Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 02-06-277/2013 от 25 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 02-06-277/2013

 

            г. Ханты-Мансийск                                                     

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2013 года;

Решение изготовлено в полном объеме 10 января 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

<…> — заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

<…> – начальник отдела Управления;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

 

рассмотрев материалы дела № 02-06-277/2013, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Северречфлот» (далее - ОАО «Северречфлот») (ИНН 8601013506; ул. Бориса Щербины, 1, г. Ханты-Мансийск, Тюменская область, 628001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению доступа к  земельному участку (временным причалам) как  для  судов  со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов,

при участии в заседании комиссии представителей сторон:

от заявителя: Индивидуальный предприниматель <…> извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил;

от ответчика по делу ОАО «Северречфлот»: <…>, по доверенности от <…>;

 

УСТАНОВИЛА:

           

В Ханты-Мансийское УФАС России, поступило заявление (вх. № 1430-о от 13.09.2013) Индивидуального предпринимателя <…> (далее - ИП <…>) на действия Открытого акционерного общества «Северречфлот» (далее - ОАО «Северречфлот»), по вопросу создания препятствий доступу на товарный рынок.

В заявлении ИП <…> указал, что его основная деятельность связана с осуществлением перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. Принадлежащие ИП <…> два судна с паромными баржами осуществляют перевозки на линии пгт. Приобье – пгт. Андра. В основном перевозке подлежит автотехника, доставляющая грузы в г. Белоярский.

В заявлении ИП <…> также указал, что аналогичным видом деятельности занимается ОАО «Северречфлот», которое также осуществляет паромные перевозки по тому же маршруту.

На основании решения комиссии ФБУ «Обь-Иртышводпуть» от 26.10.2012 № 6454 ИП <…> предоставлен во временное пользование участок береговой полосы на 899,4-899,35 км. от устья реки Обь, правый берег для погрузки-выгрузки автотехники.

В заявлении ИП <…>  указывает на то, что ОАО «Северречфлот» ограничивает доступ и движение транспортных средств, доставляемых судами ИП <…> до п. Андра, после выгрузки с парома, до дороги общего пользования, по территории земельного участка, находящегося на правах аренды у ОАО «Северречфлот».

ИП <…> обратился в адрес ОАО «Северречфлот» с письмом от 31.08.2012 № 177, в котором просил рассмотреть варианты проезда автотехники к месту следования на платной основе или оформление сервитута.

В своем ответе от 03.09.2012 № 1021 ОАО «Северречфлот» сообщило ИП <…>, что подход паромов сторонних организаций будет осуществляться на платной основе, со стоимостью 12000 рублей за разовый подход.

Посчитав, что установление платы за разовые подходы к согласованному ИП <…> временному причалу нарушает его права, ИП <…> вновь обратился с письмом в адрес ОАО «Северречфлот», в котором указывал на неправомерность ограничения доступа к береговой линии и незаконность установления платы за подход к берегу для погрузки и выгрузки.

В ответ, письмом ОАО «Северречфлот» от 14.09.2012 № 1048 в адрес ИП <…> было сообщено о прекращении доступа к береговой полосе на 899,7 км. От устья р. Оби без получения от ОАО «Северречфлот» разрешения на подход, а также на земельный участок, переданный Обществу на основании договора аренды от 06.02.2012 № 35.

В навигацию 2013 года, с 03.09.2013, конфликтная ситуация возникла вновь, после начала работы теплоходов ИП <…> на линии пгт. Андра – пгт. Приобье.

Как указывает ИП <…>, с владельцев автомобилей, приезжавших из г. Белоярский для погрузки на паром в районе шлагбаума, которым ограничивался въезд на берег взимали плату за проезд к парому.

Также, как указывает ИП <…>, перед местом погрузки-выгрузки экскаватором была выкопана траншея глубиной 1-1,5 м. и шириной 1,-2 м. на расстоянии 19 м от уреза воды, препятствовавшая движению автотранспорта.

ИП <…> указывает, что в настоящее время он лишен возможности осуществлять свою основную предпринимательскую деятельность и выполнять свои обязательства перед контрагентами.

Таким образом,  в действиях ОАО «Северречфлот» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В действиях ОАО «Северречфлот» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Северречфлот» доминирующим положением на рынке оказания услуг по предоставлению доступа к  земельному участку (временным причалам) как  для  судов  со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов.

 

Приказом от 25.10.2013 № 1329 в отношении ОАО «Северречфлот» возбуждено дело № 02-06-277/2013 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 25.10.2013 к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечен Индивидуальный предприниматель <…> (<…>).

Определением от 25.10.2013 рассмотрение дела назначено на 28.11.2013, у ответчика по делу ОАО «Северречфлот» затребованы документы, информация необходимая для полного и всестороннего рассмотрения дела по существу нарушения.

Определением от 28.11.2013 рассмотрение дела отложено на 19.12.2013 в связи с необходимостью запроса дополнительных материалов, документов.

Рассмотрение дела №02-06-277/2013 о нарушении антимонопольного законодательства состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела были рассмотрены письменные и заслушаны устные пояснения ОАО «Северречфлот» по существу рассматриваемого дела, согласно которых в действиях ОАО «Северречфлот» отсутствуют признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

 

Изучив материалы дела, изучив доводы и письменные пояснения лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

Согласно пункту 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

Согласно пункту 2 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

Решением ФБУ «Обь-Иртышводпуть» от 30.10.2012 № 6456 ОАО «Северречфлот» согласован временный причал для погрузки-выгрузки автотехники на паром в границах 899,7-899,5 км. от устья реки Обь, правый берег.

На основании договора аренды № 35 от 06.02.2013 ОАО «Северречфлот» владеет (пользуется) земельным участком с кадастровым номером 86:07:0103007:787, общей площадью 50000 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пгт. Андра, район береговой полосы р. Обь, с разрешенным использованием под причал для погрузки и выгрузки грузов, сроком на 49 лет.

Согласно представленных в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от ОАО «Северречфлот» пояснений от 24.09.2013 № 929 следует, что по вышеуказанному договору ОАО «Северречфлот» производит арендную плату. Также за счет средств ОАО «Северречфлот» были произведены работы по благоустройству, преданного в аренду земельного участка.

 

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Из приведенной нормы следует, что спорные объекты должны обеспечивать безопасность подхода и стоянки судов, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Из абзаца 12 статьи 3 приведенной нормы права следует, что порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства для определения массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.

Согласно статье 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.

При этом согласно части 3 указанной статьи размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.

 

Согласно представленной ОАО «Северречфлот» информации, тарифы ОАО «Северречфлот» на подход к причалу п. Андра в 20134 году составляют 4000 рублей (с паромом), 2000 рублей (с баржей), 500 рублей (корпусом), 1000 рублей (самоходное судно).

Тарифы ОАО «Северречфлот» на проезд по территории причала п. Андра в 2013 году составляют от 110 рублей до 275 рублей, в зависимости от типа автомобильного транспорта.

Таким образом, условия и размер оплаты (12000 рублей) предложенные ОАО «Северречфлот» в адрес ИП <…> письмом от 03.09.2012 № 1021 не соответствовали действующим, в настоящее время, тарифам и кратно их превышали.

К тому же, исходя из имеющихся в материалах дела документов, следует что ИП <…> не нуждался в услугах ОАО «Северречфлот» по разовому подходу к причалу (временному причалу) п. Андра, так как имел основания на подход к собственному временному причалу.

ИП <…> обращался к ОАО «Северречфлот» с вопросом об возмездном урегулировании отношений по проезду автотехники по территории земельного участка, принадлежащего ОАО «Северречфлот».

 

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующем положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее  такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

С учетом сложившейся ситуации и специфики рынка услуг по проезду по территории причала п. Андра, географические границы товарного рынка были определены как соответствующие границам земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103007:787, общей площадью 50000 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пгт. Андра, район береговой полосы р. Обь.

Следует отметить, что существует технологический барьер, который ограничивает возможность покупателей приобрести данную услугу у любого хозяйствующего субъекта, оказывающего соответствующие услуги. Таким барьером является использование в ходе технологического процесса земельного участка, привязанного к конкретной территории (участку береговой полосы). Данное обстоятельство не позволяет в случае необходимости отказаться от услуг одного продавца услуги и обратиться к другому. Т.е., покупатель имеет реальную возможность приобрести данную услугу только у одного продавца, по существующему земельному участку.

Следовательно, ОАО «Северречфлот», являясь законным владельцем (арендатором) земельного участка, является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим доступ к данному земельному участку (проезд по нему).

Таким образом, положение ОАО «Северречфлот» на рынке услуг по проезду по территории причала п. Андра, в географических границах земельного участка с кадастровым номером 86:07:0103007:787, общей площадью 50000 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, пгт. Андра, район береговой полосы р. Обь, является доминирующим, с долей 100 процентов.

Также, согласно  статье 3  Кодекса  внутреннего  водного  транспорта  Российской Федерации, порт (причал), в котором хотя бы  одно  из  юридических  лиц  или  один  из  индивидуальных  предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

На  основании  статьи 4  Федерального  закона  от  17.08.1995  №147-ФЗ  «О естественных  монополиях»  услуги  по  использованию инфраструктуры  внутренних водных путей отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал является устройством, предназначенным для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Для  использования  причалов  по  назначению  потребителю  услуги  по предоставлению  судам  причалов  необходим  доступ к  причалу  как  для  судов  со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов.

Учитывая  изложенное,  комиссией сделан вывод  о  том,  что  ОАО «Северречфлот»  занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению доступа к  земельному участку (временным причалам) как  для  судов  со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов.

 

В свою очередь, в ходе рассмотрения дела, ОАО «Северречфлот» представило следующие письменные пояснения, с приложением подтверждающих документов.

ОАО «Северречфлот» получено Решение комиссии ФБУ «Обь-Иртышводпуть» от 30.10.2012 № 6456 о согласовании временного причала для погрузки-выгрузки автотехники на паром в границах 899,7-899,5 км. от устья реки Обь, правый берег.

ИП <…> в своей жалобе указал на то, что ему предоставлен во временное пользование участок береговой полосы на 899,4-889,35 км. реки Обь правый берег, то есть ниже по течению р.Обь от участка береговой полосы, согласованной ОАО «Северречфлот».

Вместе с тем, исходя из схемы размещения причалов на земельном участке в п.Андра, составленной прорабом Ханты-Мансийского УВПиС, а также Акта от 25.09.2013г. усматривается, что верхняя граница оборудованного съезда для паромов ИП <…> находится на 899,5 км. или на 450 метров ниже нижней кромки нефтеналивного причала СМУ-4, что на 100 метров выше установленных границ, определенных решением ФБУ «Обь-Иртышводпуть» № 6454 от 26.10.2012. Следовательно ИП <…>, нарушая решение уполномоченного органа по согласованию береговой полосы, не на законных основаниях оборудовал причал.

Кроме того, ИП <…> отведена береговая полоса в зоне земель поселений, в нарушение ст. 10 КВВТ РФ, без согласования с администрацией района, что является также нарушением действующего законодательства в части использования внутренних водных путей на территории субъекта Российской Федерации.

Подходя на своем теплоходе к причалу, принадлежащему ОАО «Северречфлот», ИП <…> нарушает права ОАО «Северречфлот» в части пользования согласованной береговой полосой, ведения беспрепятственной хозяйственной деятельности, а также создает угрозу судоходству и нарушает «Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации», утвержденные Приказом Министерства Транспорта РФ № 129 от 14.10.2002 (п.п. 239-249 Правил).

ОАО «Северречфлот» считает доводы ИП <…>, изложенные в жалобе, основаны лишь на его мнении и не подкреплены документально.

 

Со стороны ИП <…> пояснений по поводу утверждений ОАО «Северречфлот» и доказательств в их опровержение, представлено не было.

 

В свою очередь ИП <…> направил в адрес Ханты-Мансийского УФАС России заявление об отказе от заявления о нарушении антимонопольного законодательства от 17.12.2013 №  139, в котором уведомил об отказе от ранее заявленной жалобы и просил производство по делу № 02-06-277/2013 прекратить.

 

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО «Северречфлот» признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении ОАО «Северречфлот» доминирующим положением на рынке оказания услуг по предоставлению доступа к  земельному участку (временным причалам) как  для  судов  со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов, не подтвердились.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30,

 

РЕШИЛА:

 

прекратить производство по делу № 02-06-277/2013 в отношении ОАО «Северречфлот» в связи с неподтверждением признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по предоставлению доступа к  земельному участку (временным причалам) как  для  судов  со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                                          <…>

 

                                                                                                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны