Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА от 8 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 02-06-027/2016

 

01 декабря 2016 года г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления.

Члены Комиссии:

<...> - начальник отдела Управления;

<...> — ведущий специалист – эксперт отдела Управления,

рассмотрев дело № 02-06-027/2016, возбужденного в отношении ОАО «Информационно-расчетный центр», по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей ОАО «Информационно-расчетный центр» по доверенности <...>; по доверенности <...>;

в присутствии представителя Управления Федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», по доверенности <...>,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступило обращение Управления Федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», на действия Заказчика – ОАО «Информационно-расчетный центр» (далее по тексту — ОАО «ИРЦ»), при проведении закупки на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения обращения, установлено, что 15.04.2016 г. ОАО «ИРЦ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также на сайте автоматизированной системы торгов Сбербанк-АСТ (извещение № SBR003-1604150138) опубликовано извещение № 31603559890, о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов.

На момент проведения закупки закупочная деятельность ОАО «ИРЦ» регламентировалась Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Информационно-расчетный центр», утвержденным Советом директоров «Информационно-расчетный центр», протокол от 14.08.2015 № 4, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно Протоколу от 22.04.2016 № 7 очного заседания Единой комиссии ОАО «ИРЦ» на участие в запросе котировок (цен) поступила 1 (одна) единственная заявка участника ФГУП «Почта России», в лице Управления Федеральной почтовой связи ХМАО-Югра-филиала ФГУП «Почта России».

В соответствии с пунктом 1 протокола от 22.04.2016 № 7, комиссия ОАО «ИРЦ» решила Признать поступившую заявку соответствующую требованиям извещения (документации о закупке) о проведении запроса цен и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Информационно-расчетный центр» с ценой предложения 535 903 (Пятьсот тридцать пять тысяч девятьсот три) рубля 20 копеек, в т.ч. НДС-18%;

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 протокола от 22.04.2016 № 7 комиссия ОАО «ИРЦ», на основании подпункта 6.3.8. раздела 6 Положения о закупке, решила продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок (цен) на три рабочих дня путем размещения извещения (документация о закупке) на Официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) и универсальной торговой платформе «Сбербанк-АСТ» http://utp.sberbank-ast.ru.

Кроме того, согласно протоколу от 22.04.2016 № 7 о завершении процедуры проведения запроса котировок (цен) в электронной форме по отбору исполнителя на оказание услуг по доставке единых платежных документов до абонентов, комиссией ОАО «ИРЦ» на сновании подпункта 6.3.2. раздела 6 Положения о закупке, принято решение об отмене проведения закупки в соответствии с которым, при осуществлении закупки, путем запроса цен Комиссия вправе объявить процедуру проведения закупки несостоявшейся, или завершить процедуру закупки без заключения договора по ее результатам в любое время, не возмещая участникам закупок понесенные ими расходы в связи с участием в процедуре запроса цен.

18.05.2016 г. ОАО «ИРЦ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также на сайте автоматизированной системы торгов Сбербанк-АСТ (извещение № SBR003-1605180141) повторно публикует закупку о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов, извещение № 31603671232.

В ходе анализа представленных по запросу антимонопольного органа документов, установлено, что на участие в закупке поступило три заявки от участников: ФГУП «Почта России», в лице Управления Федеральной почтовой связи ХМАО-Югра-филиала ФГУП «Почта России»; ООО «Фрегат»; ИП <...>.

Однако, ОАО «ИРЦ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru публикует протокол от 25.05.2016 № 11, согласно которому, комиссия ОАО «ИРЦ», пользуясь правом, установленным подпунктом 6.3.2. раздела 6 Положения о закупке повторно приняла решение об отмене закупки.

Кроме того, в ходе рассмотрения обращения, антимонопольным органом установлено, что 04.07.2016 г. в 18 часов 00 минут, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «ИРЦ» публикует новую редакцию Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в ОАО «Информационно-расчетный центр», утвержденную решением совета директоров ОАО «Информационно-расчетный центр», протокол от 27.06.2016 № 3.

В ходе анализа содержания новой редакции Положения о закупке, антимонопольным органом установлено, что в Положение о закупке добавлено условие, при котором ОАО «ИРЦ» имеет право осуществить закупку у единственного поставщика, а именно: в соответствии с подпунктом 35 пункта 7.5.2. раздела 7.5 Положения о закупке закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случае, если заключается Договор на оказание услуг по доставке единых платежных документов потребителям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Кроме того, 04.07.2016 г. в 18 часов 17 минут, ОАО «ИРЦ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, публикует извещение № 31603852683, о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов, то есть одновременно после публикации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке в новой редакции.

Согласно протоколу от 01.07.2016 № 14, комиссией ОАО «ИРЦ» на основании подпункта 35 пункта 7.5.2. раздела 7.5 принято решение о выборе участника ООО «Фрегат» как единственного поставщика на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что ОАО «ИРЦ» злоупотребляя правами, установленными законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, осуществило действия, направленные на ограничение (устранение) конкуренции.

Кроме того, целью осуществления закупок является не только обеспечение потребности заказчиков, но и повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в сфере таких закупок.

Приказом от 07.10.2016 № 110 Ханты-Мансийским УФАС России в отношении ОАО «Информационно-расчетный центр» возбуждено дело № 02-06-027/2016 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 07.10.2016 (исх. от 07.10.2016 № 02/МО-5506) года рассмотрение дела назначено на 24.10.2016 г.

Определением от 24.10.2016 г. (исх. от 26.10.2016 № 02/МО - 5944) рассмотрение дела отложено на 21.11.2016 г., в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств).

Согласно этому же определению, Ответчику в срок до 18.11.2016 г. необходимо представить следующую информацию (надлежащим образом заверенные копии документов):

- Реестр заключенных договоров (со всеми изменениями и дополнениями) с 01.01.2016 г. на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов, с указанием оснований заключения.

- Реестр заключенных договоров (со всеми изменениями и дополнениями) с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов, с указанием оснований заключения.

- Всю переписку с ООО «Фрегат» и ИП <...>.

- Информацию о статье расходов на оказание услуг по доставке единого платежного документа до абонентов с 01.01.2016 г. по настоящее время, отраженной в бухгалтерской отчетности.

В установленные определением от 24.10.2016 г. (исх. от 26.10.2016 № 02/МО - 5944) сроки от Ответчика поступила информация, в соответствии с которой за период с 30.07.2015 г. по 31.10.2015 г. между ИП <...> и Ответчиком были заключены разовые договоры, стоимость которых не превышала 100 000 (сто тысяч) рублей.

Вместе с тем, с 01.03.2016 г. по 12.07.2016 г. между ООО «Фрегат» и Ответчиком заключены разовые договоры, стоимость которых также не превышала 100 000 (сто тысяч) рублей.

При этом, в ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что единственным учредителем ООО «Фрегат» является <...>.

Таким образом, ИП <...> и ООО Фрегат являются аффиллированными лицами.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и оглашены письменные пояснения ответчика по делу (вх. от 03.11.2016 № 02-6762).

Доводы ответчика заключаются в следующем.

Предложенная ООО «Фрегат» цена являлась наиболее выгодной, следовательно в целях эффективного использования денежных средств, ОАО «Информационно-расчетный центр» заключало договоры с ООО «Фрегат».

Кроме того, основанием, послужившим для принятия решения об отказе в проведении закупок явилось несвоевременное перечисление денежных средств Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, который является единственным учредителем ОАО «Информационно-расчетный центр», для оплаты услуг по доставке единого платежного документа до абонентов.

Таким образом, во избежание фактов несвоевременной оплаты за оказанные услуги ОАО «Информационно-расчетный центр» вынуждено было отменить закупочные процедуры.

В соответствии с пунктом 6.3.2. раздела 6.3. Положения о порядке проведения закупок, товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Информационно-расчетный центр», утвержденного Советом директоров ОАО «Информационно-расчетный центр», протокол от 14.08.2015 № 4, при осуществлении закупки, путем запроса цен, Комиссия вправе объявить процедуру проведения закупки несостоявшееся, или завершить процедуру закупки без заключения договора по ее результатам в любое время, не возмещая участником закупок понесенные ими расходы в связи с участием в запросе цен.

Условия об обязательном возобновлении отмененной закупки действующим законодательством, а также Положением о закупках не установлено.

В ходе рассмотрения дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России решила объявить перерыв до 24.11.2016 г., в связи с необходимостью запроса дополнительной информации (доказательств).

До рассмотрения дела, у Ответчика была запрошена информация о движении денежных средств на счете 51.

Ответчиком представлены:

Оборотно-сальдовая ведомость по 51 счету за период с 01.01.2016 г. по 18.11.2016 г.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 9 месяцев 2016 г.

Согласно представленной Ответчиком информации на момент проведения закупок у Ответчика имелись денежные средства на расчетном счете.

Кроме того, оплата за оказанные ООО «Фрегат» услуги производилась своевременно, что свидетельствует о необоснованном доводе Ответчика об отсутствии возможности оплаты услуг и необходимости отмены закупок: извещение № 31603671232, извещение № 31603559890.

Следовательно, у потенциальных участников, в том числе у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку и принять участие в закупке, так как вышеуказанная закупка проводились способом у единственного поставщика.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В результате изложенного, следует вывод, что ОАО «Информационно-расчетный центр», проведя вышеуказанные закупки способом у единственного поставщика, нарушил законные права и интересы Заявителя.

Кроме того, ОАО «Информационно-расчетный центр» нарушает принципы и цели Закона о закупках, направленные на эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что отмена закупок: извещение № 31603671232, извещение № 31603559890, а также проведение закупки извещение № 31603852683 у единственного поставщика по результатам которой между ООО «Фрегат» и ОАО «Информационно-расчетный центр» заключен договор, нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку рынок услуг по доставке единого платежного документа является конкурентным.

Таким образом, в действиях ОАО «Информационно-расчетный центр», выразившихся отмене закупок: извещение № 31603671232, извещение № 31603559890, а также в проведении закупки: извещение № 31603852683 у единственного поставщика, по результатам которой между ООО «Фрегат» и ОАО «Информационно-расчетный центр» заключен договор способом у единственного поставщика, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Примечание: Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Председатель комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны