Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 02-27-001/2... от 5 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 02-27-001/2016

 

 «05» апреля 2016 год                                                                                г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

«...»;

Члены комиссии:

«...»;

«...»;

рассмотрев дело № 02-27-001/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения ненадлежащей социальной рекламы, размещенной на календарях, изготовленных по заказу БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста»;

в отсутствии заявителя «...», уведомленной надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела;

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО — Югре, поступило обращение гражданки «...», перенаправленное Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, о ненадлежащей социальной рекламе, размещенной на календарях.  Заявитель сообщил, что Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры изготовлена социальная  реклама, размещенная на календарях, с изображением ребенка и текстом: «Тебя достали? Надо что-то решать? 8-800-2000-122 телефон доверия».

Заявитель сообщает, что визуальное и текстовое содержание календарей несет в себе негативную информацию и может нанести вред психическому здоровью и развитию их несовершеннолетних детей, а так же содержание данных календарей несет в себе суицидально направленную информацию, и может негативно повлиять на отношение детей к родителям.

04 декабря 2015 года данное обращение рассмотрено на Экспертном совете по применению Законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее — Экспертный совет).

Решение Экспертного совета носит рекомендательный характер и представляется в Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО — Югре для принятия решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации.

По результатам оценки данной рекламы члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе единогласно пришли к выводу о наличии признаков нарушения пункта 6 статьи 6 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 13.03.2006                № 38 - ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются, показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Определением о возбуждении дела № 02-27-001/2016 (от 29.01.06.2016 исх. № 02/ОВ-467) рассмотрение дела назначено на 26.02.2016.

26.02.2016 состоялось рассмотрение дела, на котором представители Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры сообщили следующее.

06 июля между БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» и ООО «Сити-Пресс», по результатам электронного аукциона (№ извещения - 87200010215000043) заключен договор №  87200010215000043-0151566-01 на изготовление и поставку полиграфической продукции, подписанный усиленными цифровыми подписями сторон на торговой площадке Сбербанк-АСТ.

В соответствии с договором, заключенным между БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста» и ООО «Сити Пресс» от 06.07.2015 г.              №  87200010215000043-0151566-01 на изготовление и поставку полиграфической продукции для нужд БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста», изготовлены календари, содержащие социальную рекламу с изображением ребенка и текстом: «Тебя достали? Надо что-то решать? 8-800-2000-122 телефон доверия».

В соответствии с условиями договора ООО «Сити-Пресс» изготовил и поставил 7700 экземпляров календарей.

Указанные календари изготавливались во исполнение подпрограммы «Дети Югры» Государственной программы «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2016-2020 годы».

Вместе с тем, антимонопольным органом установлено, что в техническом задании к договору № 87200010215000043-0151566-01, заключенному по результатам аукциона, отсутствует информация о необходимости размещения на календарях текста: «Тебя достали? Надо что-то решать?».

Ответчиком не предоставлен согласованный сторонами макет рекламы, размещенной на календаре.

В качестве ответчика первоначально был привлечен Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, являющийся учредителем БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста».

В связи с установлением, в ходе рассмотрения дела ненадлежащего ответчика, дело в отношении Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры прекращено, возбуждено в отношении БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста».

С учетом вышеизложенного, в действиях Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отсутствуют признаки нарушения пункта 6 статьи 6 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС пришла к выводу о необходимости замены ненадлежащего ответчика.

Таким образом рекламодателем и рекламораспростронителем является БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» (628307, г. Нефтеюганск, мкр.8 А, дом 14, ИНН 8604035843).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных статьями 6 - 9 настоящего Федерального закона.

Следовательно, действия БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» содержат признаки нарушения пункта 6 статьи 6 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Определением об отложении дела № 02-27-001/2016, рассмотрение дела назначено на 30.03.2016, запрошены  необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела документы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение дела.

Представители ответчика считают, что при реализации изготовленных календарей ни поставщиком — ООО «Сити-Пресс», ни заказчиком — БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Веста» нарушений законодательства о рекламе допущено не было, в связи со следующим.

В проекте социальной рекламы, отображенной на календаре, воплощается принцип показа несовершеннолетнего школьника, который столкнулся со стеной непонимания со стороны сверстников  и в данный момент находится в трудной жизненной ситуации. Фоновая картинка календаря подобрана с учетом возрастной категории детей (подростков), наиболее подверженных школьному насилию. Мальчик со школьным рюкзаком на спине стоит один у внешней стороны здания, что указывает на место (школьный двор, придомовая территория), где чаще всего возникает ситуация буллинга (физическое насилие в школе). В ситуации буллинга, ребенок часто остается один на один со своими переживаниями: с одной стороны. Боится рассказать родителям, так как это оценивается как жалоба и в дальнейшем еще больше усложнит отношения в коллективе, с другой стороны не имеет возможности самостоятельно разрешить эту проблему. Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации, и будит нуждаться в помощи и защите в разной степени, в том числе и психологической.

Изображение несовершеннолетнего у стены призвано показать проблемы, с которыми сталкиваются подростки, и исключает побуждение к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью.

Основным позывом социальной рекламы для несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является показ пути выхода из нее и понимание, куда обратится за помощью, что благодаря примененным сленговым выражениям позволяет беспрепятственно считываться из указанного календаря.

Данный принцип понятен большинству несовершеннолетних. Фраза «Тебя достали» была использована по принципу «Соответствие языка рекламного издания его цели».

Перед глазами ребенка изображен номер телефона, где сказано, что по нему могут позвонить дети, подростки и их родители, и совместно со специалистами найти выход из трудной ситуации.

Данная продукция предоставлялась подросткам только после беседы, проведенной специалистами-психологами учреждения, направленной на профилактику насилия среди детей и подростков. В том числе, педагогам, совместно с календарем, были предоставлены материалы для проведения классного часа с презентацией по теме «Чужой среди своих», основная цель которого, профилактика жестокого обращения среди сверстников.

Мероприятия по социальной работе выполнялись БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста» в соответствии с методическими рекомендациями по социальной работе с подростками, специалисты центра прошли специализацию (обучение) по данному направлению деятельности.

Так же представители ответчика ссылаются на заключение Национального Фонда по защите детей от жестокого обращения и экспертов Российской Ассоциации детских телефонов доверия, в котором сказано, что рассматриваемый материал социальной рекламы не содержит признаков нарушения рекламного законодательства.

Комиссии представлено заключение экспертизы Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (вх. от 25.02.2016 № 02-1083). Кроме того, представителями ответчика представлены запрашиваемые определением документы: анализ поступивших обращений на детский телефон доверия по проблеме «Физическое насилие в школе/буллинг», статистический отчет по звонкам на детский телефон доверия за 2015 год.

Как следует из вышеизложенного, наибольшее количество обращений поступило по проблеме «Переживания ребенка по поводу физического насилия в школе/буллинга)».

В 1,2 квартале количество обращений составляет 30 % (34 ребенка) и 29 % (32 ребенка).

В 3 квартале происходит снижение количества обращений до 13 % (9 детей). Это связано с каникулярным периодом в образовательных учреждениях. В данное время проблема школьного буллинга теряет свою актуальность. Кроме этого, во время каникул специалисты не проводят мероприятий по данной теме.

В 4 квартале увеличилось количество обращений до 39 % (52 ребенка), что является результатом проведенных мероприятий.

Кроме того, за период проведенных мероприятий по социальной работе со школьниками, не зафиксировано ни одного случая обращения (за исключением рассмотренного Комиссией заявления «...»), указывающего на негативное восприятие спорной рекламы. Всего в ходе мероприятий распространено 7700 календарей. Таким образом, спорная реклама воспринята негативно в 1 случае (родителем школьника), что составляет 0,01 % респондентов, что говорит о личном субъективном восприятии спорной рекламы в отдельном случае, конкретным человеком, при определенных обстоятельствах, и не может служить оценкой, влияющей на итог рассмотрения ситуации в целом.

Оценив представленные доказательства, изучив доводы сторон, Комиссия пришла к выводу. что в социальной рекламе, изображенной в календарях, изготовленных БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста» отсутствует показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

С учетом изложенного, в действиях БУ ХМАО — Югры «Центр социальной помощи семье и детям  «Веста» отсутствуют признаки нарушения пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел,   возбужденных   по   признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 02-27-001/2016 прекратить.

Председатель Комиссии                                                                                    «...»

Члены комиссии                                                                                                  «..»

                                                                                                                                                                                                                                 «...»

Связанные организации

Связанные организации не указаны