Решение № № 02-06-030/2016 Решение по делу № 02-06-030/2016 от 1 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2017 года г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...><...>

Члены Комиссии:

<...><...>

<...><...>

в отсутствие представителя Прокуратуры Сургутского района, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;

в присутствии представителей Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – ЛГ МУП «УТВиВ», Предприятие), по доверенности <...><...>, и директора ЛГ МУП «УТВиВ» на основании <...><...>

рассмотрев дело № 02-06-030/2016, возбужденное в отношении Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – ЛГ МУП «УТВиВ», Предприятие) (628449, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Лянтор, ул. Магистральная, дом 14), по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступили материалы проверки Прокуратуры Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (вх. от 27.07.2016 № 02-4674), указывающие на нарушение антимонопольного законодательства в действиях Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – ЛГ МУП «УТВиВ», Заказчик).

Из содержания материалов следовало, что Прокуратурой Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в ходе проверки исполнения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) установлено, что 12.02.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31502021512 о проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг.

По результатам запроса котировок на оказание транспортных услуг, между Заказчиком и <...> заключен договор от 25.02.2015 № 14-юр.

Вместе с тем, в составе заявки <...> приложен паспорт транспортного средства марки Опель Мерива, принадлежащего на праве собственности главному инженеру ЛГ МУП «УТВиВ» <...>, который одновременно являлся председателем закупочной комиссии ЛГ МУП «УТВиВ», при проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг, извещение № 31502021512.

Вышеуказанное транспортное средство <...> на основании доверенности от 16.02.2015 передано в пользование <...>

Кроме того, в ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом установлено, что в приложении № 2 закупочной документации Заказчиком установлены определенные марки транспортных средств, необходимых для оказания транспортных услуг, а именно:

1. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ Баргузин для обслуживания АУП (курьер);

2. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуживания цеха №1;

3. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 33023 2705 для обслуживания сетей тепловодоснабжения;

4. Услуги легкового автомобиля Опель для обслуживания АУП (гл.инженер);

5. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуж-я цеха №6 по обслуживанию и ремонту энерго и КИПиА оборудования;

6. Услуги легкового автомобиля для обслуж-я АУП (ТИ).

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 28.10.2016 № 118 в отношении Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (628449, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Лянтор, ул. Магистральная, дом 14) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), ,по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определение временного интервала исследования.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Временным интервалом исследования является период проведения запроса котировок на оказание транспортных услуг, а именно: с 12.02.2015 г. по 05.03.2015 г.

Определение предмета торгов.

Предметом торгов в рамках рассматриваемого дела, является оказание транспортных услуг.

Определение состава хозяйствующих субъектов.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, cогласно сведениям из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), деятельность сухопутного транспорта (Код ОКВЭД 49.3) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляют около 19 000 хозяйствующих субъектов. На территории муниципального образования город Лянтор аналогичную деятельность осуществляют 4 хозяйствующих субъекта, каждый из которых является потенциальным участником закупки, проведенной Заказчиком, и чьи права и интересы нарушены (могли быть нарушены).

Определением от 28.10.2016 г. (исх. от 28.10.2016 № 02/МО-5994/1) рассмотрение дела назначено на 21 ноября 2016 года.

Определением от 21.11.2016 (исх. от 24.11.2016 № 02/МО-6513/1) рассмотрение дела отложено на 10 января 2017 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств).

До рассмотрения дела, от Ответчика - ЛГ МУП «УТВиВ» поступило ходатайство (вх. от 07.02.2017 № 02-925) о переносе рассмотрения дела № 02-06-030/2016, в связи с погодными условиями, препятствующими прибытию представителя на рассмотрение дела № 02-06-030/2016.

Определением от 10.01.2017 (исх. от 12.01.2017 № 02/МО-154) рассмотрение дела отложено на 07 февраля 2017 года, в связи с удовлетворением ходатайства Ответчика, о переносе рассмотрения дела.

Определением от 07.02.2017 (исх. от 08.02.2017 № 02/МО-831) рассмотрение дела отложено на 03 марта 2017 года, в связи с удовлетворением ходатайства Ответчика, поступившего до рассмотрения дела о переносе рассмотрения дела.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России изучены представленные на основании определения (исх. от 24.11.2016 № 02/МО-6513/1) документы, на основании которых установлено следующее.

В представленной <...> котировочной заявке приложены переданные на основании нотариальной доверенности следующие копии паспортов транспортных средств:

1.<...><...> транспортное средство марки ГАЗ-2752, принадлежащий на праве собственности <...>;

2. <...><...> транспортное средство марки LADA11960 LADA KALINA, принадлежащий на праве собственности <...>.

3. <...><...> транспортное средство OPEL MERIVA, принадлежащий на праве собственности <...>.

При этом, <...>, <...>, <...>, согласно представленной штатной численности административного персонала ЛГ МУП «УТВиВ» являются сотрудниками ЛГ МУП «УТВиВ».

Определением от 03.03.2017 (исх. от 06.03.2017 № 02/МО-1340) рассмотрение дела отложено на 03 апреля 2017 года, в связи с необходимостью привлечения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Определением от 03.04.2017 (исх. от 04.04.2017 № 02/МО-2037) рассмотрение дела отложено на 02 мая 2017 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств).

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

Определением от 02.05.2017 (исх. от 04.05.2017 № 02/МО-2755/1) рассмотрение дела отложено на 25 мая 2017 года, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела 02-06-030/2016.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заслушаны устные и оглашены письменные пояснения по делу.

Пояснения Ответчика заключаются в следующем.

На заседании комиссии, представитель Ответчика пояснил, что заблаговременно, до начала проведения закупочных процедур на оказание транспортных услуг, предприятие ведет поиск потенциальных участников.

Вместе с тем, потенциальные участники закупки, получив коммерческое предложение на оказание транспортных услуг отказываются от участия в закупочной процедуре, в связи с тем, что начальная (максимальная) цена закупки является меньшей, чем объем услуг, который необходимо оказать.

Кроме того, Предприятие оказывает социально-значимые услуги, как населению, так и учреждениям города, от которых зависит жизнеобеспечение города в непрерывном и круглосуточном режиме.

Более того, указанные в закупочной документации марки автомобилей широко распространены как на территории города Лянтор, так и за ее пределами.

Таким образом, любой потенциальный участник мог представить указанные в закупочной документации транспортные средства путем приобретения или аренды транспортных средств.

12.02.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предприятием опубликовано извещение № 31502021512 о проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг.

До окончания срока подачи заявок на участие в закупочной процедуре поступила единственная заявка <...>

В связи с тем, что на участие в закупочной процедуре поступила одна единственная заявка, предприятие приняло решение о продлении срока подачи заявок.

При этом, заявки от других участников не поступило.

По результатам запроса котировок на оказание транспортных услуг, между Заказчиком и <...> заключен договор от 25.02.2015 № 14-юр.

На заседании комиссии, лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: <...>, <...> и <...> пояснили, что им было известно, что транспортные средства, переданные ИП <...>, будут использованы для участия в запросе котировок, извещение № 31502021512, а также в целях оказания транспортных услуг, в случае признания <...> победителем закупки.

Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных пояснений стороны по делу установлено следующее.

Закупочная деятельность ЛГ МУП «УТВиВ» осуществляется на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения», утвержденного приказом Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» от 30.09.2014 № 438, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).

12.02.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предприятием опубликовано извещение № 31502021512 о проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг.

В приложении № 2 к закупочной документации запроса котировок, Заказчиком — ЛГ МУП «УТВиВ» установлены требования о наличии конкретных марок транспортных средств, а именно:

п/п

Наименование товаров,

работ,услуг

 

Кол-во транс-та

Кол-во

смен/час

дней

Итого

объем услуг

с 01.03-31.12.15

(час)

 

1

Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуж-я цеха №1

 

1

 

1/9/5

 

1917

 

2

Услуги грузопассажирского автомобиля Газ Баргузин для обслуж-я АУП (курьер)

 

1

 

1/9/5

 

1917

 

3

Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 33023 2705 для обслуж-я сетей тепловодоснабжения

 

1

 

1/11/7

 

3366

 

4

Услуги легкового автомобиля Опель для обслуж-я АУП (гл.инженер)

 

1

 

1/9/5

 

1917

 

5

Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуж-я цеха №6 по обслуживанию и ремонту энерго и КИПиА оборудования

 

 

1

 

 

1/11/7

 

3366

6

Услуги легкового автомобиля для обслуж-я АУП (ТИ)

 

1

 

1/9/5

 

1917

 

ИТОГО

6

 

14400

По результатам запроса котировок, победителем признан <...> в котировочной заявке которого представлены паспорта транспортных средств перечисленных в приложении № 2 Закупочной документации.

Таким образом, установив конкретные требования к маркам и производителю транспортных средств, фактически имеющихся только у <...>, Заказчик — ЛГ МУП «УТВиВ» создал преимущественные условия конкретному участнику закупки <...>

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

С учетом изложенного, Комиссией антимонопольного органа принято решение о переквалификации признаков нарушения, выявленных в действиях ЛГ МУП «УТВиВ», с пунктов 1,4 части 1 статьи 17 на пункты 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными компаниями установлены Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из приведенной нормы следует, что положения пункта 1 части 10 статьи 4 упомянутого закона не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя; заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями.

Вместе с тем, такое законодательное регулирование подлежит толкованию и применению с учетом целей, закрепленных в части 1 статьи 1 Закона о закупках.

В частности, при определении предмета торгов заказчики обязаны действовать, в том числе в целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Названной норме корреспондирует требование, закрепленное в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, предъявление требований о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, является прямым нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

Установив требование о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, Предприятие лишило возможности участия в закупке иных потенциальных участников, создало преимущество для участника закупки <...>, следовательно нарушил и/или могло нарушить законные права и интересы потенциальных участников закупки.

Фактически, Заказчик — ЛГ МУП «УТВиВ» изначально предоставило в аренду транспортные средства участнику закупки — <...> (через должностных лиц), а затем указывает эти же (конкретные) марки транспортных средств в техническом задании открытого запроса ценовых котировок, что позволило принять участие в закупке фактически только <...>

Таким образом, указанное свидетельствует, о наличии между Заказчиком и участником закупки <...> согласованных действий, которые привели к ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установление в документации запроса котировок требования о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, является неправомерным, ограничивающим конкуренцию, а также нарушающим законные права и интересы участников закупки.

Таким образом, в действиях Учреждения, выразившихся в установлении требования о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, имеющихся у конкретного участника закупки — <...>, выявлены признаки нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения»(628449, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Лянтор, ул. Магистральная, дом 14) нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении требования о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок.

3. Предписание не выдавать, в связи заключенным между Заказчиком и ИП <...> договором от 25.02.2015 № 14-юр.

4. Передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста-экперта – <...>

6. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны