы - копия свидетельства ИSO 14001: 2004, OHSAS 18001:2007).

         Участник закупки должен соответствовать иным требованиям:

         1. Среднегодовой объем СМР (гидронамыв)подрядной организации - не менее НМЦ лота за последние 3 года (2012, 2013, 2014).

         2. Объем работ по предмету закупки в денежном выражении не превышает разницы между 2х кратным среднегодовым объемом выполненных работ (СМР) за последние 3 года и объемом обязательств (СМР,) в Компании и в ДО Компании (учитываются действующие обязательства на дату подачи оферты и планируемые к заключению договора по проведенным закупкам за вычетом фактически выполненных работ по действующим договорам).

         Пунктом 3.2.2. блока 3 документации о закупке установлено, что участники закупки, претендующие на заключение Договора с Заказчиком на поставку продукции, должны удовлетворять требованиям, установленным для Поставщиков данного вида продукции (пройти процедуру квалификации по виду продукции). Ссылка на документ, содержащий требования и порядок проведения квалификации по виду продукции устанавливается в п.3 Информационной карты.

         Для подтверждения соответствия указанным требованиям участник закупки должен представить в составе квалификационной части заявки сведения об успешном прохождении квалификации по виду продукции, указав реквизиты документа, подтверждающего указанный факт, либо представить полный пакет необходимых документов, указанных в п.3 Информационной карты.

         Заявка Участника закупки не будет допущена, если в ходе закупки выяснится, что квалификация по соответствующему виду продукции не пройдена, либо срок имеющегося у Участника закупки положительного решения о прохождении квалификации истекает в период действия заявки и документы на прохождение квалификации не предоставлены Организатору закупки в установленном порядке.

          Аналогичные требования установлены в закупочной документации лот 1398-15-КС (ТЗ) Оказание работ по гидронамыву песка: Месторождение песка в районе к. 348 Приобского месторождения нефти, извещение № 31502872249.

Доводы ответчика заключаются в следующем.

Требование о наличии определенного количества технических ресурсов для выполнения работ по предмету закупки по лотам 136-15-КС(ТЗ) и 1398-15-КС(ТЗ) является правомерным, так как перечень спецтехники и оборудования  составлен на основании данных, содержащихся в Технических проектах, выполненных научно-исследовательским и проектным институтом ООО «РН-УфаНИПИнефть». В данных проектах указан перечень и количество оборудования, необходимого для проведения комплекса работ по гидронамыву песка.

Также в технических проектах содержатся сведения о достаточности людских ресурсов для выполнения необходимых работ по предмету закупки, поскольку работы выполняются непрерывно.

Критерий, «среднегодовой объем СМР» не противоречит положениям законодательства  в сфере закупок товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц и законодательства в в сфере защиты конкуренции и является требованием к опыту участников по предмету закупки, при установлении которого заказчик обоснованно исходил из характеристики выполняемых работ, требований, предъявляемых к их безопасности.

Таким образом, право заказчика на установление вышеуказанного требования, направлено на определение участников, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по гидронамыву песка, предусмотрено действующим Положением  о закупках, не ограничено Законом о закупках и соответствует установленной им цели — удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями качества и надежности.

Наличие у участника сертифицированной системы менеджмента качества СМК ISO 9001, ИСО 9001-2011 позволяет заказчику получить результат работ с необходимыми показателями качества.

Вместе с тем, наличие внутренней системы менеджмента качества установлены ГОСТ ISO 9001-2011. Согласно разделу «Общие положения» ГОСТ ISO 9001-2011, данный стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или их документации. В связи с чем в квалификационных требованиях к участникам закупки установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию о наличии у участника закупки сертифицированной системы менеджмента качества.

Стандарт OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда» применяются к деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности при выполнении работ. Проводится обучение работников безопасным правилам выполнения работ в данной отрасли, осуществляется контроль соблюдения техники безопасности на объектах выполнения работ. Стандарт OHSAS направлен на минимизацию рисков возникновения несчастных случаев, аварий, аварийных ситуаций на местах производства работ, что отвечает интересами принципам заказчика.

Стандарт экологического менеджмента ISO 14001 разработан главным образом для того, чтобы уменьшить воздействие деятельности организаций на окружающую среду и позволяет снизить риски нормативных и экологических штрафов, в связи с чем повышается эффективность организации, что в свою очередь ведет к сокращению отходов и используемых ресурсов, снижению производственных затрат.

          В соответствии с частью 2 статьи 2, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

          В соответствии с пунктом 10.5.2.2. Положения о закупках, участник закупки должен соответствовать специальным требованиям, подтверждающим его возможность своевременной поставки продукции определенного вида с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии специального опыта, возможностей и ресурсной базы, разрешительных документов (лицензий, сертификатов и пр.), необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иные требования.

          В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

          В ходе рассмотрения дела Ответчиком представлены разработанные технические проекты, в которых произведены расчеты необходимого оборудования и персонала, для выполнения объема гидронамывных работ, установленных в закупочных документациях:  1398-15-КС (ТЗ), 1396-15-КС (ТЗ).

          Учитывая, что деятельность по гидронамыву песка осуществляется на территории месторождений нефти, заказчик правомерно сформулировал определенным образом ряд требований в целях соблюдения безопасности и исключения несчастных случаев, аварий, аварийных ситуаций на местах производства работ.

          Таким образом, Ответчиком представлены документы (доказательства), подтверждающие обоснование установления таких требований, следовательно, установленные требования являются правомерными.

          При данных обстоятельствах, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установление в закупочной документации конкретных требований к претендентам для определенной закупки не является нарушением норм действующего законодательства, а, напротив, в силу пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупке является необходимым условием.

          В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

          Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

                                               

1. Прекратить производство по делу № 02-06-019/2016 в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз», в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

            Примечание: Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                                                             <...>                          

                                                       

 

Члены Комиссии:                                                                                                                   <...> 

 

 

                                             <...>                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны