Решение №02-06-124/2014 Решение по делу № 02-06-124/2014 от 3 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                           г. Ханты-Мансийск

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 января 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

         Третьяков Василий Васильевич – начальник отдела Управления;

Плутаев Александр Анатольевич – заместитель начальника отдела Управления;

в присутствии представителей сторон:

от Заявителя – не явились, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, от Ответчика – <…>, по доверенности;

рассмотрев дело № 02-06-124/2014 по признакам нарушения МУП «Сургутрайторф» (Совхозная ул., д. 33А, п. Белый Яр, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628433) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ООО «Запсибпроминвест» (вх. от 31.03.2014 № 505-о), содержащее информацию о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Сургутрайторф», выраженных в навязывании невыгодных условий договора.

ООО «Запсибпроминвест» оказывает услуги по сбору, вывозу, размещению твердых бытовых отходов (далее – ТБО) населению п.Нижнесортымский Сургутского района.

Пунктом 4.4 договора от 01.01.2014 № 139/ТБ на прием и размещение отходов, заключенного между МУП «Сургутрайторф» и ООО «Запсибпроминвест», определено использование коэффициента уплотнения для расчета объема ТБО, принимаемого МУП «Сургутрайторф» от ООО «Запсибпроминвест».

Таким образом, при приеме ТБО, МУП «Сургутрайторф» предлагает считать не фактический объем мусора, в соответствии с объемом бункера специализированного мусоровоза, установленным заводом-изготовителем и составляющим 22 м3, а использовать коэффициент уплотнения, в результате объем ТБО увеличивается до 57,75м3.

МУП «Сургутрайторф» отказало ООО «Запсибпроминвест» в подписи протокола разногласий и внесения изменений в пункт 4.4 указанного договора в части изменения порядка расчета принимаемых МУП «Сургутрайторф» объемов мусора.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке по захоронению ТБО в границах г.Лянтор Сургутского района, проведенного Ханты-Мансийским УФАС России, установлено доминирующее положение МУП «Сургутрайторф» на соответствующем рынке с долей 100%.

Приказом от 11.07.2012 № 0785 МУП «Сургутрайторф» внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более 35%.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) не допускается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии со статьей 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - Предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В соответствии с частью 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с требованиями статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», МУП «Сургутрайторф» выдано предупреждение от 23.04.2014 № 10 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Срок выполнения предупреждения был установлен до 12.05.2014.

Письмом от 30.04.2014 № 909/1 (вх. от 05.05.2014 № 02-2368) МУП «Сургутрайторф» сообщило о не согласии с предупреждением, считает его незаконным, в связи с чем, просит его отменить, а деятельность МУП «Сургутрайторф», в части применения коэффициента уплотнения ТБО, признать законной.

Таким образом, МУП «Сургутрайторф» отказалось выполнить предупреждение Ханты-Мансийского УФАС России, принять меры для добровольного устранения нарушений антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 8 статьи  391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

         В соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 39, части 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением, в отношении МУП «Сургутрайторф» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 11.06.2014 рассмотрение дела № 02-06-124/2014 назначено на 29.07.2014.

Сторонами представлены пояснения, документы в соответствии с определением.

Определением от 29.07.2014 рассмотрение дела № 02-06-124/2014 приостановлено, в связи с рассмотрением Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа дела № А75-3449/2014, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 10.12.2014 рассмотрение дела № 02-06-124/2014 возобновлено и назначено на 28.01.2015.

Согласно пункту 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункту 5 пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" ценообразование в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию.

Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ признается организацией коммунального комплекса.

Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.

Нормативы на утилизацию твердо-бытовых отходов от населения установлены в кубических метрах в неуплотненном состоянии в соответствии с постановлением главы Сургутского района от 22.07.2008 № 1621 "Об утверждении нормативов на утилизацию твердо-бытовых отходов от населения Сургутского района".

Таким образом, получаемая МУП «Сургутрайторф» плата за оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов не может превышать определенный нормативно-правовыми актами размер.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

Комиссией установлено, что у сторон возникли разногласия по условиям договора по размещению твердых бытовых отходов, связанные с применением МУП «Сургутрайторф» коэффициента уплотнения ТБО.

Пунктом 4.4. Договора предусмотрено: "Учет принимаемых на полигоне отходов ведется в объемных показателях (метрах кубических), определяемых по данным учета (замеров) фактического количества загруженных отходов в транспортное средство в неуплотненном виде. Для транспортных средств с открытым кузовом объем принимаемых к учету отходов равен технологическому объему кузова, указанному в паспорте транспортного средства, не зависимо от степени его наполненности или определяется путем замеров размеров кузова с последующим вычислением его объема. Для специализированных мусоровозов, оборудованных прессом для уплотнения отходов, объем отходов, принимаемых к учету на полигоне, равен количеству загружаемых в мусоровоз контейнеров с отходами умноженные на объем одного контейнера (0,75 метров кубических), с учетом рекомендаций завода-изготовителя транспортного средства, не зависимо от степени заполнения мусоровоза. Стороны совместно произвели замеры и установили следующие объемы принимаемых к учету на полигоне отходов для каждой марки мусоровозов заказчика: мусоровоз КО 440-2 на базе автомобиля КАМАЗ с объемом кузова согласно технического паспорта 57,75 метров кубических. В случае вывоза твердых бытовых отходов другими мусоровозами, заказчик письменно уведомляет об этом исполнителя и согласовывает принимаемый к учету объем кузова".

Заявителем предложен пункт 4.4. Договора "Учет принимаемых на полигоне отходов ведется в объемных показателях (метрах кубических), определяемых по данным для специализированных мусоровозов КО 440-6 на базе автомобиля КАМАЗ с объемом кузова согласно технических характеристик 22 метра кубических".

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что привозимые ООО «Запсибпроминвест» отходы были до такой степени уплотнены последним, что после разгрузки мусоровоза объем твердых бытовых отходов составлял не 22 кубических метра, а 57,75 кубических метров. Из переписки сторон следует, что ООО «Запсибпроминвест» не был согласен с тем, что им доставлялись за один рейс 57,75 кубических метров отходов, а какие-либо акты о фактическом объеме доставленных твердых бытовых отходов сторонами не составлялись.

Доводы МУП «Сургутрайторф» на наличие в мусоровозах толкающей плиты, уплотняющей мусор, как на доказательство уплотнения привозимых твердых бытовых отходов, отклоняется Комиссией как необоснованные. Согласно пояснениям ООО «Запсибпроминвест», им не производилось прессование твердых бытовых отходов, толкающей плитой мусор лишь равномерно распределялся по объему кузова. Доказательства обратного Комиссии не представлено.

Таким образом, при расчетах объема ТБО МУП «Сургутрайторф» применяет не предусмотренный законодательством коэффициент уплотнения.

МУП «Сургутрайторф» представлена копия письма от 15.01.2015 № 18, направленного в адрес ООО «Запсибпроминвест», информирующего о выполнении решения арбитражного суда и исключении из договора от 01.01.2014 № 139/ТБ условий применения коэффициента уплотнения.

Комиссии представлена копия проекта договора от 01.01.2014 № 139/ТБ.

ООО «Запсибпроминвест» представлено ходатайство от 27.01.2015 № 25 о рассмотрении дела в отсутствие Заявителя, просит Комиссию учесть доводы Заявителя, признать МУП «Сургутрайторф» нарушившим антимонопольное законодательство, обязать МУП «Сургутрайторф» изменить систему учета при приеме ТБО.

Согласно пункту 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункту 5 пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" ценообразование в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

Законодательством Российской Федерации не  определено понятие уплотненного или не уплотненного состояния твердых бытовых отходов.

Указанными нормативными актами не предусмотрена возможность дифференцировать тариф исходя из технической характеристики автомобиля с учетом коэффициента уплотнения. Следовательно, тариф установлен за фактически принимаемый объем ТБО. Коэффициент уплотнения является в данном случае дополнительной, не предусмотренной законодательством составляющей тарифа на услуги по утилизации ТБО.

Поскольку условие договора о применении коэффициента уплотнения не предусмотрено нормативно-правовыми актами, определяющими величину платы за размещение 1 м3 ТБО на полигоне, то есть неправомерно включено МУП «Сургутрайторф» в договор, данное положение договора нарушает права организаций, доставляющих ТБО на полигон.

Коэффициент уплотнения влияет только на массу перевозимого груза и не влияет на объем загружаемых в транспортное средство ТБО (объем кузова остается неизменным).

То обстоятельство, что при разгрузке ТБО они принимают не уплотненный вид, также не может служить основанием для применения коэффициента уплотнения.

Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.11.2013 № 108-нп "Об установлении тарифов на услуги утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса" не предусматривает зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон. Из данного приказа также не следует, что кубический метр отходов должен рассчитываться исходя из объема отходов в неуплотненном состоянии.

А включение в договор условия о применении коэффициента уплотнения, нарушающего порядок ценообразования и отказ заключать договор на приём ТБО без указанного условия, свидетельствует о нарушении МУП «Сургутрайторф»  требований пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.02.2012 № 8433/11, применение дополнительно к тарифу, установленному уполномоченным государственным органом, иных платежей, следует рассматривать как нарушение порядка ценообразования.

Правовая позиция антимонопольного органа подтверждена определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2013 № ВАС-8254/13, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № ВАС-18449/13, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.2014 № ВАС-1094/14, от 24 марта 2014 г. № ВАС-3066/14, вступившим в законную силу Решением Арбитражного Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.12.2014 по делу № А75-3449/2014.

В ходе рассмотрения дела Комиссией не выявлены основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что по аналогичной ситуации, связанной с незаконным использованием при расчетах объемов принимаемого ТБО коэффициента уплотнения, в отношении МУП «Сургутрайторф» было возбуждено дело № 02-06-178/2012. По результатам рассмотрения производство по делу в отношении МУП «Сургутрайторф» было прекращено, в связи с добровольным устранением МУП «Сургутрайторф» нарушения антимонопольного законодательства.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 45, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МУП «Сургутрайторф» (Совхозная ул., д. 33А, п. Белый Яр, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628433) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов в географических границах г.Лянтор Сургутского района;
  2. Признать в действиях МУП «Сургутрайторф» (ИНН/КПП 8617020072/861701001), связанных с незаконным применением коэффициента уплотнения (навязыванием контрагентам невыгодных условий договора), нарушением порядка ценообразования, наличие нарушения пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
  3. Выдать МУП «Сургутрайторф» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;
  4. Передать материалы дела № 02-06-124/2014 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя начальника отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства А.А.Плутаева.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

   
   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны