Решение №02-06-020 Решение по делу №02-06-020 от 29 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена  12 сентября 2016 года                                                                                                                                               г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  23 сентября   2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> - <...>

члены Комиссии:

<...> - <...>

<...> - <...>

рассмотрев дело  № 02-06-020/2016 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» (ИНН 8603012353, КПП 860301001, 628600, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 70)  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие на заседании представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела.

в отсутствие на заседании представителя Ответчика, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела.

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре  поступило обращение ООО  Судоходная компания «Аганречтранс» (вх. от 04.04.2016 № 599-о) на действия Муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» (далее по тексту – МУП «САТУ», Заказчик), в части нарушения антимонопольного законодательства.

            Из содержания обращения следует, что 02.03.2016  на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком - МУП «САТУ» опубликованы сведения о закупке, проведенной способом у единственного поставщика на поставку песка, извещение № 31603378376.

            Заявитель считает что Заказчик - МУП «САТУ», имел возможность осуществить закупку конкурентным способом. Более того, в результате проведенной закупки был нарушен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

            В соответствии со статьей 25, частью 6 статьи 44  Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольным органом в адрес МУП «САТУ» направлен запрос о предоставлении информации (исх. от 15.04.2016 № 02/МО-2060).

            Из представленных по запросу антимонопольного органа документов установлено следующее.

            Заказчик – МУП «САТУ» осуществляет закупочную деятельность  на основании  Положения  о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление», утвержденного директором муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» В.Л. Проскуряковым, (далее по тексту – Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).

            Согласно  протоколу от 02.03.2016 проведения закупки у единственного поставщика Комиссия Заказчика – МУП «САТУ» решила провести закупку у единственного поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Речной порт Нижневартовска» ИНН 8603114316, КПП 860301001,  ОГРН 1048600505250, почтовый  адрес: 628606, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, а/я 166.

            Основанием выбора закупки у единственного поставщика является абзац 71 пункта  11.4 раздела 11 Положения о закупке, в соответствии с которым  Заказчик - МУП «САТУ» имеет право провести закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если  предметом договора являются услуги по поставке песка, щебня.

По результатам закупки между МУП «САТУ» и Обществом с ограниченной ответственностью «Речной порт Нижневартовска» заключен договор от 25.02.2016 № 12-16Т на поставку речного песка, сроком на 3 (три) года и общей стоимостью договора  32 400 000 (Тридцать два миллиона четыреста тысяч) рублей  00 копеек.

При этом необходимо обратить внимание, что договор заключен еще до проведения закупки и подведения итогов комиссией  Заказчика - МУП «САТУ».

Приказом Ханты – Мансийского УФАС России от 17.06.2016 № 56 в отношении МУП «САТУ» возбуждено дело № 02-06-020/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 20.06.2016 № 02/МО-3448 рассмотрение вышеуказанного дела назначено на 20.07.2016 г.

            В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом в адрес Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа — Югры направлен запрос о наличии хозяйствующих субъектов, осуществляющих  деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

            Согласно представленной по запросу антимонопольного органа информации на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры деятельность по добыче и поставке песка осуществляют более ста хозяйствующих субъектов.

            Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 Положения о закупке, закупка способом проведения открытого аукциона и аукциона в электронной форме заключается с учетом цены договора в случае, если цена одного договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для нужд заказчика составляет от 25 001 000,00 (двадцать пять миллионов одна тысяча) рублей.

            В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

            В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

            Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что проведение закупки по поставке песка способом у единственного поставщика, является неправомерным, нарушающим принципы и цели Закона о закупках, поскольку деятельность по поставке песка осуществляет не только ООО «Речной порт Нижневартовска», но и более ста хозяйствующих субъектов, в том числе Заявитель. Следовательно, у потенциальных участников, в том числе у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку и принять участие в закупке, так как вышеуказанная закупка проводились способом у единственного поставщика. 

            При этом,      МУП «САТУ» нарушает принципы и цели Закона о закупках, направленные на эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

            Кроме того, из содержания  пункта  11.4 раздела 11 Положения  о закупке следует, что Заказчик - МУП «САТУ» имеет право провести закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без учета стоимости договора в следующих случаях:

            - предметом договора является оказание услуг по опубликованию в периодическом печатном издании либо в распространении в радио-, теле-, видеопрограмме, кинохроникальной программе, сети Интернет, иной форме периодического распространения массовой информации информационных материалов о деятельности Заказчика. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор на опубликование (распространение) в средствах массовой информации  и сети Интернет, информационных материалов о деятельности Заказчика;

            - предметом договора являются услуги, работы по изготовлению и размещению рекламной продукции (баннеры, растяжки и другая рекламная продукция);

- предметом договора является оказание услуг по техническому надзору и государственной экспертизе проектной документации по капитальному ремонту, реконструкции здания  и объектов Заказчика;

- предметом договора является разработка проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции здания  и объектов Заказчика;

- предметом договора является оказание юридических услуг, в том числе услуг нотариусов и адвокатов;

- оплаты получения лицензий, согласований, нотариальных услуг по заверению документов, уплату лицензионных сборов;

- предметом договора является оказание услуг по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения;

- предметом договора является оказание услуг специализированной организации для организации и проведения процедуры закупки;

- предметом договора является оказание услуг по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению информационных систем, программных средств и программных продуктов;

- предметом договора является оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;

- предметом договора является поставка автозапчастей;

- предметом договора является поставка горюче-смазочных материалов;

- для закупки оборудования, оснащения, обеспечивающего безопасность работы автотранспорта МУП г. Нижневартовска «САТУ»;

- заключение договора на поставку товаров, работ, услуг на новый срок у того же поставщика, если стоимость товаров работ, услуг превысила сто тысяч рублей;

- закупки услуг по обучению, повышению квалификации и переподготовки кадров (семинары конференции дополнительное обучение) работников МУП г. Нижневартовска «САТУ», а также закупки услуг по участию работников МУП г. Нижневартовска «САТУ» в различных мероприятиях, в том числе форумах, конгрессах, съездах с одним поставщиком;

- возникла потребность в специальных товарах, работах или услугах, в соответствии с утвержденным директором МУП г. Нижневартовска «САТУ» перечнем специальной продукции;

- предыдущий договор, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств, расторгнут. При этом, если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ,

- оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставляемого товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставляемого товара, объему выполненных работ, оказанных услуг;

- закупка инвентаря, оборудования, специальной одежды, средства индивидуальной защиты, необходимых для подготовки и обеспечения команд МУП г. Нижневартовска «САТУ» для участия в соревнованиях по профессиональному мастерству;

- закупки у единственного поставщика признана  более целесообразной с экономической и производственной точки зрения (устойчивые, длительные связи с конкретным поставщиком (исполнителем), наличие особых преференций, скидок и т.д.);

- выполнения текущего и капитального ремонта объектов недвижимости МУП г. Нижневартовска «САТУ»;

- оказания финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам; привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

- в случае увеличения объемов поставки товаров, работ, услуг в ранее заключенных договорах;

- пролонгация ранее заключенного договора на новый срок. Пролонгация в данном случае рассматривается как дополнительное соглашение к действующему договору;

            - заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества МУП г. Нижневартовска «САТУ»;

- заключается (пролонгируется) договор аренды оборудования МУП г. Нижневартовска «САТУ»;

- приобретения услуг по созданию и поддержанию сайта МУП г. Нижневартовска «САТУ» или информационных сайтов в интересах предприятия;

- заключения договора на выполнение проектных работ;

 - заключение договора по проведению энергоаудита;

- заключение договора по экспертизе промышленной безопасности;

- заключения договора оценки объектов недвижимости МУП г. Нижневартовска «САТУ»;

- заключение купли-продажи деталей для транспортных средств, средств офисного оборудования и вычислительной техники;

- заключение договоров на выполнение работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;

- заключение договоров на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию офисного оборудования и вычислительной техники

- заключение договоров лизинга;

- заключения договоров страхования гражданской ответственности;

- медицинское страхование работников;

-  заключения кредитных договоров, договоров залога;

- заключение дополнительного соглашения к ранее заключенному договору;

- закупки товаров, услуг и работ, которые необходимы для выполнения условий контрактов, договоров заключенных МУП г. Нижневартовска «САТУ» по результатам торгов (конкурс, аукцион, запрос котировок и иные);

- заключение договоров на поставку семян, рассады, удобрений и иных договоров поставки связанных с озеленением и восстановлением ландшафтов;

- заключение договоров на поставку  асфальтобетонной смеси;

- заключение договоров субподряда;

- закупка дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект (договор), но не отделимых от основного договора без значительных трудностей и необходимых ввиду непредвиденных обстоятельств;

- продукция закупается у материнской компании заказчика или дочерних (зависимых) предприятий заказчика, специально созданных для производства или поставки данной продукции;

- предметом договора являются услуги по поставке песка, щебня.

Учитывая изложенное, в пункте 11.4 раздела 11 Положения о закупке, перечислены закупки товаров, работ, услуг, которые должны осуществляться с применением конкурентных способов закупок.

            В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Непроведение закупочных процедур, на основании пункта 14.1 раздела 14  Положения о закупках МУП «САТУ»  приводит (может привести) к ограничению конкуренции.

Перечень нарушений, перечисленный  в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

   Таким образом, в действиях МУП «САТУ», выразившихся в проведении закупки на поставку песка у единственного поставщика, а также во включении в  Положение о закупках осуществление прямых закупок (у единственного поставщика (исполнителя) товаров, работ, услуг, большинство из которых должны осуществляться с применением конкурентных способов закупок, выявлены признаки нарушения частей 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией антимонопольного органа была исследована информация, документы, имеющиеся в материалах дела, заслушаны пояснения лиц участвующих в деле по результатам которых Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением (исх. № 02/МО –3912 от 21.07.2016) рассмотрение дела назначено на 12.09.2016 г.

До рассмотрения дела, в адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило письмо от МУП «САТУ» (вх. от 09.08.2016 № 02-4951), в соответствии с которым, Ответчик признает нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в проведении закупки на поставку песка у единственного поставщика, а также  признает необоснованными свои действия, в части осуществления прямых закупок (у единственного поставщика (исполнителя)) товаров, работ, услуг, большинство из которых должны осуществляться с применением конкурентных способов закупок.

Вместе с тем, Ответчиком представлены материалы, подтверждающие внесение изменений в Положение, путем исключения возможности осуществления необоснованных закупок у единственного поставщика из пункта  11.4 раздела 11 Положения  о закупке.

 В ходе рассмотрения дела основания прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, не выявлены.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1,3 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать  в действиях  МУП «САТУ» нарушения частей 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в проведении закупки на поставку песка у единственного поставщика, а также в части осуществления прямых закупок (у единственного поставщика (исполнителя)) товаров, работ, услуг, большинство из которых должны осуществляться с применением конкурентных способов закупок.

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства МУП «САТУ» не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

                                                                                      

 

                                                                                                                                     <...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны