Решение № № 02-06-030/2016 Решение по делу № 02-06-030/2016 от 1 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2017 года г. Ханты-Мансийск
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<...> — <...>
Члены Комиссии:
<...> — <...>
<...> — <...>
в отсутствие представителя Прокуратуры Сургутского района, уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;
в присутствии представителей Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – ЛГ МУП «УТВиВ», Предприятие), по доверенности <...> — <...>, и директора ЛГ МУП «УТВиВ» на основании <...> — <...>
рассмотрев дело № 02-06-030/2016, возбужденное в отношении Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – ЛГ МУП «УТВиВ», Предприятие) (628449, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Лянтор, ул. Магистральная, дом 14), по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступили материалы проверки Прокуратуры Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (вх. от 27.07.2016 № 02-4674), указывающие на нарушение антимонопольного законодательства в действиях Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (далее по тексту – ЛГ МУП «УТВиВ», Заказчик).
Из содержания материалов следовало, что Прокуратурой Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в ходе проверки исполнения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) установлено, что 12.02.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31502021512 о проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг.
По результатам запроса котировок на оказание транспортных услуг, между Заказчиком и <...> заключен договор от 25.02.2015 № 14-юр.
Вместе с тем, в составе заявки <...> приложен паспорт транспортного средства марки Опель Мерива, принадлежащего на праве собственности главному инженеру ЛГ МУП «УТВиВ» <...>, который одновременно являлся председателем закупочной комиссии ЛГ МУП «УТВиВ», при проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг, извещение № 31502021512.
Вышеуказанное транспортное средство <...> на основании доверенности от 16.02.2015 передано в пользование <...>
Кроме того, в ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом установлено, что в приложении № 2 закупочной документации Заказчиком установлены определенные марки транспортных средств, необходимых для оказания транспортных услуг, а именно:
1. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ Баргузин для обслуживания АУП (курьер);
2. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуживания цеха №1;
3. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 33023 2705 для обслуживания сетей тепловодоснабжения;
4. Услуги легкового автомобиля Опель для обслуживания АУП (гл.инженер);
5. Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуж-я цеха №6 по обслуживанию и ремонту энерго и КИПиА оборудования;
6. Услуги легкового автомобиля для обслуж-я АУП (ТИ).
Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 28.10.2016 № 118 в отношении Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» (628449, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Лянтор, ул. Магистральная, дом 14) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), ,по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Определение временного интервала исследования.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Временным интервалом исследования является период проведения запроса котировок на оказание транспортных услуг, а именно: с 12.02.2015 г. по 05.03.2015 г.
Определение предмета торгов.
Предметом торгов в рамках рассматриваемого дела, является оказание транспортных услуг.
Определение состава хозяйствующих субъектов.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, cогласно сведениям из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), деятельность сухопутного транспорта (Код ОКВЭД 49.3) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляют около 19 000 хозяйствующих субъектов. На территории муниципального образования город Лянтор аналогичную деятельность осуществляют 4 хозяйствующих субъекта, каждый из которых является потенциальным участником закупки, проведенной Заказчиком, и чьи права и интересы нарушены (могли быть нарушены).
Определением от 28.10.2016 г. (исх. от 28.10.2016 № 02/МО-5994/1) рассмотрение дела назначено на 21 ноября 2016 года.
Определением от 21.11.2016 (исх. от 24.11.2016 № 02/МО-6513/1) рассмотрение дела отложено на 10 января 2017 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств).
До рассмотрения дела, от Ответчика - ЛГ МУП «УТВиВ» поступило ходатайство (вх. от 07.02.2017 № 02-925) о переносе рассмотрения дела № 02-06-030/2016, в связи с погодными условиями, препятствующими прибытию представителя на рассмотрение дела № 02-06-030/2016.
Определением от 10.01.2017 (исх. от 12.01.2017 № 02/МО-154) рассмотрение дела отложено на 07 февраля 2017 года, в связи с удовлетворением ходатайства Ответчика, о переносе рассмотрения дела.
Определением от 07.02.2017 (исх. от 08.02.2017 № 02/МО-831) рассмотрение дела отложено на 03 марта 2017 года, в связи с удовлетворением ходатайства Ответчика, поступившего до рассмотрения дела о переносе рассмотрения дела.
Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России изучены представленные на основании определения (исх. от 24.11.2016 № 02/МО-6513/1) документы, на основании которых установлено следующее.
В представленной <...> котировочной заявке приложены переданные на основании нотариальной доверенности следующие копии паспортов транспортных средств:
1.<...> № <...> транспортное средство марки ГАЗ-2752, принадлежащий на праве собственности <...>;
2. <...> № <...> транспортное средство марки LADA11960 LADA KALINA, принадлежащий на праве собственности <...>.
3. <...> № <...> транспортное средство OPEL MERIVA, принадлежащий на праве собственности <...>.
При этом, <...>, <...>, <...>, согласно представленной штатной численности административного персонала ЛГ МУП «УТВиВ» являются сотрудниками ЛГ МУП «УТВиВ».
Определением от 03.03.2017 (исх. от 06.03.2017 № 02/МО-1340) рассмотрение дела отложено на 03 апреля 2017 года, в связи с необходимостью привлечения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
Определением от 03.04.2017 (исх. от 04.04.2017 № 02/МО-2037) рассмотрение дела отложено на 02 мая 2017 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств).
Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.
Определением от 02.05.2017 (исх. от 04.05.2017 № 02/МО-2755/1) рассмотрение дела отложено на 25 мая 2017 года, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела 02-06-030/2016.
Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заслушаны устные и оглашены письменные пояснения по делу.
Пояснения Ответчика заключаются в следующем.
На заседании комиссии, представитель Ответчика пояснил, что заблаговременно, до начала проведения закупочных процедур на оказание транспортных услуг, предприятие ведет поиск потенциальных участников.
Вместе с тем, потенциальные участники закупки, получив коммерческое предложение на оказание транспортных услуг отказываются от участия в закупочной процедуре, в связи с тем, что начальная (максимальная) цена закупки является меньшей, чем объем услуг, который необходимо оказать.
Кроме того, Предприятие оказывает социально-значимые услуги, как населению, так и учреждениям города, от которых зависит жизнеобеспечение города в непрерывном и круглосуточном режиме.
Более того, указанные в закупочной документации марки автомобилей широко распространены как на территории города Лянтор, так и за ее пределами.
Таким образом, любой потенциальный участник мог представить указанные в закупочной документации транспортные средства путем приобретения или аренды транспортных средств.
12.02.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предприятием опубликовано извещение № 31502021512 о проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг.
До окончания срока подачи заявок на участие в закупочной процедуре поступила единственная заявка <...>
В связи с тем, что на участие в закупочной процедуре поступила одна единственная заявка, предприятие приняло решение о продлении срока подачи заявок.
При этом, заявки от других участников не поступило.
По результатам запроса котировок на оказание транспортных услуг, между Заказчиком и <...> заключен договор от 25.02.2015 № 14-юр.
На заседании комиссии, лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: <...>, <...> и <...> пояснили, что им было известно, что транспортные средства, переданные ИП <...>, будут использованы для участия в запросе котировок, извещение № 31502021512, а также в целях оказания транспортных услуг, в случае признания <...> победителем закупки.
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных пояснений стороны по делу установлено следующее.
Закупочная деятельность ЛГ МУП «УТВиВ» осуществляется на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения», утвержденного приказом Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения» от 30.09.2014 № 438, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).
12.02.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предприятием опубликовано извещение № 31502021512 о проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг.
В приложении № 2 к закупочной документации запроса котировок, Заказчиком — ЛГ МУП «УТВиВ» установлены требования о наличии конкретных марок транспортных средств, а именно:
№ п/п |
Наименование товаров, работ,услуг
|
Кол-во транс-та |
Кол-во смен/час дней |
Итого объем услуг с 01.03-31.12.15 (час) |
1 |
Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуж-я цеха №1 |
1 |
1/9/5 |
1917 |
2 |
Услуги грузопассажирского автомобиля Газ Баргузин для обслуж-я АУП (курьер) |
1 |
1/9/5 |
1917 |
3 |
Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 33023 2705 для обслуж-я сетей тепловодоснабжения |
1 |
1/11/7 |
3366 |
4 |
Услуги легкового автомобиля Опель для обслуж-я АУП (гл.инженер) |
1 |
1/9/5 |
1917 |
5 |
Услуги грузопассажирского автомобиля Газ 2705 для обслуж-я цеха №6 по обслуживанию и ремонту энерго и КИПиА оборудования |
1 |
1/11/7 |
3366 |
6 |
Услуги легкового автомобиля для обслуж-я АУП (ТИ) |
1 |
1/9/5 |
1917 |
|
ИТОГО |
6 |
|
14400 |
По результатам запроса котировок, победителем признан <...> в котировочной заявке которого представлены паспорта транспортных средств перечисленных в приложении № 2 Закупочной документации.
Таким образом, установив конкретные требования к маркам и производителю транспортных средств, фактически имеющихся только у <...>, Заказчик — ЛГ МУП «УТВиВ» создал преимущественные условия конкретному участнику закупки <...>
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
С учетом изложенного, Комиссией антимонопольного органа принято решение о переквалификации признаков нарушения, выявленных в действиях ЛГ МУП «УТВиВ», с пунктов 1,4 части 1 статьи 17 на пункты 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными компаниями установлены Законом о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из приведенной нормы следует, что положения пункта 1 части 10 статьи 4 упомянутого закона не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя; заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями.
Вместе с тем, такое законодательное регулирование подлежит толкованию и применению с учетом целей, закрепленных в части 1 статьи 1 Закона о закупках.
В частности, при определении предмета торгов заказчики обязаны действовать, в том числе в целях расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Названной норме корреспондирует требование, закрепленное в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, предъявление требований о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, является прямым нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.
Установив требование о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, Предприятие лишило возможности участия в закупке иных потенциальных участников, создало преимущество для участника закупки <...>, следовательно нарушил и/или могло нарушить законные права и интересы потенциальных участников закупки.
Фактически, Заказчик — ЛГ МУП «УТВиВ» изначально предоставило в аренду транспортные средства участнику закупки — <...> (через должностных лиц), а затем указывает эти же (конкретные) марки транспортных средств в техническом задании открытого запроса ценовых котировок, что позволило принять участие в закупке фактически только <...>
Таким образом, указанное свидетельствует, о наличии между Заказчиком и участником закупки <...> согласованных действий, которые привели к ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установление в документации запроса котировок требования о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, является неправомерным, ограничивающим конкуренцию, а также нарушающим законные права и интересы участников закупки.
Таким образом, в действиях Учреждения, выразившихся в установлении требования о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок, имеющихся у конкретного участника закупки — <...>, выявлены признаки нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Лянторского городского муниципального предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения»(628449, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Лянтор, ул. Магистральная, дом 14) нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении требования о наличии у участников закупки транспортных средств определенных марок.
3. Предписание не выдавать, в связи заключенным между Заказчиком и ИП <...> договором от 25.02.2015 № 14-юр.
4. Передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста-экперта – <...>
6. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>